Старкова О.Я.,
к.э.н., доцент кафедры «Финансов, кредита и экономического анализа»,
ФГБОУ ВО Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени акад.
Д.Н. Прянишникова,
Пермь, Российская Федерация
Иннов: электронный научный журнал
№3 (32) 2017
Аннотация: В статье рассмотрены особенности исполнения Федерального бюджета Российской Федерации в 2000-е годы. Определены причины возникновения дефицита бюджета. Названы цели государственного финансового контроля. Уточнены виды финансового контроля. Названы наиболее эффективные виды внешнего и последующего контроля. Дана характеристика модели управления финансовым контролем. Названа причина невозможности обеспечения эффективного использования бюджетных средств в рамках существующего законодательства. Определены проблемы в сфере контроля исполнения бюджета. Названы преимущества программного бюджетирования. Уточнена сфера деятельности Федерального казначейства. Определены достоинства и недостатки казначейской системы исполнения бюджета. Рассмотрен единый казначейский счет как условие перехода от кассового исполнения бюджета к казначейскому исполнению бюджета.
Рассмотрен механизм управления ликвидностью единого казначейского счета. Определена роль механизма казначейского сопровождения государственных контрактов. Названа роль Центрального банка и Счетной палаты в бюджетном процессе. Проведен анализ результатов проверок Федерального казначейства Счетной палатой по исполнению Федерального бюджета. Проанализированы объемы доведенных бюджетный обязательств Федеральным казначейством до главных распорядителей бюджетных средств. Проведен анализ размещения временно свободных средств бюджета на депозитах в банках и по договорам репо. Сделано сопоставление доходности размещения временно свободных средств бюджета на рублевых и валютных депозитах в банках.проведен анализ поступления в Федеральный бюджет администрируемых Федеральным казначейством доходов. Названы результаты реализации Государственной программы «Управление государственными финансами и регулирования финансовых рынков» в 2016 году. Проведен анализ допущенных Федеральным казначейством нарушений при исполнении Федерального бюджета.
Благополучные 2000-е годы приучили к мысли, что дефицит Федерального бюджета остался в прошлом. Превышение доходов бюджета над расходами (профицит) служил основой экономического роста и увеличения благосостояния населения страны. Кризис 2008 года привел к появлению дефицита в Федеральном бюджете Российской Федерации и обострил проблему формирования доходов в бюджетах других уровней бюджетной системы, главным образом за счет падения мировых цен на энергоносители [1,с.38.]. Планы Правительства по постепенному преодолению дефицита не смогли быть полностью реализованными из-за обострения противоречий между Россией и рядом Западных стран, которые вылились в применение экономических санкций, размер которых со временем не пошел на убыль, а продолжает нарастать. Ограниченность бюджетных ресурсов сделала еще более актуальным вопрос эффективного и рационального использования государственных доходов, что призвана обеспечить система финансового контроля.
Финансовый контроль, по мнению Э.Н. Елькиной, должен быть нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное использование не только финансовых, но и материальных, трудовых, природных ресурсов, а так же уменьшать непроизводительные издержки, пресекать расточительство и бесхозяйственность [2,с.20.].
Деменьтева Н.М. и Деменьтев Д.В., рассматривая виды финансового контроля, подразделяют его на внешний и внутренний контроль, предварительный и последующий. При этом, по их мнению, самым эффективным среди видов внешнего контроля является предварительный контроль, имеющий место при рассмотрении и утверждении бюджетных показателей, если планирование осуществляется по нормам, подтвержденным практикой. Обоснованные нормы, безусловно, обеспечивают рациональное использование средств, но термин «подтвержденные практикой», требует уточнения, потому что его можно увязать с принципом планирования в нерыночной экономике «от достигнутого», который не стимулировал снижение затрат и повышение производительности труда. Рассматривая последующий контроль, данные авторы утверждают, что он может быть результативным, если потери будут возмещаться за счет виновных лиц [3].
Сергеева С.А. и Радионова И.Л. дают характеристику модели управления финансовым контролем, разработанной на основе нормативно-правовых документов. Модель включает: субъекты контроля; характеристики, влияющие на модель; принципы организации; блоки; критерии контроля, состоящие из индикаторов [4, с.410].
Существующие нормы бюджетного законодательства не обеспечивают, как считают Геймур О.Г. и Михайленко И.А., эффективного расходования бюджетных средств, так как отсутствует определение понятия эффективности расходов бюджета, нет систематизации организационно-правовых мер по обеспечению эффективности расходования бюджета, нет разработанных критериев эффективности. Законодательство предусматривает ответственность лишь за нецелевое использование бюджетных средств, тогда как неэффективность может принести больший ущерб [5, с.76].
Дополняют перечень проблем в сфере контроля и исполнения бюджета Гаджиев Н.Г., Ахмедова Х.Г., Гаджиев М.Н.: отсутствие единой политики в области контроля, множество контрольных органов с параллельными функциями, слабое межведомственное взаимодействие контрольных органов, медленное совершенствование форм и методов контроля, недостатки научно-теоретического обеспечения контрольной деятельности [6, с.48].
Совершенствование бюджетного планирования осуществляется внедрением программно-целевого метода [7, с.67]. Миленький А.В. и Демидов П.С. отмечают преимущества программного бюджетирования: средства направляются на решение стратегических задач, обеспечивается взаимодействие между финансовой стратегией и тактикой, повышается ответственность и прозрачность деятельности органов власти, возможность оценки деятельности на основе формальных показателей, повышается эффективность деятельности контрольно-счетных органов [8, с.558]. Несмотря на совершенствование бюджетного механизма, исполнение бюджета сопряжено с большими сложностями и требует дальнейшего изучения, поэтому тема исследования актуальна.
В работе нашел применение абстрактно-логический метод, обеспечивающий изучение явлений и процессов без детализации несущественных элементов.
В Российской Федерации реализуется казначейское исполнение бюджетов всех уровней бюджетной системы. Казначейство является единой платежной, учетной, контрольной и информационной системой в сфере государственных финансов. Позволяет соблюдать принцип единства кассы, повышает достоверность и своевременность отчетности об исполнении бюджетов. Но Рибеняк Е.Г. и Стецюнич Ю.Н. отмечают и недостатки казначейской системы: открыто множество лицевых счетов, дублирование операций по счетам Федерального казначейства, ограниченный перечень инструментов для размещения остатков средств, недостаточная оперативность проведения доходов [9, с.194].
Шарифутдинова И.Р. и Шакирова А.Ш. рассматривают исторические предпосылки возникновения казначейской системы, определяя Федеральное казначейство как ключевой элемент государственной бюджетной политики [10, с.139].Соглашаясь с ведущей ролью Федерального казначейства в процессе формирования, распределения и использования государственных доходов, хотелось бы уточнить его место не как элемента, а как субъекта, участвующего в разработке и реализации бюджетной политики.
Анализируя реализуемую программу «Модернизации казначейской системы Российской Федерации» Ахмедов Ш.Ш. исследует процессы совершенствования казначейских технологий как условие повышения эффективности управления финансовыми ресурсами [11, с.139].
На использовании единого казначейского счета останавливаются Вассель ТА. и Иванова Н.Г.. Бюджетный кодекс предусматривает формирование правовой основы системы бюджетных платежей, что позволит осуществить переход от кассового исполнения на казначейское исполнение бюджетов. По их мнению, внедрение системы «электронный бюджет» обеспечит управление денежными средствами путем автоматизации ведения кассового плана бюджетов бюджетной системы Российской Федерации [12, с.83].
Чернышова О.Н. и Федорова А.Ю. предлагают использовать более гибкие механизмы управления ликвидностью единого казначейского счета. К механизму они относят предоставление бюджетных средств под фактическую потребность, что обеспечивает повышение эффективности и прозрачности расходов региональных бюджетов, адресное перечисление средств в реальный сектор экономики. минимизацию неиспользованных остатков целевых межбюджетных трансфертов. Кроме того предлагается для исключения негативных последствий при исполнении крупных государственных контрактов предусмотреть дополнительные требования к использованию авансов подрядчиками и усовершенствовать контроль за расходованием этих средств [13, с.83]. Саранцев В.Н. рассматривает оптимизацию потоков движения доходов и средств Федерального бюджета за счет консолидации в едином ресурсе (генеральном корреспондентском счете) всех государственных средств, в том числе средств государственных учреждении, органов власти и компаний с государственным участием [14, с.107].
Совершенствование деятельности Федерального казначейства реализуется через механизм казначейского сопровождения государственных контрактов, что позволяет, по мнению Цириховой А.Х., осуществлять контроль за целевым использованием средств, предоставляемых юридическим лицам из Федерального бюджета. При отсутствии единого информационного ресурса охватить весь объем информации об отчетах и субъектах закупочного процесса, необходимых для сопровождения государственных контрактов, затруднительно [15, с.80].
Федеральное казначейство обеспечивает исполнение бюджета по доходам и расходам, а так же контроль за целевым и эффективным использование средств распорядителями и получателями бюджетных средств. Центральный Банк принимает участие в бюджетном процессе, осуществляя обслуживание счетов Федерального казначейства [16, с.42]. Высшим органом государственного финансового контроля по использованию средств бюджета является Счетная палата [17, с.107]. Рассмотрим результаты проверок Счетной палатой Федерального казначейства по вопросам исполнения бюджета [18]. Федеральное казначейство доводит до главных распорядителей бюджетных средств лимиты бюджетных обязательств (ЛБО), объемы которых отражены в таблице 1.
Таблица 1. Объемы бюджетных обязательств, доведенные Федеральным казначейством до главных распорядителей бюджетных средств, трлн.руб.
На 1.01.2016 г. | На 1.01.2017 г. | +/- |
15,20 | 15,93 | 0,73 |
Данные таблицы 1 свидетельствуют о том, что Федеральное казначейство довело до главных распорядителей бюджетных средств, а это органы государственной власти, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, на 1.01.2016 года 15 199,5 млрд. руб. при этом не распределено или не доведено средств на сумму 80 млрд.руб., что составляет 0,53% от общего объема. На 1.01.2017 года своевременно доведено Федеральным казначейством главным распорядителям 15,93 трлн.руб., что создало условия для более полного использования выделенных средств. Кроме того можно отметить увеличение доведенных бюджетных ресурсов по сравнению с 2015 годом на 0,73 трлн.руб., что составляет 4,5% и примерно соответствует уровню инфляции.
Временно свободные средства бюджета могут быть размещены на депозиты в банках и в сделки репо, что отражено в таблице 2.
Таблица 2. Размещение временно свободных средств бюджета на депозитах и репо, млрд. руб.
2014 год | 2015 год | +/- |
48,7 | 75,1 | 26,4 |
Анализируя данные таблицы 2 можно сказать, что объем размещения временно свободных средств бюджета на депозиты в банках и в сделках репо за период с 2014 года по 2015 год увеличился на 26,4 млрд.руб. С одной точки зрения, это положительный момент, так как средства бюджета не лежат без движения на счетах казначейства, а приносят доход, но с другой точки зрения, увеличение таких временно свободных средств свидетельствует об имеющихся недостатках в распределении ресурсов, доводимых до получателей значительно раньше срока их использования. Доходность размещения средств в депозиты отражена в таблице 3.
Таблица 3. Доходность размещения бюджетных средств в депозиты банков, %
Показатели | 2014 год | 2015 год |
Рублевые депозиты | 9,9 | 12,2 |
Валютные депозиты | 2,1 | 1,2 |
Можно утверждать, анализируя таблицу 3, что доходность размещения бюджетных средств на депозитах банков за анализируемый период была разнонаправленной. В 2015 году доходность рублевых депозитов по сравнению с 2014 годом выросла на 2,3 %, в то время как доходность валютных депозитов снизилась на 75%. В целом вложения в рублевые депозиты в 2015 году оказались значительно выгоднее, чем вложения в валютные депозиты и доходность по ним в несколько раз превышала инфляцию. По договорам репо доходность в 2015 году была несколько ниже, чем по рублевым депозитам и составила 10,9%. Объем средств, размещаемых на банковские депозиты и по договорам репо, продолжает увеличиваться и в 2016 году превысил прогнозные показатели [18]. Федеральное казначейство исполняет бюджет по доходам, объем которых отражен в таблице 4.
Таблица 4. Поступления в Федеральный бюджет доходов, администрируемых ФК, млрд. руб.
2015 г | 2016 г | +/- |
146,3 | 151,3 | 5 |
Данные таблицы 4 свидетельствуют о том, что доходы ФБ, администрируемые Федеральным казначейством, в 2016 году выросли по сравнению с 2015 годом на 5 млрд.руб(на 3,4 %) и составили 151,3 млрд.руб., что на 13,14 млрд.руб. больше уточненного прогноза. Поступление доходов в 2016 году обеспечено за счет доходов по остаткам средств на счетах казначейства, доходов от размещения временно свободных средств, доходов от внешнеэкономической деятельности.
Федеральное казначейство участвует в реализации Государственной программы «Управление государственными финансами и регулирования финансовых рынков», результаты которой в 2016 году отражены в таблице 5.
Таблица 5. Результаты реализации Государственной программы «Управление государственными финансами и регулирования финансового рынка» в 2016 году
Показатели | Всего | В том числе | ||
выполнено | не выполнено | перевыполнено | ||
Индикаторы | 17 | 6 | 2 | 9 |
Контрольные события | 22 | 19 | 3 | - |
Анализируя показатели таблицы 5 можно сказать, Государственная программа в 2016 году реализована не в полном объеме. Из 22 контрольных событий три(14%) не выполнены из-за сроков утверждения новой редакции Бюджетного кодекса. Из 17 индикаторов больше половины перевыполнены и только два не выполнены, поэтому в целом ход реализации государственной программы можно оценить положительно.
В ходе проверки Счетной палатой Федерального казначейства по исполнению бюджета за 2016 год установлено 30 нарушений. Так при осуществлении государственных закупок нарушен закон «О контрактной системе», требующий чтобы не менее 15% годового объема закупок составляли закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, тогда как фактические этот показатель составил только 12,17%[18]. Бюджетная отчетность признана не достоверной, так как неустойки (штрафы и пени), составившие 47,8 млн. руб. были отражены с нарушением Указаний о применении бюджетной классификации.
Кризисные явления, наблюдающиеся в сфере государственных финансов последнее время, проявляются в сохранении дефицита Федерального бюджета РФ. Исполнение бюджета по доходам и расходам возложено на Федеральное казначейство, деятельность которого постоянно совершенствуется. Однако проверки Счетной палаты, на ряду с положительными моментами, такими как своевременное доведение бюджетных средств до главных распорядителей средств, увеличение поступления доходов и размера размещаемых средств на депозитах в банках, отмечают и некоторые недостатки, которые необходимо преодолеть для обеспечения эффективного и рационального использования государственных доходов.
Библиографический список
1. Старкова О.Я.Бюджетная поддержка развития сельского хозяйства. / В сборнике: Современные научные исследования в области финансов, денежного обращения и кредитных отношений. Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. 2016. с.38-42.
2. Елькина Э.Н. Перспективы финансового контроля в России // Аграрное образование и наука. 2016. №1. С.20.
3. Дементьева Н.М., Дементьев Д.В. Роль муниципального бюджетного контроля // Современные тенден ции развития науки и технологий. 2015. №8-7. с.43-46.
4. Сергеева С.А., Радионова И.Л. Управление финансовым контролем в сфере закупок. // Фундаментальные исследования. 2015. №102. с.410-412.
5. Геймур О.Г., Михайленко И.А. Актуальные вопросы исполнения бюджета: проблемы правового регулирования. // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2016. Т.2. №2. с.72-82.
6. Гаджиев Н.Г., Ахмедова Х.Г., Гаджиев М.Н. Финансовый контроль в общественном секторе экономики: современное состояние и перспективы его развития // Современные проблемы науки и образования. 2015. №1-2. с.48.
7. Старкова О.Я. Бюджетное субсидирование малого бизнеса в АПК. // Экономика АПК Предуралья: Сборник научных статей. Пермь: ИПЦ «Прокростъ»,2015.-151 с.
8. Миленький А.В., Демидов П.С. Программное бюджетирование: преимущества и проблемы // Фундаментальные исследования. 2015. №2-3. с.558-562.
9. Рибеняк Е.Н., Стецюнич Ю.Н. Совершенствование механизма казначейского исполнения бюджета на примере Ленинградской области // Инновационная наука. 2016. №3-1. с.194-197.
10. Шарифутдинова И.Р., Щакирова А.Ш. Историче ские предпосылки становления казначейской системы исполнения бюджетов в Российской Федерации // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2015. №5-6. с.139-148.
11. Ахмедов Ш.Ш. Вектор развития казначейских технологий в условиях необходимости повышения эффективности управления финансовыми ресурсами / Journal of Economic Regulation. 2015. Т.6.№3.с.119-127.
12. Вассель Т.А., Иванова Н.Г. Казначейство России в авангарде реформ // Вестни к Финансового университета. 2015. №4(88). с.83-93.
13. Чернышова О.Н., Федорова А.Ю. Основные направления совершенствования деятельности Федерального казначейства // Социально-экономические явления и прцессы. 2016. Т.11. №7. с.63-68.
14. Саранцев В.Н. Оптимизация потоков движения доходов и средств Федерального бюджета через организацию функционирования генерального казначейского счета // Вестник Самарского государственного университета. 2015. № 4(126). с.107-112.
15. Цирихова А.Х. Предпосылки становления системы исполнения бюджетов в Российской Федерации // Экономика, социология и право. 2016 .№12. с.80-84.
16. Прус Р.А. Организационно-правовые особенности взаимоотношении й Счетной Палаты и Центрального банка России в области контроля за расходованием бюджетных средств // Государственный аудит. Право. Экономика. 2015.!1. с.38-43.
17. Данилова К.В. Роль Счетной палаты в контроле по использованию бюджетных средств // Новая наука: финансово-экономические основы.2017.№1.с. 107-109.
18. Счетная палата Российской Федерации // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ach.gov.ru.(дата обращения: 7.08.2017).