Бюджетный процесс

Бюджетный процесс - это регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по:

  • составлению и рассмотрению проектов бюджетов;
  • утверждению и исполнению бюджетов;
  • контролю за их исполнением;
  • осуществлению бюджетного учета;
  • составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Участники бюджетного процесса

Участниками бюджетного процесса являются:

  • Президент РФ;
  • высшее должностное лицо субъекта РФ, глава муниципального образования;
  • законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее - законодательные (представительные) органы);
  • исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);
  • Банк России;
  • органы государственного (муниципального) финансового контроля;
  • органы управления государственными внебюджетными фондами;
  • главные распорядители бюджетных средств;
  • главные администраторы доходов бюджета;
  • главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета;
  • получатели бюджетных средств.

В БК РФ представлено системное описание общих (единых для всех бюджетов бюджетной системы РФ) бюджетных полномочий участников бюджетного процесса.

Стадии бюджетного процесса

Бюджетный процесс состоит из пяти стадий:

  • составление проекта бюджета;
  • рассмотрение проекта бюджет;
  • утверждение бюджета;
  • исполнение бюджета;
  • рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета.

1. Составлению проекта бюджета предшествует разработка планов и прогнозов развития территорий и целевых программ. Решение о начале работы над составлением проекта федерального бюджета принимается Президентом РФ. Правительство РФ организует поэтапную работу по составлению проекта федерального бюджета. В определенные сроки составляются:

  • прогноз социально-экономического развития,
  • сводный баланс финансовых ресурсов,
  • основные направления бюджетной политики РФ,
  • контрольные цифры проекта федерального бюджета на соответствующий период и другие документы.

Территориальные органы исполнительной власти ведут детальную проработку и согласование показателей социально-экономического развития и контрольных цифр федерального бюджета. Правительство РФ одновременно с организацией работы по составлению федерального бюджета организует работу по доведению в определенные сроки до представительных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации инструктивного письма об особенностях составления расчетов к проектам бюджетов на следующий финансовый год, в том числе о централизованно установленных социальных и финансовых нормах и нормативах (минимальных) или их изменениях.

Исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации в установленные их представительными органами власти сроки, исходя из необходимости утверждения бюджетов до начала финансового года, доводят до представительных органов власти нижестоящего уровня соответствующие указания по разработке проектов бюджетов, в том числе социальные и финансовые нормы и нормативы или их изменения, включая нормы и нормативы, утвержденные вышестоящим органом представительной власти.

В случае несбалансированности доходов и минимально необходимых расходов местных бюджетов или бюджетов субъектов федерации соответствующий исполнительный орган власти представляет в вышестоящий исполнительный орган (исполнительные органы власти субъектов федерации - в Правительство РФ)

  • необходимые расчеты для обоснования размеров нормативов отчислений от регулирующих доходов, дотаций, субвенций, перечня доходов и расходов, подлежащих передаче из вышестоящих бюджетов,
  • данные об изменении состава объектов, подлежащих бюджетному финансированию.

2. Рассмотрение проекта бюджета представительным органом власти соответствующего субъекта бюджетного права предшествует принятию решения о санкционировании бюджетных расходов, которое является правовой основой для выделения бюджетных ассигнований.

После принятия соответствующего проекта федерального закона к рассмотрению Государственной Думой он должен направляться в Совет Федерации Федерального Собрания РФ, комитеты Государственной Думы, другим субъектам права законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение.

3. Бюджетное законодательство предусматривает возможность утверждения проекта федерального бюджета на соответствующий год после четырех чтений. После четвертого чтения проект федерального бюджета на соответствующий год рассматривается на пленарном заседании Государственной Думы для голосования в целом. Принятый Государственной Думой Федеральный закон «О федеральном бюджете на соответствующий год» в соответствии со статьями 105 и 107 Конституции РФ подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации и Президентом РФ.

В случае непринятия проекта Федерального закона «О Федеральном бюджете на конкретный год» до 1 января конкретного года федеральные органы исполнительной власти имеют право производить расходование бюджетных средств по соответствующим разделам расходов, подразделам, видам и предметным статьям функциональной и ведомственной классификации ежемесячно в размере одной трети фактически произведенных расходов за IV квартал предшествующего года до принятия Федерального закона «О Федеральном бюджете на предстоящий год».

Государственная Дума также может принять Федеральный закон «О финансировании расходов из Федерального бюджета в первом квартале конкретного года». В этом случае федеральные органы исполнительной власти производят расходование бюджетных средств в соответствии с указанным Федеральным законом. Подобная практика уже известна российской действительности. В настоящее время бюджет РФ составляется на три года.

4. Исполнение бюджета совпадает с бюджетным годом и длится с 1 января по 31 декабря. Исполнение бюджета возложено на соответствующие исполнительные органы власти. Исполнение бюджета заключается в обеспечении полного и своевременного поступления предусмотренных в бюджетах доходов и в финансировании соответствующих расходов. Оперативное исполнение бюджетов осуществляется по бюджетной росписи, которая составляется соответствующим финансовым органом (Министерством финансов РФ (МФ РФ), МФ республик в составе РФ, финансовыми управлениями (отделами) краев, областей и т.д.). Исполнение бюджетов осуществляется по доходной и расходной частям бюджетов.

Исполнение федерального бюджета завершается 31 декабря. Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря. Принятие бюджетных обязательств после 25 декабря не допускается. Подтверждение бюджетных обязательств должно быть завершено Федеральным казначейством 28 декабря. До 31 декабря включительно Федеральное казначейство обязано оплатить принятые и подтвержденные бюджетные обязательства.

Счета, используемые для исполнения федерального бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря. Средства, полученные бюджетными учреждениями от предпринимательской деятельности и не использованные по состоянию на 31 декабря, зачисляются в тех же суммах на вновь открываемые соответствующим бюджетным учреждениям лицевые счета.

После завершения операций по принятым бюджетным обязательствам завершившегося года остаток средств на едином счете федерального бюджета подлежит учету в качестве остатка средств на начало очередного финансового года.

5. Рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета осуществляется представительным органом власти. Представительный орган имеет право обратиться в органы прокуратуры РФ для проверки обстоятельств несоответствия исполнения бюджета принятому закону (решению) о бюджете в случае превышения прав, предоставленных органу, исполняющему бюджет, по сокращению расходов, перемещению ассигнований и блокировке расходов и привлечения к ответственности виновных должностных лиц.

Ежегодно не позднее 1 июня текущего года Правительство РФ представляет в Государственную Думу и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона. Одновременно с отчетом об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в Государственную Думу вносятся отчеты об исполнении бюджетов федеральных целевых бюджетных фондов. Отчет об исполнении федерального бюджета должен быть составлен в соответствии со структурой и бюджетной классификацией, которые применялись при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на отчетный год.

Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год и готовит заключение по отчету Правительства РФ об исполнении федерального бюджета в течение 4,5 месяца после представления Правительством РФ указанного отчета в Государственную Думу. При этом палата использует материалы и результаты проведенных проверок. Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяца после получения заключения Счетной палаты РФ. При рассмотрении отчета об исполнении федерального бюджета Государственная Дума заслушивает:

  • доклад руководителя Федерального казначейства об исполнении федерального бюджета;
  • доклад министра финансов об исполнении федерального бюджета;
  • доклад Генерального прокурора РФ о соблюдении законности в области бюджетного законодательства;
  • заключение Председателя Счетной палаты РФ.

По предложению Председателя Государственной Думы либо по собственной инициативе Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ могут выступить или представить доклады с анализом рассмотренных в течение отчетного финансового года дел, связанных с бюджетными спорами и нарушениями бюджетного законодательства. По итогам рассмотрения отчета об исполнении федерального бюджета и заключения Счетной палаты РФ Государственная Дума принимает одно из следующих решений:

  • об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета;
  • об отклонении отчета об исполнении федерального бюджета.
Попробуйте программу ФинЭкАнализ для финансового анализа организации по данным бухгалтерской отчетности, доступной через ИНН

Еще найдено про бюджетный процесс

  1. Противодействие коррупции в бюджетном процессе Уязвимым для коррупции является бюджетный процесс т.к с помощью него происходит управление государственными финансами Бюджетный процесс предоставляет средства для
  2. Бюджетная политика и особенности бюджетного процесса в Российской Федерации Рассмотрев основные вопросы теории реализации бюджетной политики перейдем к описанию ключевых особенностей бюджетного процесса в Российской Федерации Бюджетное устройство Российской Федерации определяется исходя из положений Бюджетного кодекса
  3. Сущность бюджетной политики региона Роль федерального казначейства в процессе бюджетной реформы в Российской Федерации Проблемы совершенствования организации производства и управления промышленными предприятиями Межвузовский
  4. Региональные финансы управленческий мониторинг РФ к внедрению новых технологий в процесс управления финансами стимулирует к обмену опытом друг с другом по поиску оптимальных методов и решений в бюджетном процессе Конечно индикаторы отражающие точность прогнозирования доходов субъекта РФ уровень долговой нагрузки приемлемость уровня
  5. Роль казначейства в бюджетной системе региона Ленинградской области обеспечивающие правовые основания внедрения программного подхода в бюджетный процесс Финансовое обеспечение государственных программ Ленинградской области составляет около 93 % расходной части областного
  6. Оценка качества финансового менеджмента бюджетных инвестиций в России Приказ № 34н мониторинг качества финансового менеджмента был определен как анализ и оценка совокупности процессов и процедур обеспечивающих эффективность и результативность использования бюджетных средств и охватывающих все элементы бюджетного процесса составление проекта бюджета исполнение бюджета учет и отчетность контроль и аудит Похожее определение
  7. Консервативное казначейство Каковы особенности консервативного казначейства в бюджетном процессе Консервативный бюджетный процесс характеризуется следующими особенностями Консерватизм Бюджетные прогнозы основаны на консервативных оценках
  8. Финансовый анализ финансовые показатели - Статьи по финансовому анализу Бюджетная политика и особенности бюджетного процесса в Российской Федерации Бюджетный учет коммерческой деятельности бюджетных учреждений Бюджетный контроль как способ
  9. Проблемы функционирования системы бюджетирования Это основа бюджетного процесса здесь происходит формирование целевых показателей и распределение ресурсов по структурным подразделениям формируется нормативная
  10. Финансовая система комплексный подход в контексте государственной финансовой политики Нормативно-методическое обеспечение и организация бюджетного процесса The budgetary process normative and methodological support and organization 01.01.2013-31.12.2020 638.9 167.9 133.0
  11. Инвентаризация имущества финансовых активов и обязательств в бюджетном учреждении Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета применяемых органами государственной власти государственными органами органами местного самоуправления органами управления государственными внебюджетными фондами государственными академиями наук государственными муниципальными учреждениями и Методических указаний по их применению Инвентаризационная ... В процессе инвентаризации нефинансовых и финансовых активов денежных средств и денежных документов бланков строгой отчетности и
  12. Теоретические и методологические подходы к оценке финансового потенциала муниципальных образований в условиях реформирования территориальной организации местного самоуправления Данный вид децентрализованных финансовых ресурсов участвует в обеспечении развития экономических процессов денежными средствами которые формируются у населения в результате первичного распределения национального дохода плата работников производственной сферы доходы от предпринимательской деятельности или в результате перераспределительных процессов в обществе например пособия заработная плата работников бюджетной сферы Методологические аспекты оценки финансового потенциала
  13. Отраслевые особенности и направления минимизации финансовых рисков сельскохозяйственных предприятий Этим объясняются низкие объемы бюджетного субсидирования убыточных предприятий Выводы и значимость Финансовый риск сельскохозяйственного предприятия следует определить как специфический ... Финансовый риск сельскохозяйственного предприятия следует определить как специфический тип идентифицированных неопределенностей исходящих из отраслевых особенностей и специфики функционирования отдельно взятой экономической единицы в текущих рыночных реалиях воздействующих на процессы движения финансовых ресурсов юридических лиц с высокой вероятностью наступления ущерба возникающего в различных финансово-кредитных
  14. Система межбюджетных отношений Источники формирования консолидированного бюджета Региональные субъекты хозяйствования и муниципальные образования в процессе выполнения своих функций аккумулируют и используют финансовые ресурсы в соответствии с нормативами налоговых доходов ... Региональные субъекты хозяйствования и муниципальные образования в процессе выполнения своих функций аккумулируют и используют финансовые ресурсы в соответствии с нормативами налоговых доходов определенными нормативно- правовыми актами бюджетной системы в целях обеспечения социальных гарантий повышения жизненного уровня населения развития территорий Основная задача
  15. Государственное регулирование экономики современные реалии и взгляд в будущее Равноправие проявляется в эквивалентности процессов обмена между секторами экономики и субъектами экономической деятельности Распределительные отношения имеют более ограниченную сферу ... В 2010 г через бюджетную систему Российской Федерации перераспределялось в виде налогов 25.67% ВВП в 2015 г - 27.44%
  16. Финансовая политика и управление государственными финансами в РФ Для этого на первом этапемы выделяем три последовательные модели реализации процесса бюджетного планирования и прогнозирования позволяющие постепенно увеличивать временные рамки составления проекта бюджета Перспективный финансовый
  17. О значении определения и регулирования цены капитала В развитии сотрудничества и интеграционных процессов на постсоветском пространстве возрастает роль средневзвешенной цены капитала как фактора реализации совместных инвестиционных проектов ... Ее регулированию с помощью оказания бюджетной поддержки будет уделяться возрастающее внимание в связи с реализацией планов развития Евразийского экономического и
  18. Совершенствование косвенного налогообложения в Российской Федерации Налог на добавленную стоимость введенный в российскую налоговую систему с 1992 г для формирования стабильных бюджетных доходов за счет вовлечения в этот процесс всех хозяйствующих субъектов независимо от организационно-правовой формы
  19. Антикризисное управление финансово-экономическом устойчивостью промышленного предприятия Интеграция системы бюджетирования и системы менеджмента качества осуществляется путем внедрения в процесс бюджетного управления инструментов системы менеджмента качества расширение управления по центрам ответственности управления процессами системы
  20. Инвентаризация имущества финансовых активов и обязательств в бюджетном учреждении - продолжение
Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ