И.М. Морозова
канд. экон. наук, кафедра экономики и управления,
ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»,
Арзамасский филиал
Приволжский научный вестник
№3 (31), часть 2 2014
Аннотация. В статье проведен анализ оценки различными авторами рыночной устойчивости хозяйствующих субъектов и представлена точка зрения автора на данную проблему.
Проблема оценки рыночной устойчивости определена необходимостью постоянного адекватного реагирования экономическими субъектами на возможное изменение условий внешней рыночной среды.
Общепринятым для оценки финансового состояния предприятия является показатель финансовой устойчивости, характеризующий соотношение заемных и собственных средств хозяйствующего субъекта. Но в настоящее время необходимо рассмотреть устойчивость предприятия не только как финансовую оценку. Это позволит глубже оценивать эффективность и конкурентоспособность деятельности предприятия. Финансовый подход к оценке, как показывает практика, грешит тем, что дает картину одномоментную и не отражает оценки возможности развития за счет собственно наработанных средств.
Часть экономистов, разрабатывающих проблему рыночной устойчивости хозяйствующих субъектов, считает, что предприятие может работать устойчиво, если оно оперативно и адекватно реагирует на определенные рыночные механизмы и осуществляет свою деятельность на условиях самофинансирования, предотвращая негативное влияние внешних факторов и усиливая влияние положительных тенденций в развитии.
И.Б. Загайтов предлагает как критерий оценки устойчивости предприятия использовать формулу, в которой устойчивость хозяйствующего субъекта определяется с учетом потребляемых ресурсов и необходимых потребностей для дальнейшего развития. То есть экономическая устойчивость хозяйствующего субъекта, по мнению этого автора, может быть выражена как отношение потребностей, уменьшенных на совокупную величину ресурсов, непосредственно к величине его совокупных потребностей в процессе функционирования [1].
Р.А. Фатхутдиновым при определении критерия оценки рыночной устойчивости предприятия рассматривается доход. Экономической основой подобного подхода является то, что доход выступает в качестве основного источника производственного и социального развития трудового коллектива, включая оплату его труда. Более того, в условиях конкуренции, по мнению этого автора, именно доход (прибыль) - это параметр, на основании которого можно судить о финансовой устойчивости предприятия [2].
В связи с этим к финансово устойчивым предприятиям можно было бы отнести высокорентабельные предприятия, а к неустойчивым - низкорентабельные. Но подобный подход, на наш взгляд, имеет недостаток в том, что у относительно крупных предприятий при более низкой рентабельности за счет действия эффекта масштаба деятельности устойчивость к влиянию факторов внешней среды может повышаться, а у мелких, соответственно, понижаться, что данный подход не учитывает.
Большое значение при определении устойчивости предприятия имеет оценка эффективности использования его ресурсов и затрат.
Критерии подобной оценки деятельности приведены в трудах А.Н. Соломатина [3]. Автором сделан акцент на то, чтобы дополнить систему показателей комплексного анализа обобщающей оценкой эффективности деятельности. Подобная оценка не может в полной мере отражать рыночную устойчивость, но позволяет определить оптимальную величину ресурсов для повышения привлекательности бизнеса.
Схему данных показателей можно представить следующим образом.
Предприятия находятся в состоянии устойчивости, когда преследуют следующие цели деятельности:
Г. Саймон согласно «теории удовлетворения» утверждает, что для достижения рыночной устойчивости фирма должна стремиться достичь определенного уровня прибыли, а далее можно не предпринимать усилий, чтобы ее максимизировать. Значит, и количество продукции, которое она выпускает, не соответствует максимальному уровню прибыли. Поэтому цель предприятия в этом случае не только максимизация прибыли, но и достижение оптимального уровня нормы прибыли, а затем удержание определенной оптимальной доли на рынке и определенного уровня объемов продаж. Таким образом, фирма достигает темпов устойчивого роста [6] .
Это означает, что предприятие заняло на рынке свою конкурентную нишу и ее расширение потребует дополнительных материальных затрат. Но и удержание данной доли рынка потребует от предприятия также усилий. Следовательно, удержание этой доли может рассматриваться как повышение рыночной цены предприятия и повышение его рыночной устойчивости.
В своих трудах Х. Фрезенхель полагает, что устойчивость хозяйствующего субъекта обеспечивается преимущественно большими объемами деятельности и расширяющейся диверсификацией [7]. Относительно большие объемы деятельности позволяют использовать эффект масштаба. Диверсификация деятельности минимизирует риски, а значительные объемы деятельности при этом способствуют использованию синергетического эффекта и относительного снижения издержек.
Многие отечественные экономисты, ориентирующиеся на теорию экономического роста, также используют показатели количественной оценки экономической эффективности и жизнеспособности предприятия. В качестве критерия оценки и выбора вариантов хозяйственных операций они применяют показатели, отражающие масштабы деятельности. К ним, как правило, относятся две группы основных показателей:
Наиболее часто к первой группе показателей относится численность персонала или совокупная стоимость активов предприятия.
Во вторую группу оценочных показателей входят объемные показатели производства или реализации продукции, товаров и другие показатели, характеризующие конкурентное положение предприятие на рынке.
Рост масштабов ведет к сокращению относительного уровня постоянных издержек, а следовательно, к повышению рентабельности. Но такие предприятия менее мобильны, чем средние и малые, а значит, становятся более уязвимыми при необходимости экономического маневра.
Показатели эффективности деятельности хозяйствующего субъекта традиционно используют величину финансового результата. Эти показатели - часть достаточно обширной системы показателей эффективности затрат и используемых экономических ресурсов хозяйствующего субъекта.
Анализ научных работ по проблеме В.В. Ковалева и А.Д. Шеремета позволил выделить основные группы показателей устойчивости и представить их в виде единого комплекса [8,9].
В соответствии с этой классификацией состав показателей оценки деятельности можно условно разбить на следующие основные группы:
Необходимо отметить, что перечень экономически значимых показателей не может быть постоянным. На различных стадиях жизненного цикла развитие может складываться в результате влияния определенных факторов и подвержено различным видам рисков [10] .
Так, на начальной стадии развития и становления деятельности предприятия им осуществляется внедрение на рынки сбыта и принципиальными для предприятия становятся потребительские свойства и качество продукции. Финансовые показатели на этом этапе могут быть несбалансированными. Самое главное, что контролируется на предприятии на этой стадии развития - это соотношение издержек и их лимитов относительно инвестиционных ранее установленных планов и прогнозов.
На стадии роста одной из основных проблем для предприятия является ликвидность баланса. В дальнейшем на стадии насыщения рынка сбыта для предприятия усиливается значение эффективности использования ресурсов.
Стадии зрелости предприятия характерно замедление из-за обострения конкуренции, поэтому внимание на этой стадии сосредоточено на снижении себестоимости. В развитии подобных организаций, как правило, пройдена высшая точка развития в наращивании мощности и трудового потенциала. Поэтому для предотвращения спада эти предприятия осуществляют поиск новой стратегии для дальнейшего расширения своей деятельности.
Для оценки устойчивого развития необходима система соответствующих критериев и показателей. На первый взгляд, развитие хозяйствующей единицы можно характеризовать, исходя из темпов роста и прироста основных объемных и качественных показателей.
Обеспечение устойчивого развития - многокритериальная задача, так как вариации темпов роста объемов деятельности могут быть различны, однако сам по себе рост объемов деятельности не является гарантией развития в позитивном направлении (при прибыльной деятельности дополнительная реализация единицы продукции обеспечивает дополнительную прибыль, а при убыточной деятельности - каждая дополнительно реализованная единица увеличивает сумму убытка).
Можно определить следующие основные аспекты устойчивого развития хозяйственной деятельности:
Первый аспект предполагает, по меньшей мере, сохранение, а в лучшем случае - увеличение доли на рынке. В том случае если предприятие имеет положительную динамику в развитии, но постепенно утрачивает долю рынка, нельзя говорить об устойчивом развитии.
Второй аспект выражается в необходимости обеспечения опережающих темпов роста объемов по сравнению с финансовыми результатами. Высокие темпы роста объемов деятельности не всегда сопровождаются приростом положительных финансовых результатов.
Обеспеченность воспроизводства как аспект развития выражается в обеспечение баланса оптимального потребления и накопления. В качестве критерия может быть предложен прирост собственных оборотных средств, а также превышение темпов роста номинальной величины собственных оборотных и основных средств над средними темпами роста объемов.
Но в приведенных точках зрения на проблему не учтена возможность и необходимость инноваций для повышения конкурентоспособности и рыночной устойчивости, без которых не обеспечено воспроизводство.
Рыночная устойчивость должна оцениваться, на наш взгляд, с учетом оценки уровня конкурентоспособности предприятия. Конкуренция является одним из важнейших факторов повышения эффективности экономической системы. Конкуренцию называют цивилизованной формой борьбы за существование, она требует от субъектов повышения эффективности.
При проведении оценки рыночной устойчивости необходимо принимать во внимание, прежде всего, конкурентные преимущества предприятия. В данном случае можно говорить о так называемой устойчивости уровня конкурентоспособности, которая может быть охарактеризована следующими конкурентными преимуществами:
Решение вопросов устойчивого развития связано, среди прочих факторов, главным образом с обновлением и развитием материально-технической базы. Ее обновление связано, с финансовой точки зрения, с наращиванием стоимости имущества, а значит, повышает рыночную стоимость предприятия в целом. Кроме того, обновление материально-технической базы хозяйствующего субъекта позволяет совершенствовать технологии, повышать производительность труда работников, снижать себестоимость продукции, повышать качество продукции и т.д. Все эти факторы способствуют повышению конкурентоспособности предприятия.
Но с точки зрения количественного определения темпов развития материально-технической базы предприятия возникают определенные сложности, в частности, в определении критериального количественного показателя. Предлагается проводить оценку возможностей развития материально-технической базы через коэффициент его самофинансирования.
Он может быть исчислен как отношение суммы части прибыли, используемой на накопление, и амортизационных отчислений за определенный период к величине актива за соответствующий период.
Предложенный показатель характеризуется долей внутренних резервов самофинансирования в совокупном финансировании всех хозяйственных операций текущей деятельности хозяйствующего субъекта.
Таким образом, после обобщения мнений авторов по данному вопросу, рыночная устойчивость может быть охарактеризована как высокая в том случае, если, с одной стороны, предприятия в минимальное время может принимать первоначальное финансовое состояние при негативном влиянии факторов внешней среды, то есть эффективностью использования ресурсов и затрат, с одной стороны и интенсивностью пополнения ресурсов за счет собственно заработанных в средств. В результате решается основная проблема финансового менеджмента - рост рыночной стоимости субъекта.
С другой стороны, достижение максимально возможной при заданных параметрах финансово-хозяйственной деятельности доли рынка и после этого уже как минимум удержание ее на этом уровне также рассматривается как развитие, повышение конкурентоспособности и рыночной устойчивости.
Параметрами оценки рыночной устойчивости хозяйствующего субъекта может являться система количественных критериальных показателей: эффективность использования затрат и ресурсов предприятия, показатели масштабов деятельности, показатели жизнеспособности предприятия, наращивание производственных активов предприятия, степень диверсификации деятельности, уровень инновационной и эффективность инвестиционной деятельности предприятия, обеспечения заданного качества продукции, способность адекватно реагировать на изменение в условиях деятельности и через планирование снижать уровень рисков, осуществление постоянного антикризисного управления с целью избежания или сведения к минимуму последствий возможных потерь и другие специфические показатели в зависимости от жизненного цикла развития предприятия.
Перечисленные параметры оценки рыночной устойчивости предприятия определяют построенный хозяйственный механизм хозяйствующего субъекта, элементами которого являются: организационно-правовая форма собственности, структура управления предприятия, система планирования и материального стимулирования работников, уровень налогового планирования, система учета и т.д.
Таким образом, использование всей системы выявленных факторов позволит укреплять рыночную устойчивость, а значит, повышать качество жизни как работников предприятия, так и ее партнеров и потребителей.
Список литературы:
1. Загайтов, И.Б. Актуальные проблемы фундаментальной и прикладной экономической науки [Текст]: монография / И.Б. Загайтов; М-во сельского хоз-ва Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Воронежский гос. аграрный ун-т им. императора Петра I». - Воронеж: Воронежский ГАУ, 2012. - 21 с.
2. Фатхутдинов, Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: Экономика, маркетинг, менеджмент / Р.А. Фатхутдинов - М.: «Маркетинг», 2002. - 892 с.
3. Соломатин, А.Н. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: учебник / под общ. ред. А.Н. Соломатина. М.: ИНФРА - М, 2002. - 292 с.
4. Пырков, Н.И. Экономика, организация заготовок сельскохозяйственной продукции и ее переработка предприятиями потребительской кооперации: учебное пособие / Н.И. Пырков, А.Е. Шамин. - Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 2004. - 137 с.
5. Фатхутдинов, Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент / Р.А. Фатхутдинов. М.: «Маркетинг», 2002. - 892 с.
6. Герберт Александр Саймон. Administrative Behavior: A Study of Decision-Making Processes in Administrative Organizations. англ. - Free Press, 2000. - 368 с.
7. Ансофф, И. Стратегическое управление / И. Ансофф. - М.: Прогресс, 1989. - 307 с.
8. Ковалев, В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности / В.В. Ковалев. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 512 с.
9. Шеремет, А.Д. Методика финансового анализа / А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфулин. - М.: 2002. - 208 с.
10. Портер, М. Конкуренция: - учебное пособие: пер. с англ. / М.Портер - СПб-М / Киев: Изд. дом «Вильямс», 2000. - 495 с.