Бюджетный учет

Бюджетный учет - это научно обоснованная система сбора, регистрации и обобщения информации о ходе исполнения бюджетов всех уровней; часть системы хозяйственного учета, включающая три его вида: оперативный, бухгалтерский и статистический при главной роли бухгалтерского учета. Бюджетный учет охватывает все финансово-хозяйственные операции, связинные с процессом исполнения бюджетов. Он состоит из учета исполнения:

  • бюджетов в органах Федерального казначейства, финансовых органах и налоговых органах;
  • смет доходов и расходов бюджетных учреждений.

Счета бюджетного учета

В бюджетных учреждениях для бухгалтерского учета операций по исполнению смет доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников, а также операций по централизованному снабжению материальными ценностями применяется План счетов бюджетного учета, утвержденный Минфином России в составе Инструкции по бюджетному учету.

Номер счета Плана счетов бюджетного учета состоит из 26 разрядов. При формировании номера счета Плана счетов бюджетного учета используется следующая структура:

  • 1-17-й разряд - код классификации доходов, ведомственной, функциональной классификации расходов бюджетов, классификации источников финансирования дефицита бюджетов;
  • 18-й разряд - код вида деятельности: бюджетная деятельность - 1, приносящая доход деятельность - 2, деятельность со средствами, находящимися во временном распоряжении, - 3;
  • 19-21-й разряд - код синтетического счета Плана счетов бюджетного учета;
  • 22-23-й разряд - код аналитического счета Плана счетов бюджетного учета;
  • 24-26-й разряд - код классификации операций сектора государственного управления.

Разряды 18-23 образуют Код счета бюджетного учета.

Органам государственной власти, органам управления государственных внебюджетных фондов, органам управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органам местного самоуправления разрешается введение в код аналитического счета Плана счетов разрядов для получения дополнительной информации, необходимой внутренним пользователям.

Кроме того, при отсутствии в корреспонденции счетов бюджетного учета (приложение N 1) операций, отражающих деятельность учреждений, главные распорядители средств бюджета имеют право определять необходимую для отражения в бюджетном учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей настоящей Инструкции.

При завершении отчетного финансового года обороты по счетам, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств, в регистры бюджетного учета следующего финансового года не переходят.

В новый План счетов включено около 2000 счетов. Столь значительное количество счетов обусловлено структурой нового бюджетного учета. Следует отметить, что, в сущности, большинство счетов нового Плана счетов являются субсчетами первого, второго и третьего порядка. Например, если не принимать во внимание первые 17 символов, которые отводятся для КБК, то номер счета по учету основных средств бюджетной деятельности составит 110100000.

Первый знак "1" указывает вид деятельности (бюджетная). Следующие три знака (101), по существу, указывают номер счета "Основные средства". Последующие два знака показывают наименование объекта основных средств (жилые помещения - 10101, нежилые помещения - 10102, сооружения - 10103, машины и оборудование - 10104 и т.д.). Седьмой и восьмой знаки указывают характер движения объекта основных средств - увеличение машин и оборудования отражают на счете 10104310, а уменьшение - на счете 10104410. Многие счета нового Плана счетов предназначены для распорядителей бюджета и казначейств. Ниже приведены наиболее применяемые счета в бюджетных организациях, сгруппированные в пять разделов.

Раздел 1 "Нефинансовые активы" включает в себя сведения об основных средствах, о непроизведенных и нематериальных активах, начислении амортизации, материалах, готовой продукции и о капитальных вложениях. В данный раздел включены счета:

  • 010100000 "Основные средства";
  • 010200000 "Нематериальные активы";
  • 010300000 "Непроизведенные активы";
  • 010400000 "Амортизация";
  • 010500000 "Материальные запасы";
  • 010600000 "Вложения в нефинансовые активы";
  • 010700000 "Нефинансовые активы в пути".

Раздел 2 "Финансовые активы" объединяет информацию обо всех денежных средствах и документах учреждения, о его финансовых вложениях (депозиты, акции других предприятий, ценные бумаги), а также обо всех видах дебиторской задолженности, включая бюджетную. Для учета данной информации предназначены счета:

  • 020100000 "Денежные средства учреждения";
  • 020400000 "Финансовые вложения";
  • 020500000 "Расчеты с дебиторами по доходам";
  • 020600000 "Расчеты по выданным авансам";
  • 020700000 "Расчеты с дебиторами по бюджетным кредитам";
  • 020800000 "Расчеты с подотчетными лицами";
  • 020900000 "Расчеты по недостачам";
  • 021000000 "Расчеты с прочими дебиторами".

В разделе 3 "Обязательства" учитываются все виды кредиторской задолженности учреждения. Для учета данной задолженности используют счета:

  • 030100000 "Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам";
  • 030200000 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками";
  • 030300000 "Расчеты по платежам в бюджеты";
  • 030400000 "Прочие расчеты с кредиторами".

Раздел 4 "Финансовый результат" предназначен для отражения разницы между доходами и расходами учреждения за текущий год. В этом разделе показываются также финансовые итоги предыдущих лет, доходы будущих периодов и сведения по кассовому исполнению бюджета. Основными счетами этого раздела являются:

  • 040100000 "Финансовый результат учреждения";
  • 040101000 "Финансовый результат текущей деятельности";
  • 040102000 "Финансовый результат по резервному фонду";
  • 040103000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов";
  • 040104100 "Доходы будущих периодов".

В разделе 5 "Санкционирование расходов бюджетов" отражается информация о лимитах полученных и переданных бюджетных обязательств, а также о бюджетных ассигнованиях. Вести учет на счетах этого раздела будут главным образом распорядители бюджетных средств и казначейства. В бюджетных учреждениях по данному разделу используется счет 050100000 "Лимиты бюджетных обязательств".

Учет ценностей, временно находящихся в учреждении и не принадлежащих ему, осуществляется на забалансовых счетах. В этом разделе появилось несколько новых позиций (предусмотрены счета для учета обеспечений исполнения обязательств, государственных и муниципальных гарантий, расчетных документов, ожидающих исполнения, и т.д.).

Следует отметить, что новой Инструкцией существенно изменен порядок отражения операций на синтетических счетах. Если раньше хозяйственные операции по увеличению и уменьшению соответствующих активов и обязательств отражались на разных сторонах одного и того же счета, то в новой Инструкции для учета операций по движению каждого вида активов и обязательств предусмотрено использование разных счетов. Например, операции по увеличению запасов продуктов питания отражаются по дебету счета 010502340 "Увеличение стоимости продуктов питания", а операции по уменьшению запасов продуктов питания - по кредиту другого счета - 010502440 "Уменьшение стоимости продуктов питания".

Вместе с тем по некоторым счетам бюджетного учета применяется обычный порядок отражения операций на счетах. Например, на счете 040100000 "Финансовый результат учреждения" доходы учреждения отражаются по кредиту счета, а расходы - по дебету. Сопоставлением дебетового и кредитового оборотов по данному счету определяют конечный финансовый результат деятельности учреждения. Порядок ведения аналитического учета бюджетные организации устанавливают сами исходя из Плана счетов и нормативных актов по объектам учета.

Еще найдено про бюджетный учет

  1. Инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств в бюджетном учреждении - продолжение План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкция по его применению утвержденные приказом Минфина России от 16.12.2010 №
  2. Списание задолженности: безнадежной дебиторской и невостребованной кредиторской Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н далее - Инструкция №
  3. Инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств в бюджетном учреждении Основной задачей таких инвентаризаций является осуществление контроля за сохранностью материальных ценностей выполнением правил их хранения соблюдением материально ответственным лицом установленного порядка ведения первичного складского учета Бюджетные учреждения самостоятельно решают в какие сроки будет производиться инвентаризация соответствующих активов и пассивов
  4. Дебиторская и кредиторская задолженность: учет и порядок списания Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях 3 363 2015 В статье рассмотрены критерии признания дебиторской
  5. Комплексный анализ финансового состояния образовательной организации Другая особенность состоит в специфике бюджетного учета и порядка отражения дебиторской и кредиторской задолженностей в бухгалтерском балансе бюджетного учреждения В
  6. Проблемы организации выездных налоговых проверок Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях №19 355 2014 Эффективное функционирование системы государственного финансового контроля
  7. Внутрихозяйственный контроль доходов и расходов от обычных видов деятельности в торговле Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях №12 2017 Аннотация Предмет и тема Современное состояние экономики
  8. Процедура определения и восстановления убытков от обесценения нематериальных активов Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях №10 418 2017 Аннотация Тема Проблема оценки реальной стоимости
  9. Порядок учета затрат на аренду в расходах по налогу на прибыль Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях №6 390 2016 Аннотация В статье на практическом примере
  10. Отбор претендентов для выездной налоговой проверки: критерии и особенности Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях 2013. N 23. С 26 -32 3. Беспалов М
  11. Аудит нематериальных активов Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях 2 338 2014 Статья публикуется по материалам журнала Международный
  12. Характеристика ключевых подходов управления дебиторской и кредиторской задолженностью организации Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях 2013 г № 23 335 с 26-32. 4. Солдатова
  13. «Сальдированный» подход к учету выбытия основных средств МСФО Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях 2014. № 7. С 35-41. 3. Дружиловская Э С
  14. Актуальные проблемы бухгалтерского учета доходов будущих периодов Порядок признания в бухгалтерском учете доходов от обычных видов деятельности прочих доходов и бюджетных средств представлен в табл 3.
  15. Федеральное казначейство Основные задачи территориальных органов федерального казначейства организация осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета и целевых бюджетных фондов на территории краткосрочное прогнозирование кассовое планирование оперативное управление централизованными ресурсами поступающими на территорию сбор обработка и анализ информации о поступлении и расходовании средств федерального бюджета и целевых бюджетных фондов на территории и представление ее в вышестоящий орган подготовка методологических и инструктивных материалов определяющих порядок исполнения федерального бюджета и целевых бюджетных фондов ведение учета и отчетности по вопросам относящимся к компетенции органов Федерального казначейства организация
  16. Бюджетный процесс Российской Федерации деятельность органов государственной власти органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов утверждению и исполнению бюджетов контролю за их исполнением осуществлению бюджетного учета составлению внешней проверке рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности Участники бюджетного процесса Участниками бюджетного
  17. Учет и оценка финансовых вложений Вадимова И В Бюджетный учет финансовых учреждений Советник бухгалтера 2013. № 2. С 36-49. 6. Гиляровская Л Т
  18. Аудит при банкротстве различных экономических субъектов К тому же одним из требований кредиторов является как правило повышение прозрачности бюджетного учета и отчетности должника Обе эти задачи могут быть решены путем привлечения аудиторов к
  19. Финансовое оздоровление предприятия Поступающие бюджетные средства в учете подразделяют на две категории направляемые на финансирование капитальных вложений используемые для
  20. Местный бюджет Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации учет поступлений в российской валюте и их распределение между бюджетами осуществляется
Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ