Конкурсное производство в процедуре несостоятельности (банкротства)

Глухова Оксана Юрьевна
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина,
г. Тамбов, Российская Федерация,
Шевяков Александр Юрьевич
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина,
г. Тамбов, Российская Федерация,
Социально-экономические явления и процессы
Т. 12, № 2, 2017

В настоящей научной статье представлены теоретические и практические аспекты конкурсного производства в процедуре несостоятельности банкротства юридических лиц. Рассмотрена специфика всех процедур несостоятельности (банкротства), а именно особенности наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства, мирового соглашения. Конкурсное производство выступает конечной стадией в процедуре банкротства кредитной организации. Конкурсное производство является универсальной внутренне структурированной процедурой банкротства, представляющей собой определенный порядок последовательных действий применения к должнику, признанного банкротом, предусмотренных законодательством мер, осуществляемых специально уполномоченным лицом (конкурсным управляющим) под контролем арбитражного суда и кредиторов и направленных на ликвидацию должника в связи с невозможностью восстановления его платежеспособности и соразмерное удовлетворение требований кредиторов.

Определены последствия открытия конкурсного производства, наступающие с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Выделены и классифицированы факторы, влияющие на результаты конкурсного производства, дана характеристика каждого из них. Рассматриваются способы повышения эффективности проведения конкурсного производства путем управления влиянием предложенных факторов. Описывается правовая природа права конкурсных кредиторов в деле о банкротстве. Правовой статус конкурсных кредиторов в процедуре конкурсного производства определяется возможностью получения наиболее полного удовлетворения своих требований. Среди основных средств обеспечения указанной возможности названных субъектов выделяется право контроля над конкурсным управлением. Конкурсное производство вызывает множество вопросов, не исследованных окончательно, а законодательство о несостоятельности (банкротстве) требует правильного понимания и верного применения.

Федеральным законом РФ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусматриваются множественные процедуры, применяемые к неплатежеспособным должникам, вводимые в зависимости от особенностей их правового положения, возможности или невозможности восстановления их платежеспособности, а также иных обстоятельств.

При рассмотрении арбитражными судами дел о несостоятельности (банкротстве) должника в соответствии с вышеназванным Федеральным законом РФ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» применяются следующие процедуры банкротства:

  • наблюдение (гл. IV);
  • финансовое оздоровление (гл. V);
  • внешнее управление (гл. VI);
  • конкурсное производство (гл. VII);
  • мировое соглашение (гл. VIII) [1].

Понятие «процедуры банкротства» употребляется вполне условно, так как под процедурой банкротства в буквальном смысле слова вступает только конкурсное производство, которое применяется к должнику, признанному арбитражным судом банкротом. Оставшиеся процедуры стальные называть процедурами банкротства можно достаточно условно, так как они применимы к должнику, который еще не признан банкротом, либо реализуемы за пределами производства по делу о несостоятельности (банкротстве).

Каждая из названных процедур банкротства имеет определенную цель, содержание, а также сроки реализации. При этом, все процедуры банкротства, кроме мирового соглашения, требуют проведения анализа финансового состояния должника, формирования реестра требований кредиторов и подготовку отчета арбитражного управляющего для собрания кредиторов и арбитражного суда.

Процедура наблюдения является необходимой для того, чтобы обеспечить сохранность имущества должника, провести анализ финансового состояния должника, составить реестр требований кредиторов и провести первое собрание кредиторов. По общему правилу, процедура наблюдения вводится не с момента возбуждения производства, а по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя. Наблюдение осуществляется назначенным арбитражным судом временным управляющим, который в целях обеспечения сохранности имущества должника производит контроль и дает согласие на совершение определенных сделок.

При введении в отношении должника наблюдения и назначении временного управляющего не происходит отстранения руководителя должника, а также иных органов управления должника, продолжающих осуществление своих полномочий с определенными ограничениями. Процедура наблюдения вводится арбитражным судом на срок не более семи месяцев. После окончания срока процедуры наблюдения арбитражным судом выносится определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимается решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждается мировое соглашение и прекращается производство по делу о банкротстве.

Процедура финансового оздоровления является новой для российского законодательства о несостоятельности (банкротстве) процедурой, введенной Федеральным законом РФ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [2]. Процедура финансового оздоровления представляет собой такую процедуру банкротства, которая применима к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с установленным графиком погашения задолженности.

В соответствии с положениями действующего законодательства процедура финансового оздоровления вводится на срок не более чем два года. Суть данной процедуры состоит в том, что в данный период времени должником производятся расчеты со всеми кредиторами согласно графику погашения задолженности. При этом график погашения задолженности должен предусматривать погашение всех требований кредиторов, которые включены в реестр требований кредиторов, не позднее чем за месяц до даты окончания срока финансового оздоровления, при том условии погашения требований кредиторов первой и второй очереди должно производиться не позднее чем через шесть месяцев с даты введения финансового оздоровления.

При проведении процедуры финансового оздоровления также имеется возможность сохранения органов управления должника. Обязанности по организации и проведению финансового оздоровления возложены на административного управляющего. При введении процедуры финансового оздоровления шансы кредиторов в получении удовлетворения своих требований в разы повышаются, так как в случае срыва графика погашения задолженности Федеральным законом РФ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривается упрощенный порядок погашения требований кредиторов лицами, которые предоставили обеспечение исполнения должником обязательств согласно графику погашения задолженности в деле о банкротстве должника.

Помимо этого, арбитражным судом может быть вынесено определение о введении внешнего управления при наличии возможности восстановления платежеспособности должника согласно пункту 6 статьи 88 Федерального закона РФ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Под внешним управлением понимается такая процедура банкротства, которая применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с отнесением полномочий по управлению должником внешнему управляющему. В соответствии с общим правилом внешнее управление применяется только в отношении юридических лиц, но с одним исключением, а именно действующим законодательством допускается введение внешнего управления в отношении крестьянского (фермерского) хозяйства.

С введением указанной процедуры происходит прекращение полномочий органов управления должника и руководителя должника, а управление делами должника возлагается на внешнего управляющего. Введение внешнего управления происходит на срок не более 18 месяцев и может быть продлено на срок не более шести месяцев.

В отношении определенных организаций-должников российским законодательством о банкротстве установлены более длительные сроки для проведения процедуры внешнего управления, а именно для крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных, градообразующих организаций, субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса.

При этом на основании ходатайства собрания кредиторов или внешнего управляющего установленный действующим законодательством срок внешнего управления может быть сокращен.

Также, отмечает С.А. Карелина, особенностью процедуры внешнего управления является введение моратория или приостановления исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей) на удовлетворение требований кредиторов [3]. Указанная льгота при предоставлении ее должнику дает возможность использовать суммы, которые предназначены для исполнения денежных обязательств, на проведение соответствующих организационных и экономических мероприятий, улучшающих финансовое состояние должника.

Деятельность внешнего управляющего, направленная на восстановление платежеспособности должника, должна проводиться в соответствии с планом внешнего управления, утверждаемым собранием кредиторов. По итогам внешнего управления внешним управляющим представляется на утверждение собранию кредиторов отчет, рассмотрев который собрание кредиторов имеет право для обращения в арбитражный суд с ходатайством о продлении внешнего управления либо о прекращении внешнего управления ввиду восстановления платежеспособности должника и перехода к расчетам с кредиторами либо заключения мирового соглашения с кредиторами. При отсутствии достижения внешним управляющим поставленной цели, а именно восстановления платежеспособности должника, собранием кредиторов ставится перед арбитражным судом вопрос о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Конкурсное производство выступает завершающей стадией в процедуре несостоятельности (банкротства). Результатом проведения конкурсного производства является прекращение существования юридического лица или прекращение предпринимательской деятельности гражданина. Конкурсное производство проводится в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов в очередности, которая предусмотрена действующим законодательством, за счет имущества должника.

Срок конкурсного производства не может превышать один год, однако арбитражным судом этот срок может быть продлен не более чем на шесть месяцев. С момента введения конкурсного производства происходит прекращение полномочий руководителя должника, а все функции по управлению и распоряжению имуществом должника передаются конкурсному управляющему.

При анализе процедуры конкурсного производства следует обратить внимание на положение Федерального закона РФ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», которое допускает замещение активов должника, а также имеет место согласно решению собрания кредиторов, при условии, что за принятие данного решения проголосовали все кредиторы, обязательства которых обеспечены залогом имущества должника.

Мировое соглашение как процедура банкротства может быть заключено на любой стадии производства по делу о банкротстве, в рамках любой процедуры банкротства - наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства.

Некоторыми учеными мировое соглашение определяется как единственная цивилизованная процедура выхода из конкурсного производства, имеющая целями либо восстановление платежеспособности должника, реструктуризацию его задолженности, либо ликвидацию должника и распределение средств от продажи имущества должника на согласованных должником и кредиторами условиях, отличных от предусмотренных процедурой конкурсного производств [4].

Отдельным категориям должников юридических лиц законодательством о банкротстве предусматриваются специальные режимы признания их несостоятельными (банкротами), а также особенности процедур их банкротства, что вытекает из специфики правового статуса или особого социально-экономического значения данных лиц. Так, при рассмотрении арбитражным судом дел о банкротстве кредитных организаций применяется только конкурсное производство, а наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и мировое соглашение не применяются.

Таким образом, следует сделать вывод о том, что действующим законодательством о банкротстве отдается предпочтение реабилитационным процедурам банкротства, которые направлены на восстановление платежеспособности должника, однако на практике в большинстве случаев вводится процедура конкурсного производства, что приводит к ликвидации юридического лица.

Главное отличие конкурсного производства от восстановительных процедур заключается, прежде всего, в способе достижения основной цели конкурсного процесса. Так, при проведении восстановительных процедур разрешение столкновения прав кредиторов достигается путем воздействия на объект их стечения, то есть имущество должника, а при проведении конкурсного производства эта цель достигает путем установления определенного порядка осуществления сталкивающихся прав.

Указанное отличие определяет особенности правового статуса конкурсных кредиторов в процедуре конкурсного производства. Так, в рамках восстановительных процедур правовое положение конкурсных кредиторов характеризуется возможностями получения полного удовлетворения своих требований, а в рамках ликвидационной процедуры требований кредиторов удовлетворяются в большинстве случаев либо бывает частично, либо вообще не удовлетворяются. Таким образом, определение правового статуса указанных субъектов в конкурсном производстве связано с возможностью получения наибольшего удовлетворения своих требований. При этом действенность законодательства о несостоятельности (банкротстве) с точки зрения обеспечения интересов кредиторов предопределяться тем, насколько оно будет способно обеспечить максимально полное удовлетворение их требований.

Начало действия процедуры конкурсного производства влечет за собой наступление определенных материально-правовых последствий, предопределяющих особенности правового статуса конкурсных кредиторов в ведении рассматриваемой процедуры банкротства. К последствиям относятся:

  • наступление срока исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника;
  • прекращение начисление неустоек, процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника, включая текущие требования [5];
  • ограничение совершения сделок, которые связанны с отчуждением имущества должника или влекущие за собой передачу его имущества третьим лицам в пользование [6].

В целях участия конкурсных кредиторов в конкурсном производстве последним следует предъявить свои требования к должнику в течение двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства [7].

В процессе конкурсного производства расчеты с кредиторами осуществляются конкурсным управляющим, погашающим требования конкурсных кредиторов из конкурсной массы. В соответствии со статьей 131 Федерального закона РФ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» под конкурсной массой понимается все имущество должника, которое имеется на момент открытия конкурсного производства и выявлено в ходе конкурсного производства.

В состав конкурсной массы, как справедливо отмечено в литературе, входит не только имущество должника как предметы материальной действительности, но также и его имущественные права [8; 9]. При этом из имущества должника, составляющего конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, которые связаны с личностью должника, в том числе права, которые основаны на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, а также иное предусмотренное действующим законодательством о банкротстве имущество.

При проведение конкурсного производства конкурсная масса обращается в денежную массу в связи с тем, что удовлетворение требований кредиторов производится в денежной форме. Обращение конкурсной массы в денежную достигается посредством таких гражданско-правовых средств, как продажа имущества и (или) предприятия должника, уступка права требования должника, замещение активов должника. Так как вышеназванные мероприятия направляются на формирование источника удовлетворения требований конкурсных кредиторов, то возможность участия в них названных лиц является существенной гарантией их правового статуса. В качестве основного средства обращения конкурсной массы в денежную форму выступает, прежде всего, продажа имущества и (или) предприятия должника.

Следующим способом обращения конкурсной массы в денежную форму выступает замещение активов должника, под которым понимается создание на базе имущества должника одного открытого акционерного общества или нескольких открытых акционерных обществ.

Кроме того, имущество должника обращается в денежную форму посредством уступки прав требований должника. Помимо фактического, предупреждающего контроля за деятельностью конкурсного управляющего, который выражается через возможность согласия на осуществление мер, связанных с реализацией конкурсной массы, конкурсные кредиторы вправе осуществлять информационный, фактически последующий контроль. Информационный или фактически последующий контроль осуществляется путем наложения на конкурсного управляющего обязанности по ежемесячному предоставлению комитету или собранию кредиторов отчета о своей деятельности, информации о финансовом состоянии должника и его имуществе, о расходах на осуществление конкурсного производства.

Также кроме конкурсного управляющего расчеты с кредиторами могут быть произведены третьим лицом, которое осуществляет расчеты с кредиторами путем исполнения обязательств должника. В юридической литературе отмечается что, указанная конструкция вызывает много вопросов [10]. Указанная конструкция не является эффективной с точки зрения защиты прав и законных интересов конкурсных кредиторов. В целях обеспечения правового статуса конкурсных кредиторов правовым механизмом предоставления денежных средств должнику третьим лицом должно обеспечиваться, с одной стороны, непосредственное использование указанных денежных средств на погашение требований кредиторов, а с другой стороны, должны гарантироваться права и законные интересы лиц, которые предоставляют необходимые денежные средства.

Непосредственное использование предоставляемых денежных средств третьими лицами обеспечивается за счет возложения на должника обязанности удовлетворить требования кредиторов и уполномоченных органов за счет предоставленных ему средств. Улучшение правового положения третьих лиц в деле о банкротстве является серьезным стимулом для широкого применения указанного института в деле о банкротстве, что не может положительно сказываться на правовом положении конкурсных кредиторов. Между тем правовое положение третьих лиц оставляет желать лучшего. Однако в действующем законодательстве о банкротстве отсутствуют положения, которые позволили бы явно определить правовой статус указанных субъектов.

Таким образом, все имущество должника, которое имеется на момент открытия конкурсного производства, независимо от того, было оно выявлено или нет в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что открытие конкурсного производства связывается с наступлением определенных последствий с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом.

Литература

1. О несостоятельности (банкротстве): фед. закон Рос. Федерации от 26 октября 2002 № 127-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 27 сент. 2002 г.: одобр Советом Федерации Фед. Собр. Рос. Федерации 16октября 2002 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 43. Ст. 4190.

2. Научно-практический (постатейный) комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» / под ред. В. В. Витрянского. М.: Статут, 2004. С. 36.

3. Карелина С. А. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства). М., 2006. С. 156.

4. Калнан Р. Мировое соглашение // Вестник ВАС Рос. Федерации. 2001. № 3. С. 129.

5. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 19.12.2005 № А29-8913/2002-3Б // Судебная практика по спорам о несостоятельности (банкротстве) (2003-2006) / рук. колл. состав. П. В. Крашенинников. М., 2007. С. 557

6. О некоторых вопросах, связанных с исчислением отдельных сроков по делам о банкротстве: информационное письмо Президиума ВАС РФ от 26.07.2005 г. № 93 // Вестник ВАС Рос. Федерации. 2005. № 10. С. 78-79.

7. Егоров А. В. Залог и банкротство: в поисках удачного регулирования // Вестник ВАС Рос. Федерации. 2007. № 6. С. 36.

8. Попондопуло В. Ф. Конкурсное право: правовое регулирование несостоятельности (банкротства). М., 2001. С. 215.

9. Конкурсное производство / под ред. В. В. Яркова. СПб., 2006. С. 187.

10. Беркович Н. В. Исполнение обязательств третьим лицом в конкурсном производстве // Арбитражная практика. 2005. № 2. С. 3-9.

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ