В.Б. Дубкова
Ростовский государственный университет путей сообщения
(г. Минеральные воды)
Вестник Тюменского государственного университета.
Социально-экономические и правовые исследования.
2015. Том 1. № 4(4). 170-181
В статье рассматривается одна из основных проблем современной системы налогообложения предприятий — несогласованность реализации функций налоговой системы и финансов предприятий. На основе системы показателей дается характеристика взаимосвязей данных функций, включая налог на прибыль. Приводятся разные подходы к анализу и оценке эффективности мер по совершенствованию налогообложения предприятий с учетом их влияния на доходы бюджета, обеспечение расширенного воспроизводства и уровень его эффективности.
Проведение комплексной оценки эффективности налогообложения прибыли предприятий предлагается на основе разрешения действующей или предполагаемой налоговой системой проблемы отсутствия стыковки в реализации ее функций с функциями финансов предприятий.
В качестве методологической базы комплексной оценки предлагается использовать метод расстояний. Аналитически обосновывается выбор системы оценочных показателей и критериев комплексной оценки, алгоритмов ее расчета и направлений поиска резервов повышения эффективности действия механизма налогообложения прибыли.
Совершенствование механизма налогообложения прибыли предприятий является одной из актуальнейших финансовых проблем современной российской экономики. Это обосновано важностью, которую имеет налоговая система в обеспечении эффективности функционирования рыночной экономики в целом, поскольку на ее основе происходит перераспределение налоговой нагрузки между секторами и отраслями экономики, регионами и социальными слоями общества, что, в свою очередь, обеспечивает единство национального рынка и рыночную конкуренцию.
Однако современная система налогообложения, включая налогообложение прибыли как одного из действенных финансовых инструментов, имеет ряд серьезных проблем. «В бюджетной политике в настоящее время почти отсутствуют инструменты воздействия на экономику реального сектора», — считает доктор экономических наук, профессор, руководитель Центра финансовых исследований Института экономики РАН В. К. Сенчагов. [9, с. 154] Фундаментальной же проблемой несовершенства современной системы налогообложения является отсутствие взаимной увязки функций налогов с функциями финансов предприятий: первые не обеспечивают реализации вторых. Главным резервом роста эффективности налоговой политики является обеспечение взаимной согласованности в реализации функций налогов и функций предприятий и их финансов [1, с. 270].
Наиболее признанными считаются такие функции налоговой системы, как фискальная, макроэкономическая или регулирующая, распределительная, стимулирующая, контрольная. Традиционно функциями финансов предприятий, через которые проявляется их общественное назначение, заключающееся, очевидно, в обеспечении реализации функций предприятий как субъектов хозяйствования, считаются распределительная, обеспечивающая или воспроизводственная, контрольная. Наиболее полно реализуется фискальная функция налогов, наименее — стимулирующая. Они ведут к росту налогового бремени на предприятия, снижению обеспеченности воспроизводственного процесса финансовыми ресурсами, сокращению инвестиционного спроса и предложения, а значит — к развитию кризисных явлений в экономике, таких как спад производства, рост безработицы и т. д.
В специальной литературе приводятся разные подходы к оценке эффективности системы налогообложения:
Для анализа и оценки эффективности проводимых реформ по совершенствованию налогообложения прибыли предприятий мы предлагаем использовать методику комплексной оценки, основанную на решении проблемы взаимодействия функций финансов предприятий и функций налоговой системы (налога на прибыль), и применить для ее построения метод расстояний.
Для этого определим n-мерное пространство действия функций финансов предприятий. Его размерность будет зависеть от системы оценочных показателей, раскрывающих действие функций финансов предприятий в части функций налога на прибыль. Такая возможность, на наш взгляд, обосновывается тем, что функции налога на прибыль предприятий имманентно, по своей экономической природе, встроены в функции финансов предприятий. Ведь по определению под финансами предприятий понимается «совокупность денежных отношений, возникающих у субъектов хозяйствования по поводу формирования ... фондов денежных средств, их распределения и использования на нужды производства и потребления» [4, с. 309]. Участвуя в распределении прибыли предприятий и оказывая, таким образом, влияние на формирование фондов денежных средств предприятий и бюджетов всех уровней (на систему расходов из этих фондов, на возможности финансового обеспечения воспроизводственного процесса на уровне каждого отдельного предприятия и на реализацию социально-экономической функции государства), налог на прибыль, являясь по своей экономической природе, финансовым инструментом реализации функций и финансов предприятий, действует в их пространстве, в их координатах.
Если представить каждое исследуемое предприятие (отрасль) как точку в таком n-мерном пространстве и определить ее координаты, то по расстоянию удаления ее от начала координат можно будет, на наш взгляд, дать оценку степени фактической взаимосвязи и взаимодействия функций финансов предприятий и функций налога на прибыль как элемента налоговой системы, т. е. оценить качество их стыковки. Чем дальше такая точка будет удалена от начала координат, тем полнее стыковка. Сравнивая величины расстояний, исчисленных по другим предприятиям (отраслям), можно определить, на каком предприятии эта стыковка прочнее, выявить факторы лучшего положения и определить в направлениях их действия резервы для тех предприятий (отраслей), где стыковка функций оставляет желать лучшего. Данным методом можно оценить эффективность действующей системы налогообложения прибыли предприятий и предлагаемых мер по ее совершенствованию.
Особого внимания требует определение системы показателей, отражающих действие функций и налоговой системы, в т. ч. налога на прибыль как ее элемента, а также функций финансов предприятий, необходимых для проведения анализа и оценки. До сих пор при оценке эффективности налоговой системы использовались макроэкономические показатели, только косвенным образом отражающие влияние налоговой системы на экономику, т. к. в экономической и финансовой статистике нет показателей, прямым образом отражающих результаты действия налоговой системы. Формирование такой системы — это также серьезная аналитическая проблема. В экономической литературе приводится следующий перечень косвенных показателей, используемых в целях проведения анализа и оценки эффективности действия налоговой системы:
Однако дать объективную оценку действия налогообложения, в том числе и налога на прибыль, основываясь на косвенных показателях, невозможно, т. к. они формируются под воздействием целого ряда факторов, одним из которых является система налогообложения.
Для проведения анализа и оценки степени стыковки функций, выполняемых налоговой системой, в т. ч. налогом на прибыль, с функциями финансов предприятий нами разработана схема взаимосвязи функций (рис. 1), представляющая объект исследования как систему с указанием основных элементов, факторов реализации и проявления действия функций, их взаимосвязей и основных показателей. В приведенной схеме нами предлагается применение системы более прямых, максимально зависящих от действия финансов предприятий и налога на прибыль, аналитических показателей по отдельным направлениям реализации и проявления функций финансов предприятий и функций налога на прибыль.
Взаимодействие функций финансов предприятий и функций налоговой системы, включая функции налога на прибыль как элемента налоговой системы, отражено на схеме (рис. 1) с использованием условных обозначений функций:
Основные взаимосвязи функций финансов предприятий и функций налоговой системы, включая налог на прибыль, отраженные в указанной схеме, характеризуются следующим образом.
1) Распределительная функция финансов предприятий — фискальная функция налоговой системы, включая налог на прибыль:
2) Распределительная функция финансов предприятий — распределительная функция налоговой системы, включая налог на прибыль:
СОП = ПР + r% + ЗР + Т; ВВП = ВПД + ЗП + Т,
где ПР — предпринимательский доход,
r% — сумма ссудного процента,
ЗР — земельная рента,
ВПД — валовая прибыль и доходы в экономике,
ЗП — зарплата наемных работников,
Т — налоги; на уровне предприятий — косвенно, через расходы денежных средств на производительное потребление из фондов, формируемых за счет чистой прибыли.
3) Воспроизводственная функция финансов предприятий — макроэкономическая, регулирующая функция налоговой системы, включая налог на прибыль:
4) Распределительная функция финансов предприятий — макроэкономическая, регулирующая функция налоговой системы, включая налог на прибыль:
5) Контрольная функция финансов предприятий — макроэкономическая, регулирующая функция налоговой системы:
6) Воспроизводственная функция финансов предприятий — стимулирующая функция налоговой системы, включая налог на прибыль:
7) Контрольная функция финансов предприятий — стимулирующая функция налоговой системы, включая налог на прибыль:
Повышение эффективности производства при наличии льготного налогообложения за счет данного фактора может характеризоваться показателем рентабельности собственного капитала (ROE) [10, с. 458], а также проявляться посредством индексов и контролироваться через их взаимосвязь:
IМ > IV; IР > IK; IВ > IФВ; IВ > IЗП, In
где указываются индексы роста суммы прибавочной стоимости (М), прибыли (Р), величины авансированного в производство переменного капитала (V), капитала в целом (К), производительности труда (В), его фондовооруженности (ФВ), заработной платы промышленно-производственного персонала (ЗП), оборачиваемости оборотных средств (n);
8) Контрольная функция финансов предприятий — контрольная функция налоговой системы, включая налог на прибыль:
9) Распределительная функция финансов предприятий — контрольная функция налоговой системы, включая налог на прибыль:
10) Воспроизводственная функция финансов предприятий — контрольная функция налоговой системы, включая налог на прибыль:
11) Контрольная функция финансов предприятий — социальная функция налоговой системы, включая налог на прибыль:
Из всего перечня рассмотренных показателей в целях построения комплексной оценки эффективности налогообложения прибыли предприятий на основе метода расстояний необходимо определить систему оценочных показателей, и в этом вопросе могут быть разные мнения.
При построении комплексной оценки необходимо учитывать требование такого принципа, как однозначность [6, с.66], выражающегося в применении однонаправленных по своему действию оценочных показателей.
Таким образом, если представить каждое из предприятий какой-либо отрасли как точку в n-мерном пространстве с координатами, соответствующими экономическим показателям, принятым в качестве критериев взаимодействия функций финансов предприятий и функций налога на прибыль как элемента налоговой системы, то комплексную оценку степени стыковки их функций, позволяющую оценить уровень эффективности функционирования механизма налогообложения прибыли предприятий, можно определить количественно. Это можно осуществить, используя предложенный А.Д. Шереметом метод проведения сравнительной комплексной оценки — метод расстояний [5, с. 70-73]. Уровень функционирования механизма налогообложения прибыли предприятий характеризуется координатами нахождения данного конкретного предприятия в n-мерном пространстве, размерность которого определена числом оценочных показателей взаимодействия функций финансов предприятий и функций налога на прибыль как элемента налоговой системы.
Координаты (a'ij), характеризующие уровень эффективности функционирования механизма налогообложения прибыли какого-либо предприятия или отрасли в условиях действующей системы налогообложения, т. е. Pij (а'i1; аi1; ... а'in), где j — порядковый номер показателя; i — порядковый номер предприятия или период изменения условия налогообложения, представляют собой скорректированные значения оценочных показателей (ai j), рассчитанные как результат деления каждого оценочного показателя на величину максимального из них в соответствии с алгоритмом применения данного метода на практике. Оценка степени эффективности функционирования механизма налогообложения прибыли по расстоянию от начала координат (p0i) проводится путем выбора максимальной величины за исследуемые периоды и осуществляется по формуле:
При проведении сравнительной комплексной оценки среди нескольких предприятий (отраслей), оценка уровня функционирования механизма налогообложения прибыли предприятий может быть дана по степени близости любого предприятия (отрасли) к эталонному уровню, принятому по показателям предприятия, максимально удаленного от начала координат или совпадающего с требованиями критериальности, если такие в отрасли разработаны. Расстояние до точки эталона (pЭiЭi) определяется по формуле:
Оценка степени эффективности функционирования механизма налогообложения прибыли отрасли по данному показателю должна проводиться путем сравнения величин и выбора минимального из них, что будет соответствовать более высокой степени эффективности. При сравнении значений показателей — критериев каждого отдельного предприятия (отрасли) с эталонным могут быть определены направления поиска резервов по повышению эффективности функционирования механизма налогообложения прибыли предприятий.
Список литературы
1. Барулин С.В. Лафферовы эффекты в экономике современной России / С.В. Барулин, О.Н. Бекетова // Финансы. 2003. № 4. С. 34-37
2. Дубкова В Б. Оценка влияния факторов повышения производительности труда и ускорения оборачиваемости оборотных средств на налогооблагаемую прибыль / В. Б. Дубкова // Бухгалтерский учет. 2013. № 10. С. 122-125
3. Журавлева О.О. О проблемах налогового стимулирования / О. О. Жу-равлева, Л. Ю. Исмаилова // Финансы. 2009. № 7. С. 27-31
4. Ковалев В.В. Финансы / В.В. Ковалев. М.: Проспект, 2009. 634 с.
5. Курс экономического анализа / под ред. М.А. Баканова, А.Д. Шеремета. М.:Финансы, 1978. 390 с.
6. Муравьев А.И. Теория экономического анализа: проблемы и решения / А.И. Муравьев. М.: Финансы и статистика, 1988. 144 с.
7. Незамайкин В.Н. Налоговая политика: состояние и перспективы / В.Н. Незамайкин, Л.И. Юрзинова // Финансы. 2009. № 12. С. 35-40
8. Салькова О.С. Налоговая нагрузка в системе управления финансами предприятия / О.С. Салькова // Финансы, 2010. № 1. С. 33-38
9. Сенчагов В.К. О формировании новой парадигмы бюджетной политики / В.К. Сенчагов // Вопросы экономики. 2013. № 6. С. 152-158
10. Смирницкий Е.К. Экономические показатели бизнеса / Е.К. Смирницкий. М.: Экзамен. 2002. 512 с.
11. Стиглиц Дж. Экономика государственного сектора / Дж. Стиглиц. М.: Изд-во МГУ, ИНФРА-М, 1987. 740 с.
12. Финансы, денежное обращение и кредит / под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. М.: Проспект, 2000. 496 с.