Рентабельность – показатель, характеризующий степень выгодности, доходности или прибыльности деятельности организации. Он соотносит прибыль с затратами или ресурсами. Показатель рентабельности позволяет оценить, какую прибыль приносить организация с каждого единицы вложенных средств.
Рентабельность - универсальный показатель поскольку он позволяет рассчитать эффективность любых затрат, от которых можно численно определить прибыль. По сути это деление прибыли на затраты. Часто значение показателя выражают в процентах.
В экономике и финансовом анализе этот показатель используется очень широко. Поскольку основная цель любой организации - получение прибыли, то собственников бизнеса в первую очередь интересует возможный доход от их финансовых вложений. Поэтому при принятии важных решений они в первую очередь ориентируются на величину вероятной рентабельности.
Часто используют такие показатели рентабельности:
Общая формула расчета показателя
Р = | П | *100% |
З |
где П - прибыль, З - затраты.
В реальной деятельности предприятия итоговая прибыль рассчитывается в конце временного периода, в котором она формировалась. При этом уровень затрат за это время мог изменятся. Например на первоначальном этапе затраты могли быть маленькими, а к концу значительно увеличится. Поэтому для расчета рентабельности часто используют средние затраты за период.
Поэтому общая формула показателя - Рентабельность часто используется в таком виде
Р = | П | * 100% |
0.5 * (Знач + Зкон) |
где П - прибыль, Знач и Зкон - затраты в начале и конце периода формирования прибыли.
Численная величина показателя не имеет общепринятых нормативных значений даже для своих разновидностей. Целевая величина показателя сильно зависит от конкретных условий реализации проекта или работы организации. В целом любая эффективная деятельность должна характеризоваться положительным значение показателя. Однако на практике итоговая рентабельность может быть нулевой или принимать отрицательные значения. Например если результаты деятельности оказались убыточными. Даже успешные организации могут получать отрицательную рентабельность в определенных проектах или в некоторые временные периоды, поскольку потери могут быть многократно покрыты другими доходами или в другое время.