Стимулирующая фискальная политика - представляет собой набор мер, направленных на стимуляцию экономической активности через изменение уровня государственных расходов и налогов. Она обычно используется в периоды экономического затухания или рецессии для поддержки роста. Основная цель стимулирующей фискальной политики - вывести экономику из состояния спада или рецессии и обеспечить устойчивый экономический рост. Для этого государство использует следующие инструменты:
Конечная цель - достичь полной занятости ресурсов и потенциального уровня ВВП. Стимулирующая политика приводит к росту совокупного спроса, производства, занятости и доходов населения, что оживляет экономику.
В ответ на мировой финансовый кризис 2008-2009 гг. многие страны применяли стимулирующую фискальную политику:
Результаты в США: дефицит бюджета вырос с 3,2% ВВП в 2008 г. до 9,8% в 2009 г., но безработица снизилась с пика 10% в 2009 г. до 4,7% в 2016 г., а ВВП восстановился.
Уменьшение налоговых ставок является одним из ключевых инструментов стимулирующей фискальной политики, направленной на поддержание экономической активности в период спада или кризиса. Снижение налогового бремени позволяет увеличить располагаемые доходы как физических лиц, так и предприятий, стимулируя рост потребительских расходов и инвестиций.
Уменьшение подоходного налога с физических лиц приводит к росту располагаемого дохода граждан. Согласно кейнсианской теории, большая часть этого дополнительного дохода будет направлена на увеличение потребительских расходов, что, в свою очередь, повысит совокупный спрос в экономике. Например, в России в 2009 году в разгар мирового финансового кризиса была снижена ставка налога на доходы физических лиц с 13% до 13% для доходов до 280 тысяч руб. и до 30% для доходов свыше этой суммы. Это позволило поддержать покупательную способность населения.
Снижение налогов на прибыль корпораций и введение налоговых льгот для инвестиционной деятельности увеличивают чистую прибыль компаний и делают более привлекательными инвестиционные проекты. Так, в США в рамках Закона о снижении налогов и рабочих местах 2017 года ставка корпоративного налога была снижена с 35% до 21%, что, по оценкам экспертов, должно было привести к росту инвестиций на 10-15% в долгосрочной перспективе.
Рост потребления и инвестиций, вызванный снижением налогов, имеет мультипликативный эффект на экономику. Увеличение совокупного спроса ведет к росту производства, занятости и доходов, которые, в свою очередь, опять же повышают потребление и инвестиции. Величина налогового мультипликатора зависит от предельной склонности к потреблению и может достигать значений 2-3, то есть каждый рубль снижения налогов приводит к росту ВВП на 2-3 руб.
Вместе с тем, снижение налогов ведет к сокращению бюджетных доходов государства, что может привести к росту дефицита бюджета и государственного долга. Поэтому стимулирующая налоговая политика должна быть временной мерой и сочетаться с жесткой бюджетной дисциплиной в другие периоды для обеспечения долгосрочной фискальной устойчивости. Кроме того, эффективность снижения налогов зависит от склонности домохозяйств к потреблению и готовности предприятий инвестировать, которые могут быть низкими в условиях высокой неопределенности.
Таким образом, уменьшение налоговых ставок является важным инструментом стимулирующей фискальной политики, позволяющим поддержать совокупный спрос в экономике за счет роста потребления и инвестиций. Однако его применение требует взвешенного подхода с учетом бюджетных ограничений и макроэкономической ситуации.
Стимулирующая фискальная политика направлена на увеличение совокупного спроса в экономике с целью стимулирования экономического роста и создания новых рабочих мест. Одним из ключевых инструментов такой политики являются государственные расходы.
Увеличение государственных расходов на общественные проекты, такие как строительство дорог, мостов, школ и больниц, способствует росту занятости, поскольку создаются новые рабочие места в строительной отрасли и смежных секторах. Кроме того, развитие инфраструктуры положительно влияет на деловую активность, облегчая перемещение товаров и рабочей силы.
Расширение социальных программ, таких как пособия по безработице, медицинское страхование и программы переподготовки кадров, также является частью стимулирующей фискальной политики. Эти меры поддерживают доходы граждан в период экономического спада, что помогает поддержать потребительский спрос и предотвратить дальнейшее сокращение производства.
Поддержка малого и среднего бизнеса, включая налоговые льготы, субсидии и доступ к финансированию, способствует созданию новых рабочих мест и экономическому росту. Малые предприятия являются основными работодателями во многих странах, поэтому их развитие имеет решающее значение для восстановления экономики.
Согласно исследованию Международного валютного фонда, увеличение государственных расходов на 1% ВВП приводит к росту реального ВВП на 0,6-1,8% в течение двух лет в зависимости от страны и экономических условий. Однако чрезмерное увеличение государственных расходов может привести к росту инфляции и государственного долга, поэтому необходим тщательный анализ и сбалансированный подход.
В России стимулирующая фискальная политика реализуется в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и ежегодными федеральными законами о федеральном бюджете. Например, в 2020 году в рамках антикризисных мер были увеличены расходы на здравоохранение, социальную поддержку граждан и поддержку малого и среднего бизнеса.
Стимулирующая фискальная политика направлена на преодоление экономического спада и оживление деловой активности. Одним из ключевых инструментов такой политики является снижение налоговой нагрузки на бизнес и население, что оставляет больше средств в их распоряжении для потребления и инвестиций. Параллельно правительство увеличивает государственные расходы, стимулируя совокупный спрос.
Однако для максимального эффекта фискальные меры должны подкрепляться смягчением кредитно-денежной политики Центрального банка. Снижение ключевой ставки делает кредиты более доступными, что способствует росту инвестиций и расширению деятельности компаний.
Так, во время глобального финансового кризиса 2008-2009 гг. многие страны прибегли к комплексным антикризисным мерам. В США ставка ФРС была снижена с 5,25% в 2007 г. до исторического минимума 0-0,25% в 2008-2015 гг. Параллельно реализовывались программы фискальных стимулов, включая снижение налогов и рост госрасходов. Аналогичные шаги предпринимались в Еврозоне, Великобритании, Китае и других странах.
В России в 2020 г. на фоне пандемии COVID-19 Банк России оперативно снизил ключевую ставку с 6,25% до 4,25%, обеспечив доступность кредитов. Правительство также реализовало комплекс фискальных мер по поддержке граждан и бизнеса на сумму свыше 4 трлн руб., включая прямые выплаты, налоговые льготы, кредитные каникулы и субсидирование процентных ставок.
Совместное применение фискальных и кредитно-денежных стимулов позволяет добиться синергетического эффекта. Более дешевые кредиты повышают отдачу от фискальных мер, стимулируя инвестиционную активность компаний. В свою очередь, рост госрасходов и снижение налогов подогревают совокупный спрос, создавая дополнительные стимулы для бизнеса к расширению.
Таким образом, скоординированная политика правительства и Центробанка, сочетающая фискальные стимулы и смягчение денежно-кредитных условий, является наиболее эффективным подходом к преодолению экономических спадов и оживлению деловой активности.
Проведение стимулирующей фискальной политики, направленной на преодоление экономического спада и обеспечение роста, сопряжено с рисками нарушения бюджетной устойчивости. Бюджетная устойчивость характеризует способность государства поддерживать расходы бюджета на запланированном уровне и своевременно выполнять обязательства перед кредиторами при неизменных параметрах бюджетно-налоговой политики.
В период мирового финансового кризиса 2008-2009 гг. многие страны, в том числе государства Евросоюза, прибегли к мерам бюджетного стимулирования для сглаживания негативных последствий. Среднее значение дефицита бюджета в странах ЕС достигло 6,2% ВВП. Однако подобные меры, хотя и позволили предотвратить банкротство крупных предприятий, не привели к существенному росту производства, а лишь замещали кредитные источники финансирования оборотных средств.
По мере выхода из кризиса перед правительствами встала задача снижения дефицита бюджета и обеспечения его устойчивости. В странах Евросоюза была разработана концепция жесткой бюджетной политики, предусматривающая меры по бюджетной консолидации - сокращение государственных расходов и повышение налогов.
Подобная политика позволяет снизить инфляцию при одновременном сокращении государственного долга, что облегчает задачи монетарной политики центральных банков. Кроме того, демонстрация согласованности фискальной и монетарной политик укрепляет доверие к мерам правительства по обузданию инфляции.
В РФ вопросы проведения фискальной политики и обеспечения бюджетной устойчивости регулируются Бюджетным кодексом РФ. Основным инструментом бюджетной консолидации в посткризисный период стало ежегодное сокращение уровня дефицита федерального бюджета.
Так, если в 2009 г. дефицит составлял 5,9% ВВП, то к 2019 г. он снизился до 1,5% ВВП. Это позволило обеспечить устойчивость государственных финансов и создать "подушку безопасности" для проведения стимулирующей политики в период пандемии COVID-19.
Стимулирующая фискальная политика направлена на преодоление экономического спада и обеспечение роста. Однако чрезмерное стимулирование может нарушить бюджетную устойчивость - способность государства финансировать расходы и обслуживать долг без резких изменений налогово-бюджетной политики.
Для поддержания финансовой устойчивости при фискальном стимулировании необходимо соблюдать ряд условий:
Рассмотрим опыт Беларуси. В 2010-х годах правительство активно стимулировало экономику, но это привело к росту госдолга и дефицита бюджета. Причины:
В результате к 2017 году просроченная задолженность предприятий по кредитам достигла 5,5% ВВП, а дефицит бюджета - 1,6% ВВП. Это подрывало финансовую устойчивость страны. Для восстановления устойчивости Беларуси необходимо:
Таким образом, для финансовой устойчивости при стимулировании необходимо сбалансированное развитие реального сектора, человеческого капитала и государственных финансов на основе лучших мировых практик.
Дискреционная политика предполагает целенаправленные действия правительства по изменению уровня налогообложения и государственных расходов для корректировки экономической ситуации. Это требует принятия специальных законодательных решений. В отличие от автоматических стабилизаторов (пособия по безработице, прогрессивная шкала налогообложения), дискреционные меры носят разовый характер и применяются для достижения конкретных целей:
Примеры дискреционных мер в РФ:
Таким образом, дискреционная фискальная политика является мощным, но сложным инструментом, требующим тщательного анализа и взвешенных решений со стороны правительства.
В отличие от дискреционной, автоматическая (недискреционная) фискальная политика не требует специальных решений властей. Она действует автоматически через встроенные в налоговую систему стабилизаторы:
Таким образом, автоматические стабилизаторы смягчают циклические колебания, не требуя принятия новых законов. Однако их эффективность ограничена, поэтому в периоды глубоких кризисов необходима активная дискреционная политика.
Важно сочетать фискальную политику с другими мерами макроэкономического регулирования в рамках общей стратегии обеспечения устойчивого экономического роста и стабильности цен, как рекомендуют лучшие мировые практики.
Стимулирующая фискальная политика предполагает увеличение государственных расходов и снижение налогов. Эти меры способствуют росту экономики в краткосрочной перспективе, однако в долгосрочном периоде могут оказывать негативное воздействие на экономический рост.
Увеличение государственных расходов напрямую повышает совокупный спрос в экономике, поскольку государственные закупки товаров и услуг являются одной из его компонент. Снижение налогов, в свою очередь, ведет к росту располагаемого дохода домохозяйств и предприятий, что стимулирует их потребительские и инвестиционные расходы, также входящие в совокупный спрос.
Рост совокупного спроса приводит к увеличению объемов производства, занятости и доходов в экономике. Это способствует выходу из рецессии и ускорению экономического роста в краткосрочной перспективе.
Однако в долгосрочном периоде стимулирующая фискальная политика может иметь негативные последствия. Увеличение государственных расходов и снижение налогов ведут к росту бюджетного дефицита и государственного долга. Это может привести к вытеснению частных инвестиций, повышению процентных ставок и инфляции.
Кроме того, рост государственных расходов и налоговое бремя, необходимое для обслуживания долга, могут снизить стимулы к труду и инвестициям, что негативно скажется на потенциальном выпуске и долгосрочных темпах экономического роста.
Классическим примером стимулирующей фискальной политики является "Новый курс" президента Франклина Рузвельта в США в 1930-х годах. Масштабные государственные инвестиции в инфраструктуру и социальные программы способствовали выходу из Великой депрессии, но также привели к значительному росту государственного долга.
Проведение стимулирующей фискальной политики неизбежно ведет к образованию бюджетного дефицита. Это происходит из-за увеличения государственных расходов и снижения налоговых поступлений, что приводит к превышению расходов над доходами бюджета.
Таким образом, с одной стороны, растут расходы, а с другой - падают доходы, что неизбежно приводит к бюджетному дефициту.
Приведем реальный пример из практики США во время Великой рецессии 2008-2009 гг. Для стимулирования экономики администрация Обамы реализовала масштабный план по увеличению государственных расходов и снижению налогов. В результате дефицит федерального бюджета США вырос с 3,2% ВВП в 2008 году до рекордных 9,8% ВВП в 2009 году.
Важно понимать, что бюджетный дефицит, возникший в результате стимулирующей политики, не является чем-то негативным в краткосрочной перспективе. Это осознанная мера для вывода экономики из рецессии. Однако в долгосрочном плане необходимо принимать меры по сокращению дефицита и стабилизации государственных финансов.
В России вопросы бюджетной политики регулируются Бюджетным кодексом РФ. Согласно статье 33, дефицит федерального бюджета не должен превышать 3% утвержденного объема ВВП. Это ограничение призвано не допустить чрезмерного наращивания государственного долга.
Для сокращения дефицита после периода стимулирующей политики правительства обычно прибегают к мерам жесткой экономии и повышению налогов - так называемой "сдерживающей" или "рестриктивной" фискальной политике. Например, после кризиса 2008-2009 гг. администрация Обамы постепенно сокращала дефицит бюджета США путем урезания расходов и повышения некоторых налогов.
Таким образом, бюджетный дефицит является неизбежным следствием стимулирующей фискальной политики в краткосрочном периоде. Однако в долгосрочной перспективе необходимо принимать меры для его сокращения и обеспечения устойчивости государственных финансов в соответствии с бюджетным законодательством.
Стимулирующая фискальная политика применяется в периоды экономического спада или рецессии. Ее цель - расширить совокупный спрос и вывести экономику из рецессии. Сдерживающая (рестриктивная) фискальная политика проводится в периоды экономического "перегрева" и высокой инфляции. Ее цель - ограничить избыточный совокупный спрос путем:
Примером сдерживающей политики может служить "Программа экономической жесткости" правительства Канады в 1990-х годах. Она включала замораживание госрасходов, сокращение трансфертов провинциям, повышение налогов и пошлин. Это позволило ликвидировать хронический бюджетный дефицит и снизить инфляцию.
В России основы фискальной политики определены в Бюджетном кодексе РФ. Так, в 2022 году в условиях высокой инфляции Правительство РФ проводило сдерживающую политику, повысив ставки НДС, НДПИ и акцизов. Одновременно Банк России повысил ключевую ставку для ограничения кредитной экспансии.
Таким образом, выбор между стимулирующей и сдерживающей фискальной политикой зависит от текущей фазы экономического цикла. Правильное применение этих инструментов позволяет сгладить циклические колебания и обеспечить макроэкономическую стабильность.
Стимулирующая монетарная политика направлена на увеличение предложения денег в экономике и снижение процентных ставок. Центральный банк использует следующие инструменты:
Например, в ответ на пандемию COVID-19 Банк России снизил ключевую ставку с 6,25% до 4,25% в 2020 году, а также запустил программу покупки облигаций федерального займа.
Фискальная и монетарная политики могут применяться совместно для усиления макроэкономического эффекта. Например, во время рецессии правительство увеличивает расходы и снижает налоги (стимулирующая фискальная политика), а центральный банк снижает процентные ставки (стимулирующая монетарная политика). Это приводит к росту совокупного спроса, инвестиций, занятости и ВВП. Однако излишнее стимулирование может привести к перегреву экономики и высокой инфляции. Поэтому важно соблюдать баланс и своевременно переходить к сдерживающей политике по мере восстановления экономики.