Бюджетный учет

Бюджетный учет - это научно обоснованная система сбора, регистрации и обобщения информации о ходе исполнения бюджетов всех уровней; часть системы хозяйственного учета, включающая три его вида: оперативный, бухгалтерский и статистический при главной роли бухгалтерского учета. Бюджетный учет охватывает все финансово-хозяйственные операции, связинные с процессом исполнения бюджетов. Он состоит из учета исполнения:

  • бюджетов в органах Федерального казначейства, финансовых органах и налоговых органах;
  • смет доходов и расходов бюджетных учреждений.

Счета бюджетного учета

В бюджетных учреждениях для бухгалтерского учета операций по исполнению смет доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников, а также операций по централизованному снабжению материальными ценностями применяется План счетов бюджетного учета, утвержденный Минфином России в составе Инструкции по бюджетному учету.

Номер счета Плана счетов бюджетного учета состоит из 26 разрядов. При формировании номера счета Плана счетов бюджетного учета используется следующая структура:

  • 1-17-й разряд - код классификации доходов, ведомственной, функциональной классификации расходов бюджетов, классификации источников финансирования дефицита бюджетов;
  • 18-й разряд - код вида деятельности: бюджетная деятельность - 1, приносящая доход деятельность - 2, деятельность со средствами, находящимися во временном распоряжении, - 3;
  • 19-21-й разряд - код синтетического счета Плана счетов бюджетного учета;
  • 22-23-й разряд - код аналитического счета Плана счетов бюджетного учета;
  • 24-26-й разряд - код классификации операций сектора государственного управления.

Разряды 18-23 образуют Код счета бюджетного учета.

Органам государственной власти, органам управления государственных внебюджетных фондов, органам управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органам местного самоуправления разрешается введение в код аналитического счета Плана счетов разрядов для получения дополнительной информации, необходимой внутренним пользователям.

Кроме того, при отсутствии в корреспонденции счетов бюджетного учета (приложение N 1) операций, отражающих деятельность учреждений, главные распорядители средств бюджета имеют право определять необходимую для отражения в бюджетном учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей настоящей Инструкции.

При завершении отчетного финансового года обороты по счетам, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств, в регистры бюджетного учета следующего финансового года не переходят.

В новый План счетов включено около 2000 счетов. Столь значительное количество счетов обусловлено структурой нового бюджетного учета. Следует отметить, что, в сущности, большинство счетов нового Плана счетов являются субсчетами первого, второго и третьего порядка. Например, если не принимать во внимание первые 17 символов, которые отводятся для КБК, то номер счета по учету основных средств бюджетной деятельности составит 110100000.

Первый знак "1" указывает вид деятельности (бюджетная). Следующие три знака (101), по существу, указывают номер счета "Основные средства". Последующие два знака показывают наименование объекта основных средств (жилые помещения - 10101, нежилые помещения - 10102, сооружения - 10103, машины и оборудование - 10104 и т.д.). Седьмой и восьмой знаки указывают характер движения объекта основных средств - увеличение машин и оборудования отражают на счете 10104310, а уменьшение - на счете 10104410. Многие счета нового Плана счетов предназначены для распорядителей бюджета и казначейств. Ниже приведены наиболее применяемые счета в бюджетных организациях, сгруппированные в пять разделов.

Раздел 1 "Нефинансовые активы" включает в себя сведения об основных средствах, о непроизведенных и нематериальных активах, начислении амортизации, материалах, готовой продукции и о капитальных вложениях. В данный раздел включены счета:

  • 010100000 "Основные средства";
  • 010200000 "Нематериальные активы";
  • 010300000 "Непроизведенные активы";
  • 010400000 "Амортизация";
  • 010500000 "Материальные запасы";
  • 010600000 "Вложения в нефинансовые активы";
  • 010700000 "Нефинансовые активы в пути".

Раздел 2 "Финансовые активы" объединяет информацию обо всех денежных средствах и документах учреждения, о его финансовых вложениях (депозиты, акции других предприятий, ценные бумаги), а также обо всех видах дебиторской задолженности, включая бюджетную. Для учета данной информации предназначены счета:

  • 020100000 "Денежные средства учреждения";
  • 020400000 "Финансовые вложения";
  • 020500000 "Расчеты с дебиторами по доходам";
  • 020600000 "Расчеты по выданным авансам";
  • 020700000 "Расчеты с дебиторами по бюджетным кредитам";
  • 020800000 "Расчеты с подотчетными лицами";
  • 020900000 "Расчеты по недостачам";
  • 021000000 "Расчеты с прочими дебиторами".

В разделе 3 "Обязательства" учитываются все виды кредиторской задолженности учреждения. Для учета данной задолженности используют счета:

  • 030100000 "Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам";
  • 030200000 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками";
  • 030300000 "Расчеты по платежам в бюджеты";
  • 030400000 "Прочие расчеты с кредиторами".

Раздел 4 "Финансовый результат" предназначен для отражения разницы между доходами и расходами учреждения за текущий год. В этом разделе показываются также финансовые итоги предыдущих лет, доходы будущих периодов и сведения по кассовому исполнению бюджета. Основными счетами этого раздела являются:

  • 040100000 "Финансовый результат учреждения";
  • 040101000 "Финансовый результат текущей деятельности";
  • 040102000 "Финансовый результат по резервному фонду";
  • 040103000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов";
  • 040104100 "Доходы будущих периодов".

В разделе 5 "Санкционирование расходов бюджетов" отражается информация о лимитах полученных и переданных бюджетных обязательств, а также о бюджетных ассигнованиях. Вести учет на счетах этого раздела будут главным образом распорядители бюджетных средств и казначейства. В бюджетных учреждениях по данному разделу используется счет 050100000 "Лимиты бюджетных обязательств".

Учет ценностей, временно находящихся в учреждении и не принадлежащих ему, осуществляется на забалансовых счетах. В этом разделе появилось несколько новых позиций (предусмотрены счета для учета обеспечений исполнения обязательств, государственных и муниципальных гарантий, расчетных документов, ожидающих исполнения, и т.д.).

Следует отметить, что новой Инструкцией существенно изменен порядок отражения операций на синтетических счетах. Если раньше хозяйственные операции по увеличению и уменьшению соответствующих активов и обязательств отражались на разных сторонах одного и того же счета, то в новой Инструкции для учета операций по движению каждого вида активов и обязательств предусмотрено использование разных счетов. Например, операции по увеличению запасов продуктов питания отражаются по дебету счета 010502340 "Увеличение стоимости продуктов питания", а операции по уменьшению запасов продуктов питания - по кредиту другого счета - 010502440 "Уменьшение стоимости продуктов питания".

Вместе с тем по некоторым счетам бюджетного учета применяется обычный порядок отражения операций на счетах. Например, на счете 040100000 "Финансовый результат учреждения" доходы учреждения отражаются по кредиту счета, а расходы - по дебету. Сопоставлением дебетового и кредитового оборотов по данному счету определяют конечный финансовый результат деятельности учреждения. Порядок ведения аналитического учета бюджетные организации устанавливают сами исходя из Плана счетов и нормативных актов по объектам учета.

Попробуйте программу ФинЭкАнализ для финансового анализа организации по данным бухгалтерской отчетности, доступной через ИНН

Еще найдено про бюджетный учет

  1. Эволюция бюджетного учета Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению от 16.12.2010 № 174н 01.01.2011 по настоящее
  2. Бюджетный учет коммерческой деятельности бюджетных учреждений Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях №16 2009 Несмотря на то что бюджетные учреждения изначально
  3. Принципы бюджетного учета Маслова Т.С Теоретические аспекты организации и методики бухгалтерского учета бюджетных учреждений Бухгалтерский учет в бюджетныхинекоммерческихорганизациях 2007 № 6 С 6 17 20 Новодворские
  4. Принципы бюджетного учета Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях 23 191 2007 Статья подготовлена Екатеринбургским информационным центром Издательского
  5. Отражение в бюджетном учете получателя бюджетных средств расчетов по платежам из бюджета с финансовыми органами Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях №16 2010 Основным методом исполнения бюджета является казначейский при
  6. Учет движения имущества сданного в аренду Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях №16 2012 Администрациям муниципальных образований нередко приходится сдавать в
  7. Учет и налогообложение имущества переданного в аренду бюджетным учреждением Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению приказ Минфина России от 16.12.2010 №174н 13
  8. Инвентаризация имущества финансовых активов и обязательств в бюджетном учреждении - продолжение План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкция по его применению утвержденные приказом Минфина России от 16.12.2010 №
  9. Роль инвентаризации в обеспечении достоверности бухгалтерской отчетности организаций бюджетной сферы Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению п 112 приказа Минфина России от 23.12.2010
  10. Удержание материального ущерба по подотчетным суммам Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н инструкции по применению Плана
  11. Сравнение учета доходов и расходов по ГААП США МСФО и РСБУ Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н далее Инструкция № 174н
  12. Особенности организации бухгалтерского учета основных средств в некоммерческих организациях В бюджетном учете Филиала казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Центроспас-Югория по Октябрьскому району отражены
  13. Новые концептуальные основы оценки объектов учета государственного и негосударственного секторов Поступления денежных средств или их эквивалентов субъекту учета либов ходе выполнения субъектом учета бюджетных полномочий при исполнении бюджета в бюджет бюджетной системы Российской Федерации возникающие при использовании
  14. Списание задолженности безнадежной дебиторской и невостребованной кредиторской Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н далее - Инструкция №
  15. Финансовый анализ финансовые показатели - Статьи по финансовому анализу Отражение в бюджетном учете получателя бюджетных средств расчетов по платежам из бюджета с финансовыми органами Отражение отложенных
  16. О методологических подходах к формированию консолидированной бюджетной отчетности главного распорядителя бюджетных средств С.В Отчетная пора Бюджетный учет № 9 2008
  17. Инвентаризация имущества финансовых активов и обязательств в бюджетном учреждении Основной задачей таких инвентаризаций является осуществление контроля за сохранностью материальных ценностей выполнением правил их хранения соблюдением материально ответственным лицом установленного порядка ведения первичного складского учета Бюджетные учреждения самостоятельно решают в какие сроки будет производиться инвентаризация соответствующих активов и пассивов
  18. Оценка качества финансового менеджмента бюджетных инвестиций в России Весомое значение имеет также учет бюджетных рисков-опасностей непредвиденных потерь доходов бюджета по причине случайных изменений условий экономической деятельности неблагоприятных
  19. Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций относящихся и не относящихся к государственному сектору Концептуальные основы для организаций государственного сектора содержат более детальную информацию характеризующую технологию учета например такую как конкретные правила составления и хранения бухгалтерской финансовой отчетности требование использовать единый план счетов бухгалтерского учета план счетов бюджетного учета план счетов бухгалтерского учета бюджетных автономных учреждений план счетов казначейского учета детальные указания об учете на основании первичных
  20. Дебиторская и кредиторская задолженность учет и порядок списания Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях 3 363 2015 В статье рассмотрены критерии признания дебиторской
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ