Особенности нового этапа секьюритизации в России

Кроливецкая Валерия Эдуардовна
профессор кафедры банков, финансовых рынков и страхования
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук, доцент,
Петербургский экономический журнал
№1 2019

Аннотация. В статье обоснована необходимость активного развития в России секьюритизации активов кредитно-финансовых организаций как источника длинных денег в экономике. Дано определение понятия «секьюритизация». Рассмотрены виды секьюритизации, освещены преимущества внебалансовой секьюритизации и история ее развития в России. Указаны причины сдерживания процесса секьюритизации активов в период и после финансового кризиса 2007-2009 гг. Раскрыто содержание нового законодательства о секьюритизации активов коммерческих организаций. Даны рекомендации относительно развития в дальнейшем секьюритизации лизинговых активов и инвестиционных банковских кредитов с целью обеспечения инновационного экономического роста в стране.

Экономический рост в стране требует инновационного развития российской экономики, которое невозможно без активного участия в этом процессе инвестиционных банковских кредитов и других заемных средств. Однако их участие на данный момент недостаточно, о чем свидетельствуют данные таблицы 1.

Таблица 1. Источники инвестиций в основной капитал в РФ

Наименование источника Объем вложений, на 01.01 соответствующего года
2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.
млрд руб. % к итогу млрд руб. % к итогу млрд руб. % к итогу млрд руб. % к итогу млрд руб. % к итогу млрд руб. % к итогу
1. Собственные средства 4274 44,5 4549 45,2 4742 45,7 5271 50,2 5750 51,0 6268 52,1
2. Привлеченные средства, в том числе: 5321 55,5 5515 54,8 5637 54,3 5225 49,8 5531 49,0 5757 47,9
• бюджетные средства 1712 17,9 1916 19,0 1761 17,0 1922 18,3 1856 16,4 1966 16,3
кредиты банков 806,3 8,4 1003 10,0 1098 10,6 849 8,1 1174 10,4 1308 10,9
• заемные средства других организаций 588 6,2 626, 6,2 660 6,4 701 6,7 674 6,0 611 5,1
• прочие источники, в том числе облигации и эмиссия акций 1920 20 1570 15,6 1636 15,7 1269 12,1 1371 12,2 1441 12,0

Источник: [1, с. 189-190].

По сравнению с Россией в других странах в структуре инвестиций подавляющую часть - 70-80% и более - составляют привлеченные средства, прежде всего инвестиционные кредиты [2, с. 15]. Основной причиной такого положения в нашей стране является недостаточность ресурсов долгосрочного характера, их «дороговизна», а также отсутствие во многих банках квалифицированных специалистов, способных грамотно оценить инвестиционный проект и принять его к финансированию.

По мнению автора, одним из выходов в такой непростой ситуации является развитие секьюритизации как банковских активов, так и активов других организаций (например, лизинговых компаний, факторинговых компаний и др.), способствующей обеспечению экономики «длинными деньгами».

Под секьюритизацией понимается финансирование или рефинансирование активов юридических лиц, приносящих доход, посредством повышения их ликвидности через выпуск (эмиссию) ценных бумаг, свободно обращающихся на финансовом рынке [3].

В зарубежной и отечественной экономической литературе существует многообразие определений понятия «секьюритизация» как экономического, так и юридического характера, ознакомившись с которыми нельзя не признать, что секьюритизация представляет собой финансовую инновацию многопланового характера, основанную на специфической технике финансирования за счет выпуска ценных бумаг, обеспеченных активами, находящимися на балансах коммерческих организаций, или будущими активами.

В качестве секьюритизируемых активов могут выступать:

  • кредиты (ипотечные, корпоративные, потребительские, автокредиты и т.д.);
  • права требования по кредитным картам;
  • арендные и лизинговые платежи;
  • выручка от продажи товаров, работ, услуг, в том числе экспортная;
  • дебиторская задолженность (факторинговые платежи);
  • другие прогнозируемые денежные потоки.

Различают балансовую секьюритизацию и внебалансовую. Наибольшее развитие в мире получила внебалансовая секьюритизация активов, иначе называемая традиционной, классической. Ее суть состоит в том, что в сделке по секьюритизации участвуют: инициатор (оригинатор) - лицо, которое заинтересовано в секьюритизации своих активов; эмитент - специально создаваемое юридическое лицо, которое готово «купить» определенные группы активов, сформировав из них «пул», и выпустить структурированные ценные бумаги, обеспеченные этим «пулом», и разместить среди инвесторов, которые выступают главными участниками сделок по секьюритизации. Инвесторы - это юридические лица, которые приобретают ценные бумаги на финансовом рынке, соответствующие их требованиям, с целью диверсификации своего портфеля ценных бумаг и получения по этим бумагам соответствующего их качеству дохода, а также вложенных средств в полном объеме и в установленные сроки.

В целом можно отметить, что основным участникам таких сделок - оригинаторам и инвесторам - секьюритизация дает определенные преимущества, которые представлены в таблице 2.

Таблица 2. Преимущества секьюритизации

Для инвесторов Для оригинаторов (банков)
Ликвидные инвестиции Альтернативное финансирование
Обеспеченные инвестиции Ограничение кредитного риска разных активов
Рейтинговые ценные бумаги Улучшение показателей баланса (при забалансовом финансировании)
Управление кредитным риском (возможность инвестирования в различные виды активов и транши с различной степенью риска и уровнем дохода) Более низкая общая стоимость финансирования
Исторически менее подвержены ценовым колебаниям по сравнению с корпоративными облигациями Получение доступа к различным источникам финансирования, улучшение ликвидности

Источник: [4, с. 243].

Для национальных экономик секьюритизация активов коммерческих организаций создает источник финансирования быстро растущих банков, финансовых и промышленных компаний с недостаточным капиталом, обеспечивая их долгосрочными ресурсами в целях развития ими своего бизнеса. Кроме того, благодаря появлению и обращению ценных бумаг высокого качества, секьюритизация способствует развитию в стране рынка капитала.

Зарождение секьюритизации в России произошло в 2005 г. и было обусловлено бумом розничного кредитования. Сделки того времени по секьюритизации потребительских и автокредитов носили трансграничный характер: эмитентами облигаций выступали оффшорные юридические лица, а сами облигации предназначались для иностранных инвесторов. Основная масса соглашений между участниками сделок по секьюритизации активов определялась нормами английского права [5, с. 53]. Лишь в 2006 г. впервые в российской практике была реализована сделка секьюритизации портфеля ипотечных кредитов на внутреннем национальном рынке в соответствии с отечественным законодательством: ФЗ от 11.11.2003 № 152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах» и ФЗ от 20.03.1996 № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг».

Ипотечные кредиты под жилую недвижимость были и остаются в России основным, преобладающим секьюритизируемым активом, как и во всем мире1. Дальнейшее развитие секьюритизации таких активов в России связано с введением в действие с 01.07.2014 г. нового законодательства о секьюритизации [3], которое определило перечень требований к ипотечным агентам - эмитентам ценных бумаг, выпускаемых в процессе секьюритизации активов; установило группы активов, которые могут быть секьюритизированы; порядок выдачи и обращения ипотечных сертификатов участия; порядок осуществления контроля за распоряжением имуществом, составляющим ипотечное покрытие; уточнило отдельные элементы процедуры банкротства организации - эмитента облигаций с ипотечным покрытием, а также управляющего ипотечным покрытием; определило полномочия Банка России как мегарегулятора на рынке ипотечных ценных бумаг. Тем не менее, на взгляд автора, отдельные вопросы секьюритизации активов коммерческих организаций остались нерешенными. Прежде всего, это касается неипотечной секьюритизации, так как новое законодательство о секьюритизации в основном коснулось ипотечных кредитов, которые в России считаются наиболее востребованными и доверие к секьюритизации которых у банков было подорвано в связи с мировым финансовым кризисом 2007-2009 гг. и его последствиями.

1 При этом следует отметить, что ипотечная секьюритизация не исключает объединение в один пул ипотеки жилой, так и коммерческой недвижимости.

Относительно других (неипотечных) активов, как-то: лизинговые активы, инвестиционные кредиты, кредиты малому и среднему бизнесу, права требования по кредитным картам и т.д., - необходимо констатировать, что им законодатель не уделил особого внимания1. Между тем в современных условиях секьюритизация выступает основным направлением финансирования лизинга.

1 Кроме как предоставление возможности создания для секьюритизации таких активов SPV двух видов: специализированного финансового общества и специализированного общества проектного финансирования.

«За более чем 25-летний период своего существования российский лизинг стал играть заметную роль на финансовом рынке страны. В отдельные годы доля лизинга в ВВП достигала 2,5%» [6, с. 136], а если исходить из того, что проектное финансирование, которому в настоящее время в России уделяется особое внимание как наиболее передовой финансовой технологии обеспечения инновационного развития экономики, в составе ресурсных источников предполагает использование лизинга, то значение секьюритизации лизинговых активов резко возрастает, что требует особой законодательной базы для ее осуществления. Речь идет о требованиях, которые должны предъявляться к секьюритизируемым активам лизинговых компаний: о возможной структуре «пула» лизинговых активов2, формируемом специализированным финансовым обществом для выпуска облигаций3; об ограничениях (лимитах) объема одного выпуска облигаций, исполнение обязательств по которым обеспечивается лизинговыми платежами, а также имуществом, приобретенным в лизинг; о наличии или отсутствии особых условий размещения таких облигаций и т.д. Это относится и к другим неипотечным активам, которые могут участвовать в сделках по секьюритизации.

2 Зарубежная практика свидетельствует, что более эффективным является обращение ценных бумаг, выпущенных на основе нескольких «пулов» лизинговых активов, сформированных из недвижимости, легковых автомобилей, оборудования, транспорта, а доминирование недвижимости в сделках секью-ритизации лизинговых активов удлиняет сроки секьюритизации [6, с. 137].

3 Так, например, в нормативном документе по секьюритизации Минфина Республики Беларусь уста­новлены лимиты объема выпуска облигаций по уступаемым правам (требованиям) с обеспечением (в определенном соотношении со стоимостью того или иного их обеспечения), а также по иным правам (требованиям), т.е. без обеспечения (в определенном проценте от основной суммы долга и неуплачен­ных процентов [5, с. 2-3].

Активизации инвестиционной деятельности в стране и соответственно экономическому росту может поспособствовать и секьюритизация инвестиционных кредитов, обеспечением которых являются будущие объекты недвижимости и/или будущая выручка от продажи товаров и услуг реализованного инвестиционного проекта. Как известно, в период мирового финансового кризиса 2007-2009 гг. центральные банки многих стран проводили политику активной финансовой поддержки своих коммерческих банков, используя нестандартные инструменты денежно-кредитной политики, что привело к снижению их потребности в секьюритизации как источнике фондирования. Такая же ситуация наблюдалась и в России4, и не только во время мирового финансового кризиса, но во время кризиса 2014-2015 гг., вызванного введением по отношению к России со стороны США и стран ЕС финансовых санкций, затруднивших ей доступ к долгосрочным ресурсам мирового рынка капитала.

4 См. статью Золотаревой О. А., Кроливецкой Л. П. О нетрадиционной денежно-кредитной политике // Журнал правовых и экономических исследований. 2015. № 1. С. 141-145.

В этот период времени Банк России в целях поддержания кредитной активности коммерческих банков и финансового положения их клиентов реального сектора экономики, ориентированных на модернизацию или импортозамещение, ввел более 10 целевых программ рефинансирования, в том числе и программу поддержки финансирования инвестиционных проектов на срок до трех лет по льготным процентным ставкам. Поскольку кризисная ситуация в банковском секторе к 2017 г. миновала, то и целевые программы среднесрочного (до трех лет) рефинансирования были закрыты, в связи с чем и встает вопрос о развитии секьюритизации среднесрочных инвестиционных кредитов, которые не подпадают под целевую государственную программу поддержания инвестиционных проектов, осуществляемую Внешэкономбанком в рамках «фабрики проектного финансирования» - нового инструмента привлечения долгосрочных инвестиций для крупных объектов [7].

Поскольку драйвером экономического роста в Российской Федерации на ближайшую перспективу выступает малый и средний бизнес, то секьюритизация рядовых среднесрочных инвестиционных кредитов и лизинговых активов при всех ее преимуществах и соответствующем законодательном обеспечении, а также адекватных регулятивных требованиях Банка России к оригинаторам сделок по секьюритизации будет способствовать этому инновационному способу финансирования экономики и решению задачи ускорения экономического роста.

Список литературы

1. Россия в цифрах. 2018: Крат. стат. сб. / Росстат. М., 2018. С. 189-190.

2. Аганбегян А.Г. Инвестиционный кредит - главное звено преодоления спада в социально-экономическом развитии России // Деньги и кредит. 2014. № 5.С. 11-18.

3. Федеральный закон от 21.12.2013 № 379-ФЭ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_l56007/ (дата обращения: 15.01.2019).

4. Банковское дело: розничный бизнес: учебное пособие / под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. М.: Кнорус, 2009.

5. Пенкина И.А. Динамика развития российского рынка секьюритизации в контексте тенденций европейского рынка // Банковское дело. 2017. № 6.С. 50-57.

6. Газман В.Д. Преодоление стереотипов в лизинге // Вопросы экономики. 2017. №2. С. 136-151.

7. Стимулирующее банковское регулирование // Доклад для общественных консультаций. М.: ЦБ РФ, 2018.

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ