Единый налог на вмененный доход как специальный налоговый режим и его практическое применение предпринимателями Ульяновской области

О.В. Гаврилина
М.А. Суркова
Вестник университета (Вестник ГУУ)
№5 2016

Аннотация. В статье изучены роль, назначение и место системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности как специального налогового режима. Рассмотрены статистические данные по единому налогу на вмененный доход в Ульяновской области и разработаны мероприятия по оптимизации налогообложения.

Важнейшим условием обеспечения экономического роста, развития предпринимательской активности, ликвидации теневой экономики, возврата в страну вывезенных капиталов, а также повышения инвестиционной активности хозяйствующих субъектов является осуществляемая в стране налоговая реформа, которая связана, прежде всего, с совершенствованием действующего законодательства о налогах и сборах. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) относится к субъектным налоговым режимам, так как установлен для определенной группы плательщиков. Он применяется с целью стимулирования развития малого предпринимательства.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход направлена на решение следующих задач: экономия расходов налогоплательщиков на ведение налогового учета; снижение налогового бремени; упрощение порядка исчисления и уплаты налогов; повышение качества и эффективности налогового администрирования и на этой основе обеспечение роста уровня собираемости налогов; увеличение налоговых поступлений в бюджет и внебюджетные фонды за счет повышения предпринимательской активности налогоплательщиков. Правильно выбранная методика исчисления налога является гарантией повышения качества налогового администрирования и его эффективности, поскольку основным объектом контроля выступает не фактически полученный доход, размер которого трудно проверить. Этот специальный налоговый режим позволяет организовать результативную проверку, обеспечивающую получение достоверных данных о величине показателей, от которых прямо пропорционально зависит размер потенциального дохода.

Малый бизнес - это предпринимательская деятельность, которая осуществляется субъектами рыночной экономики при определенных условиях, установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями. К нему относятся различные компании и индивидуальные предприниматели, работающие на небольшой территории и охватывающие строго определенную часть потенциальной аудитории [1]. В таблице 1 представлены сильные и слабые стороны малого бизнеса.

Таблица 1. Сильные и слабые стороны малого бизнеса

Сильные стороны Слабые стороны
гибкость высокорискованный характер
более высокая рентабельность по сравнению с крупным бизнесом управление
использование незанятых ресурсов с неформальных рынков ограниченный доступ к высококачественным ресурсам
зависимость от поддержки крупных фирм и государства недостаток финансовых ресурсов, сложный доступ к информации и научным достижениям

Сост. по [2].

В целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться следующие меры:

  • специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;
  • упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;
  • упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;
  • льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;
  • особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
  • меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);
  • меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • иные направленные на обеспечение реализации целей и принципов настоящего Федерального закона меры.

Рассмотрим статистику по Единому налогу на вмененный доход в Ульяновской области. На сайте nalog.ru представлены статистические данные по ЕНВД как по Российской Федерации, так и по Ульяновской области. В таблице 2 приведены налоговая база, структура исчислений по единому налогу на вмененный доход, количество налогоплательщиков, представивших налоговые декларации по единому налогу на вмененный доход за 2012-2014 г. в целом по РФ.

Из таблицы 1 видно, что в 2012 г. индивидуальных предпринимателей (ИП), представивших налоговые декларации по ЕНВД в налоговый орган, было на 24991 меньше по сравнению с 2013 годом. В 2014 г. по сравнению с 2013 г. уменьшилось на 184 496. Численность предпринимателей начала сокращаться с конца 2012 г., когда стало известно о повышении взносов для предпринимателей. Предполагалось, что двукратное повышение взносов ИП в Пенсионный фонд РФ (ПФР) должно поспособствовать уменьшению дефицита ПФР.

Так как рыночные отношения в России недостаточно развиты, то мероприятия по поддержке малого бизнеса не реализуются в полной мере. Главными барьерами малого бизнеса в России являются высокая ставка налогообложения и невозможность получения кредитных ресурсов. В 2013 г. по всей России наблюдалось массовое закрытие ИП. Основная причина такого явления - увеличение налоговой нагрузки на предпринимателей, которая оказалась непосильной для малого бизнеса. Согласно данным статистики, за 2013 г. число предпринимателей в России сократилось с 4 млн чел. до 3,5 млн чел. По итогам января 2014 г. статистика также неутешительная - за месяц отрицательное сальдо составило 10,5 тыс. ИП. Такое массовое сокращение наблюдалось впервые за последние 5 лет [4].

Таблица 2. Отчет о налоговой базе и структуре начислений по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 2012-2014 гг. по Российской Федерации [4]

Наименование показателей 2012 2013 2014
Значение показателей
всего ИП Всего ИП Всего ИП
Налоговая база (сумма исчисленного вмененного дохода) (тыс. руб.) 884 386 432 550 647 567 873 185 939 555 823 316 907 164 138 574 399 795
Сумма исчисленного единого налога на вмененный доход (тыс. руб.) 132 660 217 82 599 435 130 974 202 83 385 751 136 075 669 86 160 977
Сумма единого налога, подлежащая уплате в бюджет (тыс. руб.) 79 931 429 51 118 691 70 921 586 43 871 936 77 183 305 48 935 437
Количество налогоплательщиков, представивших налоговые декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ед./чел.) 2 637 887 2 244 686 2 346 563 1 994 785 2 144 102 1 810 289

Теперь рассмотрим статистику по ЕНВД по Ульяновской области (см. табл. 3).

Таблица 3. Отчет по налоговой базе и структуре начислений по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности по Ульяновской области

Наименование показателей 2012 2013 2014
Значение показателей
всего ИП Всего ИП Всего ИП
Налоговая база (сумма исчисленного вмененного дохода) (тыс. руб.) 7 201 643 4 649 462 6 860 414 4 562 756 6 811 058 4 652 199
Сумма исчисленного единого налога на вмененный доход (тыс. руб.) 1 080 251 697 422 1 029 071 684 417 1 021 666 697 834
Сумма единого налога, подлежащая уплате в бюджет (тыс. руб.) 649 099 418 562 547 191 346 648 553 891 368 526
Количество налогоплательщиков, представивших налоговые декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ед./чел.) 24 185 21 042 20 760 18 037 19 653 17 020

Из таблицы 3 видно, что большая часть из общего количества налогоплательщиков, представивших декларации по ЕНВД, являются индивидуальными предпринимателями. Так, например, сумма исчисленного вмененного дохода в 2012 г. на общее количество налогоплательщиков составило 7 201 643 единиц, из этого числа 4 649 462 единиц приходится на ИП. Из таблицы видно, что в Ульяновской области идет сокращение индивидуальных предпринимателей, представивших налоговые декларации по единому налогу на вмененный доход. Так в 2013 г. ИП, представивших налоговые декларации по ЕНВД, стало меньше на 3005 единиц, чем в 2012 г. В 2014 г. по сравнению с 2013 г. сократилось еще на 1017 единиц. Поэтому и сумма единого налога, подлежащая уплате в бюджет, уменьшилась в 2014 г. по равнению с 2012 г. на 50 036 руб. Сумма исчисленного единого налога на вмененный доход у ИП так же уменьшилась.

В Ульяновской области зарегистрировано 7548 новых субъектов малого и среднего предпринимательства, а общее количество субъектов предпринимательства зарегистрированных в Ульяновской области составило 58859 единиц. По данным УФНС по Ульяновской области количество вновь регистрируемых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в течение нескольких последних лет остается стабильным и ежегодно в Ульяновской области более 7000 человек открывают собственное дело. По итогам 2014 г. налоговые поступления от сферы малого и среднего предпринимательства в бюджетную систему Ульяновской области составили: по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности поступило 550,8 млн руб., что составляет 104,8 % от плана 2013 г. [4].

Перейти на патентную «упрощенку» согласно ст. 346.25.1 НК РФ вправе только предприниматели, которые удовлетворяют следующим условиям: осуществляют виды деятельности, предусмотренные в п. 2 ст. 346.25.1 НК РФ. Причем перечень данных видов деятельности является закрытым; на территории субъекта РФ, где индивидуальный предприниматель будет осуществлять свою деятельность, принят закон о применении упрощенной системы на основе патента (п. 3 ст. 346.25.1 НК РФ); среднесписочная численность работников за налоговый период, то есть за период, на который выдан патент, не превышает пяти человек (п. 2.1 ст. 346.25.1 НК РФ); доходы меньше размера, установленного в ст. 346.13 НК РФ (п. 2.2 ст. 346.25.1 НК РФ) [3]. В ряде случаев для индивидуальных предпринимателей выгоднее применять упрощенную систему налогообложения на основе патента. Но прежде чем ее выбрать, необходимо изучить местное законодательство, в частности узнать, чему равен потенциально возможный годовой доход для услуг, которые оказывает коммерсант.

Подводя черту всему вышесказанному можно констатировать, что оптимизация налогов - это инструмент успешного бизнеса, и не стоит его недооценивать.

Библиографический список

1. Галкин, В.В. Налогообложение малого бизнеса [Электронный ресурс] / В.В. Галкин - Режим доступа: http://vadim-galkin.ru/ (дата обращения: 20.03.2016).

2. Иванова, Н.Г. Налоги и налогообложение. Схемы и таблицы / Н.Г. Иванова, Е.А. Вайс, И.А. Кацюба. -СПб.: Питер, 2013. - 304 с.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 08.03.2016).

4. О налоговой базе и структуре начисление по Единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nalog.ru/opendata/7707329152-envd/(дата обращения: 20.03.2016).

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ