И.А. Ильченко
Кандидат химических наук, доцент
Доцент кафедры управления,
ЧОУ ВО ТИУиЭ, г. Таганрог
Ю.В. Дереза
Магистрант
ЧОУ ВО ТИУиЭ, г. Таганрог
Вестник ТИУиЭ
№2 (28) 2018
Изучены процессы управления муниципальной собственностью в г. Таганроге за 2013-2017 гг. Ежегодное поступление доходов в бюджет г.Таганрога от использования муниципального имущества превышает запланированные показатели, за исключением 2016 г. Кроме того, сумма средств, перечисленных в городской бюджет от муниципальных унитарных предприятий, дивидендов и доходов от участия в капитале хозяйственных обществ, постоянно увеличивается. Проведен анализ влияния факторов внешней и внутренней среды на деятельность Комитета по управлению имуществом г.Таганрога и выявлены существующие проблемы, обусловленные динамикой этих факторов. Даны рекомендации по совершенствованию деятельности данной организации, в частности, по разработке собственного официального сайта, модернизации оборудования и обновлению используемых IT-технологий, повышению квалификации персонала.
Эффективное управление муниципальной собственностью является одним из источников наполняемости бюджета муниципальных образований, служит основой качественного решения вопросов местного управления, обеспечивает защищенность локальных рынков недвижимости и их развитие, а также формирует доверие населения к органам местного самоуправления, поэтому изучение проблем управления муниципальным имуществом представляет практическую ценность.
Цель исследования - изучение процессов управления муниципальной собственностью в г.Таганроге за 2013-2017 гг., анализ факторов внешней и внутренней среды и подготовка рекомендаций для совершенствования деятельности данной организации. Объект исследования - деятельность КУИ г.Таганрога, предмет исследования - влияние факторов внешней и внутренней среды на деятельность данной организации.
Анализ динамики изменения муниципальной собственности г.Таганрога за период с 2013 по 2017 г. показал [1], что общая стоимость муниципального имущества МУП г.Таганрога возросла с 3799,02 млн руб. в 2013г. до 5718,06 млн руб. в 2017г. (табл.1), при этом число МУП в 2013-2015гг. составляло 15, в 2016г. - 14, а в 2017г. - уже 13.
В 2013 г. в Реестре муниципального имущества города Таганрога учитывалось 17 муниципальных унитарных предприятий (МУП), а именно: МУП «Трамвайно-троллейбусное управление»; МУП Управление «Водоканал»; МУП «Похоронно-ритуальных услуг»; МУП «Редакция газеты «Таганрогская правда»; МУП «Бюро технической инвентаризации»; МУП «Хозрасчетная стоматологическая поликлиника»; МУП «ЕРКЦ»; МУП ЖКХ «Центральное»; МУП «Зеленый город»; МУП «Тепловые сети»; МУП «Городское хозяйство»; МУП ЖКХ «Промышленное»; МУП «Таганрогэнерго»; МУП «ЖЭУ»; МУП ЖКХ «Приморское»; МУП ЖКХ «Северное»; МУП «Спецавтохозяйство». Из них 11 -работающие МУП, осуществляющие свою деятельность на производстве, 1 не ведет деятельность на производстве, на 5 МУП введена процедура банкротства. В 2014 г. была осуществлена реорганизация МБУ «УМЖФ г. Таганрога», а МУП «ЕРКЦ» из перечня МУП исключено, деятельность МУП ЖКХ «Центральное» была прекращена в связи с присоединением к МУП ЖКХ «Северное».В 2015 г. в Реестре муниципального имущества г.Таганрога учитывалось 15 МУП. Реорганизаций, присоединений и ликвидаций МУП в 2015 г. не осуществлялось. В 2016 г. было ликвидировано МУП ЖКХ «Промышленное», т.к. предприятие в течение двух лет не вело никакой деятельности на производстве. В 2017 г. ликвидировано МУП ЖКХ «Приморское», в связи с чем в конце 2017 г. в Реестре муниципального имущества г.Таганрога учитывалось 13 МУП.
Изменение восстановительной и остаточной стоимости муниципальных объектов недвижимости приведено в табл.1. При этом величина перечислений муниципальных унитарных предприятий в бюджет города относительно запланированного увеличивалась в процентном отношении. Так, в 2013 г. эти предприятия перечислили в бюджет 866,4 тыс. руб. (100,7% плана 2013 г.), а в 2017г. - 780,4 тыс. руб. (106,8% плана 2017 г.)[1]. Кроме того, в городской бюджет по статье «Дивиденды и доходы от участия в капитале хозяйственных обществ» поступило в 2013г. 320,6 тыс. руб. (100,2% плана 2013 г.), а в 2017г. - 1018,5 тыс. руб. (100% плана 2017 г.). За рассматриваемый период общая площадь нежилого фонда снизилась с 100,72 тыс. кв. м до 94,74 тыс. кв.м, а общая полезная площадь жилищного фонда, включающего 1 общежитие и 8 служебных квартир, осталась неизменной - 2,42 тыс.кв.м.
Общая стоимость муниципального имущества, включающего имущество муниципальных учреждений, органов местного самоуправления и органов Администрации с правами юридического лица, в 2013 г. составляла 7 231,9 млн руб. и была представлена 151 муниципальным учреждением и 12 органами местного самоуправления и органами Администрации с правами юридического лица, а в 2017г. она увеличилась до 9 342,79 млн руб. (14 муниципальных учреждений и 13 органов местного самоуправления и органов Администрации с правами юридического лица).
В табл.2 приведены характеристики муниципальной казны г.Таганрога за последние 5 лет, из которых следует, что общая стоимость увеличилась с 3 395,08 млн руб. до 5 477,12 млн руб., при этом общая площадь нежилого фонда сократилась с 53,59 тыс. кв.м (442 здания и нежилых помещения) до 45,41 тыс. кв.м (371 здание и нежилое помещение)[1]. Жилищный фонд, включающий квартиры, жилые помещения, доли в домовладениях, в 2013г. занимал общую площадь 240,5 тыс. кв.м (6150 квартир и жилых помещений), а в 2017г. он снизился до 114,94 тыс. кв.м (3090 квартир и жилых помещений). В то же время число земельных участков в составе муниципальной собственности и их кадастровая стоимость увеличились с 42 ед. (506,5 млн руб.) в 2013г. до 1324 ед. стоимостью 17559, 605 млн руб. в 2017г. Вклады и доли муниципальной собственности в рассматриваемом периоде не изменились и составляли 71,4 млн руб., однако общая стоимость муниципального имущества выросла с 14 426 млн руб. (восстановительная стоимость - 9 789,04 млн руб., остаточная стоимость - 4 636,96 млн руб.) до 18 860,73 млн руб. (восстановительная стоимость - 12 416,63 млн руб., остаточная стоимость - 6 444,10 млн руб.).
На рис.1 показана динамика доходов в бюджет г.Таганрога от использования муниципального имущества, оставшихся после уплаты налогов и др. обязательных платежей, с 2013 по 2017 г., из которой следует, что только в 2016 г. объем поступлений был ниже запланированного (90,8%), а в остальные годы имело место перевыполнение плана. Ситуация 2016г. объясняется снижением доходов и выручки от деятельности муниципальных унитарных предприятий (их число уменьшилось до 14).
Таблица 1. Характеристики имущества муниципальных унитарных предприятий г. Таганрога в 2013-2017гг.
№ п/п | Характеристики муниципального имущества | Величина характеристики | ||||
2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | 2017 г. | ||
1 | Муниципальное имущество (МУП), общая стоимость, млн руб.: | 3 799,02 (15 МУП) | 3 832 (15 МУП) | 3 206,95 (15 МУП) | 3 721,03 (14 МУП) | 5 718,06 (13 МУП) |
1.1 | восстановительная стоимость, млн руб. | 2 660,55 | 2 647,67 | 2 086,84 | 2 729,99 | 2 859,03 |
1.2 | остаточная стоимость, млн руб. | 1 138,47 | 1 184,33 | 1 120,11 | 991,04 | 2 859,03 |
В том числе: | ||||||
1.3 | нежилой фонд общей площадью, тыс. кв.м | 100,72 | 99,16 | 100,33 | 101,07 | 94,74 |
1.4 | жилищный фонд (1 общежитие и 8 служ. квартир), общая полезная площадь, тыс.кв.м, в том числе: | 2,42 | 2,42 | 2,42 | 2,42 | 2,42 |
1.4.1 | восстановительная стоимость, млн руб. | 2,78 | 2,78 | 2,78 | 2,78 | 2,78 |
1.4.2 | остаточная восстановительная стоимость, млн руб. | 1,53 | 1,53 | 1,53 | 1,53 | 1,53 |
Таблица 2. Характеристики муниципальной казны г.Таганрога в 2013-2017гг.
№ п/п | Характеристики муниципальной казны | Величина характеристики | ||||
2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | 2017 г. | ||
1 | Общая стоимость, млн руб. | 3 395,08 | 3 444 | 4 076,1 | 4 206,46 | 5 477,12 |
1.1 | восстановительная стоимость, млн руб. | 2 121,83 | 2 095,01 | 2 151,8 | 2 196,26 | 2 832,15 |
1.2 | остаточная стоимость, млн руб. | 1 273,25 | 1 348,99 | 1 924,3 | 2 010,20 | 2 644,97 |
В том числе: | ||||||
1.3 | нежилой фонд общей площадью, тыс. кв.м | 53,59 (442 зданий и неж.пом.) | 51,96 (424 зданий и неж.пом.) | 50,93 (419 зданий и неж.пом.) | 47,72 (395 зданий и неж.пом.) | 45,41 (371 зданий и неж.пом. |
1.3.1 | восстановительная стоимость, млн руб. | 410,63 | 375,85 | 377,15 | 358,31 | 263,17 |
1.3.2 | остаточная стоимость, млн руб. | 265,05 | 240,55 | 242,74 | 232,91 | 128,62 |
1.4 | жилищный фонд (квартиры, жилые помещения, доли в домовладении), общей площадью тыс. кв.м | 240,5 (6 150 квартир, жил.пом) | 201,29 (5 091 квартир, жил.пом) | 173,25 (4 493 квартир, жил.пом) | 122,21 (3 230 квартир, жил.пом) | 114,94 (3 090 квартир, жил.пом) |
1.4.1 | восстановительная стоимость, млн руб. | 1 133,3 | 1 195,35 | 1 164,19 | 931,81 | 1068,51 |
1.4.2 | остаточная стоимость, млн руб. | 1 008,2 | 1 092,7 | 1 1074,62 | 874,56 | 1019,79 |
1.5 | земельные участки в количестве, кадастровая стоимость, млн руб. | 506,5 (42 ед.) | 2,002 (118 ед.) | 18 210 744,83 (1280 ед.) | 18 504,203 (1335 ед.) | 17 559, 605 (1324 ед.) |
Рис. 1. Доходы в бюджет г.Таганрога от использования муниципального имущества, оставшиеся после уплаты налогов и др. обязательных платежей, в 2013–2017 гг
Для выяснения влияния факторов внешней среды на деятельность Комитета по управлению имуществом г.Таганрога был проведен PEST-анализ. В качестве экспертов выступили ведущие специалисты Комитета. Согласно полученным результатам, основными политико-правовыми факторами являются:
Среди основных экономических факторов, влияющих на деятельность КУИ г.Таганрога, можно отметить:
На деятельность КУИ г. Таганрога воздействуют следующие социокультурные факторы:
Технологические факторы, влияющие на деятельность комитета по управлению имуществом г. Таганрога, включают:
При этом главными возможностями внешней среды для деятельности КУИ являются увеличение объемов государственного финансирования, внедрение современных IT-технологий и автоматизация основных направлений деятельности, участие в разработке стратегии развития города. Однако следует учитывать и угрозы, которые препятствуют эффективной работе данной организации, среди которых можно отметить изменение законодательства в сфере государственной и муниципальной собственности, зависимость результата работы КУИ от платежеспособности граждан и конъюнктуры рынка, отсутствие преемственности приоритетов при смене в руководстве городской власти.
Результаты SWOT-анализа показали, что основными сильными внутренними сторонами данной организации являются:
К слабым сторонам можно отнести:
Рассмотренные выше особенности влияния внешней и внутренней среды позволяют рекомендовать следующие направления совершенствования деятельности КУИ:
Таким образом, анализ деятельности КУИ г.Таганрога за последние пять лет показал, что сумма средств, перечисленных в городской бюджет от муниципальных унитарных предприятий и дивидендов и доходов от участия в капитале хозяйственных обществ, увеличилась с 1187,0 тыс. руб. в 2013г. до 1798, 9 тыс. руб. в 2017г. По результатам SWOT-анализа для совершенствования деятельности КУИ будут перспективными разработка собственного официального сайта, модернизация оборудования и обновление используемых IT-технологий, повышение квалификации персонала.
Библиографический список
1. Официальный портал Администрации города Таганрога [Электронный ресурс]. - URL: http://www.tagancity.ru