Государственная казна

Государственная казна - в Российской Федерации представляет собой совокупность всех денежных средств федерального бюджета страны, а также всего иного имущества, находящегося в федеральной собственности, которое не закреплено на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за государственными предприятиями и учреждениями. В Российской Федерации существуют:

  • государственная казна Российской Федерации,
  • государственные казны республик в составе РФ,
  • государственные казны автономной области и автономных округов,
  • краевые и областные казны,
  • а также казны городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Формируется госказна за счет:

  • поступления в федеральный бюджет налоговых и неналоговых доходов,
  • доходов федерального бюджета от размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации,
  • безвозмездных поступлений из бюджетов других уровней в виде финансовой помощи и дотаций,
  • имущества, которое в соответствии с законодательством РФ переходит в федеральную собственность, в том числе имущества ликвидированных предприятий.

Как используются средства госказны?

Средства государственной казны РФ используются в первую очередь на финансирование всех государственных расходов федерального бюджета, которые предусмотрены федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год и плановый период. Это расходы на образование, здравоохранение, социальную политику, национальную оборону, правоохранительную деятельность, содержание госаппарата управления. Также часть средств госказны направляется на формирование резервных фондов Правительства РФ. Примеры использования средств государственной казны Российской Федерации:

  1. Финансирование национальных проектов в области образования, здравоохранения и экологии в рамках расходов федерального бюджета. Например, в 2022 году на реализацию нацпроекта "Образование" из средств госказны выделено 134,6 млрд руб.
  2. Выделение бюджетных ассигнований на закупку вооружения и военной техники в рамках госпрограммы вооружения. К примеру, в 2021 году на эти цели из средств госказны было выделено около 1 трлн руб.
  3. Перечисление денежных средств в Резервный фонд Правительства РФ, средства которого могут быть использованы для стабилизации экономики. Например, в 2022 году размер Резервного фонда за счет госказны был увеличен до 8,6% расходов федерального бюджета.

Кто управляет государственной казной?

Управление государственной казной Российской Федерации осуществляется от имени Российской Федерации Правительством РФ, которое реализует полномочия собственника в отношении всего федерального имущества, входящего в состав государственной казны.

Правительство РФ устанавливает порядок управления и распоряжения объектами федеральной собственности, определяет полномочия федеральных органов исполнительной власти по управлению федеральным имуществом.

Бюджетными средствами государственной казны РФ и их расходованием управляет Министерство финансов РФ. Минфин России организует составление проекта федерального бюджета, обеспечивает исполнение федерального бюджета и контроль за целевым использованием бюджетных ассигнований.

Непосредственное управление федеральным имуществом, составляющим государственную казну РФ, осуществляют Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, а также целый ряд других федеральных органов исполнительной власти в рамках предоставленных им полномочий по управлению подведомственными объектами федеральной собственности.

Управление госказной РФ распределено между Правительством, Минфином и профильными ведомствами в соответствии с их функциями и сферами ведения.

Как контролируется использование средств государственной казны?

Использование средств государственной казны РФ контролируется в первую очередь посредством проведения бюджетного контроля со стороны Счетной палаты РФ, Федерального казначейства, финансовых органов. Также контроль осуществляется через парламентский контроль со стороны депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, а также посредством общественного контроля. Примеры контроля за использованием средств государственной казны РФ:

  1. Счетная палата РФ регулярно проводит аудит эффективности использования бюджетных средств федеральными органами власти. Например, в 2021 году был проведен аудит использования средств госказны Министерством просвещения.
  2. Депутаты Госдумы осуществляют парламентский контроль за исполнением федерального бюджета и реализацией национальных проектов, финансируемых из госказны. Так в 2022 году проводились парламентские слушания об использовании средств госказны на реализацию нацпроекта «Образование».
  3. Общественный контроль за расходованием средств госказны осуществляют экспертные организации. К примеру, в 2021 году Фонд борьбы с коррупцией провел анализ закупок Кремлевской клиники за счет федерального бюджета.

Какие доходы формируют государственную казну России?

Основу доходов государственной казны Российской Федерации составляют поступления налоговых доходов федерального бюджета. К ним относятся:

  • налог на добавленную стоимость,
  • акцизы на отдельные виды товаров,
  • налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых,
  • налог на доходы физических лиц,
  • таможенные пошлины и таможенные сборы,
  • государственная пошлина.

Также в казну поступают неналоговые доходы от использования федерального имущества.

Зачисляются ли в казну доходы госкомпаний?

Нет, доходы, полученные государственными компаниями и корпорациями, в которых доля государственного участия превышает 50%, не зачисляются непосредственно в государственную казну РФ. Такие доходы поступают на расчетные счета этих организаций и используются ими самостоятельно в соответствии с уставами. В доход федерального бюджета от госкомпаний поступает только часть чистой прибыли в виде дивидендов по принадлежащим государству акциям.

Можно ли взять кредит у государственной казны?

Нет, государственная казна РФ не предоставляет коммерческие кредиты физическим и юридическим лицам. Выделение бюджетных средств из госказны возможно только в рамках целевого бюджетного финансирования на основании принятых федеральных законов и решений Правительства РФ.

Кто является распорядителем средств госказны?

Распорядителями бюджетных средств государственной казны Российской Федерации являются главные распорядители средств федерального бюджета. К главным распорядителям относятся федеральные органы государственной власти (министерства, службы, агентства), органы управления государственными внебюджетными фондами РФ, суды, учреждения, исполняющие наказания, Счетная палата и др.

Главные распорядители средств федерального бюджета получают бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств, имеют право распределять их между подведомственными получателями бюджетных средств.

Получателями бюджетных средств госказны РФ являются федеральные казенные учреждения, а также иные организации, которым главными распорядителями выделяются субсидии и бюджетные инвестиции.

Все распорядители средств госказны имеют право расходовать полученные ими бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только в рамках, установленных федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год и плановый период.

Примеры главных распорядителей и получателей средств государственной казны РФ:

  • Министерство образования и науки РФ - главный распорядитель средств на финансирование вузов и школ.
  • Министерство обороны РФ - главный распорядитель средств на нужды армии, разработку вооружений.
  • Министерство здравоохранения РФ - главный распорядитель средств на программы здравоохранения.
  • Пенсионный фонд РФ - главный распорядитель средств на пенсионное обеспечение.
  • Федеральная таможенная служба - получатель бюджетных средств от Минфина России.
  • Российская академия наук – получатель средств от Минобрнауки России.
  • Военный госпиталь - получатель средств госказны от Минобороны России.

Какие законы регулируют формирование госказны в России?

Основными законами, регулирующими формирование и использование средств государственной казны в Российской Федерации, являются Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, а также принимаемые ежегодно федеральные законы о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Данными законами устанавливаются все основные параметры формирования и использования средств федерального бюджета, составляющих госказну.

Могут ли списываться долги перед государственной казной?

Возможно списание безнадежных к взысканию долгов (недоимок) по платежам в бюджет, числящихся за организациями-должниками. Такое списание производится на основании специально принимаемого для этого федерального закона или по решению Правительства РФ в установленном им порядке.

Попробуйте программу ФинЭкАнализ для финансового анализа организации по данным бухгалтерской отчетности, доступной через ИНН

Еще найдено про государственная казна

  1. Оптимизация состава имущества государственной казны Управления имущества государственной казны Федерального агентства по управлению государственным имуществом доцент кафедры земельного права Государственного университета по
  2. Обновление единого плана счетов бухгалтерского учета организаций государственного сектора Имущество концедента составляющее нефинансовые активы государственной муниципальной казны учитывается по аналитическому коду группы синтетического счета 90 и соответствующему аналитическому коду
  3. Учет движения имущества сданного в аренду Минфина России от 25.04.2008 № 03-03-06 4 29 об отсутствии оснований для налогообложения налогом на прибыль доходов от сдачи в аренду государственного имущества казны субъекта РФ не закрепленного за бюджетными учреждениями на праве оперативного управления 9
  4. Налоговые проверки в системе налогового контроля РФ при реализации государственного имущества составляющего казну РФ а также муниципального имущества составляющего муниципальную казну налоговая база определяется
  5. Государственное регулирование экономики современные реалии и взгляд в будущее Напротив если государство сосредоточится на тех направлениях и функциях которые ему присущи от природы общество освободится от ущерба коррупции неразумного перераспределения средств государственной казны отсталости сферы общественных благ и услуг Только там где имеются провалы рынка государство
  6. Противодействие коррупции в бюджетном процессе Отвлечение различных ресурсов из государственной казны в частные руки приводит к сокращению важных расходов для развития и осуществления деятельности
  7. Путеводитель по элементарной экономике производственные возможности фирмы Самарский государственный экономический университет Региональное развитие электронный научно-практический журнал №2 2017 Работа посвящена комплексному раскрытию базовой ... КПВ Задание 1 Самарская область как и любой другой российский регион каждый год строит бюджетные планы планирует сборы в региональную казну определенной суммы денег и руководствуясь в том числе принципом рациональности распределяет их по приоритетным
  8. Муниципальная собственность как ресурсная основа функционирования местного самоуправления Характеристики муниципальной казны Величина характеристики 2013 г 2014 г 2015 г 2016 г 2017 г 1 Общая ... Согласно полученным результатам основными политико-правовыми факторами являются изменения законодательства в сфере государственной и муниципальной собственности обеспечивающие осуществление деятельности КУИ в рамках существующего законодательства и своевременное реагирование
  9. Программа реструктуризации государственного долга субъектов РФ проблемы и решения Федерального казначейства и Минфина РФ о долговых обязательствах и доходах региональных бюджетов В качестве меры долговой ... В качестве меры долговой нагрузки применено отношение государственного долга субъекта РФ на 1 января 2018 года к налоговым и неналоговым доходам регионального
  10. К вопросу экономических циклов Многочисленность государственных структур научные учреждения больницы школы оборона страны общественные организации и т.д требует учета расхода финансовых средств из государственной казны будем считать из центрального банка ЦБ выразим уравнением 10 в виде Где Cmpj
  11. Проблемы квалификации неисполнения обязанностей налогового агента Огромные финансовые средства не только не поступают в государственную казну что ведет к сокращению бюджета и приостановлению реализации государственных программ но также вовлекаются
  12. Общие вопросы оптимизации налогов Вопрос о налогах обеспечивающих доходную базу бюджета о том что налоговых поступлений в государственную казну катастрофически не хватает дебатируется на всех уровнях власти и повсеместно Сегодня в России
  13. Расходы государственного бюджета Но если государство проложит туда дорогу то частному капиталу это сразу может стать интересным и начнется развитие уже возможно и без государственных денег построят завод около него - населенный пункт туда придет торговый и банковский бизнес ... Со временем затраты на структурные инвестиции вполне могут вернуться в казну за счет новых налоговых поступлений от развивающегося бизнеса там где он без такого толчка
  14. Размещение государственных облигаций сквозь призму микроструктуры рынка Этот директорат подразделение казначейства а последнее входит в Министерство экономики и финансов Италии 8 Из беседы автора с ... ОЭСР по управлению государственным долгом 3-4 декабря 2008 г Париж В июле 2017 г оглядываясь на глобальные финансовые
  15. Бюджетный контроль как способ минимизации нарушений бюджетного законодательства Понтович Э.Э Казна и контроль Государственно-правовая характеристика финансового контроля - М 1927 - С 50 Согласно устоявшемуся
  16. Направления налоговой политики государства Однако при формировании налоговой политики на 2019 - 2020 годы предстоит ещё решить новый комплекс задач по стимулированию деловой активности противодействию кризисным явлениям повышению наполняемости казны Приоритетами в области налоговой политики государства являются создание эффективной налоговой системы сохранение сложившегося к ... Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в
  17. Систематизация способов преступного уклонения от уплаты акцизов Вестник Тувинского государственного университета Социальные и гуманитарные науки №1 2018 В статье систематизируются способы уклонения от уплаты ... XIX веке Доходы казны от питейного налога составляли свыше 40% объема всех налогов бюджета страны Винные откупа -
  18. Финансово-экономические условия повышения эффективности функционирования вертикально интегрированных компаний нефтегазового комплекса Крупные компании топливно-энергетического комплекса могли служить главным источником поступления финансовых ресурсов в государственную казну На них планировалось переложить и большую часть налогового бремени которое в условиях переходного
  19. Государственный бюджет Доходы Это все источники доходов от государственной казни такие как налоги сборы доходы от государственной собственности и другие источники Расходы Здесь
  20. Управление капиталом - Статьи по финансовому анализу Оптимизация состава имущества государственной казны Оптимизация портфеля индивидуального инвестора Оптимизация нормы реинвестирования прибыли малого предприятия Оптимизация инвестиций в
Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ