Коммерческая тайна и меры по ее защите

Давыдова О.Н
студент-магистрант,
кафедра управления правоохранительной деятельности,
Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики,
г. Санкт-Петербург
Вестник науки и образования
№6 (42) 2018

Аннотация: в данной статье проводится анализ понятия коммерческой тайны, определены условия наступления ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну организации, способных нанести ей ущерб. Описаны обязательные меры, направленные на установление и поддержание режима коммерческой тайны. Разработан ряд мероприятий, которые помогут защитить коммерческую информацию от кражи, хищения, фальсификации, утечки, передачи конкурентам.

Трансформация труда, появление товарного рынка, и последующая за ней конкуренция, требующая от производителей превосходства над фирмой-конкурентом, повлекли за собой потребность сохранения информации, обладающей особой важностью. В связи с ростом конкуренции на экономическом рынке организации предпринимают любые шаги, для того чтобы завладеть информацией, являющейся коммерческой тайной сторонних предприятий. Сложно представить преуспевающую экономическую систему, у которой бы не была развита система информационных связей, а также их активной эксплуатации как потребителями, так и производителями. С одной стороны, обмен информацией стал значительно проще, с другой -увеличивается риск раскрытия тайной информации.

Согласно Федеральному закону «О коммерческой тайне» № 98-ФЗ от 29.07.2004 к информации, представляющей из себя коммерческую тайну, относятся «сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны» [1].

Коммерческую тайну можно определить, как совокупность конфиденциальных данных не являющихся государственной тайной, представляющих из себя определенную долю ценности для субъекта предпринимательства, при разглашении которых велика вероятность нанесения ущерба организации.

Исходя из вышеупомянутого определения коммерческой тайны следует, что одним из основных признаков, характеризующих информацию, как производственный секрет, является деятельность, направленная на обеспечение конфиденциальности данных сведений.

Стоит отметить, что предусмотренная законодательством ответственность может наступить только при соблюдении данного условия. Иначе, сведения о производстве, технологиях, разработках, финансовом положении, разглашение которых нанесет ущерб организации, не подпадут под правовую защиту государства.

К обязательным мерам, направленным на установление режима коммерческой тайны относятся:

  • Определение перечня информации, составляющего коммерческую тайну;
  • Ограничение доступа к такому виду информации, способом утверждения индивидуального порядка ее использования, а также установление контроля за соблюдением данного режима;
  • Ведение журнала лиц, которыми был получен доступ к секретной информации;
  • Определение важности коммерческой информации для предприятия;
  • Обязательное подписание соглашения о неразглашении коммерческой информации при приеме сотрудника в штат организации;
  • Все материальные носители информации в обязательном порядке помечаются грифом «Коммерческая тайна» с указанием владельца данного вида информации [3].

В статье 6 Федерального закона «О коммерческой тайне» указано, что «по мотивированному требованию органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления организация предоставляет им на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну. Мотивированное требование должно быть подписано уполномоченным должностным лицом, содержать указание цели и правового основания затребования информации, составляющей коммерческую тайну, и срок предоставления этой информации, если иное не установлено федеральными законами» [2].

Для того чтобы защитить информацию от кражи, хищения, фальсификации, утечки, передачи конкурентам необходимо:

  • Создать типизированное делопроизводство, отличающееся особым способом для хранения, передачи, а также доступа к документам, составляющим коммерческую тайну. Материальные и цифровые носители секретной информации помечаются по установленным правилам.
  • Составить список администраторов, компетенция которых позволяет разграничивать доступ к информации, связанной с коммерческой тайной;
  • Ограничить группы лиц с возможностью доступа к информации, находящейся под защитой;
  • Формировать общий порядок получения конфиденциальных сведений;
  • Исполнять условия, позволяющие сохранить коммерческую тайну на всех этапах деятельности организации.
  • Обеспечить сохранность данных при проведении деловых переговоров, внутренних совещаний, прелиминарии, заключении договоров, использовании технических средств по работе с информацией;
  • Обеспечить взаимодействие нормативного характера с представителями государственных структур, уполномоченных на осуществление контрольных проверок;
  • Использовать предохранительные меры, а именно, наличие внутреннего и внешнего охранного поста;
  • Проводить ликбез сотрудников, деятельность которых связана с коммерческой тайной, о правилах информационной безопасности.

Данное исследование позволяет сделать вывод, что секретные данные фирмы - это одно из средств, способствующее достижению экономических целей, спрос на которое носит возрастающий характер. Таким образом при соблюдении мер, рассмотренных в данной работе, сведения организации, относящиеся к коммерческой информации, не попадут к фирмами-конкурентам и не причинят ущерб.

Список литературы

1. Федеральный закон «О коммерческой тайне» № 98-ФЗ от 29.07.2004. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48699/ (дата обращения: 24.05.2018).

2. Колебошин Г.М. Особенности охраны конфиденциальной информации, составляющей секрет производства.: Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук, канд. юр. наук, Москва, 2007. 16 с.

3. Смирнова В. Положение о коммерческой тайне: все, что нужно знать работодателю, 2017. № 21. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://kontur.ru/articles/4838/ (дата обращения: 24.05.2018).

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ