Н.Б. Кутинова, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита
Московского университета МВД России, доцент
Финансовый вестник
№8, 2014
Управленческий учет - это процесс сбора, проверки и анализа информации, который ведется с целью управления. Под организацией управленческого учета понимают систему условий и элементов построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности организации, осуществления контроля за рациональным использованием производственных ресурсов и управления производственной деятельностью. Автором рассмотрен пошаговый алгоритм формирования подсистемы бухгалтерского управленческого учета на примере организаций строительной отрасли.
Строительство является одной из важнейших отраслей материального производства. Совершенствование системы управления строительной организацией неразрывно связано с развитием бухгалтерского учета, который дает возможность контролировать и анализировать достижение поставленных целей, получать своевременную, достоверную и объективную информацию, необходимую для подготовки и обоснования управленческих решений на разных уровнях управления.
Под организацией управленческого учета понимают систему условий и элементов построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности организации, осуществления контроля за рациональным использованием производственных ресурсов и управления производственной деятельностью.
На организацию управленческого учета существенное влияние оказывают степень специализации строительной организации и особенности технологии производства.
В строительной отрасли существуют особенности, оказывающие влияние на финансовое управление, такие как продолжительность и уникальность проектов, многочисленные стадии согласования проекта, необходимость составления смет и др. Перечисленные особенности повышают риски при реализации строительных проектов. Снизить эти риски можно путем создания эффективной системы управления внутри организации, в частности внедрения системы управленческого учета и бюджетирования.
СНИЗИТЬ РИСКИ МОЖНО ПУТЕМ СОЗДАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВНУТРИ ОРГАНИЗАЦИИ, В ЧАСТНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА И БЮДЖЕТИРОВАНИЯ
Целью создания подсистемы бухгалтерского управленческого учета является обеспечение ее успешного функционирования в условиях рыночной экономики.
1-й шаг — выделение центров ответственности внутри организации, переход от вертикальных связей в системе управления к горизонтальным. Это означает, что руководители центров ответственности (менеджеры) наделяются такими полномочиями, которые позволяют им принимать ответственные решения без длительного согласования с высшим руководством строительной организации. В то же время менеджеры в полной мере должны нести ответственность за принимаемые решения. Таким образом, выстраивается такая структура управления, которая может быть представлена как совокупность центров ответственности, связанных линиями ответственности (рис.1).
По итогам формирования центров ответственности разрабатывается «Классификатор центров ответственности», в котором закрепляются принципы их выделения и кодирования.
Управленческий учет в строительной организации должен строиться таким образом, чтобы на разных уровнях ответственности затраты отражались только в той части, за которую могут реально отвечать соответствующие ответственные лица. На низшем уровне управления затраты ограничиваются только прямыми и косвенными материальными издержками. На следующем уровне к ним добавляются прямые расходы на оплату труда. На наиболее высоких уровнях ответственности номенклатура учитываемых затрат увеличивается.
Таким образом, все расходы и доходы учитываются и контролируются в соответствующих центрах ответственности, аналитическая часть управленческого учета выполняется индивидуально для каждого уровня управления.
2-й шаг — взаимодействие финансового и управленческого учета. Система управленческого учета в строительной организации может быть интегрированная и автономная.
Интегрированная система не требует дополнительных затрат, учитывает требования нормативных актов, не предусматривает формирование отдельной учетной политики для целей управленческого учета, предполагает использование единого Плана счетов, двойной записи, взаимосвязь регистров учета и внутренней отчетности финансовой и управленческой бухгалтерии.
Автономная система предполагает выделение управленческого учета в отдельную подсистему. Управленческий учет ведут по правилам, установленным самой организацией, учитывающим специфику ее деятельности, особенности решения тех или иных управленческих задач. При этом в финансовом и управленческом учете используют парные счета одного и того же наименования, т.е. зеркальные счета или счета-экраны. Для управленческой бухгалтерии требуется большая детализация счетов. Например, если строительная организация использует 60 наименований строительных материалов для возведения 10 объектов в 15 центрах ответственности, потребуется 60x10x15 =9000 счетов.
ПО ИТОГАМ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕНТРОВ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РАЗРАБАТЫВАЕТСЯ «КЛАССИФИКАТОР ЦЕНТРОВ ОТВЕТСТВЕННОСТИ», В КОТОРОМ ЗАКРЕПЛЯЮТСЯ ПРИНЦИПЫ ИХ ВЫДЕЛЕНИЯ И КОДИРОВАНИЯ
3-й шаг — определение базовых принципов учетной политики: базовой валюты учета, метода формирования себестоимости, метода учета выручки, метода формирования финансового результата и т.п.
4-й шаг — определение классификации затрат для нужд управления. Особое внимание следует уделить таким специфическим видам затрат как: альтернативные (вмененные), безвозвратные (необратимые), релевантные и нерелевантные.
Процесс принятия управленческого решения требует рассмотрения нескольких альтернативных вариантов с целью выбора наилучшего из них.
5-й шаг — описание форм первичных документов и документооборота.
6-й шаг — описание технологии учета фактов хозяйственной жизни (табл. 1).
Таблица 1. Регистр учета фактов хозяйственной жизни и механизма взаимодействия БФУ и БУУ
Вид фактора хозяйственной жизни | Название операции (фактора хозяйственной жизни) | Счет по дебиту (БФУ) |
Счет по кредиту (БФУ) |
Расчет суммы проводки | Счет по дебиту (БУУ) | Счет по кредиту (БУУ) | Расчет суммы проводки | Описание взаимодействия (БФУ и БУУ) |
БФУ — бухгалтерский финансовый учет
БУУ — бухгалтерский управленческий учет
7-й шаг — разработка структуры бюджета доходов и расходов в разрезе центров ответственности.
Бюджет доходов будет складываться из бюджета выручки от реализации строительно-монтажных работ и услуг, бюджета прочих доходов и т.д. Бюджет расходов предполагается формировать исходя из бюджета закупки оборудования, сырья и строительных материалов, бюджета расходов на заработную плату, бюджета прочих расходов.
Таблица 2. Содержание бюджета строительной организации
Бюджет продаж | Бюджет расходов |
Бюджет доходов от текущей деятельности | Бюджет расходов на производство и реализацию |
Выручка от выполнения и сдачи строительных работ | Расходы на сырье и строительные материалы |
Выручка от прочей реализации | Расходы на заработную плату |
Бюджет прочих поступлений | Расходы на амортизацию |
Процентный доход |
Расходы на содержание и обслуживание строительных машин и механизмов |
Полученные штрафы | Расходы на аренду заданий |
Списание кредиторской задолженности | Расходы будущих периодов |
Безвозмездно полученное имущество | Бюджет прочих расходов |
Сдача имущества в аренду | Расходы на выплату процентов |
Доходы будущих периодов | Списание дебиторской задолженности |
Бюджет ЦО «Сбыт» может выглядеть так:
Заказ |
Месяц 1 | Месяц 2 | Месяц 2 | ||
№1 | Точка 1 | Точка 2 | Точка 3 | аналогично | аналогично |
№2 | |||||
№n |
8-й шаг — разработка структуры и технологии планирования бюджета
движения денежных средств.
9-й шаг — разработка базовых форм управленческой отчетности:
Затратные статьи:
Таблица 4
Статья | Сумма (тыс. руб.) | Вариатор | Расчет переменных затрат | Расчет постоянных затрат |
Материальные затраты | ||||
Затраты на оплату труда рабочих | ||||
Отчисления на социальные нужды | ||||
Расходы на содержание и эксплуатацию строительных машин и механизмов | ||||
Накладные расходы |
В целях «управления по отклонениям» необходимо готовить отчет об исполнении бюджета доходов и затрат по центрам ответственности.
10-й шаг - создание эффективной системы внутреннего контроля, что потребует новых подходов к реорганизации первичного учета, значительной аналитической работы, а также существенных усилий, направленных на автоматизацию информационной системы строительной организации. В соответствии со ст. 19 п. 1 Закона о бухгалтерском учете «экономический субъект обязан организовывать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни».
Организация постановки эффективной системы управленческого учета, соответствующая условиям деятельности конкретной строительной организации, способна обеспечить не только контроль текущей работы, но и улучшение ее стратегического положения, в частности: оптимизацию системы управления, повышение эффективности производства, конкурентоспособности, рост производительности труда, снижение издержек производства, улучшение финансово-экономических показателей.
Литература
1. Федеральный закон от. 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
2. Бережной В.И. Бухгалтерский управленческий учет. Учебное пособие. М.; Инфра — М, 2014.
3. Чернышева О.В. Учет по местам возникновения затрат и центрам финансовой ответственности в организациях стройиндустрии. - М.: Омега-Л, 2009.
4. Шеремет А.Д. Управленческий учет. - М.: ИД ФБК — ПРЕСС, 2012.