Программа ФинЭкАнализ проводит Расчет налоговой нагрузки. Для большинства методик анализа, используемых в программе, достаточно данных 1 и 2 формы бухгалтерской отчетности.
Ниже представлен анализ, созданный в программе ФинЭкАнализ.
Под налоговым бременем на уровне хозяйствующего субъекта понимается относительный показатель, характеризующий долю начисленных налогов в брутто-доходах, рассчитанных с учетом требований налогового законодательства по формированию различных элементов налога. Тяжесть налогообложения учитывает не только налоговое бремя, но и прочие косвенные факторы, снижающие или повышающие налоговое бремя.
В современной экономической литературе сложилось мнение, что для понимания налогового бремени максимально подходящей базой является на макроуровне — валовой внутренний продукт, на уровне фирмы — добавленная стоимость. На практике существует такое понятие, как полная ставка налогообложения. Под ней следует понимать параметр, характеризующий налоговую нагрузку на фирму или тяжесть ее налогового бремени, рассчитываемый как отношение причитающихся к уплате налоговых платежей к добавленной стоимости или валовомувнутреннему продукту. Исходя из размера этой ставки обычно вносятся следующие рекомендации по выбору метода уплаты налога:
1) если полная ставка налогообложения 10-15%, то используется стандартный метод;
2) если полная ставка налогообложения 20-35%, то — пассивные элементы налогового планирования, без специальных программ;
3) если полная ставка налогообложения 40-50%, то используется налоговое планирование активного характера, характерны проведение налоговых экспертиз и наем налоговых консультантов.
Базируясь на том, что в современных условиях уровень налоговых изъятий в большинстве стран не превышает 40%, хозяйствующим субъектам целесообразно прибегать к налоговому планированию при любом уровне данных изъятий, так как это позволяет повысить финансовую устойчивость предприятий, снизить штрафные санкции и возможную налоговую ответственность руководства.
Применяемые методики определения налоговой нагрузки различаются, как правило, только по двум основным направлениям:
- по структуре налогов, включаемых в расчет при определении налогового бремени;
- по показателю, с которым сравнивают уплачиваемые налоги.
Наименование показателя | Сумма, тыс. руб. | Структура, % | ||
за 2022 | за 2023 | за 2022 | за 2023 | |
1. Начисленный НДС | 1 552 145 | 1 602 245 | 83.21 | 84.43 |
2. НДС, подлежащий вычету | 36 544 | 44 235 | 1.96 | 2.33 |
3. НДС к уплате | 1 515 601 | 1 558 010 | 81.25 | 82.1 |
4. Отчисления в ВБФ | 110 212 | 112 514 | 5.91 | 5.93 |
5. Налог на прибыль | 125 111 | 112 326 | 6.71 | 5.92 |
6. Налог на имущество | 25 654 | 21 565 | 1.38 | 1.14 |
7. Прочие налоги и сборы | 1 254 | 1 362 | 0.07 | 0.07 |
8. Налог на доходы физических лиц | 87 548 | 91 854 | 4.69 | 4.84 |
9. Итого платежи во внебюджетные фонды | ||||
10. Итого налоговые платежи | 1 755 168 | 1 785 117 | 94.09 | 94.07 |
11. Всего взносов в бюджет и внебюджетные фонды | 1 865 380 | 1 897 631 | 100 | 100 |
В 2023 году предприятием в бюджетную систему уплачено 1 897 631 тыс. руб. налогов и сборов, из них 5.93 % приходится на платежи во внебюджетные фонды, а 94.07 % - на налоговые платежи. Наибольший удельный вес в общей сумме взносов занимает начисленный НДС, его доля составляет 84.43 %.
Департаментом налоговой политики Минфина РФ разработана собственная методика, согласно которой тяжесть налогового бремени принято оценивать отношением всех уплачиваемых налогов к выручке от реализации, включая выручку от прочей реализации:
Наименование показателя | за 2022 | за 2023 |
1. Доходы от реализации без НДС | 2 698 145 | 2 708 752 |
2. Начисленный НДС | 1552145 | 1602245 |
3. Выручка от реализации с НДС | 4 250 290 | 4 310 997 |
4. Прочие доходы | 258 414 | 133 265 |
5. Прочие расходы | 98 652 | 99 625 |
6. Валовой доход | 4 508 704 | 4 444 262 |
7. Сумма платежей во внебюджетные фонды | 110 212 | 112 514 |
8. Сумма налоговых платежей | 1 755 168 | 1 785 117 |
9. Общая сумма налогов в бюджет и внебюджетные фонды | 1 865 380 | 1 897 631 |
10. НДС к уплате | 1 515 601 | 1 558 010 |
11. Общая налоговая нагрузка, % | 41.37 | 42.7 |
12. Налоговая нагрузка по платежам в бюджет, % | 38.93 | 40.17 |
13. Налоговая нагрузка по платежам во внебюджетные фонды, % | 2.44 | 2.53 |
14. Налоговая нагрузка по НДС, % | 33.62 | 35.06 |
В 2023 году налоговая нагрузка на предприятие составила 42.7 %. При этом платежи в бюджет занимали 40.17 % валового дохода, а платежи во внебюджетные фонды - 2.53 %. Наблюдается увеличение налоговой нагрузки предприятия на 1.33 % по сравнению с прошлым годом, когда бремя по налогам составляло 38.93 %, а по внебюджетным платежам 2.44%.
Однако, данный показатель, хотя и выявляет долю налогов в выручке от реализации, не характеризует влияние налогов на финансовое состояние предприятия, т.к. не учитывает структуру налогов в выручке. Для эффективного экономического анализа нужен показатель, который увязывал бы уровень налоговой нагрузки и показатель экономической активности предприятия. Как на начало, так и на конец периода итоговый показатель вероятности банкротства (Z2) меньше нуля, т.е. вероятность банкротства предприятия не велика.
Наименование показателя | за 2022 | за 2023 |
1. Доходы от реализации без НДС | 2 698 145 | 2 708 752 |
2. Начисленный НДС | 1552145 | 1602245 |
3. Выручка от реализации с НДС | 4 250 290 | 4 310 997 |
4. Прочие доходы | 258 414 | 133 265 |
5. Прочие расходы | 98 652 | 99 625 |
6. Валовой доход | 4 410 052 | 4 344 637 |
7. Материальные затраты без НДС | 578 547 | 601 254 |
8. Амортизация | 125 898 | 121 584 |
9. Вновь созданная стоимость | 3 705 607 | 3 621 799 |
10. Общая сумма налогов в бюджет и внебюджетные фонды | 1 865 380 | 1 897 631 |
11. Сумма начисленного НДФЛ | 87 548 | 91 854 |
12. Абсолютная налоговая нагрузка | 1 777 832 | 1 805 777 |
13. Относительная налоговая нагрузка, % | 47.98 | 49.86 |
Согласно методике Кировой Е. А. абсолютная величина налоговых обязательств предприятия в 2023 году составила 1 805 777 тыс. руб., при этом налоговая нагрузка возросла на 1.88 пункта и составила 49.86 %.
Однако, данная методика не учитывает показатели фондоемкости, материалоемкости, трудоемкости продукции, доходность производства и требует проведения дополнительного анализа налоговой нагрузки.
Наименование показателя | за 2022 | за 2023 |
1. Доходы от реализации без НДС | 2 698 145 | 2 708 752 |
2. Начисленный НДС | 1552145 | 1602245 |
3. Выручка от реализации с НДС | 4 250 290 | 4 310 997 |
4. Материальные затраты без НДС | 578 547 | 601 254 |
5. Добавленная стоимость | 3 671 743 | 3 709 743 |
6. Сумма платежей во внебюджетные фонды | 110 212 | 112 514 |
7. Сумма налоговых платежей | 1 755 168 | 1 785 117 |
8. Абсолютная налоговая нагрузка | 1 865 380 | 1 897 631 |
9. Относительная налоговая нагрузка, % | 50.8 | 51.15 |
При расчете налоговой нагрузки согласно подхода М. И. Литвина видно, что в 2023 году 51.15% добавленной стоимости уходит в налоги и 1 785 117 тыс. руб. от прибыли расходуется на налоги. При этом в прошлом году налоги составляли 51.15% добавленной стоимости. Однако в данном случае в расчет налоговой нагрузки включается налог на доходы физических лиц, что не очень корректно.
Наименование показателя | за 2022 | за 2023 |
1. Доходы от реализации без НДС | 2 698 145 | 2 708 752 |
2. Начисленный НДС | 1552145 | 1602245 |
3. Выручка от реализации с НДС | 4 250 290 | 4 310 997 |
4. Материальные затраты без НДС | 578 547 | 601 254 |
5. Добавленная стоимость | 3 671 743 | 3 709 743 |
6. Общая сумма налогов в бюджет и внебюджетные фонды | 1 865 380 | 1 897 631 |
7. Сумма начисленного НДФЛ | 1 777 832 | 1 805 777 |
8. Сумма налоговых платежей | 87 548 | 91 854 |
9. Относительная налоговая нагрузка, % | 48.42 | 48.68 |
Если при расчете налогового бремени по отношению к добавленной стоимости исключить НДФЛ, то уровень налоговой нагрузки в 2023 году составит 48.68%. Это говорит о более рациональном использовании инструментов учетной и договорной политики налоговыми менеджерами предприятия.
Наименование показателя | за 2022 | за 2023 |
1. Ставка налога на прибыль, % | 20 | 20 |
2. Ставка НДС, % | 18 | 18 |
3. Ставка взносов во внебюджетные фонды (ПФС, ФМС и ФСС, включая отчисления на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, % | ||
4. Ставка налога на доходы физических лиц, % | 13 | 13 |
5. Ставка налога на имущество, % | 2 | 2 |
6. Ставка налога на дивиденды, % | 13 | 13 |
7. Доля добавленной стоимости в валовой выручке, ед. | 0.864 | 0.861 |
8. Доля затрат на оплату труда в добавленной стоимости, ед. | 0.068 | 0.092 |
9. Доля амортизационных отчислений в добавленной стоимости, ед. | 0.034 | 0.033 |
10. Удельный вес прочих расходов в добавленной стоимости, ед. | 0.024 | 0.019 |
11. Средний срок полезного использования амортизируемого имущества, лет | 9 | 9 |
12. Средний срок фактической эксплуатации амортизируемого имущества, лет | 20 | 20 |
13. Налоговое бремя по отношению к добавленной стоимости, % | 37,769 | 37,555 |
В 2023 году фактический уровень налогового бремени выше чем при стандартном способе уплаты налогов. Это говорит о нерациональном использовании основных элементы налогового планирования, выборе налоговыми менеджерами таких способов и методов налогового учета, элементов учетной и договорной политики, которые увеличивают размер налоговой нагрузки на предприятие. Рекомендуется сменить стратегию налогового планирования на более эффективную, проводить активную налоговую политику, направленную на минимизацию негативного влияния налогообложения на процесс достижения стоящих перед руководством предприятия целей любыми не противоречащими законодательству методами.
По этой методике сумма налогов соотносится с добавленной стоимостью, т.е. с источником дохода. В расчет включен налог на доходы физических лиц и не учитывается влияние таких налогов, как налог на имущество, платежи за пользование природными ресурсами, земельный налог и другие.
Сумма основных налогов, уплачиваемых организацией составляет:
ДС – добавленная стоимость;
Кот – доля заработной платы в добавленной стоимости;
Ка – удельный вес амортизации в добавленной стоимости.
Налоговое бремя в добавленной стоимости определяется по формуле:
Налоговое бремя в валовой выручке определяется по формуле:
Ко – удельный вес добавленной стоимости в выручке.
Наименование показателя | за 2022 | за 2023 |
1. Сумма основных налогов | 1 184 548 | 1 207 254 |
2. Налоговое бремя в добавленной стоимости, ед. | 0,323 | 0,325 |
3. Налоговое бремя в валовой выручке, ед. | 0,279 | 0,28 |
Расчетная сумма основных налогов в 2023 году составила 1 207 254 тыс. руб., что на 22 706 тыс. руб. больше, чем 2022 году. При этом увеличился как уровень налогового бремени в добавленной стоимости, так и уровень налогового бремени в выручке. Таким образом, в рамках политики управления активами и затратами ОАО "Арсенал" (ПРИМЕР) налоговое планирование осуществляется эффективно.
В результате проведения выездных налоговых проверок налоговыми органами у налогоплательщика могут возникнуть потери из-за неблагоприятных санкций, предусмотренных тремя кодексами Российской Федерации за совершение правонарушений.
Для крупнейших предприятий нашей страны при проведении серьезной налоговой проверки формальная вероятность риска подпадания под налоговые, административные и уголовные санкции приближается к 100%. Для крупных предприятий такая вероятность также достаточно велика и заведомо превышает 50%.
Поэтому необходимо проводить анализ риска выездной налоговой проверки на основании Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной Приказом Федеральной налоговой службы от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@.
Концепция определяет алгоритм отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. Она также предусматривает самостоятельное проведение налогоплательщиками оценки рисков выездной налоговой проверки по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности.
Наименование критерия | Результат по организации за 2023 г. |
Критерий для сравнения при отборе для проверки | Наличие риска |
1. Налоговая нагрузка, % (соотношение суммы начисленных налогов и выручки) |
5.5 | менее 6.3 |
ДА |
2. Наличие убытков (отражение отрицательного значения по с.2300Ф2 (убыток) на протяжении двух последних соответствующих налоговых периодов) |
прибыль – прибыль | убыток – убыток | НЕТ |
3. Налоговые вычеты (доля вычетов по НДС от суммы начисленного с налоговой базы налога) |
2.8% | более 89% |
НЕТ |
4. Разница между темпом роста расходов и темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг) | 0.015 | Опережение (положительная разница) |
ДА |
5. Среднемесячная заработная плата, руб. | 51 805 | менее 50 286,1 |
НЕТ |
6. Применение специального налогового режима | Не применяется | НЕТ | |
7. Цепочка контрагентов (построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели). |
Не используется | Построение 'цепочки контрагентов' без наличия разумных экономических или иных причин | НЕТ |
8. Непредставление пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п. | Отсутствовали факты непредставления налогоплательщиком пояснений по требованию налоговых органов. | Не предоставление пояснений | НЕТ |
9. «Миграция» между налоговыми органами (неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения) |
Существует | «Миграция» между налоговыми органами | ДА |
10. Рентабельность продаж, % (с.2110Ф2-с.2120Ф2)/(с.2120Ф2+с.2210Ф2+с.2220Ф2) |
1.447 | менее 24.1 |
ДА |
11. Рентабельность активов, % с.2300Ф2 / ((с.1600н.Ф1+с.1600к.Ф1)/2) |
5.56 | менее 14.3 |
ДА |
12. Взаимоотношения с контрагентами | Высокий налоговый риск | Высокий налоговый риск | ДА |
Итого критериев имеющих положительный отбор | 6 |
Из 12 критериев оценки рисков 6 дали положительный результат (т.е. по этим критериям налогоплательщик попадает в поле зрения налоговых органов при планировании выездных проверок). Это позволяет оценить вероятность налоговой проверки как среднюю.
В связи с тем, что организация осуществляет свою финансово-хозяйственную деятельность с высоким налоговым риском, рекомендуется:
- исключить сомнительные операции при расчете налоговых обязательств за соответствующий период;
- уведомить налоговые органы о мерах, предпринятых для снижения данных рисков (уточнении налоговых обязательств), для возможности своевременного учета откорректированных налоговых обязательств при отборе объектов для проведения выездных налоговых проверок.
С другими аналитическими блоками программы можно ознакомиться, скачав и установив её на компьютер.