Кравец Анастасия Петровна
магистрант, кафедра финансового менеджмента, финансовый факультет,
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва
Проблемы науки
№6 2018
Аннотация: в данной статье рассмотрена эмиссионная политика российских корпораций и выход их на IPO, даны определения различных авторов на данную тему и на основе анализа доказано, что чем лучше подготовлена эмиссия, тем на больший успех при проведении IPO может рассчитывать компания.
Сегодня позиции российских компаний-эмитентов на мировых рынках являются неустойчивыми, а результативность их эмиссионной политики - достаточно низкой. Этим определяется необходимость изучения вопроса эмиссионной политики современных российских корпораций. Фрагментарным и ситуативным также является развитие сегмента первичных размещений акций отечественных предприятий (IPO - от англ. «Initial Public Offerings - первичное публичное предложение акций) [5, с.1-3].
В Федеральном законе РФ от 22. 04. 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (в ред. от 6.04.2015) указывается: «Эмиссионные ценные бумаги - ценные бумаги, удостоверяющие одинаковые права их владельцев в пределах одного выпуска относительно лица, которое принимает на себя соответствующие обязательства (эмитент)» [1].
В российском издании «Большой экономический словарь» подается следующая характеристика: «эмиссионная ценная бумага - это любая ценная бумага, которая характеризуется одновременно следующими признаками: закрепляет определенную совокупность имущественных и неимущественных прав; размещается выпусками; имеет равные объем и сроки реализации прав внутри одного выпуска вне зависимости от срока приобретения ценной бумаги» [2, с. 844].
Хабибуллина А.Г. отмечает: «эмиссионная политика предприятия - это часть общей политики формирования собственных финансовых ресурсов, которая заключается в обеспечении привлечения необходимого объема за счет выпуска и размещения на фондовом рынке акций» [5, с. 1-3].
Из похожих позиций рассматривают сущность эмиссионной политики Моисеенко О.Н. и Раицкая Ю.С., отмечая, что «эмиссионная политика является особым инструментом управления капиталом, которая подчиняется целям и задачам финансового менеджмента, как составляющей корпоративного и стратегического управления» [3, с. 169-171].
Для развития рынка и соответственно качественного улучшения эмиссионной политики отечественных компаний, необходимы совместно принятые усилия всех участников рынка -государства как регулятора в лице отдельных органов, в частности Банка России, бирж, как организаторов торговли, которые совершенствуя инфраструктуру биржи, оказывают благоприятное влияние на развитие финансового рынка, самих участников рынка. В целом, можно сказать, что сегодня ряд шагов, способствующих развитию финансового рынка страны, уже сделан, что позволяет говорить о высоком потенциале рынка.
Так, введена система мегарегулирования рынка, для чего на базе центрального банка страны создан мегарегулятор - Банк России, внедряются международные стандарты отчетности, банки и иные крупные финансовые институты выходят на международный рынок, перенимая опыт.
В подтверждение тезиса о том, что одним из определяющих факторов активизации эмиссионной стратегии отечественных предприятий на внешних рынках, в первую очередь, является качественный уровень развития организованного рынка, а не его большая емкость показателя количества листинговых компаний. Можно отметить, что именно требования к процедуре листинга характеризует отбор ценных бумаг по их инвеестиционным качествам, кроме того, это дает возможность говорить о попытке публичных корпораций максимально использовать свой публичный статус. В то же время, в процессе отбора ценных бумаг важным аспектом является и процедура делистинга, с помощью которой организаторы торговли ограждают себя от резкого изменения инвестиционных качеств ценной бумаги.
Обычно выход предприятия на фондовый рынок начинается с выпуска векселей, затем выпускаются облигации (выход на долговой рынок) и только потом уже выпускаются акции (выход на долевой рынок). Таким образом, от начала разработки стратегии до момента проведения IPO проходит не менее 1-3 лет. И чем лучше подготовлена эмиссия, тем на больший успех при проведении IPO может рассчитывать компания. Далее отмечено, что сложность разработки эмиссионной политики в российских компаниях связана с определенным рядом причин, а именно:
Таким образом, острый дефицит ресурсов в связи с необходимостью поддержки конкурентного технологического уровня в корпоративном секторе России и невозможность его обеспечения за счет размещения финансовых инструментов на отечественном фондовом рынке обусловливают перенос эмиссионной стратегии отечественных акционерных обществ с внутреннего на международный фондовый рынок. Вместе с тем, доступ к источникам финансирования не является определяющим фактором для выхода отечественных эмитентов. Можно сделать вывод, что более важными аспектами, определяющими эмиссионную стратегию отечественных корпораций на фондовом рынке, и которые требуют анализа, являются:
Список литературы
1. Федеральный закон РФ от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (в ред. от 6.04.2015 г.) // СЗ РФ от 22.04.1996 г. № 17. Ст. 1918.
2. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. Издание 2-е переработанное и дополненное/ А.Б. Борисов. М.: Книжный мир, 2005. С. 844.
3. Моисеенко О.Н., Раицкая Ю.С. Проблемы IPO на рынке ценных бумаг в России // Проблемы экономики и менеджмента, 2015. №12 (52). С. 169-172.
4. Тимерьянова Ф.Р. Ключевые проблемы развития рынка ценных бумаг в РФ // NovaInfo.Ru, 2016. № 44. С. 1-3.
5. Хабибуллина А.Г. Проблемы развития рынка ценных бумаг в России // NovaInfo.Ru, 2016. № 53. С. 1-3.