С.М. Куркина
студент группы 13Эк(б)БУА-1
финансово-экономический факультет,
Оренбургский государственный университет,
г. Оренбург, Российская Федерация
Инновационная наука
№4 2016
Аннотация. В данной статье исследуется маржинальный анализ как один из инструментов обеспечения эффективности деятельности предприятия. Дана общая характеристика маржинального анализа, разобраны его основные достоинства и недостатки.
Одной из важнейших частей экономически грамотного руководства деятельностью организации, необходимого для его плодотворного функционирования, является умение анализировать реальное состояние предприятия. Одним из многообещающих средств достижения указанной цели является маржинальный анализ. Он обладает инструментами, которые позволяют исследовать направления развития предприятия, полно и упорядоченно изучить факторы, влияющие на изменения результатов его деятельности, дать общую оценку итогов деятельности и разработать экономическую стратегию развития организации.
В связи с этим, опираясь на мнение таких ученых как: Гатауллина Р.Р. [1], Голубев С.В. [2], Иночкина Н.В. [3], Кузнецова Н.Г. [4], Прокофьев В.А. [5], Сауткина Л.С. [6], Цыпин А.П. [7] и др., рассмотрим достоинства и недостатки основных методов проведения маржинального анализа финансовых результатов деятельности предприятия.
Как самостоятельное экономическое направление маржинализм, в рамках которого был сформирован маржинальный анализ, образовалось в конце XIX века. Родоначальниками и основными представителями данного учения являются К. Менгер, Л. Вальрас, У. Джевонс, А. Маршалл, В. Парето, Дж.Б. Кларк. В качестве средства оценки финансового положения организации, в 1930 г. американским инженером У. Раутенштрахом был непосредственно создан сам маржинальный анализ. Среди отечественных ученых этот метод подробно описал в 1971 г. Н.Г. Чумаченко, а позже А.П. Зудилин в 1992 г.
В современных рыночных условиях значительную роль составляет маржинальный анализ финансовых результатов деятельности предприятия и его рентабельности, называемый также анализом безубыточности или содействия доходу. Методика данного анализа основывается: во-первых, на исследовании пропорций между тремя группами основных экономических показателей деятельности предприятия: издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью; во-вторых, прогнозировании размера каждого из этих показателей при установленной величине других.
Маржинальный анализ базируется на группировке затрат производства и расходов на продажу в зависимости от изменения объема деятельности предприятия на переменные и постоянные, и применении категории маржинального дохода. Переменные издержки изменяются пропорционально объему производства продукции, оказанию услуг, то есть находятся в зависимости от уровня деловой активности фирмы. Постоянные являются неизменными относительно объемов производства.
Маржинальный анализ финансовых результатов деятельности организации предоставляет возможность более подробно исследовать взаимозависимости между показателями, а также точнее рассчитать воздействие факторов модели:
П = Vпр / (Ц – C)
где: П - прибыль;
Vпр - объем продаж;
Ц - цена реализации;
C - себестоимость.
В данной модели придерживаются того, что все вышеуказанные факторы изменяются независимо друг от друга. Однако в данном случае не принимается к вниманию взаимосвязь объема производства (реализации) продукции, товара и услуг и ее себестоимости. Как правило, при росте объема производства себестоимость продукции уменьшается. Это связано с уменьшением уровня постоянных издержек из-за того, что увеличивается постоянных затрат, приходящихся на одну единицу продукции.
Для исследования факторов изменения прибыли, и прогнозирования ее размера в маржинальном анализе в целях обеспечения системного подхода применяется следующая модель:
П = (Ц - Зпер) - Зпост,
где: Зпер - переменные затраты;
Зпост - постоянные затраты.
Данная модель используется для оценки зависимости прибыли от реализации отдельных видов продукции, товаров и услуг. Она позволяет оценить колебания величины прибыли за счет объема проданной продукции, цены, уровня удельных переменных и суммы постоянных издержек. Данная модель принимает во внимание не только прямое воздействия объема реализованной продукции на прибыль, но и косвенное -при помощи воздействия указанного фактора на себестоимость выпускаемого изделия. Это дает возможность точнее рассчитать влияние вышеперечисленных факторов на изменение размера прибыли.
Одним из достаточно действенных и результативных инструментов маржинального анализа является факторный анализ маржинального дохода. Маржинальный доход представляет собой выручку от продажи продукции, товаров или услуг, из которой вычитаются приходящиеся на реализованную продукцию переменные затраты. Таким образом, маржинальный доход состоит из постоянных издержек и прибыли предприятия.
Существует две разновидности вышеуказанного анализа: в натуральном и стоимостном измерении. Первый вид анализа более подходит предприятиям, осуществляющим производство однородной продукции, в результате чего единицы измерения цена и переменные издержки совпадали. Второй вариант факторного анализа с использованием выручки и удельного маржинального дохода осуществляется организациями с многопродуктовым производством, когда маржинальный доход с единицы выпускаемой продукции каждого типа является несопоставимым из-за разных единиц измерения данных изделий.
Основными положительными сторонами маржинального анализа является возможность выработки с целью уменьшения затрат и максимизации прибыли наиболее оптимизированных управленческих решений, которые связаны с изменением производственной мощности предприятия, ассортимента продукции, товаров и услуг, ценообразования, типов оборудования, методики производства, закупки комплектующих деталей и др.
Однако, несмотря на ряд положительных сторон, маржинальный анализ содержит в себе значительное количество дискуссионных вопросов, которые касаются классификации затрат на переменные и постоянные, необходимой для проведения маржинального анализа, характерных особенностей использования инструментов маржинального анализа в промышленных и торговых предприятиях, установление исходных данных в условиях неустойчивой конъюнктуры рынка.
Главным недостатком использования маржинального анализа является достаточно условное разделение издержек на постоянные и переменные части. Данное обстоятельство влечет неточность результатов, получаемых при проведении анализа. Кроме этого, при многопродуктовом производстве появляется проблема разделения общих переменных затрат между конкретными видами изготавливаемой продукции.
Список использованной литературы:
1. Гатауллина Р.Р. Достоинства, недостатки и дискуссионные вопросы маржинального анализа финансовых результатов деятельности организации // SCIENCE TIME. - 2014. - № 12. - С.87-89.
2. Голубев С.В. Маржинальный анализ в планировании хозяйственной деятельности / С.В. Голубев, С.А. Голубева // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. - 2015. - № 5 (127). - С. 170-175.
3. Иночкина Н.В. Анализ развития малого предпринимательства в Оренбургской области / Н.В. Иночкина, А.П. Цыпин // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 12-4 (65-4). - С. 282-287.
4. Исаева Ш.М. Маржинальный анализ в принятии управленческих решений / Ш.М. Исаева, М.И. Альдеров // Апробация. - 2013. - № 5 (8). - С. 38-39.
5. Кузнецова Н.Г. Маржинальный анализ прибыли и рентабельности // Наука-RASTUDENT.RU. - 2014. - №5./[Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://nauka-rastudent.ru/5/1417/.
6. Прокофьев В.А. Предпосылки и условия развития детерминированного факторного анализа (проблемы науки «экономический анализ») / В.А. Прокофьев, В.В. Носов, Т.В. Саломатина // ЭТАП: Экономическая теория, Анализ, Практика. - 2014. - № 4. - С. 134-145
7. Сауткина Л.С. Маржинальный анализ затрат на производство продукции на перерабатывающих предприятиях / Л.С. Сауткина, Е.Г. Москалева // Контентус. - 2015. - № 3 (32). - С. 65-68.
8. Цыпин А.П. Развитие малого предпринимательства в Оренбургской области / А.П. Цыпин, Л.Р. Фаизова // В сборнике: Наука и образование: фундаментальные основы, технологии, инновации. Сборник материалов Международной научной конференции, посвященной 60-летию Оренбургского государственного университета. Оренбург, - 2015. - С. 248-252.