Муниципальная собственность

Муниципальная собственность - это собственность района, города и входящих в них административно-территориальных образований. Муниципальная форма собственности, наряду с государственной и частной - одной их основных форм собственности. В России такое положение законодательно закреплено в Конституции (п.2 ст.9). Согласно Конституции субъектами права муниципальной формы собственности являются муниципальные образования. Органы самоуправления на местах осуществляют от их имени права по пользованию, владению и распоряжению данной собственностью. К имуществу, находящемуся в муниципальной собственности, относятся:

  • имущество местных органов государственной власти и местного самоуправления,
  • средства местного бюджета и внебюджетных фондов,
  • жилой фонд,
  • нежилые помещения, в т.ч. в домах жилого фонда,
  • объекты инженерной инфраструктуры и др.

Земельные участки в муниципальной собственности

Муниципальная собственность на землю - самостоятельная форма собственности. Субъектами муниципальной собственности на землю являются: города, районы, поселки, сельские населенные пункты и т.д. В отличие от государственной и частной форм собственности на землю, муниципальная земля не делится на виды, т.е. она едина. В состав муниципальных земель могут входить земли жилой, производственной, общественной застройки, земли общего пользования и др. Основное назначение муниципальных земель – обеспечение проживания, работы и отдыха населения.

Земли находящиеся в муниципальной собственности, относятся к категории земель поселений, за исключением земель, расположенных за их чертой. Основные площади муниципальной собственности относятся к землям общего пользования и используются гражданами для прохода, проезда и размещения объектов общего пользования. Другие категории земель муниципальной собственности могут закрепляться за индивидуальными землепользователями.

В основном в муниципальной собственности находятся земли в границах муниципального образования, но не исключается и нахождение земельных участков за их чертой. Согласно ст.19 Земельного Кодекса в муниципальной собственности находятся земельные участки:

  • которые признаны таковыми ФЗ и принятыми в соответствующиеми с ними законами субъектов РФ;
  • право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

Допускается приватизация муниципальных земель. Условия приватизации определяются ОМС. Средства от продажи муниципальных земель поступают в полном объеме в местный бюджет. При этом не может допускаться приватизация земель общего пользования.

Право муниципальной собственности

Право муниципальной собственности - право лиц, населяющих определённую территорию, решать вопросы местного значения путём владения, пользования и распоряжения имуществом в пределах, установленных законом.

Государственные и муниципальные образования являются публичными, осуществляющими публичную власть на определенной территории. Поэтому как собственники имущества они во многом похожи, им свойственны одни и те же особенности, что, конечно, не исключает и некоторых отличий, вызванных различным уровнем и масштабом территории. Поэтому права государственной и муниципальной собственности имеют много общего и традиционно рассматриваются вместе.

От имени РФ и субъектов РФ, муниципальных образований права и обязанности собственника осуществляются, соответственно, органами государственной власти и местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной нормативноправовыми актами.

Объекты муниципальной собственности

В зависимости от назначения объекты, находящиеся в муниципальной собственности, делят на:

  • предназначенные для решения вопросов местного значения;
  • предназначенные для осуществления отдельных государственных полномочий;
  • предназначенные для обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений.

Принадлежность объектов муниципальной собственности к различным по своему статусу самоуправляющимся территориям позволяет классифицировать их как собственность городских и сельских поселений, муниципальных районов и городских округов.

В собственности городских и сельских поселений может находиться:

  • имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо-, водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для уличного освещения населенных пунктов;
  • автомобильные дороги общего пользования, мосты и иные транспортные инженерные сооружения в границах населенных пунктов, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания;
  • жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для обслуживания муниципального жилищного фонда;
  • пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенное для транспортного обслуживания населения в границах поселения;
  • имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;
  • объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, предназначенные для обеспечения первичных мер по тушению пожаров;
  • библиотеки;
  • имущество, предназначенное для организации досуга и оказания культурно-зрелищных услуг населению поселения;
  • памятники истории и культуры местного значения;
  • имущество, предназначенное для развития на территории поселения спорта;
  • имущество, предназначенное для благоустройства и озеленения территорий, в том числе обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения;
  • имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;
  • имущество, включая земельные участки, предназначенное для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения;
  • имущество, предназначенное для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;
  • земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами;
  • обособленные водные объекты на территории поселений;
  • леса, расположенные в границах населенных пунктов.

В собственности муниципальных районов может находиться:

  • имущество, предназначенное для электро-, газоснабжения поселений в границах муниципального района;
  • автомобильные дороги общего пользования между населенными пунктами, мосты, иные транспортные инженерные сооружения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания;
  • пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района;
  • имущество, предназначенное для осуществления экологического контроля;
  • имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального района;
  • имущество, предназначенное для обеспечения охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией;
  • имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и организации отдыха детей в каникулярное время;
  • имущество, предназначенное для оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), стационарной и амбулаторной первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и послеродовой период;
  • имущество, предназначенное для утилизации и переработки бытовых отходов и мусора;
  • архивные фонды, в том числе кадастр градостроительной и землеустроительной документации, а также имущество, предназначенное для их хранения;
  • имущество, включая земельные участки, предназначенное для организации ритуальных услуг и содержания межпоселенческих мест захоронения на территории муниципального района;
  • межпоселенческие библиотеки и библиотечные коллекторы;
  • имущество, необходимое для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;
  • земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности района;
  • обособленные водные объекты на территории муниципального района, расположенные на межселенной территории муниципального района.

В собственности городских округов могут находиться все виды имущества, предназначенного для городских и сельских поселений, а также муниципальных районов.

Далее:

Попробуйте программу ФинЭкАнализ для финансового анализа организации по данным бухгалтерской отчетности, доступной через ИНН

Еще найдено про муниципальная собственность

  1. Муниципальная собственность как ресурсная основа функционирования местного самоуправления Изучены процессы управления муниципальной собственностью в г Таганроге за 2013-2017 гг Ежегодное поступление доходов в бюджет г.Таганрога от
  2. Проблемы эффективного управления муниципальной собственностью Аннотация в статье анализируются проблемы эффективного использования муниципальной собственности рассмотрены мнения специалистов на проблемы и пути их решения предложены способы повышения эффективности
  3. Оценка эффективности использования государственной собственности Показаны основные методы управления государственной и муниципальной собственностью выявлены тенденции управления которые предусматривают эффективные инструменты в том числе предполагающие участие частного
  4. Оптимизация состава имущества государственной казны В отношении имущества находящегося в собственности муниципальных образований казна формируется из этого имущества органами местного самоуправления 2 Имущество закрепленное за
  5. Проблемы функционирования муниципальных финансов и пути повышения их эффективности Федерации все муниципальные образования обязаны иметь собственный бюджет муниципальную собственность четко установленные доходы и расходы и исполнять делегированные государственные полномочия Европейская хартия о
  6. Местный бюджет РФ исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов содержание органов местного самоуправления формирование муниципальной собственности и управление ею организацию содержание и развитие учреждений образования здравоохранения культуры физической культуры
  7. Стратегия развития муниципального образования муниципальные финансы как инструмент планирования Рост налоговых поступлений был обусловлен в первую очередь увеличением объема доходов от использования имущества находящегося в государственной и муниципальной собственности в 2 раза В то же время безвозмездные поступления в бюджет за три
  8. Теоретические и методологические подходы к оценке финансового потенциала муниципальных образований в условиях реформирования территориальной организации местного самоуправления И в этом случае может возникнуть спорная ситуация в отношении оценки доходов поступающих от объектов муниципальной собственности расположенных на передаваемой территории Отнесение отдельных населенных пунктов в состав территории другого муниципального
  9. Роль инвентаризации в обеспечении достоверности бухгалтерской отчетности организаций бюджетной сферы Несомненно пользователей интересует информация о сохранности и эффективности использования государственной муниципальной собственности Считаем что со стороны учредителя или контролирующих органов особое внимание должно быть направлено
  10. Государственное регулирование экономики современные реалии и взгляд в будущее Незначительно сократилась доля государственной и муниципальной собственности и возросла доля частной собственности В целом в экономике существенно превалируют организации частной
  11. Проблемы формирования местных финансов муниципального образования Так в 2014 г этот показатель упал расходы на 49% покрываются собственными средствами Снижение коэффициента связано с уменьшением доли доходов в том числе налоговых и неналоговых доходов так же можно заметить снижение эффективности использования муниципальной собственности или же увеличении расходной части бюджета Законодательно закрепленные налоги за муниципальными образованиями больше
  12. Межбюджетные отношения Таким образом межбюджетные трансферты позволяют сглаживать диспропорции в уровне бюджетной обеспеченности регионов и муниципалитетов обеспечивать финансирование делегированных полномочий и приоритетных расходов а также оказывать временную финансовую помощь при кассовых разрывах Это способствует выравниванию бюджетных возможностей для предоставления гражданам государственных и муниципальных услуг на всей территории страны Фонды межбюджетных отношений Межбюджетные отношения в РФ осуществляются через ... Средства направляются на реализацию приоритетных национальных проектов в сфере образования здравоохранения культуры и т.д Регионы получают трансферты при условии софинансирования из собственных бюджетов Объем Фонда в 2023 году - 1.2 трлн руб 4 Фонд регионального развития
  13. Межбюджетные отношения сущность и содержание Реформирование местного самоуправления и сопутствующее изменение механизма межбюджетных отношений на муниципальном уровне начатое в 2003 г усилило тенденцию централизации федеральной власти таблица 6 Таблица 6 ... Распределение собственных и налоговых доходов между уровнями бюджетной системы в Вологодской области Показатели 2013 год 2014
  14. Роль местных налогов и сборов в формировании местных бюджетов Российской Федерации Для муниципальных образований собственные доходы бюджетов являются средствами решения проблем и вопросов местного значения Эти доходы ... Одним из факторов роста собственных доходов местных бюджетов был переход на оценку недвижимого имущества по кадастровой стоимости В 2016
  15. Финансовый анализ финансовые показатели - Статьи по финансовому анализу Налог на имущество организации Муниципальная собственность как ресурсная основа функционирования местного самоуправления Моральный износ зданий Мониторинг финансового состояния организаций
  16. Региональные финансы управленческий мониторинг РФ очень высок - увеличение значения данного показателя в большинстве случаев приводит к увеличению значения индикатора эффективности выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований свидетельствующем о снижении уровня качества управления региональными финансами Примеры Брянская Тульская области Чеченская ... Индикаторы характеризующие качество управления государственной собственностью и оказания государственных услуг Удельный вес государственных учреждений субъекта РФ выполнивших государственное задание на
  17. Порядок подготовки заключений Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству по программам финансового оздоровления организаций имеющих стратегическое значение для национальной безопасности государства или социально - экономическую значимость Федерации и или муниципального образования а также государственного внебюджетного фонда в случае проведения единовременной реструктуризации кредиторской задолженности по ... Обязательным является определение следующих показателей - наличие собственного капитала в обороте Вычисляется как разность между собственным капиталом организации и ее внеоборотными активами
  18. Финансовые инструменты в бухгалтерском учете и отчетности коммерческих и некоммерческих организаций Это можно объяснить отсутствием потребности этих организаций в стабилизации собственной выручки посредством деривативных сделок поскольку эти отечественные организации в гораздо меньшей степени работают на ... Корпоративные государственные и муниципальные облигации Уровень 1 2 Инвестиционные и депозитные сертификаты Уровень 2 3 Форвардные и фьючерсные
  19. Учет движения имущества сданного в аренду БК РФ доходы от использования имущества находящегося в муниципальной собственности относятся к неналоговым доходам местного бюджета Такие доходы подлежат зачислению в местный бюджет
  20. Комплексный анализ финансового состояния образовательной организации На основе данных аналитического баланса необходимо оценку динамики активов и пассивов университета дополнить анализом по следующим направлениям анализ структуры имущества и источников его формирования выявление приоритетных статей нефинансовых и финансовых активов а также обязательств и финансового результата оценка структуры активов и пассивов по видам деятельности деятельность с целевыми средствами деятельность по оказанию услуг работ средства во временном распоряжении и источникам финансового обеспечения субсидии на выполнение государственного муниципального задания и на иные цели собственные доходы учреждения выявление структурных сдвигов в имущественном положении
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ