Влияние правовых и учетных аспектов на уровень налоговой нагрузки предприятия

Л.А. Юданова,
доцент, кандидат экономических наук,
доцент кафедры учёта, анализа и налогообложения,
финансово-экономический факультет
Псковский государственный университет,
Н.В. Богданова
магистрант кафедры учёта, анализа и налогообложения,
финансово-экономический факультет,
Псковский государственный университет,
Вестник Псковского государственного университета
Серия «Экономика, право и управление».
№5 2017

В статье рассматриваются варианты минимизации налоговой нагрузки на предприятие, рассмотрены методы и принципы оптимизации налоговых выплат.

В условиях сложившейся рыночной ситуации из-за снижения покупательского спроса, высокого уровня конкуренции, ценового демпинга и многого другого практически все предприятия испытывают финансовые трудности. В связи с этим, предприятия вынуждены искать пути повышения прибыльности за счет повышения доходов и сокращения расходов, а так как в России налоговая нагрузка довольно высока, многие предприятия пытаются сократить свои расходы за счет снижения налоговой нагрузки путем правовых и организационных преобразований [1, с. 24].

Правоприменительной практике известны два организационно-правовых варианта снижения налоговой нагрузки: законный и незаконный.

К незаконным методам относят уклонение от уплаты налогов посредством занижения налогооблагаемой базы, фальсификации бухгалтерской и налоговой отчетности и прочего. Преимуществом данных методов оптимизации является их доступность и дешевизна. Но существуют и минусы в виде рисков при выявлении данных нарушений фискальными органами власти [2, с. 160].

Развитие фискальной системы заставляет предприятия все реже прибегать к данным методам и переориентироваться на законные методы, получившие название «методы оптимизации или минимизации налогообложения» [3, с. 169]. Целью этих методов является не противодействие фискальной системе, которое влечет применение налоговых санкций или уголовную ответственность, а законное высвобождение активов с целью дальнейшего их использования в экономической деятельности. Оптимизация налогообложения позволяет налогоплательщику правомерно избегать или уменьшать обязательные выплаты в бюджет или получать отсрочку по обязательным выплатам в бюджет, производимым в виде налогов, сборов, пошлин и других платежей и, следовательно, не влечет неблагоприятных последствий для налогоплательщика.

Недостатками методов законной налоговой оптимизации являются высокая стоимость и необходимость специальных знаний, достоинством же является отсутствие вероятности, что налоговая проверка выявит на предприятии нарушения налогового законодательства. Главный же плюс применения законных методов оптимизации — это положительный эффект в долгосрочной перспективе [4, с. 44].

Оптимизация налогообложения на предприятии осуществляется в рамках налогового планирования, которое, в свою очередь, зависит от его организационно-правовой формы и является частью налоговой деятельности предприятия [5, с. 927]. Мнение о том, что налоговая деятельность на предприятии ограничивается начислением и уплатой налогов, а также предоставлением соответствующей отчетности, ошибочно. К налоговой деятельности можно отнести такие виды работ, как стратегическое, текущее, оперативное налоговое планирование; налоговый учет; подготовку и сдачу налоговой отчетности; взаимодействие с фискальными органами в ходе текущей деятельности, в ходе проверок деятельности предприятия; контроль соблюдения сроков налоговых выплат; контроль формирования и изменения объектов налогообложения.

К основными аспектам, влияющим на уровень налоговой нагрузки можно отнести следующие:

  • использование пробелов в существующих законах;
  • выбор организационно-правовой формы предприятия. Например, в отдельную компанию на упрощенной системе налогообложения выделяют работу с клиентами, которым не нужны вычеты НДС (это физические лица, клиенты на спецрежимах, госструктуры). Таким образом, компания на общем режиме сотрудничает с клиентами, которым нужны счета-фактуры. Компания на упрощенной системе налогообложения продает те же товары или услуги, но тем клиентам, кому не нужны вычеты. В результате — экономия на НДС и налоге на прибыль с деятельности на упрощенной системе налогообложения;
  • разработка грамотной учетной политики для использования оптимальных законодательно предусмотренных вариантов исчисления налогов. Например, снизить налог на прибыль за счет амортизации путем применения повышающего коэффициента или использования амортизационной премии;
  • выбор режима налогообложения. Например, на упрощенной системе налогообложения и ЕНВД компании освобождены от основных налогов: НДС и налога на прибыль. С одной стороны, из-за этого возможны сложности с покупателями, но, с другой стороны, это компенсируется тем, что ставки с доходов гораздо ниже, чем с доходов на общей системе налогообложения;
  • выбор наиболее выгодного, с точки зрения налогообложения, места расположения организации или структурных подразделений; использование налоговых льгот. Например, Налоговый кодекс Российской Федерации позволяет региональным властям устанавливать льготы по налогу на имущество. Регионы часто предоставляют их малому бизнесу;
  • отсрочка уплаты налогов. Например, возможность переносить момент возникновения объекта налогообложения на последующий календарный период. В соответствии с действующим законодательством, срок уплаты большинства налогов тесно связан с моментом возникновения объекта налогообложения и календарным периодом. Используя элементы метода замены и метода разделения, можно изменить срок уплаты налога или его части на последующий, что позволит существенно сэкономить оборотные средства;
  • разделение или замена отношений при осуществлении сделок; налоговое планирование с использованием договорных отношений.

С одной стороны, предприятия стремятся к оптимизации, чтобы уменьшить налоговую нагрузку, с другой стороны, фискальные органы предъявляют все более жесткие требования к предприятиям. Пристальное внимание уделяется деятельности предприятий, с точки зрения выявления фактов уклонения от налогов. В связи с этим, компании, использующие какие-либо механизмы снижения налоговой нагрузки, должны внимательно относиться к тем критериям, которые проверяющие органы используют при определении добросовестности налогоплательщика. Это позволит своевременно реагировать и корректировать действия для защиты интересов предприятия.

Грань между законной и незаконной оптимизацией довольно размытая, и наше законодательство не содержит определений таких понятий, как «налоговая оптимизация» и «уклонение от уплаты налогов». Это ставит предприятия в крайне невыгодное положение, так как любое действие по уменьшению налоговой нагрузки, осуществляемое в рамках действующего законодательства, может трактоваться фискальными органами по-разному, а в некоторых случаях может быть признано уклонением от уплаты налогов, которое, согласно законодательству, влечет за собой уголовное наказание по статье 199 Уголовного кодекса Российской Федерации [6].

Когда предприятие в своей деятельности для уменьшения налоговой нагрузки использует явно противоправные приемы и методы, для фискальных органов не составит труда признать такие действия уклонением от уплаты налогов. Однако, если предприятие действует строго в рамках существующего законодательства, фискальным органам будет сложно однозначно квалифицировать его действия. В законе не установлены правила для налоговой оптимизации, и, соответственно, все, что не запрещено законодательно, можно отнести к налоговой оптимизации, а не к уклонению от налогов. Но если брать во внимание судебную практику, такие «правила» существуют.

В целях единообразия судебной практики в 2006 году Пленум ВАС Российской Федерации выпустил постановление [7], в котором дается оценка обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды. В данном документе дается определение понятия «налоговая выгода» как уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета. Также одним из важных моментов документа является закрепление презумпции добросовестности налогоплательщика, иными словами, действия налогоплательщика, в результате которых получена налоговая выгода, считаются экономически оправданными, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, достоверными. Из этого следует, что факт получение необоснованной налоговой выгоды должен быть доказан фискальными органами.

Проанализировав вышеуказанное постановление, можно выделить основные принципы, соблюдение которых обязательно для признания налоговой оптимизации законной:

  1. Добросовестность, честность налогоплательщика.
  2. Преимущество экономического смысла над юридической формой.
  3. Наличие деловой цели.
  4. Реальность экономической деятельности.

Для того, чтобы не выходить за рамки действующего законодательства при осуществлении деятельности по оптимизации налогообложения, предприятиям необходимо соблюдать ряд правил:

  • не применять схемы оптимизации налогообложения ради самих схем, все схемы должны иметь экономическое обоснование;
  • необходимо еще на этапе разработки оценить все возможные проблемы и их последствия, а не решать проблемы по ходу их возникновения;
  • необходим постоянный контроль над действиями, производимыми на предприятии для оптимизации налогообложения;
  • для каждого предприятия методы налоговой оптимизации должны разрабатываться индивидуально, с учетом внутренней и внешней среды предприятия;
  • при разработке методов оптимизации необходимо консультироваться с юристами, специализирующимися в данной отрасли;
  • нельзя санкционировать меры, направленные на существенное уменьшение размера налоговых обязанностей;
  • нельзя нарушать законодательство Российской Федерации [8, с. 184].

На сегодняшний день существующая необходимость в использовании предприятиями механизмов оптимизации в налогообложении противоречит принципу эффективности налогообложения, согласно которому налоги не должны оказывать влияния на принятие экономических решений, либо это влияние обязано быть наименьшим. Законодатель должен руководствоваться этими принципами и, как минимум, дать определения таким понятиям, как «налоговая оптимизация» и «уклонение от налогов» с указанием четко определенных действий, относящихся к каждому из них.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что снижение налоговой нагрузки за счет организационно-правовых преобразований необходима каждому предприятию, так как это позволяет высвободить дополнительные средства, которые можно будет направить на развитие деятельности.

Литература

1. Корень А.В. Налоговые платежи организации и пути их оптимизации / А.В. Корень, Р.И. Лещенко // Экономики и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 4 (31). С. 24.

2. Вотчель Л.М. Проблемы налоговой оптимизации / Л.М. Вотчель // Актуальные вопросы экономических наук. 2009. № 5-4. C. 159.

3. Мальцев О.В. Проблемы государственного регулирования налоговой оптимизации в предпринимательской деятельности / О.В. Мальцев // ВУЗ. XXI век. 2013 г. № 3(43). C. 67.

4. Никулина О.М. Экономическое содержание налоговой оптимизации / О.М. Никулина // Проблемы учета и финансов. 2013. № 4. C. 41.

5. Башкатов, В.В. Налоговое бюджетирование как инструмент оптимизации налогообложения / В.В. Башкатов, М.А. Калашникова // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2014. № 98. С. 926.

6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996. № 25. С. 2954.

7. Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды: Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 // Вестник ВАС Российской Федерации, № 12. 2006.

8. Шурдумова Э.Г. Современные основы налоговой оптимизации на предприятиях / Э.Г. Шурдумова, М.Р. Ульбашева // Проблемы современной экономики. 2013. № 15. С. 184-185.

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ