В.А. Гребенникова, канд. экон. наук, доцент
А.Г. Хрипунова, магистрант
Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар)
Экономика и бизнес: теория и практика
№1 2018
Аннотация. В статье рассмотрены преимущества и недостатки публичного размещения корпоративных ценных бумаг, дано определение «Корпоративных ценных бумаг». Проведен анализ основных проблем, с которыми может столкнуться фирма при выходе на IPO.
В условиях современной экономики у компаний возникает потребность во внешних финансовых ресурсах. Существует много способов финансирования деятельности корпораций. Чаще всего, при возникновении данной потребности фирмы привлекают финансовые средства с помощью банковского кредитования. Но минусом данного способа является их обязательная возвратность и срочность (обеспечение возврата привлекаемых средств в определенный заранее срок), а также проценты за использование. Еще одним способом привлечения финансов является бюджетное финансирование. Тут также есть свои минусы: существуют четкие критерии для получения такого вида финансирования. В последнее время в качестве источника финансирования потребностей крупные корпорации используют публичное размещение корпоративных ценных бумаг.
Для того чтобы определить эффективность, выявить достоинства и преимущества вышеупомянутого источника привлечения капитала, для начала необходимо дать определение термину «корпоративные ценные бумаги». На уровне закона понятие корпоративных ценных бумаг (далее ценные бумаги) отсутствует. В научной литературе понятие ценных бумаг толкуется по-разному. При толковании этого понятия важно отметить, какие именно виды ценных бумаг могут быть включены в данную категорию, и кто является их эмитентом. По этому поводу также существует множество мнений. Например, существует точка зрения, что к корпоративным ценным бумагам можно отнести лишь отдельные эмиссионные бумаги. В совместной статье Сорокина Н.С. и Дикарева И.А. писали, что корпоративная ценная бумага - это ценная бумага, эмитентом которой выступают акционерные общества, организации и предприятия других организационно-правовых форм собственности, а также фонды, банки и инвестиционные компании [1]. К основным документам на рынке корпоративных ценных бумаг можно отнести акции, облигации, чеки и векселя.
Существует вторая концепция, согласно которой слово «корпоративные» в названии корпоративных ценных бумаг соотносится с корпоративными организациями-эмитентами, следовательно, их эмитентами могут быть не все юридические лица, а только лишь организации, понимаемые как корпоративные. Решетина Е.Н. дает следующее определение: «Корпоративная эмиссионная ценная бумага - эмиссионная ценная бумага, которая выпускается коммерческой организацией, основанной на объединении участия и капиталов, предоставляющей ее собственнику соответствующий объем прав, отраженный Законом о РЦБ и специальным законодательством» [2]. Отсюда можно сделать вывод, что Решетина Е.Н. приводит отличительные признаки корпоративных ценных бумаг. Во-первых, они выпускаются хозяйственными обществами. Во-вторых, предоставляют соответствующий объем прав, отраженный ФЗ «О рынке ценных бумаг» и специальным законодательством [3]. Но какие именно права предоставляются, автор не раскрывает.
Существует еще одна концепция, в которой слово «корпоративные» в названии корпоративных ценных бумаг соотносится с корпоративными правами, а не с корпоративными организациями-эмитентами, поэтому их эмитентами могут быть не все корпоративные организации, а только те из них, кто имеет право выпускать ценные бумаги, наделяющие их владельцев правами участия в управлении ими. Сторонником данной концепции является Бойцов С.М., который считал, что только акция может считаться единственной корпоративной ценной бумагой, то есть ценной бумагой, которая удостоверяет право членства в акционерном обществе [4]. Другими словами, акция напрямую связана с деятельностью и существованием корпорации. При этом считается, что акция не имеет конкретного конечного срока погашения, носит бессрочный характер, так как, по общему правилу, срок действия акции приравнивается к сроку существования корпорации. Еще одним сторонником концепции можно назвать Петросяна Э.С. По его мнению, корпоративной ценной бумагой признается эмиссионная ценная бумага с установленными законодательством реквизитами и формой, признанная государством, предоставляющая владельцу неимущественные и имущественные права в течение всего срока существования эмитента [5]. Срок акций, в отличие от остальных эмиссионных ценных бумаг, не ограничивается конкретным временным отрезком. Акции действуют на протяжении всего времени существования корпорации и даже после ее ликвидации, так как, согласно абз. 5 ст. 2 ФЗ «О рынке ценных бумаг», акция закрепляет права ее владельца на часть имущества, остающегося после ликвидации акционерного общества.
Авторы данной работы также придерживаются позиции, что к корпоративным бумагам можно относить только акцию. Однако последнее определение является не совсем удачным. Петросян Э.С. в своей статье не ссылается на главный признак корпоративной ценной бумаги - удостоверение права на участие в управлении корпорацией. Таким образом, можно выделить несколько критериев, которые характеризуют корпоративные бумаги. Во-первых, они являются эмиссионными. Во-вторых, может они могут быть выпущены только корпорациями. В-третьих, корпоративные ценные бумаги наделают их владельцев корпоративными правами в отношении их эмитента.
На основе вышеперечисленных критериев, можно составить следующее определение: Корпоративная ценная бумага -эмиссионная ценная бумага, которая выпускается корпорацией и удостоверяет особое корпоративное право на участие в управлении корпорацией, а также другие корпоративные права неимущественного и имущественного характера.
Публичное размещение ценных бумаг можно отнести к перспективным и эффективным инструментам привлечения капитала. Во-первых, данный инструмент дает возможность менеджменту корпорации привлекать больше капитала, чем они могли бы получить при кредитовании или от частных инвесторов. Во-вторых, сам факт эмиссии корпоративных ценных бумаг означает, что организация достаточно выросла, чтобы претендовать на привлечение финансов подобным способом (как правило, к нему прибегают, когда нужен действительно большой объем финансовых средств на масштабное расширение). Более того, публичные компании привлекают больше внимания, что существенно облегчает наем персонала, а также процесс маркетинга. Некоторые корпорации осуществляют выпуск корпоративных ценных бумаг для реструктуризации задолженности или для формирования капитала при создании новой фирмы.
Для основателей или ранних инвесторов компаний проведение IPO (первичное публичное размещение корпоративных ценных бумаг) может стать некой «стратегией выхода». Выход на IPO привлекает внимание общественности и прессы. Добиться такого внимания методами PR или маркетинга не всегда возможно. Попадание в листинг крупнейших бирж очень престижно. Подготовка к IPO и вся последующая деятельность эмитента в статусе публичной компании, ценные бумаги которой размещаются на фондовой бирже, предполагает серьезную работу по внедрению в бизнес-процессы инновационных технологий. Это, в свою очередь, повышает общую эффективность бизнеса эмитента. Проведение IPO дает уникальные возможности для формирования информационного поля вокруг эмитента и его собственников.
На наш взгляд, такой инструмент, как публичное размещение ценных бумаг имеет и недостатки. Например, в процессе продажи ценных бумаг происходит «размывание» или «рассеивание» капитала компании. Возможны «издержки публичности»: раскрытие информации, которая может иметь статус конфиденциальной. Публичные компании обязаны периодически опубликовывать финансовые отчеты, показывающие успешность или неуспешность ее деятельности, что может серьезно повлиять на цену корпоративных ценных бумаг. Из-за главного критерия корпоративной ценной бумаги (право участие в управлении) у корпорации возникает необходимость считаться с мнением инвестиционного сообщества, а также необходимость прогнозирования влияния принимаемых решений на курсовую стоимость выпускаемых акций. В конце концов, существует риск неудачного размещения корпоративных ценных бумаг.
К недостаткам IPO можно отнести повышенное, после размещения ценных бумаг на бирже, внимание к корпорации со стороны регулирующих органов, так как существует множество требований, как со стороны государства, так и самих биржевых площадок, которые корпорации должны исполнять. В большей степени эти требования касаются выпуска финансовой отчетности.
При завершении непростого и долгого процесса IPO возникает вопрос о том, насколько эффективно оно прошло. Проводить данную оценку можно с помощью многих неформальных и формальных показателей. Одним из главных показателей успешности проведённого размещения для эмитента является интерес инвесторов, проявленный к бумагам - степень превышения спроса над предложением.
К показателям успешности эмиссии ценных бумаг можно отнести анализ цены размещения. Резкое падение стоимости корпоративных бумаг на следующий же день после размещения можно рассматривать как неудачу не только эмитента, но и андеррайтера, который не выполнил в полной мере свои обязательства по стабилизации цены. Интересным и противоречивым можно назвать процесс определения эффективности выхода компании в статус публичной путём оценки стоимости размещения ценных бумаг при её росте после эмиссии. Специалистами, которые проводили исследования в данной области, предлагается два подхода. Первый заключается в сравнении цены в первый день после размещения с ценой размещения - определение недооценки IPO. Второй способ - это сравнение цены размещения с заранее установленным эмитентом и андеррайтером диапазоном цены размещения.
На наш взгляд, публичное размещение корпоративных ценных бумаг является работающим инструментом, позволяющим привлечь денежные средства для эффективного развития на более выгодных условиях. Но, стоит отметить, что данный инструмент обладает не только достоинствами, но имеет и недостатки. Поэтому руководству корпорации придется считаться с мнением инвестиционного общества, что существенно усложняет процесс принятия управленческих решений. С другой стороны, у корпорации возникает возможность привлекать больше финансовых ресурсов, чем они могли бы получить при банковском кредитовании или от частных инвесторов. При публичном размещении корпоративных ценных бумаг повышается статус компании.
Библиографический список
1. Сорокина Н.С., Дикарева И.А. Рынок корпоративных ценных бумаг России / Инновационная наука. - 2017. - № 1-1. - С. 97-98.
2. Решетина Е.Н. Понятие ценной бумаги в РФ и понятие корпоративной ценной бумаги / Юрист. - 2013. - №18.
3. Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 25.11.2017) "О рынке ценных бумаг".
4. Бойцов С.М. Понятие корпоративной ценной бумаги / Ленинградский юридический журнал. - 2015. - №3 (41). - С. 69-76.
5. Петросян Э.С. Проблемы дефиниции корпоративной ценной бумаги / Право и экономика. - 2012. - №8. - С. 49-53.