Хубиева Мариям Джатдаевна,
магистрант,
СКГГТА «Северо-Кавказская государственная
гуманитарно-технологическая академия», г.Черкесск,
Текеева Халимат Эльмурзаевна,
к.э.н., доцент,
СКГГТА «Северо-Кавказская государственная
гуманитарно-технологическая академия», г.Черкесск,
Московский экономический журнал
№5(3) 2018
Аннотация. Раскрыто содержание методики анализа и оценки инвестиционной привлекательности промышленного предприятия. Использование предлагаемого алгоритма действии позволяет принять обоснованное управленческое решение по формированию инвестиционной программы развития предприятия.
Для того чтобы определить инвестиционную привлекательность предприятия нужно учесть финансовую стабильность предприятия, уровень финансовых результатов, конкурентоспособность продукции, степень рискованности инвестиций, возможность активизации инноваций, управление и имидж предприятия. Все эти элементы должны учитываться при оценке инвестиционной привлекательности предприятия (ИПП), который может быть установлен во время выполнения шагов, представленных в статье (рисунок) [1].
Рисунок 1 - Элементы опенки ИПП Для стратегического инвестора принципиально важно создавать стратегические возможности и формировать инвестиционную стратегию для предприятия, что позволяет ему оценивать перспективы дальнейшего развития хозяйствующего субъекта. Эта задача решена на этапе 1 «Анализ организационно-технических, социальных условий производства, качества управления и рыночной среды».
Для реализации этого этапа рекомендуется использовать в качестве исходной информации набор показателей, объединенные в четыре группы: организационные и технические условия; социальные условия; рыночная среда; качество управления, которое считается стратегическим инвестором в качестве гарантии принятия решений по управлению качеством.
Чтобы определить эти показатели, можно применять оценку варьирующую от 1 до 3, а затем оценка инвестиционной привлекательности получается из среднего геометрического значения.
Таблица 1. Оценка области деятельности организации и рынка выпускаемой продукции
Показатели | Состояние и интервалы значений | Шкала оценки |
Сегмент и доля рынка | Организация занимает лидирующее место на рынке | 3 |
Организация владеет т средней долей рынка. | 2 | |
Организация владеет незначительной долей рынка | 1 | |
Чувствительность продукции к изменениям коньюнктуры, ценовым и неценовым факторам спроса | Продукты обладают низкой чувствительностью к спросу (товары первой необходжимости). | 3 |
Продукты обладают средней чувствительностью. | 2 | |
Продукты обладают высокой чувствительностью (в результате изменений а моде, ценах на продукты и других факторов) | 1 | |
Уровень цен | Цены соответствуют рыночным, ценовая политика стимулирует продажи | 3 |
Цены в целом соответствуют рыночным ценам, но нет ценовой стратегии. | 2 | |
Цены выше рыночных, не являются разумными. | 1 | |
Конкурентная среда | Конкуренции практически нет (низкая – менее 5 организаций, заемщик - монополист) | 3 |
Конкурс имеет средний уровень (от 5 до 10 участников) | ||
Количество конкурентов велико (10 и более) | 1 | |
Наличие в отрасли и регионе зарубежных компаний- конкурентов | Нет иностранных конкурентов. | 3 |
Есть зарубежные конкурирующие компании, технологический уровень которых соответствует технологии анализируемой компании. | 2 | |
Есть зарубежные конкурирующие компании с более продвинутыми технологиями производства и продаж | 1 |
Имидж компании все чаще рассматривается как важный нематериальный актив организации, влияющий на ее рыночную стоимость, то есть, исходя из нематериального понятия, репутация превращается в финансовый компонент.
Кредитная история заемщика, где показана вся информация о выполнении заемщиком обязательств имеет значительное влияние на репутацию предприятия [3].
Таблица 2 показывает влияние различных показателей на репутацию хозяйствующего субъекта, что значительно влияет на его финансовое положение и инвестиционную привлекательность.
Таблица 2. Оценка репутации организации и ее управления
Показатели | Состояние и интервалы значений | Шкала оценки |
Кредитная история организации | Положительная репутация по всем предыдущим обязательствам перед заемщиками. | 3 |
Незначительные нарушения при погашении заемщиком обязательств в предыдущие периоды или отсутствие кредитной истории. | 2 | |
Отрицательная кредитная история предыдущих контактов с организацией | 1 | |
Оценка организации поставщикамн, потребителями и другими участниками рынка (деловая репутация) | Высокая репутация, строгое соблюдение всех сроков доставки, оплата. | 3 |
Определенные нарушения в соответствии с условиями оплаты, которые не являются регулярными, а также соблюдение определенных правил и положений. | 2 | |
Систематическое несоблюдение условий оплаты, нарушение организацией установленных правил | 1 | |
Личные качества топ-менеджеров компании | Высокий престиж среди менеджеров в бизнес-сообществе (при необходимости они лично вступают в переговоры с корректировке условий выполнения обязательств). | 3 |
Хорошие профессиональные навыки, знание современных методов управления производством и финансами, но мало заметного в бизнес-сообществе. | 2 | |
Неизвестные лица для бизнес-сообщества, лидер | 1 |
Таблица 3. Анализ экономического потенциала предприятия
Показатели | Состояние и интервалы значений | Шкала оценки |
Производительность труда | Высокий, соответствует среднему по отрасли. | 3 |
Средние тенденции роста незначительны. | 2 | |
Ниже среднего по отрасли | 1 | |
Коэффициент износа активной части основных средств | Менее 20%. | 3 |
От 20 до 50%. | 2 | |
Более 50% | 1 | |
Материалоотдача продукции | Соответствие среднему отраслевому уровню и даже несколько велие. чем у основных конкурентов. | 3 |
Соответствие уровню основных конкурентов. | 2 | |
Намного ниже среднего по отраслв | 1 | |
Уровень иннивационной активности | Организация регулярно занимается разработкой и преобразованием научных знаний в новые виды продукции, а также использованием ннновационнык достижений в различных технологический процессах. | 3 |
Организация только начинает осваивать инновационные достижения, пока не внедрила их в производство. | 2 | |
Бизнес организации расположен в той области, где можно использовать инновационный потенциал, но это не так. | 1 | |
Наличие и использование информации, дающей ей преимущества перед другими | Организация владеет и использует информацию, которая дает ей преимущество над другими. | 3 |
Организация не в полной мере использует свои информационные преимущества. | 2 | |
Организация не обладает такой информацией, а конкуренты владеют ею. | 1 |
Полученные баллы для каждой из четырех групп индикаторов суммируются и, принимая во внимание результирующий балл, используется соответствующее управленческое решение, которое используется для дальнейшего анализа ИПП.
Таким образом, на этапе 1 можно уменьшить список анализируемых в дальнейшем предприятий.
Таблица 4. Результаты первого этапа анализа ИПП
Подученные суммы балов | Принимает мое значение баллов | Вывод для инвестора | Управленческое решение |
∑ni=1 Ft ≥ 5 | 5 | Предприятие имеет возможности для своего стратегического развития | Оценка зкспресс-диагностики предприятия |
0 < ∑ni=1 Ft < 5 | 3 | Предприятию необходимо устранить «узкие» места | Разработка мероприятий по устранению «узким» мест |
∑ni=1 Ft ≤ 0 | 0 | Возможности стратегического развития предприятия сомнителъны | Инвестирование |
Для предприятий, имеющих сумму балов ∑ni=1 Ft ≥ 5 или 0 < ∑ni=1 Ft < 5 выполняется этап 2 «Экспресс-диагностика предприятий», на котором анализируется две группы финансовых показателей.
Первая группа объединяет показатели платежеспособности предприятий. Используя эти показатели, используя метод коэффициентов, можно косвенно оценить вероятность возврата инвестиций, вложенных инвестором средств, в соответствии со следующим алгоритмом:
Результаты корреляционного анализа показали, что для экспресс-анализа диагностики предприятия целесообразно использовать показатели, характеризующие его платежеспособность, с весовыми коэффициентами, предложенными в таблице 5.
Таблица 5. Весовые коэффициенты показателей, определяющих платежеспособность предприятия
Показатели | Весовые коэффициенты |
1. Коэффициент текущей ликвидности, К1 | 0,40 |
2. Коэффициент абсолютной лтпсвидности, К2 | 0,15 |
3. Коэффициент автономии, К3 | 0,30 |
4. Коэффициент финансовой устойчивости, К4 | 0,15 |
Определяется рейтинг R1, характеризующий платежеспособность предприятия
(1) R1 = 0,4 К1 + 0,15 К2 + 0,3 К3 + 0,15 К4
Втора группа показателей объединяет показатели, характеризующие эффективность еятельности предприятий, с помощью которых можно косвенно установить возможность олучения прибыли.
Высокая рентабельность является основным критерием ИПП, поскольку только из шстой прибыли компания может погашать заемные денежные и другие средства. Таким образом, для урегулирования финансовые отношения с кредитором (инвестором) редприятие должно получать средства, равные, как минимум, займу и проценты на бслуживание этого займа в сроки, установленные договором между инвестором и редприятием.
Для экспресс-анализа диагностики предприятия целесообразно использовать токазатели с указанными весовыми коэффициентами для каждого из них (табл. 5).
Таблица 6. Весовые коэффициенты показателей, определяющих платежеспособность предприятия
Показатели | Весовые коэффициенты |
1. Норма доходности на капитал, Р1 | 0,40 |
2. Обща рентабельность отчетного года, Р2 | 0,30 |
3. Рентабельность основной деятельности, Р3 | 0,20 |
4. Рентабельность активов, Р4. | 0,10 |
Определяется рейтинг, характеризующий эффективность деятельности предприятия (табл. 6)
(2) R2 = 0,40 Р1+ 0,3 Р2 + 0,20 Р3 + 0,10 Р4.
Учитывая, что рейтинги, характеризующие платежеспособность и эффективность предприятия, наиболее важны для принятия управленческими решениями инвесторов, итоговый рейтинг предприятия (R), который можно определить по формуле:
(3) R = 0,8 R1 + 0,2 R2
Выводы об ИПП по результатам экспресс-диагностики можно сделать, используя данные таблицы.
Выполненные в ходе экспресс-диагностики исследования помогают уточнить ценность отдельных показателей, которые характеризуются количественными характеристиками. Однако окончательное решение может быть принято инвесторами только после того, как компания оправдает конкретные инвестиционные решения, направленные на обеспечение устойчивого экономического развития. Именно поэтому в рамках предлагаемого интегрированного подхода экспресс-диагностика предприятия должна быть дополнена оценкой всех показателей, составляющих ИПП.
Таблица 7. Результаты экспресс-диагностики
Значение рейтингово | Характеристика | Группа предприятии |
R > 5,0 | Экономическое состояние предприятия е цел он стабильно, но есть небольшие | Предприятие высокоинв е стиционно |
1,5 < R < 5,0 | У компании есть признаки финансовой и экономической напряженности, которую она может преодолеть. | Предприятие характеризуется средним уровнем инвестиционной привлекательности. |
R < 1,5 | Предприятие повышенного риска, способное улучшить свое финансово-экономическое состояние за счет изменения формы собственности, собственника, диверсификации, обновления продукции, осуществления | Предприятие обладает низкой инвестиционной привлекательностью. |
На этапе III весовые коэффициенты для показателей каждой группы были рассчитаны с учетом мнений всех экспертов. Полученные значения были рассчитаны как среднее арифметическое ответов по каждой экспертойгруппе.
По результатам оценки определяется интегральный коэффициент инвестиционной привлекательности предприятия, который рассчитывается как отношение значения фактического суммарного количества баллов к максимально возможному суммарному количеству балов, т. е.:
По результатам оценки был определен интегральный коэффициент инвестиционной привлекательности КИП, который рассчитывается как отношение величины фактических итоговых баллов к максимально возможным суммам т. е.
где Фi — балловая оценка i-го фактора с учетом его весомости;
Фmax — максимально возможное суммарное количество балов;
i = 1,2,...n — количество показателей.
Чем ближе КИП к 1, т. е. к «эталонному предприятию», тем выше ИПП.
Таблица 8. Выводы об ИПП
Значение интегрального коэффициента инвестиционной привлекательности | Уровень инвестиционной инвестиционной привлекательности | Вывод инвестора |
КИП > 0,75 | высокий | Компания представляет интерес с точки зрения инвестиционной привлекательности |
0,5< КИП < 0,75 | средний | Компания представляет относительный интерес с точки зрения инвестиционной |
КИП < 0,5 | низкий | Предприятие не представляет значительного интереса для инвестора |
В результате анализа компания может провести ряд мероприятий, чтобы повысить свою инвестиционную привлекательность и добиться большего соответствия требованиям инвестора.
Список литературы
1. Ендовицкий, Е.А. Анализ инвестиционной привлекательности организации/ Под рекадцией Д.А. Ендовицкий - М.: КНОРУС, 2012. - 376 с.
2. Красникова, А.В. Методический подход к оценке инвестиционной привлекательности инновационного проекта / Организатор производства. - 2012. - Т.53. - №2. - С108-111.
3. Плужников В.Г., Смагин В.Н., Шикина С.А. Анализ существующих методов оценки инвестиционной активности предприятия / Экономический анализ: теория и практика, 2015. № 2 (401). С. 2-10.