Субботина Галина Валерьевна
аспирант социологического факультета
Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки
№4, 2016
Аннотация. В статье отмечается, что одним из признаков компании, эффективно использующей интеллектуальный капитал, является ее рыночная капитализация, превышающая стоимость ее основных фондов, материальных и финансовых средств. Превышение капитализации компании над стоимостью ее реальных активов формируется как раз за счет интеллектуального капитала: новизны и перспективности предлагаемых продуктов или услуг, рыночных ожиданий на новых сегментах рынка, предполагаемой прибыли от патентов, торговой марки, взаимоотношений с потребителями и т.д. Важным признаком компании, наращивающей свой интеллектуальный капитал, является значительный объем инвестиций, направляемых на исследования и разработки.
Интеллектуальный капитал объединяет не только знания людей, но и их моральные ценности, а также имидж организации, ее структуру, информационную систему, банки данных, лояльность клиентов и т.д. Именно разнообразный состав элементов характерен для интеллектуального капитала. Все элементы в процессе формирования и развития интеллектуального капитала взаимодействуют между собой: знания и способности работников воплощаются в организационные процессы и связи с партнерами, которые, в свою очередь, создают базу для устойчивых и продолжительных отношений с клиентами; сотрудничество с клиентами и партнерами помогает накапливать опыт, развивать знания и способности работников, создавать базы данных и т.д.
Интеллектуальный капитал часто называют «невидимым активом» - в этом определении заключена его нематериальная природа. Знания или творческие способности людей, имидж компании, моральные ценности невозможно ощутить. При этом, сложно найти надежные способы измерения коллективных знаний сотрудников компании, их опыта и интуиции, интеллектуальной собственности, усвоенной ими информации. Интеллектуальный капитал нацелен на будущее - в отличие от физического, который являет собой результат определенных действий в прошлом. Даже его стоимость формируется, исходя из ожидания возможностей его использования в будущем. Наиболее успешно интеллектуальный капитал может развиваться в процессе создания новой продукции и осуществления мер по освоению новых ниш на товарных рынках. Развитие зависит от того, насколько успешно компания может для этого организовать исследования и разработки, сконцентрировать необходимые интеллектуальные, материальные и финансовые ресурсы.
Одним из признаков компании, эффективно использующей интеллектуальный капитал, является ее рыночная капитализация, превышающая стоимость ее основных фондов, материальных и финансовых средств. Превышение капитализации компании над стоимостью ее реальных активов формируется как раз за счет интеллектуального капитала: новизны и перспективности предлагаемых продуктов или услуг, рыночных ожиданий на новых сегментах рынка, предполагаемой прибыли от патентов, торговой марки, взаимоотношений с потребителями и т.д. Превышение может быть многократным и носить стабильный характер, не подверженный спорадическим рыночным колебаниям. Важным признаком компании, наращивающей свой интеллектуальный капитал, является значительный объем инвестиций, направляемых на исследования и разработки.
Интеллектуальный капитал не аддиктивен, т.е. он формируется не сложением его отдельных частей, а на основе взаимодействия этих частей, за счет синергетического эффекта. В процессе взаимодействия различных составляющих интеллектуального капитала можно получить положительный эффект, который будет не пропорционален приложенным усилиям. Поэтому один из секретов успешного формирования интеллектуального капитала организации кроется в эффективном взаимодействии, взаимопроникновении разных видов интеллектуального капитала (в том числе таком, в рамках которого осуществляется перенос знаний из сферы взаимодействия с внешними контрагентами организации во внутрикорпоративные системы и закрепление их там с целью широкого использования сотрудниками). Носителями интеллектуального капитала являются специально подобранный и подготовленный персонал компании, а также ее структуры и клиенты. Отмечая особенности интеллектуального капитала, Стюарт подчеркивает одно весьма важное обстоятельство: «Компании не имеют прав собственности на человеческий и потребительский капитал, а являются их совладельцами наравне с работниками компаний (в случае с человеческим капиталом) или заказчиками и поставщиками (в случае с потребительским капиталом). Только признав факт равноправного владения, компания может получать выгоду от управления этими нематериальными фондами» [4].
Такие сходные понятия, как «интеллектуальный капитал», «нематериальные активы», «интеллектуальная собственность», взаимосвязаны, но не синонимичны, неравнозначны. Не все элементы интеллектуального капитала являются нематериальными активами. В частности, некодифицированное знание (интеллектуальные и деловые качества работников, их квалификацию и способность к труду) как составляющую интеллектуального капитала нельзя отнести ни к нематериальным активам, ни тем более к интеллектуальной собственности организации.
В свою очередь, не относятся к нематериальным активам НИОКР, результаты которых не внедрены в производство. По российским стандартам к нематериальным активам не относятся списки клиентов, доля рынка, права на сбыт, лояльность клиентов, а ведь это составляющие интеллектуального капитала организации. Расходы на обучение и подготовку персонала также по российским стандартам не относятся к нематериальным активам, «так как отсутствует возможность их идентификации, установления соответствия другому имуществу». (между тем, Международные стандарты финансовой отчетности - МСФО относят эти расходы к нематериальным активам, но только в том случае, если существуют юридические гарантии, закрепляющие работников за организацией.)
Не все нематериальные активы являются объектами интеллектуальной собственности организации. Так, управленческие навыки и лидерские качества менеджеров не могут быть отчуждены от своих носителей - сотрудников организации и стать объектом исключительных прав имущественного характера, а время использования этих не признаваемых в учете нематериальных активов определяется временем работы конкретного сотрудника в организации. Не все технологии и методы работы можно запатентовать и лицензировать, т.е. перевести в объекты интеллектуальной собственности, и наоборот. Например, по стандартам МСФО не относится к нематериальным активам такой объект интеллектуальной собственности, как торговая марка, созданная компанией. Считается, что затраты на создание торговой марки нельзя отделить от затрат на развитие организации в целом. Знания общего характера или философия фирмы, которые, безусловно, относятся к интеллектуальным активам, также не могут быть формально защищены правом собственности.
В определенный момент на предприятии сформируется качественный багаж знаний, и встанет вопрос оценки последнего, то есть возникнет необходимость определить количественную составляющую нематериальных активов предприятия. Для того чтобы инвесторы, учредители, акционеры, аудиторы и иные лица имели возможность рассчитать величину интеллектуального капитала предприятия, необходимо определить его сущность, как с экономической, так и с юридической стороны, в том числе для целей его учета. Здесь однозначного мнения среди ученых не существует. Так, например, А.Н. Козырев и В.Л. Макаров в понятие интеллектуальный капитал включают нематериальные активы и интеллектуальную собственность, причем нематериальные активы рассматриваются в узком (бухгалтерском) смысле, и их содержание жестко регламентируется правовыми документами и бухгалтерскими стандартами, в отличие от самого понятия интеллектуальный капитал, которое нигде в мире не закреплено законодательством. Э. Брукинг, а также Л. Эдвинссон, один из ведущих специалистов в мире по интеллектуальному капиталу, рассматривает неосязаемые активы и интеллектуальный капитал в наиболее широком смысле как совокупность всего нематериального, которым обладает предприятие. Понятие интеллектуальный капитал в данном случае совпадает с понятием нематериальных активов и рассматривается как необходимое условие конкурентоспособности компании.
В связи с тем, что в настоящее время существует множество подходов к определению интеллектуального капитала, для удобства его учета и оценки, а также эффективного развития, целесообразно создать некую структуру, которая включала бы в себя все возможные составляющие интеллектуального капитала. А.Ю. Шатраков, М.Я. Парфенова и И.Н. Воропанова формируют подобную структуру путем выделения в интеллектуальном капитале направленных асимметрических статической и динамической частей. Статическая часть включает в себя рыночные активы (клиентская база, брэнд, репутация фирмы), человеческий ресурс (знания, опыт, квалификация персонала), инфраструктурные активы (методы PR, информационные технологии), организационное знание (технологии и методы ведения бизнеса, способы коммуникации с персоналом и клиентами, корпоративная культура) и интеллектуальную собственность (изобретения, полезные модели, ноу-хау, товарные знаки и знаки обслуживания). Динамическая часть реализуется с использованием когнитивной технологии принятия решений, то есть на базе информационных технологий, специально ориентированных на развитие интеллектуальных способностей человека. Сюда относится качество мышления специалиста, человеческий потенциал, человеческий фактор, вероятность принятия и реализации эффективных решений за допустимое время. Именно в предложенной структуре реализуется основной механизм диссимметрии (многофакторности) интеллектуального капитала.
Оценка уровня интеллектуального капитала компании, в частности, позволяет:
Итак, можно сформулировать следующие характеристики, описывающие интеллектуальный капитал:
Кроме того из введенного в экономику понятия стоимости интеллектуального капитала компании следует, что имеется возможность разделения интеллектуального капитала компании на составные части, создание каждой из которых связано с формированием основных материальных активов фирмы.
Анализ этой характеристики позволяет выявить следующую особенность в отношении интеллектуального капитала: способность рабочей силы накапливать и применять знания в процессе производства позволяет создавать дополнительную стоимость предмета труда. Такую стоимость Таийчи Сакайя назвал стоимостью, создаваемой знанием [5]. В результате создается «овеществленное» знание, которое некоторые авторы и относят к интеллектуальному капиталу. Эта способность и формирует интеллектуальный капитал компании как разность между ее рыночной и балансовой стоимостью.
При этом перед исследователями встает вопрос, как выявить связь между нематериальными активами и результатами производства. В частности, необходимы новые теории организации, которые могли бы помочь наглядно оценить вклад нематериальных активов в производственный процесс и включить их в стратегическое и оперативное управление предприятием [1].
Литература:
1. Букович У. Управление знаниями: руководство к действию: Пер. с англ. / У. Букович, Р. Уильяме М. : ИНФРА-М, 2002. XVI. С. 324.
2. Гостева О.В. Интеллектуальные ресурсы как основа интеллектуального капитала организации / О.В. Гостева, Е.И. Акентьева // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 63 (37).
3. Каргинова М.А. Что в настоящее время следует относить к интеллектуальным ресурсам? // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1. С. 277.
4. Стюарт Т.А. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций / Пер. с англ. М. : Поколение, 2007. С. 236.
5. Таийчи Сакайя. Стоимость, создаваемая знанием, или история будущего // В кн. Новая индустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. В.Л. Иноземцева М. : Academia. 1999. С. 337-371.
6. Шатраков А.Ю. Диссимметрия интеллектуального капитала предприятия / А.Ю. Шатраков, М.Я. Парфенова, И.Н. Воропанова. М. : Экономика. 2007. 176 с.