Маржинализм - это направление в экономической теории, которое исследует экономические процессы и явления, основываясь на предельных, приростных величинах. Ключевым принципом маржинализма является снижающаяся предельная полезность, когда каждая последующая единица потребляемого блага становится все менее ценной для хозяйствующего субъекта.
Маржинализм возник в 70-е годы XIX века в форме так называемой "маржинальной революции". Основной причиной его возникновения стала необходимость поиска условий, при которых продукты экономической деятельности распределялись бы наиболее оптимально между конкурирующими направлениями использования. Этому способствовало бурное развитие промышленности и прикладных наук.
Маржинализм базируется на следующих ключевых идеях:
Важнейшими элементами маржинализма являются:
Маржинализм получил широкое распространение в последней четверти XIX века в связи с интенсивными поисками буржуазной политической экономией новых форм и методов теоретического анализа. Он стал применяться представителями основных школ в буржуазной политэкономии того периода.
Дальнейшее развитие маржинализма протекало в рамках национальных школ: австрийской, лозаннской, английской, американской. Можно выделить две основные ветви маржинализма:
Рассмотрим пример применения маржинального анализа на уровне фирмы. Предположим, что фирма производит некоторый товар и продает его по рыночной цене. Для упрощения будем считать, что цена постоянна и не зависит от объема продаж фирмы. Пусть TR - выручка фирмы, TC - ее издержки, а Q - объем производства. Тогда:
Прибыль фирмы будет равна:
Для максимизации прибыли фирма должна выбрать такой объем производства Q, при котором предельная выручка равна предельным издержкам:
Предельная выручка показывает, на сколько изменится выручка при увеличении объема продаж на одну единицу:
Предельные издержки показывают, на сколько изменятся издержки при увеличении объема производства на одну единицу:
Таким образом, условие максимизации прибыли:
То есть фирма должна производить продукцию до тех пор, пока цена равна предельным переменным издержкам. Это классический пример применения маржинального анализа в микроэкономике.
Маржинализм внес значительный вклад в развитие экономической теории, позволив применить количественные методы и математический аппарат к исследованию экономических процессов. Он стал основой для создания современной микроэкономической теории и теории рыночного равновесия.
Вместе с тем, маржинализм подвергался критике за чрезмерный субъективизм, игнорирование производственной сферы и упор на краткосрочные статические задачи. Тем не менее, его базовые идеи и концепции продолжают развиваться и находить применение в современной экономической науке.