Регулирование аудиторской деятельности

Регулирование аудиторской деятельности - это система мер, направленных на становление и развитие рынка аудиторских услуг, а также на защиту интересов государства, экономических субъектов, аудиторов и аудиторских фирм. В России система регулирования аудиторской деятельности формировалась с учетом мировой практики. Она включает в себя стандарты аудиторской деятельности, установленные Банком России и саморегулируемой организацией аудиторов, а также другие требования, установленные федеральным законодательством. Аудиторская деятельность не заменяет контроль достоверности бухгалтерской отчетности, осуществляемый уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления.

Какой документ регулирует права и обязанности аудитора и аудируемого лица?

Закон "Об аудиторской деятельности" от 07.08.2001 № 119-ФЗ регулирует права и обязанности аудиторов и аудируемых лиц. Некоторые из прав и обязанностей аудиторов и аудируемых лиц, определенные в этом законе, включают в себя:

Права аудиторов:

  • Требовать от аудируемого лица предоставления необходимых документов и информации.
  • Отказаться от проведения аудита или от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в аудиторском заключении в определенных случаях.

Обязанности аудиторов:

  • Проводить аудиторскую проверку в соответствии с требованиями закона.
  • Составлять аудиторские заключения на основе результатов проведенной аудиторской проверки.

Права аудируемых лиц:

  • Требовать и получать от аудиторской организации или индивидуального аудитора обоснования замечаний и выводов.
  • Получать информацию о ходе аудиторской проверки.

Обязанности аудируемых лиц:

  • Предоставлять аудиторам необходимые документы и информацию.
  • Соблюдать требования закона об аудиторской деятельности.

Какой орган является уполномоченным по государственному регулированию аудиторской деятельности?

Уполномоченным федеральным органом государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ является Министерство финансов РФ. Оно осуществляет функции по регулированию аудиторской деятельности в соответствии с законодательством РФ. В соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" аудиторская деятельность осуществляется в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, а также иными требованиями, установленными Банком России, саморегулируемой организацией аудиторов в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Кто регулирует деятельность аудиторов?

Регулирование аудиторской деятельности в РФ осуществляют уполномоченный федеральный орган, Банк России и саморегулируемая организация аудиторов.

Уровни ответственности и обязанности аудиторов и аудируемых лиц определены в Федеральном законе от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Аудиторская организация и индивидуальный аудитор имеют право отказаться от проведения аудита или от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в аудиторском заключении в случаях, когда это не соответствует их профессиональным обязанностям.

Саморегулируемая организация аудиторов осуществляет контроль за своими членами и рассматривает жалобы на их деятельность.

Сколько уровней в системе регулирования аудиторской деятельности в России?

Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в России включает 5 уровней:

  • Первый уровень - это закон «Об аудиторской деятельности», Указы Президента РФ и Кодексы РФ.
  • Второй уровень - это нормативные акты, принимаемые уполномоченным федеральным органом, Банком России и Минфином России.
  • Третий уровень - это нормативные акты, принимаемые профессиональными ассоциациями аудиторов.
  • Четвертый уровень - это внутренние документы аудиторских организаций.
  • Пятый уровень - это рекомендации и методические указания, разрабатываемые профессиональными ассоциациями аудиторов.

Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в России обеспечивает прозрачность и ответственность в процессе аудита. Каждый уровень системы регулирования имеет свои особенности и требования, которые необходимо соблюдать при проведении аудиторской деятельности. Например, на первом уровне аудиторы должны соблюдать законодательство РФ, а на втором уровне - нормативные акты уполномоченного федерального органа, Банка России и Минфина России.

Какие стандарты аудиторской деятельности регулируют аудит в России?

Аудиторская деятельность в России регулируется Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", а также другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами и нормативными актами Банка России.

Стандарты аудиторской деятельности и кодекс этики аудиторов утверждаются Министерством финансов РФ. Аудиторская деятельность включает в себя проведение аудита и оказание сопутствующих аудиту услуг, которые определяются федеральными стандартами аудиторской деятельности.

Правовое регулирование аудиторской деятельности в России осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами и нормативными актами Банка России.

Какие общественные аудиторские организации созданы в РФ?

В РФ существует несколько общественных аудиторских организаций. Одной из них является Аудиторская палата России, которая имеет сеть региональных отделений.

Права и обязанности аудиторов и аудируемых лиц определены в Федеральном законе от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Стандарты аудиторской деятельности и кодекс этики аудитора определены в Федеральном законе от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".

Также в России существует Счетная палата РФ, которая является парламентским органом финансового контроля в РФ. Она создана Федеральным собранием и подотчетна ему. Работа Счетной палаты РФ регулируется федеральным законодательством, она выполняет поручения Совета Федерации и Государственной Думы.

Попробуйте программу ФинЭкАнализ для финансового анализа организации по данным бухгалтерской отчетности, доступной через ИНН

Еще найдено про регулирование аудиторской деятельности

  1. Аудит как обязательный элемент институциональной среды применения МСФО Российская система регулирования аудиторской деятельности находится в стадии формирования Ее состояние отражает реалии и трудности свойственные переходному
  2. Финансовый анализ финансовые показатели - Статьи по финансовому анализу Реинжиниринг бизнес-процессов компании Регулирование налоговой ставки как способ повышения эффективности налогового администрирования поступлений НДФЛ Реальная процентная ставка в ... Развитие инструментов оценки и контроля качества аудиторской деятельности Развитие аналитического обеспечения системы управления производственными затратами организаций АПК Разработка методики оценки показателей
  3. Концепция финансово-экономического мониторинга Необходимость мониторинга как элемента государственного регулирования экономики обусловлена еще и тем что банковский и крупный промышленный капитал в настоящее время ... Следовательно аудиторские фирмы и отдельные аудиторы должны принимать активное участие в мониторинге соответственно формы их участия ... Краснодара включать систему показателей необходимую участникам рынка ценных бумаг так как одним из важных условий получения права на размещение ценных бумаг является безубыточная хозяйственная деятельность в течение двух лет Для действующих акционерных обществ и организаций выпустивших облигации также должна
  4. Бухгалтерский учет и аудит расчетов с покупателями и заказчиками Об аудиторской деятельности от 30.12.2008г № 307 - ФЗ ред от 01.12.2014г 4 Приказ Минфина РФ ... Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению 5 Бабаев Ю.А Петров А.М Макарова Л.Г Бухгалтерский ... Аудит нормативное регулирование организация и методика проведения проверки учеб пособие Н.Г Николаенко С.А Нардина - Омск Изд-во
  5. Меры применяемые банком России в порядке банковского надзора Кроме того предложено передать полномочия по регулированию и надзору в области аудиторской деятельности ЦБ РФ Реализация указанных инициатив должна привести к
  6. Понятие и соотношение аудита и сопутствующих аудиту услуг Претерпела значительные изменения терминология качественно изменился подход законодателя к определению сущности или иначе говоря правовой природы аудита его соотношению с сопутствующими аудиту услугами что имеет далеко идущие последствия и позволяет обозначить направления для дальнейшего совершенствования концепции законодательного регулирования аудиторской деятельности в целом и аудиторского финансового контроля в частности Понятие и правовая природа
  7. Перевод долгосрочной задолженности по кредитам и займам в краткосрочную в бухгалтерском учете и отчетности Департамента регулирования государственного финансового контроля аудиторской деятельности бухгалтерского учета и отчетности Минфина России от 28.01.2010 №
  8. Элементы метода бухгалтерского учета При этом согласно исследованиям аудиторских компаний около 30% малых предприятий допускают ошибки в применении метода двойной записи что подчеркивает ... Выявить сильные и слабые стороны в финансовой деятельности Определить тенденции развития бизнеса Прогнозировать будущие финансовые результаты Принимать обоснованные управленческие решения Методы анализа ... При этом важно учитывать не только явные показатели но и скрытые закономерности потенциальные риски и особенности нормативно-правового регулирования Соблюдение стандартов и законодательства в бухгалтерском учете России В российской практике ведения бухгалтерского учета
  9. Проблемы учета переоценки внеоборотных активов и ее результатов в коммерческих организациях Регламент переоценки основных средств и нематериальных активов определяется системой нормативного регулирования бухгалтерского учета то есть соответствующими положениями по бухгалтерскому учету основных средств и нематериальных активов ... В.С Ржаницыной 14 понятие однородность может применяться прежде всего в разрезе разновидностей охраняемых результатов интеллектуальной деятельности установленных Гражданским кодексом РФ Организация вправе положить в основу своей учетной политики и иные ... Н.А Порядок переоценки объектов нематериальных активов Аудиторские ведомости 2009 № 7 С 29-33 17.Мизиковский Е.А ПБУ 14 07 Новое в учете
  10. Правило бухгалтерского учета Органы ответственные за регулирование бухгалтерского учета утверждают формы бухгалтерской отчетности и инструкции по их заполнению в соответствии с ... В практической деятельности правила бухгалтерского учета применяются для соблюдения законодательства РФ о бухгалтерском учете Это помогает предприятиям ... Если аудиторская организация нарушает правила бухгалтерского учета ей может быть отозвана лицензия на проведение аудиторской деятельности
  11. Проблемы совершенствования качества аудиторских проверок Внешний контроль осуществляется во-первых уполномоченным федеральным органом по государственному регулированию аудиторской деятельности и во-вторых аккредитованными профессиональными аудиторскими объединениями которым право проведения проверок делегировано федеральным
  12. Актуальные вопросы и современный опыт анализа финансового состояния организаций - часть 2 Однако тот факт что аудиторское заключение в настоящее время не входит в состав бухгалтерской финансовой отчетности не отменяет как обязательного аудита для определенных организаций так и их обязанности опубликования аудиторского заключения вместе с самой бухгалтерской финансовой отчетностью если такое опубликование является обязательным И хотя ... Финансовая отчетность предоставляет информационную базу для анализа финансового состояния ликвидности платежеспособности финансовой устойчивости организаций их возможного банкротства эффективности использования финансовых ресурсов а также улучшения отношений между организациями внешними финансовыми и коммерческими структурами 2.2 Регулирование анализа финансового состояния в отечественной практике раскрытие информации о финансовых инструментах в МСФО Методическое ... МСФО Методическое обеспечение анализа финансового состояния это необходимый инструмент эффективного управления финансово-хозяйственной деятельностью организации Наряду с использованием множества авторских методик анализа финансового состояния для получения полных результатов
  13. Банковский надзор Регулирование обеспечивает соблюдение стандартов и норм в банковской деятельности Координация Центральный банк играет роль координатора между различными надзорными органами и агентствами ответственными за ... Центральный банк играет роль координатора между различными надзорными органами и агентствами ответственными за банковский сектор Он согласовывает действия между разными инстанциями и обеспечивает согласованный подход к надзору и регулированию Контроль Центральный банк осуществляет постоянный мониторинг финансовой активности банков с помощью анализа финансовых отчетов ... Центральный банк осуществляет постоянный мониторинг финансовой активности банков с помощью анализа финансовых отчетов аудиторских заключений и другой информации Этот контроль позволяет выявлять потенциальные риски и проблемы в банковской
  14. Как составить отчетность по МСФО для неформального холдинга Кстати в аудиторских заключениях компаний большой четверки по отчетности вышеперечисленных компаний нет не только оговорок касающихся принципа ... В в том случае если может определять ее финансовую и операционную политику с целью извлечения выгоды от ее деятельности Причем определять самостоятельно решением руководства компании А без обязательного подкрепления своих требований авторитетом лица ... IFRS 3 Отсутствие нормативного регулирования привело к тому что в практике подготовки отчетности по МСФО появилось несколько вариантов учета
  15. Особенности аудита финансовой отчетности составленной в соответствии с МСФО МСФО правовое регулирование Текст М.В Вахорина Аудиторские ведомости - 2010 -№11 2 Исаева Н.Ю Методология параллельного проведения ... Международные стандарты аудиторской деятельности значение содержание применение в России Текст И.В Макарова Е.В Широкова II Аудитор - 2012.-№11
  16. Роль инвентаризации в обеспечении достоверности бухгалтерской отчетности организаций бюджетной сферы Неверное отражение результатов инвентаризации активов обязательств доходов расходов источников финансирования деятельности и фактов хозяйственной жизни в регистрах бюджетного учета и или их умышленное исключение из ... В целях обеспечения контроля за полнотой учета эффективностью использования и сохранностью государственной муниципальной собственности инвентаризация позволяет оценить проанализировать урегулирование в соответствии с действующим законодательством имущественных отношений связанных с использованием государственных муниципальных объектов недвижимости ... Законе № 402-ФЗ О бухгалтерском учете Аудиторские ведомости 2014 № 2.С 46-61 12 Слободняк И.А Копылова Е.К Отдельные направления экономического анализа
  17. Особенности формирования оценочных резервов и их влияние на показатели платежеспособности предприятия Умышленное несоздание их рассматривается как способ искусственного завышения стоимости активов в балансе и регулирования финансовых результатов При выборе метода создания резервов необходимо учитывать различное влияние на показатели финансовой ... Результаты исследования могут быть применены в практической деятельности предприятий разных сфер деятельности и форм собственности Главным критерием оценки финансовой состоятельности предприятия в рыночных условиях является платежеспособность ... Рекомендации аудиторским организациям индивидуальным аудиторам аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2011 год
  18. Аудит при банкротстве различных экономических субъектов В Венгрии 19 случаев с 1990-х гг около 100 внесудебных урегулирований Законодательные акты для проведения процедур банкротства стран-должников не созданы ведется научная и политическая дискуссия ... В муниципальном банкротстве высококвалифицированные аудиторские услуги востребованы при разработке антикризисной программы и плана реструктуризации обязательств корректировке бюджета и выработке ... Возможности применения аудита при банкротстве в настоящее время ограничены недостаточным развитием теоретико-методологических основ и методического аппарата этой деятельности Исследования в этой области и внедрение их результатов в практическую работу будут способствовать повышению
  19. Положения по бухгалтерскому учету ПБУ в России играют ключевую роль в регулировании бухгалтерской деятельности и обеспечении достоверности финансовой отчетности Они также устанавливают основы для внутреннего контроля ... ПБУ 4 99 Бухгалтерская отчетность организации определяет состав и содержание бухгалтерской отчетности что является основой для проведения аудиторских процедур Рассмотрим пример применения ПБУ 5 01 Учет материально-производственных запасов в контексте внутреннего контроля
  20. Аудит материально-производственных запасов как инструмент антикризисного управления в организациях агропромышленного комплекса По его мнению неэффективное государственно-правовое регулирование деятельности субъектов малого предпринимательства является основным фактором создающим угрозу развитию малого предпринимательства как сектора ... Даже рекомендации аудиторов которые формируются в аудиторских заключениях некоторыми руководителями на практике не реализуются В рамках проведения аудита для компании очень
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ