Гайдук В.И.,
Кондрашова А.В.,
Ляшенко Р.А.
Кубанский государственный аграрный
университет им. И. Т. Трубилина
Colloquium-journal
№14 (38) 2019
Аннотация
Разработаны теоретические положения и практические предложения по эффективному использованию инструментов и выбору направлений внутрифирменного и стратегического планирования на фирме. Раскрыты содержательные элементы механизма и инструментов внутрифирменного и стратегического планирования на фирме. Выявлены и обоснованы наиболее значимые факторы, детерминирующие эффективность использования инструментов внутрифирменного и стратегического планирования. Выполнен анализ тенденций развития фирм в Краснодарском крае, проанализирована эффективность финансово-хозяйственной деятельности информационно-консалтинговой компании ООО «Фактор Плюс» и оценены процессы планирования в ней. Проанализирована эффективность инвестиционного проекта проведения вебинаров в рамках совершенствования инвестиционной политики.
На фирме внутрифирменное и стратегическое планирование предполагает четкую постановку задач, установление приоритетов [1, 2, 3]. В этой связи совершенствование механизма и инструментов внутрифирменного и стратегического планирования представляет особую актуальность. Инструменты внутрифирменного планирования в рамках экономической политики организации представлены на рисунке 1.
Факторы, определяющие эффективность внутрифирменного и стратегического планирования представлены на рисунке 2.
Значительный вклад в развитие экономики Краснодарского края вносят следующие виды деятельности: ремонт автотранспортных средств, оптовая и розничная торговля; обрабатывающие производств, сельское хозяйство и др. Не менее важной отраслью народного хозяйства является деятельность в сфере информации и связи. Распределение организаций по видам экономической деятельности представлено в таблице 1.
Таблица 1. Количество организаций в Краснодарском крае по видам экономической деятельности на конец периода [4]
Показатель | Год | Отклонение (+,-) 2018 г. к | |||
2016 | 2017 | 2018 | 2016 г. | 2017 г. | |
Количество организаций - всего | 141851 | 138444 | 133020 | -8831 | -5424 |
в том числе: | |||||
сельское хозяйство | 5057 | 4761 | 4419 | -638 | -342 |
обрабатывающие производства | 9820 | 9454 | 8975 | -845 | -479 |
добыча полезных ископаемых | 498 | 501 | 482 | -16 | -19 |
водоснабжение | 998 | 933 | 878 | -120 | -55 |
обеспечение электрической энергией | 590 | 578 | 571 | -19 | -7 |
торговля оптовая и розничная; ремонт | 44150 | 42555 | 39744 | -4406 | -2811 |
строительство | 18505 | 18046 | 17530 | -975 | -516 |
деятельность в области информации и связи | 2887 | 2865 | 2801 | -86 | -64 |
транспортировка и хранение | 7386 | 7421 | 7470 | 84 | 49 |
деятельность по операциям с недвижимым имуществом | 10226 | 10072 | 9815 | -411 | -257 |
деятельность профессиональная, научная и техническая | 10320 | 10224 | 9975 | -345 | -249 |
предоставление прочих видов услуг | 5904 | 5731 | 5459 | -445 | -272 |
(Данные официального сайта Федеральной службы государственной статистики)
При низком уровне внедрения инноваций научными школами и бизнесом регион имеет развитую информационно-коммуникационную систему [4]. В 2018 г. количество компаний, осуществляющих деятельность в области информации и связи, достигло 2801 ед.
В Краснодарском крае инвестиции в основной капитал направлены преимущественно в обрабатывающие производства. Вложения в исследуемую сферу - область информации и связи - достигает только 3% от общей структуры (табл. 2).
Таблица 2. Структура инвестиций в основной капитал в Краснодарском крае по видам экономической деятельности, 2017 г. [5]
Показатель | Значение в | |
млн. руб. | % | |
Инвестиции в основной капитал: | 360814 | 100,0 |
в т. ч.: | ||
сельское, лесное хозяйство | 27500 | 7,62 |
деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений | 39181 | 10,86 |
обрабатывающие производства | 63676 | 17,65 |
Транспортировка, хранение | 133291 | 36,94 |
обеспечение электрической энергией, газом и паром | 13998 | 3,88 |
торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов | 17568 | 4,87 |
деятельность в области информации и связи | 10985 | 3,04 |
(Данные официального сайта Федеральной службы государственной статистики)
В настоящее время темпы роста сферы предоставления нормативно-правовой информации набирают обороты. Доля российских организаций, использовавших специальные программные средства, представлена на рисунке 3.
Удельный вес компаний, использующих в своей деятельности электронные справочно-правовые системы, возросла в 2004 г. с 34% до 51% в 2017 г. [5]
В настоящее время существуют различные источники получения нормативно-правовой информации: компьютерные справочные правовые системы; печатные СМИ, правовые сайты и др. Исследуемая компания ООО «Фактор Плюс» является официальным представителем сети СПС КонсультантПлюс в Краснодаре, Краснодарском крае и РА. Фирма реализует программное обеспечение, осуществляет полноценное сопровождение и обслуживание. Компания предлагает версию системы КонсультантПлюс с учетом последних изменений законодательства РФ, Трудового и Налогового кодексов, законов и приказов.
Клиентами ООО «Фактор Плюс» являются торговые компании, банки, сервисные компании. В процессе деятельности исследуемая фирма взаимодействует с множеством компаний и учреждений, физическими лицами. Деятельность ориентирована преимущественно на Краснодарский и Ставропольский края, Республику Адыгея и Республики Северного Кавказа.
В настоящее время основные виды деятельности фирмы включают:
Несмотря не перспективность деятельности, в последние три года фирма имеет неустойчивые показатели эффективности. В 2016 г. рентабельность основной деятельности составила 1,8 %, а в 2018 г. - 2 %. Доходность продаж явилась решающим фактором получения рентабельности использования капитала, рост его оборачиваемости также способствовало этому.
Инструмент планирования предполагает набор методов, средств, способов, с помощью которых фирма может определить перспективы достижения поставленных результатов, запланировать виды деятельности (рис. 4).
Применительно к ООО «Фактор Плюс» целесообразно использовать инструмент внутрифирменного и стратегического планирования - SWOT-анализ.
В компании имеются возможности по расширению количества услуг и программных продуктов для удовлетворения текущих и будущих запросов клиентов (табл. 3).
Таблица 3. SWOT-анализ ООО «Фактор Плюс»
Сильные стороны (Strength) | Слабые стороны (Weakness) |
— наличие квалифицированного персонала в области предоставления информационных и правовых услуг; — сформирован имидж фирмы перед клиентами в сфере информационных и правовых услуг; — опыт в продвижении услуг на рынке Краснодарского края и ЮФО; — наличие стратегии дальнейшего развития фирмы в сфере консалтинга; |
— низкая прибыльность деятельности ввиду низкой производительности труда; — недостаточное качество предоставления услуг; |
Возможности (Opportunity) | Угрозы (Threats) |
— способность увеличения доли занимаемых рынков сбыта в ЮФО; — наличие новых информационных технологий; — рост спроса на услуги на рынке; — улучшение качества услуг; — расширение количество услуг и программных продуктов для удовлетворения текущих и будущих запросов клиентов; — более гибкая ценовая политика |
— усиление позиций конкурентов на рынке сбыта (Гарант, «Система Главбух»); — неблагоприятная экономическая ситуация (спад покупательской способности); — изменение покупательских предпочтений |
Отметим, что важной составляющей внутрифирменного и стратегического планирования являются элементы экономической политики, а именно инвестиционная политика (рис. 5).
Инвестиционные затраты на реализацию проекта оцениваются в 80 тыс. руб. Показатели проекта организации информационных веб-семинаров представлены в таблице 4.
Таблица 4. Показатели инвестиционного проекта проведения информационно-обучающих вебинаров в ООО «Фактор Плюс»
Показатель | Значение |
Инвестиции (оборудование, техника), тыс. руб. | 80 |
Проведение информационно-обучающих вебинаров, шт/год | 84 |
Ежегодная выручка при проведении информационно-обучающих вебинаров, тыс. руб. | 504 |
Ежегодные производственные затраты в расчете на планируемый объем оказания услуг, тыс. руб. | 297 |
Средняя потребность в персонале, чел. | 2 |
Доля собственных средств по проекту, % | 100 |
Движение денежных средств по проекту отражено на рисунке 6. Суммарный денежный поток равен 469 тыс. руб.
Чистый приведенный доход по проекту равен 359 тыс. руб. Дисконтированный срок окупаемости равен 0,61 года.
Таким образом, инструменты внутрифирменного и стратегического планирования значительно уменьшают риск принятия неверных решений, повышают готовность фирмы к внезапным изменениям рыночной ситуации [6, 7, 8].
Литература:
1. Инвестиционный менеджмент: метод. указания / В.И. Гайдук, А.В. Кондрашова. - Краснодар: КубГАУ, 2016. - 40 с.
2. Гайдук В.И. Инвестиционная оценка стратегических решений: учебно-метод. пособие / В.И. Гайдук, Г.В. Комлацкий, А.В. Кондрашова. - Краснодар: КубГАУ, 2018. - 52 с.
3. Гайдук В.И. Методы и инструменты стратегического планирования / В.И. Гайдук, Э.Е. Такахо // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2014. - № 103. - С. 764781.
4. Погребная Н.В. Конкурентоспособность фирмы: оценка и направления повышения / Н.В. Погребная, А.В. Кондрашова, Д.И. Толкачев // Colloquium-journal. - 2019. - № 4-4 (28). - С. 6366.
5. Сайт Федеральной службы государственной статистики. - Режим доступа: http://www.gks.ru
6. Кондрашова А.В. Стратегия диверсификации как направление улучшения экономической эффективности деятельности фирмы / А.В. Кондрашова, И.И. Мацулевич // Colloquium-journal. - 2019. - № 5-5 (29). - С. 38-40.
7. Гайдук В.И. Управление инвестиционными проектами и программами / В.И. Гайдук, А.В. Кондрашова, Д.В. Бахтырева // Экономический потенциал и перспективы России: колл. монография. - Краснодар: Краснодарский ЦНТИ - филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России, 2018. - С. 6-20.
8. Трубилин А.И. Управление проектами: учеб. пособие / А.И. Трубилин, В.И. Гайдук, А.В. Кондрашова. - Краснодар: Кубанский ГАУ, 2017. - 153 с.