Ликвидация акционерных обществ: современное состояние института и перспективы его развития

Г.Л. Рубеко
Юристъ - Правоведъ
№4 (71) 2015

В статье анализируются особенности проведения ликвидации в акционерных обществах и особенности ее правового регулирования. Рассматриваются формы ликвидации, дана характеристика правового статуса ликвидационной комиссии. Вносятся предложения по совершенствованию законодательства в данной сфере.

Ликвидация представляет собой завершающий этап деятельности акционерного общества. От ее проведения зависит целый ряд вопросов, связанных с судьбой остающегося имущества, защитой прав и законных интересов кредиторов акционерного общества и т.п. Особенностью современного законодательства является легальное определение ликвидации как в общем акте - Гражданском кодексе Российской Федерации (далее -ГК РФ) применительно ко всем юридическим лицам, так и в Федеральном законе от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее - Закон об АО) применительно к акционерным обществам. В предыдущей редакции п. 1 ст. 61 Гражданского кодекса ликвидация юридического лица определялась как его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Схожая формулировка содержится и в п. 1 ст. 21 Закона об АО, где определяется, что ликвидация общества влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Здесь необходимо отметить, что Закон об АО не был приведен в соответствие с ГК РФ в части указания на возможность правопреемства в случаях, предусмотренных федеральньгми законами. Подобные формулировки не были лишены недостатков [2, с. 64-65]. Следует обратить внимание хотя бы на такой момент, что и при ликвидации в некоторых случаях возникает правопреемство. Правда, в отличие от реорганизации, правопреемство носит не универсальный, а сингулярный характер. И в самом деле, при ликвидации зачастую остается имущество, права на которое могут переходить иным лицам. Также при ликвидации акционерного общества его акционеры имеют право на ликвидационную квоту. В этой связи следует отметить, что Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» [7] определяет, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. Как видно, при подготовке редакции данной статьи были учтены мнения ученых относительно возможности правопреемства при ликвидации.

Принято выделять добровольную и принудительную ликвидацию акционерных обществ. При добровольной ликвидации решение принимается органами данных обществ самостоятельно. Принудительная ликвидация, как правило, осуществляется в судебном порядке по иску компетентных органов государственной власти и органов местного самоуправления. В связи с этим точнее именовать соответствующие формы как внесудебную и судебную. Главным образом, иски в суд предъявляются регистрирующими органами (подразделениями Федеральной налоговой службы) или органами прокуратуры. Основания для предъявления подобных требований установлены в ст. 61 ГК РФ. Они носят общий для всех юридических лиц характер. Для актционерных обществ такими основаниями могут быть допущенные при их создании грубые нарушения закона, есл эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом либо с нарушением Конституции, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. В Законе об АО выделяют специальные основания для судебной ликвидации применительно к акционерным обществам. Речь, в частности, идет о случаях, когда общество не исполнило обязанности, установленные в п. 6, 7 и 11 ст. 35 Закона об АО.

При этом в практике бывают проблемы с точностью заявленных требований. Так, при выявлении нарушений при регистрации юридического лица иногда подается иск о признании регистрации недействительной. В то же время по смыслу ст. 61 ГК РФ в данном случае должно предъявляться требование о принудительной ликвидации юридического лица, если нарушения носят неустранимый характер. Понятно, что именно этот подход позволяет в полной мере защитить интересы кредиторов юридического лица. Предъявление же иска о признании регистрации недействительной никоим образом не решает проблем, касающихся расчетов с кредиторами, «судьбы» имущества юридического лица и т.п. Само юридическое лицо в таком случае как бы «исчезает в небытие», что может быть выгодно исключительно для недобросовестных кредиторов юридического лица.

Решение о ликвидации общества принимает общее собрание акционеров. Одновременно также принимается решение о создании ликвидационной комиссии. Общее собрание акционеров принимает их по предложению совета директоров. Соответствующие решения принимаются квалифицированным большинством (три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров).

Важно обратить внимание на то, что, в отличие от ГК РФ, Закон об АО допускает создание в акционерных обществах только ликвидационной комиссии. Таким образом, в настоящее время назначение ликвидатора в акционерных обществах недопустимо. Однако такой подход в целом нельзя считать правильным. Действительно, в небольших акционерных обществах нецелесообразно создавать ликвидационные комиссии, и потому акционерное общество должно иметь выбор между двумя вариантами органов, осуществляющих ликвидацию, - единоличным и коллегиальным. В связи с этим считаем необходимым внести соответствующие изменения в Закон об АО.

Возникает вопрос о правовом статусе ликвидационной комиссии. Оригинальностью в этом смысле отличаются суждения Д. В. Ломакина, который полагает, что целью деятельностью ликвидационной комиссии является не обеспечение нормального функционирования акционерного общества, а лишь организация и проведение процесса его ликвидации. В связи с тем, что комиссия не осуществляет «нормальных» управленческих и контрольных функций органом управления акционерного общества, он ее не признает. Автор полагает, что ликвидационная комиссия выступает образованием, осуществляющим управленческие полномочия, входящие в компетенцию органов акционерного общества, с целью проведения процесса ликвидации общества [3, с. 108-109].

На наш взгляд, ликвидационную комиссию можно отнести к органам управления акционерных обществ. Об этом свидетельствует содержащееся в п. 3 ст. 21 Закона об АО указание на то, что к ликвидационной комиссии переходят все полномочия по управлению делами общества. В то же время правовой статус ликвидационной комиссии отличается от правового статуса других органов управления обществом.

В отличие от других органов, которые создаются для управления «нормальной» (повседневной) деятельности, ликвидационная комиссия создается лишь для осуществления одной функции - ликвидации общества - и действует только на период осуществления данной функции. Таким образом, ликвидационная комиссия может рассматриваться как временный орган, действующий в период проведения ликвидации акционерного общества [8, с. 90-93]. Мнение о том, что ликвидационная комиссия является органом общества, высказывалось нами в одной из ранних работ [9, с. 4]. В дальнейшем схожие суждения содержались в исследованиях других ученых [6, с. 296; 11, с. 12].

Кроме того, возникает вопрос о соотношении полномочий ликвидационной комиссии и других органов общества. В частности, может даже подниматься вопрос о том, сохраняются ли другие органы общества на момент ликвидации. Несмотря на то, что, как уже указывалось, к ликвидационной комиссии переходят все полномочия по управлению делами общества, отдельные полномочия у органов управления все же остаются. При рассмотрении данной проблемы необходимо обратить внимание на неудачную формулировку соответствующего нормативного положения. Как отмечает А. В. Габов, понятие «управление делами» относится к более ранней исторической эпохе [2, с.149]. В настоящее время термин «ведение дел» при характеристике управления юридическими лицами не используется. Однако, по нашему мнению, употребляя такую дефиницию, законодатель все же имел в виду, что другие органы акционерного общества в основном прекращают полномочия, за исключением некоторых случаев. Так, общее собрание акционеров утверждает промежуточный ликвидащонный баланс и ликвидащонный баланс (п. 4 и 7 ст. 24 Закона об АО). Компетенция ликвидационной комиссии носит ограниченный характер и предполагает решение ряда вопросов, указанных в Законе об АО, связанных с проведением ликвидации. В этой связи представляются противоречивыми рассуждения А. В. Габова о полномочиях ликвидационной комиссии. С одной стороны, он правильно заявляет о том, что полномочия данного органа носят ограниченный характер и направлены на осуществление ликвидации. С этим тезисом также кореллирует его высказывание относительно того, что ликвидируемые юридические лица не должны начинать новые проекты [2, с. 159-1 60]. С другой же стороны, автор утверждает, что, по сути, к ликвидационной комиссии переходят полномочия исполнительных органов юридического лица и при этом его другие органы продолжают свою деятельность [2, с. 150-151 ]. Но дело в том, что применительно к хозяйственным обществам развитая система органов необходима именно для осуществления нормальной хозяйственной деятельности, для которой они и создаются. И, наоборот, при ликвидации нет необходимости в столь сложной системе, т.е. для ее проведения достаточно одного органа. В то же время это отнюдь не отрицает того факта, что зачастую в состав ликвидационной комиссии акционерного общества входят члены его исполнительного органа.

Итак, полномочия ликвидационной комиссии можно свести к следующим вопросам. Она помещает в органах печати, в которых публикуются данные о регистрации юридических лиц, сообщение о ликвидации общества, порядке и сроках для предъявления требований его кредиторами. Срок для предъявления требований кредиторами не может быть менее двух месяцев с даты опубликования сообщения о ликвидации общества.

Что касается сферы трудовых отношений, то согласно п. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица является одним из оснований для прекращения трудового договора по инициативе работодателя. О предстоящем увольнении ликвидационная комиссия уведомляет работников общества персонально и под подпись не менее чем за два месяца до увольнения (ч. 2 ст. 180 Трудового кодекса РФ). При прекращении трудовых отношений ликвидационная комиссия выплачивает увольняемым работникам выходное пособие в размере среднемесячного заработка.

Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также в письменной форме уведомляет кредиторов о ликвидации акционерного общества.

По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого общества, предъявленных кредиторами требованиях, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается общим собранием акционеров.

При наличии необходимых денежных средств осуществляются выплаты кредиторам общества. В случае если имеющихся у ликвидируемого общества денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов общества, ликвидационная комиссия осуществляет продажу иного имущества общества с торгов, за исключением объектов стоимостью не более ста тысяч рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу), для продажи которых проведение торгов не требуется. Новая редакция соответствующего положения отличается от предыдущей. Последняя предусматривала продажу имущества с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебного решения. При этом п. 5 ст. 22 Закона об АО и в настоящее время содержит аналогичное правило. Вполне логично ожидать ее пересмотра при внесении изменений и дополнений в Закон об АО.

Очередность выплат кредиторам ликвидируемого общества денежных сумм установлена Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 64).

При этом следует подчеркнуть, что имеются противоречия между положениями Гражданского кодекса и п. 6 ст. 22 Закона об АО относительно количества очередей и времени начала выплат. Это связано с тем, что в кодексе было изменено число очередей, а указанный пункт закона изменен не был.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, утверждаемый общим собранием акционеров. Оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого общества распределяется ликвидационной комиссией между акционерами. Таким образом, именно при ликвидации общества акционеры могут осуществить одно из своих имущественных прав - право на ликвидационную квоту. Особенностью акционерного общества является то, что права акционеров зависят от категории (типа) принадлежащих им акций. В этой связи Закон об АО устанавливает очередность распределения имущества общества между акционерами.

В первую очередь, осуществляются выплаты по акциям, которые должны быть выкуплены в соответствии со ст. 75 Закона об АО, далее - выплаты начисленных, но не выплаченных дивидендов по привилегированным акциям и по определенной уставом общества ликвидационной стоимости по привилегированным акциям, а затем производится распределение имущества ликвидируемого общества между акционерами - владельцами обыкновенных акций и всех типов привилегированных акций.

Распределение имущества каждой очереди происходит после полного распределения имущества предыщущей очереди. Выплата обществом определенной уставом общества ликвидационной стоимости по привилегированным акциям определенного типа осуществляется при полной выплате определенной уставом общества ликвидационной стоимости по привилегированным акциям предыдущей очереди.

Если имеющегося у общества имущества недостаточно для выплаты начисленных, но не выплаченных дивидендов и определенной уставом общества ликвидационной стоимости всем акционерам - владельцам привилегированных акций одного типа, то имущество распределяется между акционерами - владельцами этого типа привилегированных акций пропорционально количеству принадлежащих им акций данного типа.

На заключительном этапе ликвидационная комиссия подает документы в регистрирующий орган для осуществления государственной регистрации ликвидации общества. Согласно ст. 21 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации ликвидации представляются следующие документы: заявление по форме, установленной Правительством Российской Федерации; ликвидащонный баланс; документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

Решение о государственной регистрации ликвидации общества принимается в течение пяти рабочих дней с момента подачи документов в регистрирующий орган.

Ликвидация общества считается завершенной, а общество - прекратившим существование с момента внесения органом государственной регистрации соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ст. 24 Закона об АО).

Возникает вопрос о пределах полномочий ликвидационной комиссии. Например, вправе ли она совершать сделки, не связанные с осуществлением ликвидации общества. В частности, это напрямую связано с вопросом о том, может ли общество осуществлять в период ликвидации обычную (производственно-хозяйственную) деятельность. На наш взгляд, в целом на данный вопрос следует ответить отрицательно. Отсюда имеет смысл в Законе об АО закрепить право акционеров общества требовать в судебном порядке признания недействительными сделок, которые выходят за пределы деятельности, связанной с ликвидацией общества. Следует отметить, что в ряде зарубежных правопорядков имеется запрет на совершение акционерным обществом сделок, не связанных с ликвидацией (в частности, § 268 германского Закона об акционерных обществах).

Еще одним спорным аспектом является вопрос о том, может ли акционерное общество принять решение о прекращении ликвидации общества. Анализ Закона об АО позволяет отрицательно ответить на данный вопрос. В пп. 3 п. 1 ст. 48 Закона об АО четко указано, что к компетенции общего собрания акционеров относится принятие решения о ликвидации общества, назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационного баланса. Как видно, здесь речь не идет о возможности принятия решения о прекращении ликвидации.

В этом плане необходимо подчеркнуть, что компетенция общего собрания акционеров исчерпывающим образом определена в Законе об АО и не может быть дополнена уставом общества [10, с. 58]. Никакой другой орган, кроме общего собрания акционеров, решения о прекращении ликвидации принять не может.

В то же время, с нашей точки зрения, существующее в настоящее время положение нельзя считать приемлемым - общество должно иметь возможность принять решение о прекращении ликвидации. В связи с этим необходимо дополнить Закон об АО положением, допускающим возможность принятия общим собранием акционеров решения о прекращении ликвидации. При этом такое решение должно приниматься с учетом прав и интересов третьих лиц, которые могут быть затронуты.

Хотелось бы отметить, что налоговые органы и сегодня допускают возможность подачи заявления о прекращении ликвидации [5]. Однако считаем, что такая позиция не основана на законе.

Также спорным представляется вопрос о том, можно ли в судебном порядке признать решение о ликвидации акционерного общества недействительным и какие это повлечет за собой последствия. Ряд ученых не допускают такой возможности [1, с.16]. В то же время мы присоединяемся к специалистам, придерживающимся противоположного мнения [4, с. 27]. И в самом деле, решение о ликвидации акционерного общества принимается общим собранием акционеров, которое в установленном Гражданским кодексом и Законом об АО порядке может быть признано недействительным.

Ликвидационная комиссия является коллегиальным органом, состоящим из нескольких лиц. Для коллегиальных органов характерно, что решение принимается большинством голосов. Поэтому целесообразно назначать в ее состав нечетное число членов. Каких-либо требований к лицам, которые могут входить в состав ликвидационной комиссии, в законе не предусмотрено. Как правило, в нее входят члены коллегиального исполнительного органа и главный бухгалтер общества. Председателем же комиссии зачастую является единоличный исполнительный орган общества. Законом об АО лишь установлено, что в случае когда акционером ликвидируемого общества является государство или муниципальное образование, в состав ликвидационной комиссии включаются представитель соответствующего комитета по управлению имуществом или фонда имущества, или соответствующего органа местного самоуправления. Законодательно не определены периодичность и порядок созыва заседаний ликвидационной комиссии. В принципе, эти вопросы могут быть самостоятельно решены данным органом. В акционерных обществах с большим количеством акционеров и работников, сложной структурой договорных связей целесообразно утвердить Положение о ликвидационной комиссии, в котором должны быть урегулированы вопросы порядка созыва заседаний комиссии, инициаторов, периодичности проведения заседаний, а также порядка принятия и оформления решений.

Таким образом, процедура проведения ликвидации акционерных обществ в настоящее время достаточно детально урегулирована как в Гражданском кодексе, так и в Законе об АО. Однако в связи с принятием в кодексе новой редакции норм о ликвидации потребуется внесение изменений и в федеральный закон.

Литература

1. Вольнов А., Фролова Л. Ликвидация юридических лиц // Российская юстиция. 1998. № 12.

2. Габов А.В. Ликвидация юридических лиц. История развития института в российском праве, современные проблемы и перспективы. М., 2011.

3. Ломакин Д.В. Очерки теории акционерного права и практики применения акционерного законодательства. М., 2005.

4. Муртазалиев З.И. Недействительность актов государственной регистрации юридических лиц // Арбитражная практика. 2003. № 7.

5. Письмо ФНС «О государственной регистрации в связи с ликвидацией юридических лиц» // Нормативные акты для бухгалтера. 2005. № 13. 28 июня.

6. Поваров Ю.С. Акционерное право: учебник. М., 2009.

7. Российская газета. 201 4. 7 мая.

8. Рубеко Г.Л. Акционерное право: учебное пособие. М., 2012.

9. Рубеко Г.Л. Правовой статус органов управления акционерных обществ: автореф. дис.... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2004.

10. Рубеко Г.Л. Правовой статус органов управления акционерных обществ. М., 2007.

11. Сумской Д.А. Концепция органа юридического лица в теории гражданского права: автореф. дис.. д-ра юрид. наук. М., 2007.

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ