Межбюджетные отношения - это отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.
Межбюджетные отношения органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов РФ регулируются Бюджетным кодексом РФ и строятся на следующих принципах:
Примером реализации этих принципов может служить распределение налоговых доходов между уровнями бюджетной системы. Так, согласно статье 61 Бюджетного кодекса РФ, в бюджеты поселений зачисляются по нормативу 100% поступлений от земельного налога и налога на имущество физлиц. Нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов в бюджеты городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга определяются законами этих субъектов РФ.
Таким образом, организация межбюджетных отношений в России основана на четком законодательном регулировании, разграничении полномочий и доходных источников между уровнями власти при сохранении самостоятельности местных бюджетов и применении механизмов выравнивания их обеспеченности.
При решении вопроса об оказании финансовой помощи муниципальным образованиям органы государственной власти субъекта РФ имеют право осуществлять проверку обоснованности предоставления такой помощи. Это означает, что региональные власти должны убедиться в необходимости выделения средств конкретному муниципалитету. Проверка обоснованности может включать анализ следующих факторов:
После принятия положительного решения о выделении помощи региональные власти вправе проверять целевое использование средств и достаточность мер по росту доходов местных бюджетов. Это позволяет контролировать эффективность предоставленной помощи.
Подобный подход к оценке обоснованности финансовой помощи муниципалитетам применяется во многих странах, например:
Таким образом, проверка обоснованности финансовой помощи муниципалитетам является распространенной международной практикой, направленной на рациональное использование бюджетных средств и стимулирование местных властей к повышению собственных доходов.
Межбюджетные отношения в РФ осуществляются в следующих основных формах:
Дотации предоставляются из вышестоящего бюджета нижестоящему в целях выравнивания уровня бюджетной обеспеченности. Например, Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ распределяется между регионами по специальной методике, учитывающей налоговый потенциал, численность населения и другие факторы. Аналогичные фонды формируются на региональном уровне для выравнивания бюджетной обеспеченности муниципалитетов.
Субвенции предоставляются на финансирование переданных полномочий, то есть расходных обязательств по предметам ведения вышестоящего публично-правового образования. Например, субвенции из федерального бюджета выделяются на выплату пособий гражданам, имеющим детей, субвенции из региональных бюджетов - на обеспечение деятельности комиссий по делам несовершеннолетних.
Субсидии предоставляются на софинансирование приоритетных расходов нижестоящих бюджетов при условии долевого участия получателя. Например, субсидии из федерального бюджета выделяются на строительство и ремонт автомобильных дорог, субсидии из региональных бюджетов - на реализацию программ поддержки малого и среднего предпринимательства.
Бюджетные кредиты предоставляются из вышестоящего бюджета нижестоящему на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета. Они носят возвратный характер и предоставляются на срок до одного года.
Таким образом, межбюджетные трансферты позволяют сглаживать диспропорции в уровне бюджетной обеспеченности регионов и муниципалитетов, обеспечивать финансирование делегированных полномочий и приоритетных расходов, а также оказывать временную финансовую помощь при кассовых разрывах. Это способствует выравниванию бюджетных возможностей для предоставления гражданам государственных и муниципальных услуг на всей территории страны.
Межбюджетные отношения в РФ осуществляются через систему специализированных фондов, основными из которых являются:
Данный фонд формируется в федеральном бюджете для оказания финансовой помощи регионам с низким уровнем бюджетной обеспеченности. Средства распределяются по специальной методике с учетом налогового потенциала, численности населения и других факторов. В 2023 году объем Фонда составил 892,4 млрд руб.
Предназначен для компенсации выпадающих доходов региональных бюджетов в связи с решениями, принятыми федеральным центром (например, введение налоговых льгот). В 2023 году объем Фонда - 1,1 трлн руб.
Средства направляются на реализацию приоритетных национальных проектов в сфере образования, здравоохранения, культуры и т.д. Регионы получают трансферты при условии софинансирования из собственных бюджетов. Объем Фонда в 2023 году - 1,2 трлн руб.
Создан для сокращения различий в уровне социально-экономического развития субъектов РФ. Средства выделяются на инфраструктурные проекты и поддержку инвестиций. В 2023 году объем Фонда составил 30 млрд руб.
Направлен на стимулирование регионов к проведению бюджетных реформ, повышению эффективности управления госфинансами. Средства предоставляются на конкурсной основе. В 2023 году объем Фонда - 10 млрд руб.
Распределение средств из фондов осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и ежегодными федеральными законами о федеральном бюджете. Система фондов позволяет выравнивать бюджетную обеспеченность регионов, стимулировать их развитие и реализацию национальных проектов.
Федеральный бюджет играет ключевую роль в системе межбюджетных отношений в РФ, выступая главным источником финансовой поддержки бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Эта поддержка осуществляется через различные формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета.
Одной из ключевых форм финансовой помощи являются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Эти дотации предоставляются регионам с низким уровнем налоговых доходов для обеспечения минимального уровня расходов на выполнение их полномочий.
Например, в 2022 году общий объем дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ составил 805,8 млрд руб. Наибольшие суммы получили Дагестан (74,9 млрд руб.), Якутия (59,4 млрд руб.) и Камчатский край (51,6 млрд руб.).
Федеральный бюджет также предоставляет субъектам РФ субсидии на софинансирование региональных программ и субвенции на исполнение переданных полномочий.
В 2022 году объем субсидий из федерального бюджета составил 1,2 трлн руб., а субвенций - 1,1 трлн руб. Крупнейшими получателями субсидий стали Москва (73,8 млрд руб.), Московская область (51,4 млрд руб.) и Краснодарский край (43,6 млрд руб.).
Кроме безвозмездных трансфертов, федеральный бюджет предоставляет бюджетам субъектов РФ бюджетные кредиты на покрытие временных кассовых разрывов и частичную замену коммерческих кредитов.
В 2022 году объем предоставленных бюджетных кредитов составил 233,5 млрд руб. Наибольшие суммы получили Московская область (30 млрд руб.), Красноярский край (20 млрд руб.) и Нижегородская область (15 млрд руб.).
Система межбюджетных трансфертов в России во многом схожа с практикой федеративных государств, таких как США, Канада и Германия. Как и в России, в этих странах федеральный бюджет играет ключевую роль в выравнивании бюджетной обеспеченности регионов через предоставление безвозмездных трансфертов и бюджетных кредитов.
Однако в отличие от России, в ряде стран большую роль играют горизонтальные трансферты между регионами для дополнительного выравнивания их бюджетной обеспеченности. Например, в Канаде действует программа фискального выравнивания, в рамках которой более богатые провинции перечисляют средства в федеральный бюджет для последующего распределения беднейшим провинциям.
Вертикальное выравнивание представляет собой процесс достижения сбалансированности между объемом расходных обязательств каждого уровня власти и потенциалом его доходных ресурсов. Это необходимо для устранения несоответствий в распределении доходов и расходов между федеральным, региональными и местными бюджетами. Основными механизмами вертикального выравнивания являются:
Например, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, для выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований применяются дополнительные дифференцированные нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Они рассчитываются как отношение расчетного объема дотации на выравнивание к прогнозируемому объему НДФЛ по территории муниципалитета.
Важным инструментом вертикального выравнивания также являются межбюджетные трансферты из вышестоящих бюджетов нижестоящим. Например, в 2022 году объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ составил 3,2 трлн руб., или 18,5% всех расходов федерального бюджета.
Горизонтальное бюджетное выравнивание - это механизм сглаживания различий в уровне бюджетной обеспеченности между регионами или муниципалитетами одного уровня бюджетной системы. Его цель - обеспечить сопоставимые условия для предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам независимо от места их проживания. Необходимость горизонтального выравнивания обусловлена объективными факторами:
Инструментами горизонтального выравнивания в России являются:
Например, в 2022 году объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ составил 892 млрд руб. Наибольшие суммы получили Дагестан (78 млрд руб.), Чечня (53 млрд руб.), Якутия (46 млрд руб.). Уровень расчетной бюджетной обеспеченности после выравнивания в 2022 году варьировался от 0,6 (Ингушетия) до 2,2 (Ненецкий АО) при среднероссийском показателе, принятом за 1.
Важно соблюдать баланс между выравниванием и стимулами к наращиванию собственных доходов регионов. Поэтому в России применяется частичная компенсация разрыва в бюджетной обеспеченности, а не полное выравнивание.
Горизонтальное выравнивание широко используется и в других странах. Например, в Германии действует система горизонтального финансового выравнивания между землями, в Канаде - программы выравнивания между провинциями.
Одним из ключевых аспектов межбюджетных отношений являются заимствования органов исполнительной власти субъектов РФ.
Субъекты РФ имеют право осуществлять государственные заимствования путем выпуска государственных ценных бумаг, получения кредитов от кредитных организаций, бюджетных кредитов от других бюджетов бюджетной системы РФ, а также путем привлечения средств организаций и физических лиц. Это позволяет субъектам покрывать дефицит бюджета и финансировать важные расходы в случае нехватки собственных доходов.
Например, по данным Минфина РФ, государственный долг субъектов РФ на 1 января 2023 года составил 2,5 трлн руб., из которых 1,3 трлн руб. приходилось на бюджетные кредиты от федерального бюджета, а 1,2 трлн руб. - на ценные бумаги и кредиты от кредитных организаций.
Вместе с тем, Бюджетный кодекс РФ устанавливает ряд ограничений на заимствования субъектов РФ с целью обеспечения их долговой устойчивости:
Эти ограничения призваны не допустить чрезмерного наращивания долговой нагрузки на бюджеты субъектов РФ и обеспечить сбалансированность их бюджетов.
В случае если субъект РФ не может обслуживать свои долговые обязательства, Правительство РФ может принять решение о реструктуризации задолженности субъекта перед федеральным бюджетом. Так, в 2022 году была проведена реструктуризация бюджетных кредитов для 75 субъектов РФ на общую сумму 667 млрд руб. со сроком погашения до 2029 года.
Таким образом, заимствования органов исполнительной власти субъектов РФ являются важным инструментом межбюджетных отношений, позволяющим субъектам финансировать свои расходные обязательства при недостатке собственных доходов. Вместе с тем, существуют жесткие ограничения на объем заимствований и долговую нагрузку субъектов РФ, а также механизмы реструктуризации долгов для предотвращения долговых кризисов на региональном уровне.
Нормативные отчисления от регулирующих доходов являются одним из ключевых принципов межбюджетных отношений в РФ. Этот принцип закреплен в статье 9 Бюджетного кодекса РФ и предполагает распределение регулирующих доходов между бюджетами разных уровней по нормативам, установленным законодательно.
Регулирующие доходы - это налоги и сборы, закрепленные на постоянной или долговременной основе полностью или частично за бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами. К ним относятся, например, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, акцизы и др.
Нормативы отчислений от регулирующих доходов устанавливаются ежегодно федеральными законами или законами субъектов РФ. Они определяют долю каждого регулирующего дохода, которая должна поступать в бюджеты разных уровней (федеральный, региональные, местные).
Рассмотрим пример расчета нормативных отчислений от налога на прибыль организаций в 2023 году:
Таким образом, из общей суммы налога на прибыль 17 млрд руб. зачисляется в федеральный бюджет, а 83 млрд руб. остается в бюджете региона.
Система нормативных отчислений от регулирующих доходов широко применяется в мировой практике межбюджетных отношений. Например, в США нормативы распределения основных налогов между федеральным и штатными бюджетами устанавливаются на постоянной основе. В Канаде действует аналогичная система с ежегодным пересмотром нормативов. Преимущества такой системы:
Таким образом, нормативные отчисления от регулирующих доходов являются важным инструментом межбюджетного регулирования в России, позволяющим распределять налоговые поступления между уровнями бюджетной системы на основе установленных законодательно нормативов.