Методы снижения транспортно-логистических затрат предприятия торговли

Коновалова Татьяна Вячеславовна
кандидат экономических наук,
заведующий кафедрой организации перевозок и дорожного движения,
Кубанский государственный технологический университет
Надирян София Левоновна
старший преподаватель кафедры организации перевозок и дорожного движения,
Кубанский государственный технологический университет
Кузьмина Марина Анатольевна
кандидат технических наук,
доцент кафедры организации перевозок и дорожного движения,
Кубанский государственный технологический университет
Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки
4 2019

Аннотация. В данной статье авторами рассмотрены методы снижения транспортно-логистических затрат предприятия торговли на примере одного из крупных сетевых торгово-производственных центров. В логистике экономический эффект возникает от уменьшения транспортных издержек. Анализируя расходы предприятия торговли на транспорт, можно выделить факторы, которые имеют наибольшее влияние на логистические издержки: объем товарооборота, маршрутная сеть, цены на транспортные услуги, организация транспортного обслуживания, структура товарооборота и др.

Логистические затраты (издержки) предприятия торговли - это сумма всех затрат, связанных с выполнением следующих логистических операций:

  • размещением заказов на поставку товаров;
  • закупкой, складированием поступающих товаров;
  • внутрипроизводственной транспортировкой;
  • промежуточным хранением;
  • отгрузкой;
  • внешней транспортировкой,
  • а также затратами на персонал, оборудование, помещение, складские затраты, информационно-коммуникационные.

В логистике экономический эффект возникает от уменьшения транспортных издержек [1; 2]. Анализируя расходы предприятия торговли на транспорт, можно выделить факторы, которые имеют наибольшее влияние на логистические издержки: объем товарооборота, маршрутную сеть, цены на транспортные услуги, организацию транспортного обслуживания, структуру товарооборота и др.

Рассмотрим методы снижения транспортно-логистических затрат предприятия торговли на примере одного из крупных сетевых торгово-производственных центров (ТЦ).

На рассматриваемом в статье предприятии торговли цена за перевозку зависит от пробега и грузоподъемности подвижного состава. Рассмотрим тарифы, соответствующие этим двум параметрам. На сегодняшний день появилась необходимость пересмотра установленных транспортных тарифов с добавлением промежуточного километража. Если ранее были установлены тарифы для 300 км, 400 км, 500 км, 600 км и 700 км, то теперь предлагается установить тарифы для 350 км, 450 км, 550 км и 650 км. Такая необходимость появилась в следствие большого количества рейсов с пробегом, которые оплачивать по ставке в большую сторону невыгодно [3]. Например, 328 км оплачивать по ставке 400 км.

Дальнейшие расчеты разделим по пробегу, чтобы оценить транспортные расходы согласно каждому тарифу в таблицах 1-3.

Таблица 1. Транспортные расходы за декабрь 2018 г по ставке за 50 км пробега

Грузоподъемность
транспортного
средства, т
Количество рейсов Пробег, км Сумма заказа без НДС, руб. Транспортные расходы, руб. Транспортные расходы, %
1,5 1 29 153655 5321 3,46
1,5 1 33 141520 5321 3,76
1,5 1 34 86110 5321 6,18
1,5 1 39 80650 5321 6,60
1,5 1 40 127454 5321 4,17
1,5 1 42 77322 5321 6,88
1,5 1 44 56596 5321 9,40
1,5 1 45 185240 5321 2,87
1,5 1 47 134409 5321 3,96
1,5 1 48 57849 5321 9,20
1,5 1 49 196162 5321 2,71
1,5 1 49 97010 5321 5,49
1,5 1 49 161332 5321 3,30

Таблица 2. Транспортные расходы за декабрь 2018 г по ставке 500 км (на 1 рейс)

Грузоподъемность
транспортного
средства, т
Пробег, км Сумма заказа без НДС, руб. Транспортные расходы, руб. Транспортные расходы, %
3,5 403 121282 13145 10,84
1,5 412 129435 10928 8,44
1,5 419 87407 10928 12,50
5 426 163902 16724 10,20
3,5 427 348746 13145 3,77
1,5 440 156456 10928 6,98
3,5 440 232771 13145 5,65
5 443 172623 16724 9,69
1,5 452 191915 10928 5,69
1,5 456 50984 10928 21,44
3,5 460 135447 13145 9,70
5 460 225794 16724 7,41
3,5 461 138541 13145 9,49
5 463 246457 16724 6,79
5 468 316142 16725 5,29

Таблица 3. Транспортные расходы за декабрь 2018 г по ставке 600 км (на 1 рейс)

Грузоподъемность
транспортного
средства, т
Пробег, км Сумма заказа без НДС, руб. Транспортные расходы, руб. Транспортные расходы, %
1,5 519 125497 12187 9,71

Стоит отметить, что пробег до 50 км выходит за рейсы по г. Краснодару, и в связи с тем, что по городу практически отсутствуют пункты разгрузки для транспортного средства грузоподъемностью 3,5 т, для доставки товара используются автомобили грузоподъемностью 1,5 т.

Тарифная ставка соответственно с данной грузоподъемностью ниже, но доля транспортных расходов все равно превышает допустимую норму (установленную ТЦ для обеспечения планового финансового результата) в связи с небольшой суммой заказов, вывозимых транспортом.

На это, чаще всего, влияют еженедельные скидки в ТЦ, которые позволяют заказывать товар в больших объемах и дешевле, некорректная сборка заказов, некорректные заказы клиентов и дальнейшие «обнуления» позиций.

Рассмотрев данные за аналогичный период по 60 рейсам с пробегом до 100 км, можно сделать вывод о том, что маршруты с данным пробегом занимают наибольшую часть в отчетном периоде. Почти все они были совершены в г. Краснодар, у большинства рейсов доля транспортных расходов была значительно ниже нормы, что говорит о грамотном планировании и качественной сборке заказов. При этом, 91 % рейсов с пробегом от 50 до 100 км совершен автомобилями грузоподъемностью 3,5 т, так как у большинства клиентов пункты разгрузки позволяют принимать такой транспорт. При этом ставка на 3,5 т. немного выше ставки на 1,5 т, и даже при этом условии доля транспортных расходов осталась ниже нормы, установленной в ТЦ.

В таблицах 2 и 3 доля транспортных расходов превысила норму на всех рейсах. Таким образом, на маршрутах протяженностью более 400 км. проблема оплаты «непройденного» пробега существенно влияет на транспортно-логистические издержки [4,5]. В связи с этим, целесообразно рассмотреть добавление тарифных ставок для промежуточного пробега, которые позволят более корректно и точно рассчитать транспортные расходы. Предлагается ввести тарифы как среднее арифметическое между двумя значениями пробега, в интервале которых находится искомый пробег (табл. 4).

Таблица 4. Тарифные ставки с учетом промежуточного пробега, руб.

Пробег, км Грузоподъемность
транспортного
средства, т
1,5 3,5 5
50 км 5321,05 6081,2 8185,7
100 км 5955,85 6865,5 9191,95
150 км 6591,8 7650,95 10198,2
200 км 7154,15 8435,25 10868,7
250 км 7784,35 9220,7 11834,9
300 км 8412,25 10005 12820,2
350км 9041,3 10789,875 13796,55
400 км 9670,35 11574,75 14772,9
450 км 10299,4 12359,625 15748,7
500 км 10928,45 13144,5 16724,5
550 км 11557,5 13929,375 17700,85
600 км 12186,55 14714,25 18677,2
650 км 12815,6 15499,125 19652,95
700 км 13444,65 16284 20628,7

Добавление промежуточных пробегов при расчете транспортных затрат необходимо для более точного отображения транспортных расходов, так как в большинстве случаев ТЦ переплачивает за перепробег, который фактически отсутствует. Описанный метод снижения транс-портно-логистических затрат позволяет достигать экономии до 215 тыс. руб. в месяц на одном конкретном ТЦ.

Литература:

1. Домбровский А.Н. Научные проблемы экономики транспорта : учебное пособие / А.Н. Домбровский, Т.В. Коновалова, И.Н. Котенкова, С.Л. Надирян. Краснодар : Изд. «КубГТУ», 2017. 264 с.

2. Изюмский А.А. Повышение эффективности функционирования транспортно-логистических систем через воздействие на финансовые потоки / А.А. Изюмский, Т.В. Коновалова, С.Л. Надирян // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 10. С. 168-172.

3. Кирий К.А. Оценка эффективности инвестиций в транспортно-логистических системах /К. А. Кирий, Т.В. Коновалова, С.Л. Надирян // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 8.С. 285-287.

4. Коновалова Т.В. Оптимизация инвестиций в транспортно-логистическую деятельность предприятия / Т.В. Коновалова, С.Л. Надирян // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. № 3.С. 208-210.

5. Коновалова Т.В. Управление логистическими затратами на основе концепции затрат на качество. Прикладная логистика / Т.В. Коновалова, Л.С. Заровная, Л.Б. Миротин. 2008. № 3.С. 3843.

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ