Инновация

Инновация - это новшество в области техники, технологии, компании труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, обеспечивающее качественное повышение эффективности производственной системы или качества продукции.

Управление инновациями

Управление инновациями основано на:

  • экстраполяции, при которой предполагается развитие на перспективу таких же тенденций, что и в прошлом периоде;
  • составлении текущих и инвестиционных бюджетов, долгосрочное планирование;
  • разработке принципиально новых стратегий, которое применяется в том случае, когда становятся очевидными новые тенденции развития и требуется принятие новых принципов управления (стилей, методов и форм организации и техники управления);
  • принятии оперативных решений, применяемых при возникновении непредвиденных обстоятельств и тенденций развития.

Для целей управления инновациями разрабатываются так называемые сценарии будущего, содержащие согласованные и логически взаимосвязанные предположения и описания путей развития стратегического инновационного процесса с учетом влияния глобальных факторов внешней среды. Для анализа потенциала инновационного предприятия используются:

  • портфельные матрицы,
  • сканирование,
  • форкастинг,
  • бенчмаркинг,
  • эссесмент,
  • модель взаимосвязи стратегических факторов успеха и др.

Наиболее полную классификацию инноваций разработал известный российский ученый А.И. Пригожин на основе следующих признаков:

  • распространенность;
  • место в производственном процессе;
  • преемственность;
  • ожидаемый охват доли рынка;
  • степень новизны и инновационный потенциал.

Классификация инноваций - схема

Внутри каждой из пяти групп он предложил следующее подразделение:

Виды инноваций по распространенности:

  • единичные;
  • диффузные;

Виды инноваций по месту в производственном цикле:

  • сырьевые;
  • обеспечивающие (связывающие);
  • продуктовые;

Виды инноваций по преемственности:

  • замещающие;
  • отменяющие;
  • возвратные;
  • открывающие;
  • ретровведения.

Виды инноваций по ожидаемому охвату доли рынка:

  • локальные;
  • системные;
  • стратегические.

По степени новизны и инновационному потенциалу, выделяют инновации:

  • радикальные;
  • комбинаторные;
  • совершенствующие.

По степени новизны для рынка инновации делятся также на:

  • новые для отрасли в мире;
  • новые для отрасли в стране;
  • новые для данного предприятия (группы предприятий).

Кроме того, классифицировать инновации можно:

  • по степени воздействия на экономику;
  • по уровню воздействия на процесс производства;
  • по уровню воздействия на факторы производства;
  • по области применения;
  • по причинам возникновения;
  • по характеру удовлетворяемых потребностей.

Виды инноваций по уровню воздействия на экономику:

  • базовые;
  • улучшающие;
  • псевдоинновации.

Базовые основаны на научных открытиях и крупных изобретениях новых поколений техники и технологии; их накопление приводит к новому технологическому уровню.

Улучшающие инновации способствуют диффузии, растворению базовых инноваций;

Псевдоинновации - к сожалению, наиболее распространенные; позволяют путем незначительного совершенствования базовых и улучшающих инноваций достигнуть максимальной их эффективности. При этом расширяются рынок сбыта и сфера использования инноваций.

Виды инноваций по уровню воздействия на процесс производства:

  • расширяющие;
  • заменяющие;
  • улучшающие.

Расширяющие инновации направлены на использование принципов и методов базовых инноваций в других экономических областях;

Замещающие инновации предназначены для производства операций другим, более эффективным способом;

Улучшающие инновации служат для повышения качества выполняемых работ.

По уровню воздействия на факторы производства инновации можно подразделить на комплексные и локальные. Комплексные инновации, как правило, требуют существенных изменений в оборудовании, технологии, квалификации работников и т.д.

Виды инноваций по области применения:

  • технологические;
  • организационно-управленческие;
  • экономические;
  • маркетинговые;
  • социальные;
  • экологические;
  • информационные.

Наибольшее применение на практике находят:

    инновации технологического характера; продукт инновации в виде новых продуктов и процесс ввода новых технологий, оборудования и материалов;
  • к организационным инновациям относятся разработка и внедрение новой организационной структуры управления предприятием;
  • к экономическим - использование неприменяемых ранее систем и форм оплаты труда, методов управления издержками производства;
  • к маркетинговым - освоение новых рынков и способов продвижения;
  • к социальным - применение ранее неиспользуемых методов мотивации труда;
  • к экологическим - использование новых технологий, реализация новых технологий в области охраны окружающей среды;
  • к информационным, использование новых информационных технологий.

Виды инноваций по причинам возникновения:

  • стратегические;
  • реактивные.

Стратегические инновации носят, как правило, перспективный характер и предназначены для обеспечения конкурентоспособности продукта или услуги предприятия, организации; реактивные инновации возникают как реакция на действия конкурентов и, так же как стратегические, направлены на повышение конкурентоспособности товара или услуги.

По характеру удовлетворяемых потребностей инновации подразделяются на

  • создающие новые потребности;
  • удовлетворяющие имеющиеся потребности иным способом;
  • более эффективно удовлетворяющие имеющиеся потребности.

Приведенная классификация инноваций не только используется для целей статистического учета, но и позволяет позиционировать продукцию на конкурентном рынке, оценивать уровень собственной конкурентоспособности>, разрабатывать стратегию развития, обосновывать меры по совершенствованию менеджмента.

В промышленности принято различать два вида технологических инноваций; продуктовые и процессные.

Продуктовые инновации охватывают внедрение технологически новых или усовершенствованных продуктов.

  • Технологически новый продукт (радикальная продуктовая инновация); это продукт, технологические характеристики которого (функциональные признаки, конструктивное выполнение, дополнительные операции, а также состав используемых материалов и компонентов) или предполагаемое использование принципиально новые либо существенно отличаются от аналогичных характеристик и использования ранее производимых продуктов. Такие инновации могут быть основаны на принципиально новых технологиях или на сочетании существующих технологий в новом их применении (в том числе на использовании результатов исследований и разработок). Пример инноваций радикального типа (принципиально новых): микропроцессоры и кассетные видеомагнитофоны. Первый портативный кассетный плеер, сочетавший в себе существенные принципы построения магнитофонов и миниатюрных ушных громкоговорителей, являлся инновацией второго типа. В обоих случаях ни одно готовое изделие ранее не выпускалось.
  • Технологически усовершенствованный продукт - это существующий продукт, качественные или стоимостные характеристики которого были заметно улучшены за счет использования более эффективных компонентов и материалов, частичного изменения одной или ряда технических подсистем (для комплексной продукции).

Процессные инновации включают разработку и внедрение технологически новых или значительно усовершенствованных производственных методов, включая методы передачи продуктов. Инновации такого рода основаны на использовании нового производственного оборудования, новых методов организации производственного процесса или их совокупности, а также на использовании результатов исследований и разработок. Такие инновации нацелены, как правило, на повышение эффективности производства или передачи уже существующей на предприятии продукции, но иногда предназначаются и для производства и поставки технологически новых или усовершенствованных продуктов, которые не могут быть произведены либо поставлены с использованием обычных производственных методов.

В сфере услуг услуга считается технологической инновацией, если ее характеристики или способы использования либо принципиально новые, либо значительно (качественно) усовершенствованы в технологическом отношении. Использование существенно усовершенствованных методов производства или передачи услуг также является технологической инновацией. Последнее охватывает изменения в оборудовании или организации производства, связанные с производством или передачей новых или кардинально усовершенствованных услуг, которые не могут быть произведены или переданы с использованием существующих производственных методов, или с повышением эффективности производства или передачи имеющихся услуг. Следующие изменения не являются технологическими инновациями, если они не относятся прямо к внедрению новых или значительно улучшенных услуг либо способов их производства (передачи):

  • организационные и управленческие изменения, включая переход на передовые методы управления, внедрение существенно измененных организационных структур, реализацию новых или значительно измененных направлений в экономической стратегии предприятия;
  • внедрение стандартов качества, например ISO 9000.

Кроме того, по месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить:

  • инновации на входе предприятия (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);
  • инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);
  • инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:

  • радикальные (базовые);
  • улучшающие;
  • модификационные (частные).
Попробуйте программу ФинЭкАнализ для финансового анализа организации по данным бухгалтерской отчетности, доступной через ИНН

Еще найдено про инновация

  1. Инновация Ч Ш Э Ю A E M S Инновация Инновация - это новшество в области техники технологии компании труда или управления основанное на
  2. Организационные инновации как новый старый инструмент превентивного антикризисного управления предприятием региональный аспект Организационные инновации как новый старый инструмент превентивного антикризисного управления предприятием региональный аспект Г.С Мерзликина Россия 400005
  3. Анализ значимости оценки инновации в процессе увеличения капитализации предприятия Анализ значимости оценки инновации в процессе увеличения капитализации предприятия А.В Белемаева студент Д.М Калимуллин доцент Самарский государственный экономический
  4. Влияние ограничений ликвидности на вложения промышленных компаний в исследования и разработки и результативность инновационной деятельности Влияние ограничений ликвидности на вложения промышленных компаний в исследования и разработки и результативность инновационной деятельности 1 Трачук А.В доктор кон наук профессор кафедры Стратеги чески й и антикризисный
  5. Особенности формирования системы управленческого анализа добавленной стоимости в инновационном производстве Особенности формирования системы управленческого анализа добавленной стоимости в инновационном производстве Л.В Попова К.Э Дудина Орловский государственный университет им И.С Тургенева Орел Россия Вестник
  6. Механизмы стимулирования поддержки и развития инновационной деятельности Механизмы стимулирования поддержки и развития инновационной деятельности Богачев Юрий Сергеевич д-р физ.-мат наук заместитель директора Центра институтов развития инновационной экономики
  7. Возмещение затрат труда в условиях инноваций Возмещение затрат труда в условиях инноваций И.Н Сычева директор Института экономики и управления Е.С Пермякова доцент Н.Н Кузьмина старший преподаватель
  8. Особенности корпоративного венчурного капитала Венчурные проекты и их финансирование имеют ряд особенностей которые отличают их от традиционных инновационных проектов Уделено внимание деятельности АО РВК в рамках рассматриваемой тематики Для понимания особенностей венчурных
  9. Инновационные инвестиции понятие и систематизация Инновационные инвестиции понятие и систематизация Константин Сергеевич СЕМЕНОВ старший преподаватель кафедры экономической теории Астраханский государственный
  10. Особенности стоимостной оценки кризисного предприятия Определение стоимости кризисного предприятия имеет ряд особенностей связанных со спецификой предприятия уровнем развития кризиса этапами внешнего управления а также наличием инноваций Оценка бизнеса выступает в качестве инструмента системы антикризисного управления применение которого дает управляющей системе
  11. Технологические инновации учет расходов на НИОКР и оценка стоимости НМА на промышленных предприятиях Технологические инновации учет расходов на НИОКР и оценка стоимости НМА на промышленных предприятиях М.Н Первышин Д.А
  12. Инновационная экономика и инвестированный капитал Инновационная экономика и инвестированный капитал И.А Астраханцева кандидат экономических наук доцент кафедры финансов и кредита
  13. Жизненный цикл предприятия Пример ведущая компания в своей отрасли которая постоянно внедряет инновации и удовлетворяет потребности своих клиентов Старение На этой стадии организация может столкнуться с насыщенностью
  14. Модель экономического роста Солоу Непрерывное внедрение новых технологий методов производства и инноваций способствует улучшению эффективности и конкурентоспособности предприятий что в конечном итоге способствует экономическому росту Эти
  15. Эффективность бизнеса Оптимизация производственных процессов использование новых технологий и оборудования а также улучшение логистики и снабжения могут привести к увеличению эффективности бизнеса Инновации - внедрение новых технологий и инноваций может повысить производительность труда снизить издержки и улучшить
  16. Оценка влияния налоговой системы на эффективность промышленных инноваций Оценка влияния налоговой системы на эффективность промышленных инноваций Титов В.В д.э.н зав отделом Института экономики и организации промышленного производства СО РАН ИЭОПП
  17. Внутренний рынок капитала как элемент управления инвестиционной стратегией предприятия На основе данного подхода рассматривается механизм управления инновационной деятельностью в условиях преобразования организационной структуры бизнеса в холдинг Предложены основные принципы формирования внутреннего
  18. К вопросу о факторах производства в современной экономике В статье рассматриваются общеизвестные факторы производства в контексте инновационной экономики выявляются их слабые места и противоречия Исследуя процесс появления среди факторов производства предпринимательских
  19. Амортизационная премия по нематериальным активам как фактор инновационного развития экономики инновационного развития экономики М.В Кондратов ОУВО ЮУИУиЭ г Челябинск Россия ФГБОУВПО ЧелГУ г Челябинск Россия
  20. Оценка интеллектуальной собственности в строительстве TRIPS Поэтому интеллектуальная собственность становится не только юридической нормой и уделом юристов и правоведов предметом внимания становится ее экономическое содержание являясь олицетворением международной охраны собственности создавая основу для более полного использования ценных идей и инновационных разработок ТРИПС предусматривает принцип наибольшего благоприятствования собственности на многостороннем уровне в договорах и соглашениях
Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ