Межбюджетные отношения

Межбюджетные отношения - это отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Система межбюджетных отношений

Совокупность межбюджетных отношений в РФ основывается на бюджетном федерализме, который понимается как способ управления, при котором сочетаются интересы всего государства с интересами отдельных его частей, обеспечивается единство и целостность страны при соблюдении самостоятельности территорий в решении вопросов, включенных в их компетенцию. Бюджетный федерализм является эффективным, если соблюдаются условия:

  • разграничение расходных полномочий между уровнями власти;
  • наделение уровней власти фискальными ресурсами для выполнения полномочий;
  • сглаживание вертикальных и горизонтальных дисбалансов с помощью бюджетных трансфертов.

Вертикальное выравнивание – процесс устранения несоответствия между объемом обязательств каждого уровня власти по расходам с доходным потенциалом бюджетов всех уровней по вертикали: федеральный бюджет – региональные бюджеты – местные бюджеты. Если потенциальная возможность доходной части нижестоящего уровня бюджетной системы недостаточны для выполнения возложенных на него функций, вышестоящий орган должен теоретически передать недостающие ресурсы (например, в виде отчислений от налогов)

Горизонтальное выравнивание – процесс устранения несоответствия в бюджетной обеспеченности между бюджетами одного уровня (по горизонтали), вызванного объективными причинами.

Если собственных доходов бюджета недостаточно, выравнивание производится межбюджетными трансфертами и финансовой помощью из бюджета вышестоящего уровня.

Межбюджетные трансферты — средства одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставляются в форме:

  • финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации и иных дотаций и субсидий;
  • субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из Федерального фонда компенсаций и иных субвенций;
  • финансовой помощи бюджетам отдельных муниципальных образований, предоставляемой в случаях и в порядке, установленных федеральными законами;
  • иных безвозмездных и безвозвратных перечислений;
  • бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации.

Аналогично предоставляются трансферты из регионального бюджета местным бюджетам. Формы оказания финансовой помощи:

  • предоставление дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности;
  • предоставление субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов;
  • предоставление бюджетных кредитов;

В настоящее время межбюджетные трансферты из федерального бюджета оказываются из следующих фондов:

  • Фонд финансовой поддержки субъектов РФ (дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности),
  • Фонд Компенсаций (субвенции на исполнение отдельных расходных обязательств субъектов РФ/ муниципальных образований),
  • Фонд софинансирования социальных расходов (субсидии для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации),
  • Фонд регионального развития (субсидии для долевого финансирования инвестиционных программ (проектов) развития общественной инфраструктуры регионального и местного значения),
  • Фонд реформирования региональных финансов (субсидия/субвенция на осуществление отдельных расходов по поддержке и стимулированию бюджетных реформ и оздоровление финансов) — источник средства займа МБРР.

Еще найдено про межбюджетные отношения

  1. Теоретические и методологические подходы к оценке финансового потенциала муниципальных образований в условиях реформирования территориальной организации местного самоуправления Федерации федеральными и региональными органами власти была проведена большая работа по реализации основных направлений реформы сформированы органы местного самоуправления во вновь образованных муниципальных образованиях определены и получили свое практическое применение основные положения политики межбюджетных отношений в Российской Федерации определены особенности формирования бюджетов муниципальных образований в условиях становления двухуровневой
  2. Классификация формализованных методов оценки налогового потенциала Федерации и муниципальным образованиям по регулированию межбюджетных отношений приказ Министерства финансов РФ от 27.08.2004 № 243. 14. Осипов C J1., Осипова
  3. Бюджетная политика Основными направлениями современной бюджетной политики государства является проведение бюджетной реформы которая предусматривает формирование бюджетной системы на основе равноправия и самостоятельности всех звеньев бюджетной системы упрочение системы межбюджетных отношений укрепление доходной базы региональных и местных бюджетов государственная поддержка экономики посредством проведения льготной
  4. Налоговая нагрузка в России: основные подходы Если под налогообложением понимать не только технику взимания налогов по установленным элементам налогообложения но и всю совокупность налоговых отношений от принятия решений об установлении изменении и отмене налогов до урегулирования взаимоотношений между налогоплательщиками и налоговыми органами то парадоксами налогообложения можно считать определенные налоговые решения действия ... Это обусловливает необходимость масштабного и не всегда оправданного перераспределения налоговых доходов между различными уровнями бюджетной системы путем закрепления части федеральных налогов по ставкам или нормативам отчислений от поступлений и выравнивания бюджетной обеспеченности регионов и их территорий через межбюджетные трансферты более 60% налоговых доходов консолидированного бюджета РФ поступило в федеральный бюджет В результате
  5. Консолидированный бюджет ГВБФ и межбюджетных трансфертов Консолидированный бюджет субъекта РФ представляют собой свод регионального бюджета местных бюджетов территорий административно ... Эти затраты выражают экономические отношения на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным
Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ