Маржинализм

Маржинализм - это направление в экономической теории, которое исследует экономические процессы и явления, основываясь на предельных, приростных величинах. Ключевым принципом маржинализма является снижающаяся предельная полезность, когда каждая последующая единица потребляемого блага становится все менее ценной для хозяйствующего субъекта.

Маржинализм возник в 70-е годы XIX века в форме так называемой "маржинальной революции". Основной причиной его возникновения стала необходимость поиска условий, при которых продукты экономической деятельности распределялись бы наиболее оптимально между конкурирующими направлениями использования. Этому способствовало бурное развитие промышленности и прикладных наук.

Маржинализм базируется на следующих ключевых идеях:

  • Субъективизм - экономические явления анализируются и оцениваются с точки зрения отдельного хозяйствующего субъекта
  • Ликвидация приоритета производственной сферы, характерного для классического экономического анализа
  • Упор на решение статических задач для краткосрочных временных периодов

Важнейшими элементами маржинализма являются:

  1. Теория предельной полезности, признающая принцип снижающейся предельной полезности фундаментальным элементом теории стоимости
  2. Применение количественных методов и математического аппарата в экономическом анализе
  3. Создание экономических моделей и анализ эластичности спроса
  4. Проблема оптимума в распределении ограниченных ресурсов
  5. Использование понятия пределов в таких категориях как предельная производительность, предельные издержки, предельная полезность

Маржинализм получил широкое распространение в последней четверти XIX века в связи с интенсивными поисками буржуазной политической экономией новых форм и методов теоретического анализа. Он стал применяться представителями основных школ в буржуазной политэкономии того периода.

Дальнейшее развитие маржинализма протекало в рамках национальных школ: австрийской, лозаннской, английской, американской. Можно выделить две основные ветви маржинализма:

  1. Политэкономия, представителями которой являются К. Менгер, Ф. Везер, Э. Бем-Баверк. Они использовали категорию предельной полезности для определения величины стоимости товара.
  2. Неоклассическая теория, последователями которой выступают У. Джевонс, Л. Варес, В. Парето. Они в своей теории рыночного равновесия использовали предельные величины при анализе зависимости между спросом и предложением и ценами при построении кривых спроса и предложения.

Рассмотрим пример применения маржинального анализа на уровне фирмы. Предположим, что фирма производит некоторый товар и продает его по рыночной цене. Для упрощения будем считать, что цена постоянна и не зависит от объема продаж фирмы. Пусть TR - выручка фирмы, TC - ее издержки, а Q - объем производства. Тогда:

TR = P * Q
TC = FC + VC * Q, где
  • P - цена товара,
  • FC - постоянные издержки,
  • VC - переменные издержки на единицу продукции.

Прибыль фирмы будет равна:

Π = TR - TC = P * Q - FC - VC * Q

Для максимизации прибыли фирма должна выбрать такой объем производства Q, при котором предельная выручка равна предельным издержкам:

MR = MC

Предельная выручка показывает, на сколько изменится выручка при увеличении объема продаж на одну единицу:

MR = ΔTR/ΔQ = P

Предельные издержки показывают, на сколько изменятся издержки при увеличении объема производства на одну единицу:

MC = ΔTC/ΔQ = VC

Таким образом, условие максимизации прибыли:

P = VC

То есть фирма должна производить продукцию до тех пор, пока цена равна предельным переменным издержкам. Это классический пример применения маржинального анализа в микроэкономике.

Маржинализм внес значительный вклад в развитие экономической теории, позволив применить количественные методы и математический аппарат к исследованию экономических процессов. Он стал основой для создания современной микроэкономической теории и теории рыночного равновесия.

Вместе с тем, маржинализм подвергался критике за чрезмерный субъективизм, игнорирование производственной сферы и упор на краткосрочные статические задачи. Тем не менее, его базовые идеи и концепции продолжают развиваться и находить применение в современной экономической науке.

Попробуйте программу ФинЭкАнализ для финансового анализа организации по данным бухгалтерской отчетности, доступной через ИНН

Еще найдено про маржинализм

  1. Маржинализм Ц Ч Ш Э Ю Я E X Маржинализм Маржинализм - это направление в экономической теории которое исследует экономические процессы и явления основываясь
  2. Маржинальный анализ финансовых результатов деятельности предприятия Как самостоятельное экономическое направление маржинализм в рамках которого был сформирован маржинальный анализ образовалось в конце XIX века Родоначальниками и
  3. Микроэкономический анализ Предельный анализ маржинализм это способ исследования динамики экономических показателей прироста сокращения изменения Термин предельный здесь следует понимать
  4. Особенности формирования системы управленческого анализа добавленной стоимости в инновационном производстве Создание теорий прибавочной стоимости и цены производства Маржинализм К Менгер 1840-1921 Е Бем-Баверк 1851-1914 Формулирование зависимости цена - спрос Неоклассическая школа А
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ