Плисова Алла Борисовна
к.э.н., доцент кафедры
бухгалтерского учета, финансов и аудита
Московский технологический университет
Управление экономическими системами
№1 (95) 2017
Аннотация. Дебиторская задолженность организации представляет особый интерес с точки зрения управления движением денежных средств, а также с точки зрения контроля исполнения контрагентами своих обязательств и порядка отражения дебиторской задолженности на счетах бухгалтерского учета.
Результаты исследования получены в ходе проведения инициативной научно-исследовательской работы кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Московского технологического университета.
Основными задачами исследования, связанными с дебиторской задолженностью, являются:
Система управления задолженностью должна основываться на данных бухгалтерского учета и на сведениях, формируемых системой внутреннего контроля (аудита). В противном случае - управление может быть крайне не эффективным и сопряжено с различными видами рисков, в том числе с риском увеличения доли просроченной задолженности и риском полного отказа от погашения долга дебиторами.
Поскольку от дебиторской задолженности зависят все стороны финансово-хозяйственной деятельности организации, данная задолженность может оказывать негативное влияние на прибыль организации, денежный поток от реализации продукции и в целом на финансовое состояние.
Эффективное управление дебиторской задолженностью является важным условием для поддержания нужного уровня ликвидности и платежеспособности организации. Управление дебиторской задолженностью необходимо как при формировании имиджа надежного заемщика, так и с точки зрения обеспечения эффективной текущей деятельности организации.
Высокая дебиторская задолженность увеличивает срок ее погашения, замедляет оборачиваемость, увеличивает финансовый цикл, что отрицательно влияет на деятельность организации.
Цели управления дебиторской задолженностью:
Дебиторская задолженность является конвертированным активом в денежные средства и становится ключевой задачей любого сбытового подразделения каждой компании [1].
Можно выделить еще несколько подзадач:
Методы управления дебиторской и кредиторской задолженностью В 2015-2016 годах было проведено исследование, которое позволило определить влияние различных показателей финансово-хозяйственной деятельности организации на размер дебиторской и кредиторской задолженности.
Выявлена необходимость в управлении дебиторской задолженностью организаций с государственным участием (как преобладающей), совершенствовании расчетов с покупателями и оптимизации размера задолженности.
В современных условиях экономической нестабильности риск невозврата кредита увеличивается, именно поэтому организации необходима методика, которая будет способствовать оптимизации размера дебиторской задолженности и уменьшению вероятности образования безнадежных долгов. Предлагается к вниманию рекомендации по управлению дебиторской задолженности, универсальные для всех организаций.
Трудности, которые возникают в процессе управления дебиторской задолженностью, вносит тот факт, что крупные дебиторы могут являться постоянными клиентами, которые оказывают существенное влияние на прибыль организации.
Так же могут возникать сложности при работе с новыми клиентами, которые делают крупные заказы на условиях отсрочки платежка, т.е. предоставление товарного кредита. Но поскольку решение о предоставлении отсрочки может существенно отразиться на уровне прибыли организация несет определенные риски. Так как с одной стороны организация может получить прибыль, если одобрит отсрочки платежа, а с другой стороны может понести существенные убытки.
Рост дебиторской задолженности не всегда способствует росту прибыли. Организации необходим комплексный подход к управлению дебиторской задолженностью.
Чтобы определить показатели финансово-хозяйственной деятельности организаций оптовой торговли, которые влияют на рост дебиторской задолженности, необходимо построить модель управления дебиторской задолженности. Это позволит не только прогнозировать рост или снижение дебиторской задолженности, но и управлять ей.
Такая модель была предложена в 2015 году Роговой Е.М. и Афанасьевой А.М. в рамках исследования, проведенного в Санкт-Петербургском филиале федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики". [4]
Уравнение предложенной модели имеет вид:
AcR = β0 + β1*S + β2*NP + β3*AP + β4*cash + β5*LrCr + β6*dNWC + β7*TIE + β8*FA_E + β9*ROS + β10*AR_AP + β11*inf + β12*Ms
В таблице 1 показана расшифровка и методика расчета показателей, предложенная авторами.
Таблица 1 - Расшифровка эконометрической модели
Обозначение | Название переменной | Методика расчета |
AcR | Дебиторская задолженность | В тыс. рублях |
S | Выручка от реализации | В тыс. рублях |
NP | Чистая прибыль | В тыс. рублях |
AP | Кредиторская задолженность | В тыс. рублях |
cash | Денежные средства | В тыс. рублях |
LR_credit | Долгосрочное заемное финансирование | В тыс. рублях |
dNWC | Доля чистого оборотного капитала в общей сумме активов | (Оборотные активы - Кредиторская задолженность) / Активы |
TIE | Коэффициент покрытия процентов | EBITDA / проценты к уплате |
FA_E | Коэффицент покрытия внеоборотных активов собственным капиталом | Собственный капитал / Внеоборотные активы |
ROS | Рентабельность продаж | (Чистая прибыль / Продажи)*100% |
AR_AP | Соотношение сроков погашения дебиторской и кредиторской задолженности | Бинарная переменная: 1 - срок инкассации дебиторской задолженности > срока погашения кредиторской, 0 - наоборот |
inf | Уровень инфляции | Данные Росстата, % |
Ms | Величина денежной массы (агрегат М0) | Среднегодовой объем денежной массы в млрд.рублей, данные Банка России |
В качестве независимой переменой AcR используется величина дебиторской задолженности.
Переменная S отвечает за валовую выручку организации. Стоит заметить, что значение данного коэффициента при переменной должно быть положительным, потому что зачастую рост выручки является следствием проведения организацией агрессивной политики управления оборотными средствами, проявляющейся, в том числе, в виде предоставления отсрочки платежа своим контрагентам, что сказывается на увеличении дебиторской задолженности.
Влияние чисто прибыли на дебиторской задолженность показывает переменная NP.
AP - переменная которая характеризует величину кредиторской задолженности. Данный коэффициент может принимать отрицательные значения, так как увеличение денежных средств будет свидетельствовать об оплате счетов дебиторами, что будет приводить к снижению дебиторской задолженности.
Переменная cash - будет характеризовать денежные средства.
LRcredit - будет характеризовать объем долгосрочного заемного финансирования.
Переменная dNWC - будет определять долю чистого оборотного капитала в общей сумме активов организации.
TIE - данная переменная характеризует величину покрытия процентов операционной прибылью.
FA_E - будет показывать индикатор финансовой устойчивость организации.
ROS - данный коэффициент показывает рентабельность продаж.
AR_AP - данная переменная соотносит период инкассации дебиторской задолженности и период погашения кредиторской задолженности.
Агрегат M0 - показывает уровень инфляции и темп роста денежной базы.
Чтобы определить показатели, которые оказывают свое влияние на формирование дебиторской задолженности на организацию, авторы использвали модель МНК (метод наименьших квадратов).
Для отслеживания и управления роста дебиторской задолженности в настоящей работе Роговой Е.М. и Афанасьевой А.М. была построена модель дебиторской задолженности. По результатам исследования и влияния различных факторов, было составлено следующее уравнение:
AcR = -34567.2 + 0.205135*AP - 0.613077*Cash + 0.0798245*LR_cr + 6025.68*ROS + 17.0438*Ms + ai + εit
Однако, в представленных результатах исследования авторов Роговой Е.М. и Афанасьевой А.М. не расшифровано значение показателей ai и εit
Магистром кафедры бухгалтерского учета, финансов и аудита Московского технологического университета - Лобовой Ю.А. под руководством Плисовой А.Б. было предложено совершенствовать указанную модель в части двух последних факторов.
Предложено рассматривать указанные показатели как:
Таблица 2 представлена с учетом предложений Плисовой А.Б. и Лобовой Ю.А. и дополнена данными по воздействию факторов на дебиторскую задолженность применительно к организации оптовой торговли.
Таблица 3.6 - Факторы, воздействующие на дебиторскую задолженность
Факторы | Организация оптовой торговли |
AP | + |
Cash | - |
LR_сг | + |
ROS | + |
Ms | + |
ai | + |
εit, | - |
Приведенная в статье модель может быть дополнена другим набором факторов в зависимости от целей системы управления задолженностью и финансовых возможностей исследуемых организаций. Таким образом можно судить о возможности продолжения научных исследований в этой области.
Построенная модель управления дебиторской задолженностью позволить не только прогнозировать рост дебиторской задолженности, но и поможет организации управлять возможными рисками.
Не стоит также забывать и о необходимости формирования отчетности целого ряда организаций согласно международным стандартам с учетом требования прозрачности совершаемых хозяйственных операций. [5]
При проведении внутреннего контроля и аудита необходимо принимать во внимание все возможные пути снижения дебиторской задолженности как источника повышения ликвидности и платежеспособности.
Библиографический список
1. Петров А.М. Контроль за движением дебиторской и кредиторской задолженности // Современный бухучет, 2014. - № 9. - С. 14-21.
2. Соколова Н.А. Управление дебиторской задолженностью: способы истребования обязательств // Бухгалтерский учет, 2015. - № 9. - С. 49-56.
3. Сысоева И.А. Дебиторская и кредиторская задолженность // Бухгалтерский учёт, 2013. - № 1 - С. 11-18.
4. Рогова Е.М., Афанасьева А.М. Управление дебиторской задолженностью предприятий машиностроительного комплекса [текст]. - СПб., 2015. // Режим доступа: https://www.hse.ru/edu/vkr/153014101
5. Тумин В.М., Костромин П.А., Вихрова А.С. Зарубежная и отечественная практика управления устойчивым развитием промышленных предприятий на основе повышения информационной прозрачности ведения бизнеса // Российский технологический журнал. - 2016 - №1 (10). - С. 71 - 85.