К вопросу о типе экономики и методах её управления

Пяткин В.В.
Доцент кафедры Прикладной и бизнес информатики,
кандидат экономических наук.
Институт комплексной безопасности и специального приборостроения
Московского технологического университета, г. Москва
Актуальные вопросы экономических наук
№57 2017

Статья посвящена проблемам российской экономики и возможным методам её управления, рассматриваются вопросы применения методов планирования и их место в современных условиях.

Развитие экономики России в последние годы, а точнее отсутствие оного всё более настойчиво заставляет вновь вернуться к дискуссии на концептуальном уровне о методах управления экономическими процессами. На протяжении последних пяти лет в экономике России отсутствует экономический рост, а небольшой рост, который наблюдался до этого - в 2011 и 2010 году, очевидно, обусловлен благоприятной ценовой конъюнктурой на внешних товарно-сырьевых рынках. До этого наблюдался острый кризис 2008-2009 годов. То есть экономическая стагнация длится в России длится почти что десять лет! В этой ситуации, очевидно, что для развития экономики недостаточно проводимых косметических изменений политики ведущейся с начала 90-х годов или реализации отдельных целевых программ развития (в рамках отдельной отрасли или региона). Очевидно, что нужна кардинально иная политика направленная на вовлечение в экономику как можно большего количества не используемых в данный момент ресурсов. И если это факт не вызывает возражений у независимых и непредвзятых специалистов, то вот вопрос о характере этой политики, её основных постулатах вызывает острые споры. Целый ряд влиятельных и авторитетных специалистов продолжают настаивать на продолжении либеральных реформ. На углублении той политики, которая проводилась в стране с начала 90-х годов. Требуют, если можно так выразится, «больше рынка», а в качестве аргументов используют в основном критику советской экономической модели, противопоставляя «советскую плановую» экономику «рыночной западной». Для того, что бы разобраться в справедливости такой аргументации и нащупать пути эффективного развития экономики страны необходимо чётко понимать предмет спора, а для того необходимо прояснить смысл базовых понятий которыми оперируют специалисты. И здесь придётся начать с таких, казалось - бы, общеизвестных понятий, как «экономика», «рынок», «план» так как именно на этом понятийном уровне и происходит непонимание и некоторое размывание смыслов. Рассмотрим эти определения.

Экономика, имеет несколько смысловых значений - 1) хозяйство какой-либо страны или его часть; 2) совокупность производственно-хозяйственных отношений; 3) наука о 1 и 2.

Слово «Экономика» происходит от греческого (эко - дом...), то есть если переводить дословно «Экономика» - наука о ведении домашнего хозяйства (а учитывая образ жизни древних греков - хозяйства полиса).

При этом уже Аристотель в IV в до нашей эры подчёркивал различие между Экономикой (разумной и правильной деятельностью, имеющей направленной на приобретение и создание благ для семьи и государства) и хрематистикой (неправедной деятельностью, имеющей целью приобретение и накопление богатства) [1]. Между тем современная экономика - это сложная управляемая и управляющая подсистема общества и государства. У неё, как у хозяйственно-экономической системы, есть общесистемные свойства и функции, а также подсистемы, и соответствующие им функции. К числу последних обычно относят производство, распределение, обмен, потребление.

Экономика любой страны функционирует как самостоятельная, большая система, которая включает много разных видов деятельности. И каждое ее звено - компонент системы - может существовать только потому, что получает что-либо от других звеньев, то есть находится с ними во взаимосвязи и взаимозависимости.

Управление функционированием вышеописанных систем может осуществляться различными способами. В этой связи в науке выделяют два основных подхода к управлению экономикой плановый и рыночный.

Начнём с рыночного подхода и рассмотрим определение рынка. Как и многие другие слова, слово рынок имеет несколько смысловых значений. Рассмотрим для начала определение рынка из советской энциклопедии, а затем из современных источников.

Рынок - это сфера товарного обмена; в политико-экономическом значении - предложение и спрос на товары в масштабе мирового хозяйства (мировой внешний рынок), страны (национальный внутренний рынок) и её отдельного района (местный рынок). Рынком также называют определенное место, где происходит торговля [2].

Рынок - это совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями. Обмен обычно происходит на добровольной основе в форме эквивалентного обмена товара на деньги (торговля) или товара на товар (бартер). При свободном доступе на рынок, как производителей, так и потребителей, обмен происходит в условиях конкуренции [3]. Рынок в экономической теории - это совокупность экономических отношений между субъектами рынка по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции [3].

А теперь рассмотрим определения плана. План в экономике, программа деятельности хозяйствующих субъектов, отдельных звеньев системы управления. Различают внутрипроизводственный (внутрифирменный) план, народнохозяйственный (общегосударственный) план, региональные и отраслевые планы; текущие (до 1 года) и перспективные планы.

Планирование - это упорядоченный, основанный на обработке информации процесс по разработке проекта, в котором определены параметры для достижения целей в будущем [4]. Результатом планирования является план или система планов. В соответствии с указанной характеристикой планирования можно дать следующее понятие плана: План - это результат планирования, в котором сформулированы цели, стратегические подходы и основные параметры для достижения целей в будущем [4].

План народнохозяйственный - система взаимосвязанных, направленных на достижение единой цели плановых заданий, определяющих порядок, сроки и последовательность осуществления программ работ или отдельных мероприятий; гос. документ имеющий силу закона, обязательный для выполнения во всех звеньях народного хозяйства [2].

Плановая экономика - это экономика, при которой материальные ресурсы составляют в основном государственную собственность, а направление и координация экономической деятельности осуществляются посредством централизованного планирования, управления и контроля.

Отсюда с очевидностью следует нетождественность плановой экономики социалистической, а рыночной капиталистической.

Известны примеры планирования на национальном уровне при капиталистической экономике. Например, организация экономики в фашисткой Германии предполагала планирования (В фашисткой Германии планирование осуществлялось на основе т.н. «четырёхлетних планов» [5]), но это не отменяло его капиталистический характер - право частной собственности на средства производства, эксплуатацию наёмного труда, присвоение капиталистом прибавочной стоимости и т.п.

Конечно, как плановая, так и рыночная экономики имеют множество различных подвидов и вариаций. Рынок может быть рынком покупателя или продавца, монопольным или конкурентным рынком. Кстати это качество -конкуренцию обычно рассматривают как однозначное благо, не учитывая её издержки, то есть, не рассматривая это явление в полном объёме. А оно возможно только при наличии субъектов конкуренции, а значит при определённом избытке ресурсов, то есть предполагает их некоторый перерасход (который конечно стремятся минимизировать теми иными методами). Планы различают по времени и целям и методам, планирование может быть директивным, рамочным или индикативным, а саму плановую экономику могут подразделять на демократическую и командную. Демократическая плановая экономика предполагает как общественную, так и частную собственность на экономические ресурсы, однако господствующей формой остается общественная собственность. Планирование носит общий, а не детальный характер. Выполнение планов обязательно лишь для государственных предприятий. Для остальных участников экономики планы носят рекомендательный характер. Командная плановая экономика представляет более жесткую модель, характерную для бывшего СССР, а также для ряда стран Восточной Европы и Азии. Она основана на государственной собственности на экономические ресурсы. Частная собственность почти полностью исключается. Планирование охватывает все сферы экономической деятельности, а выполнение плана обязательно для всех [6].

Следуя формальным определениям Плана и Рынка рыночной экономике плановая, тоже противостоит далеко не всегда (а именно на якобы имеющем место таком противостоянии основываются многие неолиберальные экономические модели). Возможность сосуществования плана и рынка может быть проиллюстрирована является наличие смешанного типа экономики, к которому и относится экономика большинства современных развитых государств. Наиболее ярким примером здесь может быть опыт экономической политики Франции который заключался в использовании управлении экономикой государственных планов - программ (см. например [5]).

В условиях командной экономики управление всеми предприятиями осуществляется из единого центра, то есть планирование носит директивный характер. Субъекты экономики ограничены в принятии экономических решений, в том числе не имеют возможности самостоятельного установления экономических связей, определения номенклатуры объёмов и установления цен на выпускаемую продукцию. Возвращаясь к актуальному вопросу о выборе экономической политики в сегодняшней экономической ситуации, следует отметить что резкий возврат к директивному планированию и командно-административным методам управления практически невозможен. Подобное развитие экономики в СССР привело к тому к концу 80-х годов нормировалось более десяти тысяч номенклатурных позиций [7]. Нет ни условий, ни государственных структур способных это реализовывать (госплана госснаба и т.п.). Но и регулирование экономики только финансово-налоговыми методами тоже уже показало свою недостаточную эффективность -ни объём, ни структура экономики по большому счёту в лучшую сторону так и не изменились. Нет ни роста экономики (а если и есть, то только за счёт роста цен экспортёров) ни увеличения её высокотехнологичности.

На мой взгляд вполне возможно использовать определённые методы планирования и меры государственного регулирования в вопросах финансирования и кредитования реального сектора. То есть создать систему государственного кредитного обеспечения производителей взаимосвязанную с обеспечением сырьём и сбытом. То есть систему выдачи целевых кредитов не только под проценты гарантии обеспечения, но обязывающие использовать выделенные финансы по целевому назначению. (Например перестали делать металлообрабатывающие станки, невыгодно - вот вам льготный кредит под это и производство наладилось. Но это очень грубо) Сами по себе такие кредиты не есть нечто новое. Они практикуются и в Европе и в нашей стране, но взаимоувязав их с нуждами экономики и требованиями государства, можно в результате получить систему наподобие Госплана и Госснаба СССР только уже на более современном уровне.

Бесспорно одно: какой бы метод управления экономикой не был бы избран и к какому типу её бы формально не отнесли - к рыночной, плановой или смешанной, всё равно для её эффективного функционирования финансовая сфера должна соответствовать требованиям реального сектора, а не работать в отрыве от него или вообще обслуживать интересы узких элитных групп, как это зачастую бывало в нашей новейшей истории (вспомним хотя -бы политику Центробанка в 1995-1998 годах - так называемый валютный коридор, дефолт и последовавший обвал курса рубля). А, следовательно, необходима коренная реформа банковской системы и прежде всего Центрального банка направленная на его интеграцию в будущую систему управления экономикой в качестве одного из основных её элементов.

Список литературы:

1. Цитируется по: Экономическая война / Ю.В. Бялый. - М.: МОФ ЭТЦ, 2013. - 368 с.: ил.

2. Цитируется по: Советский энциклопедический словарь / Научно редакционный совет: А.М. Прохоров (пред.). - М.: «Советская Энциклопедия», 1981. - 1600 с.: ил.

3. http://forexaw.eom/TERMs/Exchange_Economy/International_Exchange/l114_%D0%A0%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%BA_Market_%D1%8D%D1%82%D0%BE.

4. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга. Пер. с нем. - М.: «Финансы и статистика», 1997. - 800 с.

5. История Второй Мировой Войны. 1939-1945. Том 2. - М.: Военное издательство министерства обороны СССР, 1974. - Цитируется по: http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000167/st029.shtml.

6. Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А., Амосова В.В. Экономическая теория. - СПб., 2003. - 480 с.

7. Радионов Р.А., Радионов А.Р. Управление сбытовыми запасами и оборотными средствами предприятия. - М.: Дело и Сервис, 1999.

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ