Учет операций с денежными средствами и контроль правильности ведения кассовых операций

Жаринов В.В.
кандидат экономических наук, кафедра бухгалтерского учета,
Национальный исследовательский Нижегородский
государственный университет им. Н.И. Лобачевского,
г. Нижний Новгород Российская Федерация
Economics
№6 2018

Аннотация: в статье отражаются такие моменты, как бухгалтерский учет операций с денежными средствами, контроль за правильностью ведения кассовых операций и первичной документацией. Основная цель данного вида контроля заключается в проведении контроля за соблюдением кассовой дисциплины, правильности и эффективности использования денежных средств, а также обеспечении сохранности денежной наличности и денежных документов в кассе любой организации. Соответственно от того, насколько эффективен бухгалтерский учет денежных средств и проведение данного вида контроля за правильностью ведения кассовых операций, зависит и финансовая успешная деятельность организации.

Бухгалтерский учет денежных средств играет существенную роль в правильной организации денежного обращения, эффективном использовании финансовых ресурсов, которые в свою очередь влияют на финансовую деятельность [1, с. 11].

В бухгалтерском учете по операциям с денежными средствами преследуется основная цель - контролирование и соблюдение кассовой дисциплины, правильность и эффективность использования денежных средств, обеспечение сохранности денежной наличности и денежных документов в кассе.

Основными задачами учета денежных средств являются: учет и выполнение операций с наличными денежными средствами и расчетов с юридическими и физическими лицами в соответствии с требованиями действующего законодательства и установленными правилами; контроль соблюдения кассовой и расчетной дисциплин; оперативный, повседневный контроль за сохранностью денежных средств и ценных бумаг в кассе предприятия; контроль за использованием денежных средств по их целевому назначению; контроль за своевременностью расчетов с поставщиками, покупателями (заказчиками), бюджетом, банками, органами социального страхования, рабочими и служащими и др.; своевременное выявление результатов инвентаризации денежных средств, документов и расчетов.

Учет денежных средств в любой коммерческой организации применяется с использованием следующих счетов:

  • «Касса» - предназначен для учета наличных расчетов;
  • «Расчетные счета» - используется для обобщения всей информации о безналичных средствах предприятия;
  • «Валютные счета» - применяется при безналичных расчетах в валюте других стран;
  • 55 «Специальные счета в банках» - используется при безналичной форме расчетов;
  • 57 «Переводы в пути» - используется при проведении операций в валюте.

Бухгалтерский учет денежных средств организации в безналичной форме осуществляется с применением счетов бухгалтерского учета: 51 - расчетный счет; 52 - валютный счет; 55 - специальный счет; 57 - переводы в пути. Соответственно расчетные счета применяются по рублевым операциям, а валютные счета отражают списание и поступление денег в валюте других стран [4, с. 63].

Таким образом, специальные счета предусматривают наличие аккредитивов, чековых книжек и депозитных вкладов, на которых размещаются деньги организации или предпринимателя.

Счет 57 используется в случаях, когда даты списания денежных средств из кассы (поступления в кассу) и их оприходования на расчетный счет (списания с расчетного счета) отличаются. Например, это может быть, если фирма пользуется услугами инкассатора. Поступление денег на любой из счетов отражается по их дебету (Дт 51, 52, 55, 57), а списание - по кредиту (Кт 51, 52, 55, 57). В бухгалтерском учете проводки по операциям с наличными, осуществляемые через кассу, делаются с использованием сч. 50 «Касса»: при получении денег делается запись по Дт 50, при выдаче денег - задействуется Кт 50 [5, с. 257].

Следует отметить, что расчеты наличными денежными средствами в последнее время претерпели значительные изменения. С 2017 года ЦБ внесены изменения в подотчет: получить деньги подотчет может только работник, с которым работодатель подписал трудовой договор (ст. 15 ТК РФ), а также физическое лицо, работающие по договору гражданско-правового характера (письмо ЦБ РФ от 02.10.2014 № 29-Р-Р- 6/7859); а также для выдачи денег сотрудники не должны предоставлять заявление.

Основанием для выплаты авансированной суммы выступает приказ, распоряжение или решение, подписанное руководителем; выдача требуемых сумм может осуществляться и при наличии задолженности по подотчетным деньгам, выданным ранее.

Окончательный расчет по подотчетным суммам происходит в срок, установленный руководителем [1, c. 11]. Сама процедура выдачи денег под отчет может производиться как наличными средствами, так и безналичным расчетом - на карту.

Движение денежных средств в организации сопровождается соответствующими первичными документами. Так, прием наличных денег юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в том числе от работников, проводится по приходным кассовым ордерам. Выдача наличных денег проводится по расходным кассовым ордерам.

Кассовые документы подвергаются полной проверке со дня окончания предыдущей ревизии. Отчет кассира, поступившего в бухгалтерию, тщательно проверяется бухгалтером организации, при этом он использует четыре способа проверки документов:

  • по существу проверяется законность совершенных;
  • с формальной стороны проверяется, по установленной ли форме составлены документы, заполнены ли все реквизиты, наличие необходимых подписей, аккуратность составления, остаток на начало в отчете кассира должен соответствовать остатку на конец дня по предшествующему отчету. Все кассовые ордера должны быть приложены в книгу, и дата в них должна соответствовать дате составления отчета;
  • арифметическая проверка, проверяются все подсчеты, то есть бухгалтер проверяет правильность подсчета итого за день по приходу, итого за день по расходу и правильность определенного остатка на конец дня;
  • встречная проверка, в данном случае сопоставляются отчет кассира с отчетом заведующего магазина, если выручка из магазина сдана в кассу организации, то при этом к отчету кассира должен быть приложен приходный кассовый ордер и сумма должна быть записана в графу прихода, а к отчету заведующего магазина приложена квитанция к приходному кассовому ордеру и сумма записана в расход [7, с. 643].

Такая же проверка производится из данного отчета кассира с выпиской банка.

Если деньги из кассы сдавались на расчетный счет, после проверки отчета кассира проверяются записи в кассовой книге организации, а бухгалтер в отчете кассира и кассовой книги делает отметку, что они проверены: указывает количество принятых приходных ордеров и расходных кассовых ордеров, ставит ее подписи и расшифровку.

Вопросы, связанные с движением наличных денежных средств, всегда были весьма актуальными. Изменения в законодательстве РФ периодически затрагивают кассовую дисциплину. Основные требования к учету наличных денежных средств, прописаны в ФЗ от 03.07.2016 № 290-ФЗ, представляющим собой поправки для основного закона о ККТ - № 54-ФЗ1, которые напрямую имеют на розничный бизнес, организации по оказанию услуг, кафе, ресторанов, аптеки, фирмы, оказывающие юридические услуги, и АЗС, и связаны с повсеместным внедрением онлайн-касс взамен кассовым аппаратам старого образца для учета поступления наличных денежных средств [4, с. 62].

В данном случае присутствуют как положительные, так и отрицательные моменты. Основной целью Федерального закона № 290-ФЗ является возможность на законодательно-нормативном уровне сделать бизнес более прозрачным, то есть имеет возможность прослеживания всех денежных поступлений в кассу любого предприятия, которое должно исключить «теневое» движения наличности и, как следствие, увеличение налоговых поступлений.

Контрольные же функции ФНС стали более упрощенными благодаря автоматизации бизнес-процессов. Согласно Федеральному закону введены в оборот новые понятия: оператор фискальных данных (ОФД) - к ним относятся юридические лица, получившие лицензию в ФСБ и играющие роль посредника между продавцом и налоговыми органами, что осуществляется путем передачи данных о продажах в ФНС.

Договор между покупателем и ОФД заключается при покупке кассы, после чего вносится предоплата за некоторое время обслуживания (абонентская плата - от двух до пяти тыс. руб. в год).

В случае неосуществления своевременной оплаты за дальнейшее обслуживание, информация о данном факте поступает в налоговую инспекцию, и кассовый аппарат исключается из Государственного реестра ККМ [2, с. 22].

Соответственно действующие предприятия будут сталкиваться с проблемой в виде получения новых затрат путем приобретения новой кассы.

К главным изменениям в учете наличности также относится и то, что организациям и предпринимателям придется работать не только с ККТ нового образца (работа на нем сразу далеко не всем окажется под силу), но и с электронными чеками, содержание которых тоже претерпит изменения в виде представления более расширенной информации. Новая касса должна создавать и привычные для нас бумажные чеки и их электронные аналоги с целью дальнейшей их передачи в ФНС. Покупатель по первому запросу может получить электронную версию чека на электронную почту либо на телефон через SMS (для этих целей разработано и апробируется новое мобильное приложение). Данная процедура для покупателя имеет положительные моменты, так как позволяет сократить время обслуживания или же, в случае утери бумажного чека, электронный поможет подтвердить факт покупки (что обеспечивает защиту прав потребителя) и, кроме этого, покупатели, имея возможность доступа к сервису хранения чеков (на сайте ОФД), смогут, например, контролировать свои расходы, что тоже значимо. При получении наличности после продажи товаров, оказания услуг, выполнения работ, продавец вводит данные в онлайн-кассу, и прежде чем напечатать чек, ККТ в онлайн-режиме передает информацию о покупке ОФД. Он, в свою очередь, присваивает чеку уникальный номер (фискальный признак) и перенаправляет его обратно продавцу. Чек с фискальным признаком выводится на печать и выдается покупателю. В случае непредставления чека или бланка строгой отчетности (БСО станет разновидностью кассового чека) клиенту по первому его требованию в бумажной или электронной форме, для юридического лица и ИП (в соотв. с ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ1) предусмотрено наказание в виде предупреждения или штрафа - 2 тыс. руб. и 10 тыс. руб. для должностных и юридических лиц соответственно. Отметим, что помимо реестра кассовой техники, появится реестр фискальных накопителей (ФНС при регистрации/перерегистрации ККТ будет сверять данные кассовой техники и обоих реестров). Созданию данного реестра способствовало появление, так называемого, фискального накопителя (ФН), который представляет собой аналог ЭКЛЗ. ФН - это устройство, находящееся в опломбированном корпусе и отвечающее за шифрование и передачу информации в ОФД. Замену ФН индивидуальному предпринимателю разрешено осуществить самостоятельно, организациям на ОСН необходимо производить замену ФН один раз в 13 месяцев, а для ЕНВД, ПСН и УСН - один раз в 3 года. Льготные условия для организаций и ИП на ЕНВД, ПСН и УСН предусмотрены также и в сроках перехода на автоматизированные кассы: им разрешено не использовать онлайн-ККТ вплоть до 1 июля 2019 г., при условии отсутствия в штате сотрудников и отсутствии розничной торговли алкогольной продукцией. А, начиная с этой даты, должны быть реализованы требования закона № 290-ФЗ о повсеместной автоматизации бизнеса. Заметим, что законом предусмотрен ряд услуг, при оказании которых, организации и предприниматели имеют право не применять онлайн-кассу. К их числу относятся, например, услуги по ремонту обуви, изготовлению ключей, продажа газет и журналов в киосках, мороженого и безалкогольных напитков в розлив, молока (кваса), рыбы с автоцистерн, сезонных овощей, фруктов и бахчевых культур вразвал. Итак, экспертами рекомендуется не затягивать с процессом перехода на онлайн-кассы, дабы избежать дефицита кассовой техники нового образца и связанных с этим лишних трат и проблем с налоговой инспекцией. Полный переход на онлайн-ККТ планируется завершить до 1 июля 2019 г. [3, с. 43].

Данная процедура перехода на новые правила ведения кассовой дисциплины будет нелегка, полна трудностей (особенно для тех предпринимателей, которые находятся в отдаленных и труднодоступных уголках нашей страны и у которых проблемы с передачей данных через Интернет, с обучением персонала работе на новых кассах), и весьма затратна (расходы на приобретение кассы нового образца или модернизация старой ККТ, регистрация кассовой техники, абонентская плата ОФД за обслуживание, новые штрафы), но в целом видятся и положительные стороны повсеместной автоматизации бизнеса, о чем говорили выше, в том числе это - и борьба с «теневой» экономикой, и упрощение процесса передачи данных в налоговую службу, и снижение случаев необоснованных проверок контролирующих органов в места расположения онлайн-касс, и увеличение налоговых поступлений в бюджет. Каков же будет окончательный результат и эффект от реализации новых требований Федерального закона № 290-ФЗ, покажет время.

Таким образом, основными задачами ведения и учета кассовых операций являются:

  • своевременное и правильное проведение необходимых расчетов, как путем безналичных перечислений, так и наличными деньгами;
  • соблюдение действующих правил использования денежных средств по назначению в соответствии с выделенными лимитами, фондами и счетами;
  • полное и оперативное отражение в учетных регистрах, наличие и движение денежных средств и расчетных операций;
  • правильное и своевременное документальное оформление операций с денежными средствами;
  • контроль за наличностью и сохранностью денежных средств в кассе, на расчетном и других счетах в банке; - организация и проведение в установленные сроки инвентаризаций денежных средств и составление расчетов, возникновение просроченной дебиторской и кредиторской задолженности; - контроль соблюдения расчетно-платежной дисциплины, своевременности перечисления сумм за материальные ценности, а также средств, полученных в порядке кредитования;
  • бесперебойное удовлетворение денежной наличности потребности предприятия;
  • рациональное вложение свободных денежных средств с целью получения дополнительного дохода от инвестиций. В установленные сроки в кассе проводится инвентаризация (один раз в месяц) комиссией, которая назначается руководителем организации.

Комиссия перед инвентаризацией обязывает кассира составить отчет кассира, который проверяется и на каждом документе, и самом отчете председатель комиссии пишет «до инвентаризации», и ставит подпись. Комиссия пересчитывает деньги, имеющиеся в кассе, по результатам инвентаризации комиссия составляет акт инвентаризации. Акт инвентаризации рассматривается руководителем, который на оборотной стороне акта указывает, что излишки следует оприходовать, а недостачу взыскать с кассира (ставит дату, подпись). Нарушение кассовой дисциплины служит административным правонарушением в сфере финансов [1, с. 10].

Граница ответственности за нарушение кассовой дисциплины подтверждается ст. 15.1 КоАП РФ «Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций».

Согласно данной статье кодекса, административное наказание утверждается за следующие правонарушения:

  • проведение расчетов наличными деньгами с иными организациями сверх указанных размеров;
  • не оприходование или частичное оприходование в кассу наличности;
  • излишек лимита остатка кассы.

Нарушение вышеперечисленных пунктов кассовой дисциплины устанавливает назначение административного штрафа на должностных лиц в сумме 4000 -5000 рублей, на юридических лиц 40000-50000 рублей.

Чаще всего, при выявлении похожих нарушений кассовой дисциплины, наказание назначается директору и предприятию.

За несоблюдение условий работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций в соответствии с Указом Президента Российской Федерации с организации взимается следующий штраф:

  • в 2-кратном размере произведенного платежа - за превышение предельного лимита расчетов наличными средствами с другими организациями;
  • в 3-кратном размере не оприходованной суммы - за не оприходование или неполное оприходование в кассу денежной наличности;
  • в 3-кратном размере выявленной сверхлимитной кассовой наличности - за несоблюдение действующего порядка хранения денежных средств, а также за накопление денег в кассе сверх лимитов. На руководителей организаций, допустивших указанные нарушения, возлагается административный штраф в размере 50-кратной величины, установленной минимальной месячной оплаты труда.

Список литературы

1. Ахметова Г.Р. Бухгалтерский учет и аудит денежных средств организации // В сборнике: Инновации, технологии, наука сборник статей международной научно - практической конференции: в 4 частях, 2017. С. 10-12.

2. Батчаева Д.Ю. Учет денежных средств и документальное оформление кассовых операций // В сборнике: Аграрная наука, творчество, рост материалы VII Международной научно-практической конференции, 2017. С. 19-22.

3. Давыдова Е.В. Учет денежных средств на малом предприятии // В сборнике: Управление социально-экономическими системами: теория, методология, практика сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 ч., 2017. С. 42-44.

4. Мага Н.В. Бухгалтерский учет и внутренний контроль денежных средств, направления их совершенствования // В сборнике: Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники сборник статей Международной научно-практической конференции. 2018. С. 60-65.

5. Удовина Г.А., Мустафаева Э.И. Учет денежных средств на предприятии // В сборнике: Учетно-аналитическое обеспечение стратегии устойчивого развития предприятия. Материалы международной научно-практической конференции. Под редакцией Р.А. Абдуллаева, 2017. С. 257-259.

6. Федорова Е.И., Федоров К.В. Учет денежных средств и денежных эквивалентов в современных условиях // Успехи современной науки, 2017. Т.3. № 2.С. 177-179.

7. Энгиноев М.К. Бухгалтерский учет денежных средств организации // В сборнике: ДНИ НАУКИ - 2017. Сборник научных трудов по результатам XXIII научно - практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, 2017. С. 642-647.

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ