И.А. Совик, доцент
Крымский федеральный университет имени
В.И. Вернадского (Россия, г. Симферополь)
Экономика и бизнес: теория и практика
№8 2018
Аннотация. Машиностроение выполняет главную роль в обеспечении ВВП страны. Современный курс развития этой отрасли связан с таким направлением как - импорто-замещение. Это повысит конкурентоспособность машин и оборудования Российской Федерации. Российские товаропроизводители осваивают новые технологии и увеличивают количество патентов на интеллектуальную собственность. Несмотря на существующие проблемы в отрасли - существует и ряд направлений для модернизации и перспективного развития.
Машиностроение - одна из самых емких отраслей российской промышленности. Она включает в себя производство всевозможных машин, оборудования и приборов. Современное машиностроение состоит из более чем 200 подотраслей и производств. Т.к. машиностроительный комплекс является наукоемким, то от уровня его развития также зависит и востребованность отечественных разработок в области техники и технологий, а значит и наука Российской Федерации [1].
На сегодняшний день перед РФ одной из главных задач является инвестирование в создание собственных новых технологий и оборудования. Наблюдается падение инвестиционной активности в машиностроительном комплексе [3].
Высокая импортозависимость инвестиций в основной капитал и ослабление национальной валюты сдерживают рост инвестиций в машины, оборудование, транспортные средства. Поэтому важным направлением активизации инвестиционного процесса является снижение его импорто-зависимости и выход на более существенное стимулирование инвестиционным спросом выпуска российских предприятий, а это означает модернизацию российского машиностроения для выпуска им оборудования, способного заместить импорт на российском рынке.
В существующей системе мирового разделения труда и при сложившемся уровне российского машиностроения полное импортозамещение в части выпуска высокотехнологичных производств является либо невозможным, либо чрезмерно дорогим Динамика инвестиций в производство машин и оборудования Российской Федерации за последние пять лет имеет отрицательную тенденцию (рис. 1).
Несмотря на общее увеличение инвестиций в 2016 г., доля машин и оборудования остается небольшой. Российская Федерация отстает в разработках передовых технологий для производства новых машин и оборудования. На сегодняшний день в РФ медленный темп внедрения научно-технического прогресса. Страна не в состоянии быстро перейти на выпуск техники новых поколений и оснастить ими отрасли народного хозяйства.
Положительным фактором для технологического развития Российской Федерации является значительное число технических специалистов (501) в расчете на 1 млн чел. Однако по числу научных работников (3,102) наблюдается отставание от десятки стран рейтинга ГИИ, хотя с 2013 г. наметилась положительная тенденция.
Негативной тенденцией для отечественной сферы интеллектуальной собственности является увеличение количества патентов, полученных нерезидентами при сокращении числа патентов, полученных отечественными заявителями. Такая динамика наблюдается с 2014 г. В 2016 г. фиксируется увеличение расходов на науку и исследования (1,10% ВВП). Сальдо по расходам на использование интеллектуальной собственности все еще негативное, хотя тенденция на увеличение средств от использования российских результатов интеллектуальной деятельности прослеживается с 2014 г. [5].
В качестве основных причин нарастания технологического отставания от мировых лидеров отечественные ученые называют следующие: высокая степень изношенности основных фондов; нехватка инвестиционных вливаний; длительность периода окупаемости инвестиционных ресурсов; глубокая специализация машиностроения; снижение качественного состава инженерных и производственных кадров; ориентация на госзаказ (в основном в области вооруженных сил); медленная реакция на запросы (потребности) населения и др. Следует подчеркнуть, что на формирование тенденций на российском рынке продукции машин и оборудования, а также во внешнеторговой сфере в сегодняшних условиях оказывают влияние политические взаимоотношения с зарубежными странами, а также политика импортозаме-щения, проводимая в рамках российской экономики [3].
Выдвинутые в 2014 г. против Российской Федерации экономические санкции можно расценивать как возможности для модернизации машиностроения и наращивания объемов производства, при всем том, что многое почти утеряно (прежде всего, научные и инженерные кадры), все-таки имеются необходимые ресурсы: сырьевая база, энергетические мощности, транспортная инфраструктура, научные потенциал, огромный рынок сбыта (внутренний рынок и рынок стран, граничащих с Россией), производственные мощности, источники инвестиций, накопленный опыт управления, несмотря на воздействия внешней среды.
Положение отрасли производства машин и оборудования за последние пять лет ухудшилось (табл. 1).
Таблица 1. Основные показатели работы отрасли производства машин и оборудования в РФ в период 2012-2016 гг.,
Единица измерения | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | Темп прироста в процентах к 2012 г. | |
Число действующих организаций и их территориально -обособленных подразделений (на конец года) | тыс. штук | 27,8 | 28,1 | 28,2 | 28,2 | 41,0 | 147,4% |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами | млрд руб. | 39,21 | 44,62 | 41,60 | 30,38 | 25,01 | 63,78% |
Индекс производства | в % к предыдущ. году | 102,7 | 96,6 | 92,2 | 88,9 | 103,8 | - |
Среднесписочная численность работников | тыс.чел. | 818 | 793 | 754 | 721 | 853 | 104,2% |
Сальдированный финансовый резуль-тат(прибыль минус убыток) | млрд долл. США | 1,64 | 1,51 | -0,62 | 0,64 | 1,24 | 75,3% |
Рентабельность проданных товаров, продукции(работ, услуг) | процент | 7,0 | 7,1 | 6,2 | 7,5 | 6,6 | 94,2 |
Источник: составлено автором на основе [4]
Несмотря на увеличение количества действующих организаций на 47,4%, незначительно увеличилась среднесписочная численность работников на 4,2% в 2016г. по сравнению с 2012г.; снизились объемы производства, сократился сальдированный финансовый результат предприятий на 24,7%; уменьшились показатели рентабельности проданных товаров, продукции (работ, услуг) на5,8% [6].
Проанализировав основные показатели развития отрасли «Производство машин и оборудования», можно сделать вывод, что положение отрасли за рассматриваемый период не улучшилось. К основным причинам такого состояния можно отнести: недогруженность производственных мощностей; вытеснение с внутренних рынков отечественных производителей машин и оборудования иностранными; слабая инновационная политика в данной сфере; низкий уровень заработной платы квалифицированных кадров; крайняя изношенность основных производственных фондов.
В настоящее время невозможно осуществить модернизацию промышленности и замещение импорта отечественным производством с использованием российского оборудования. Следует отметить, что проблема не только в зависимости национальной экономики от импорта, но и в технологической отсталости российской промышленности [5].
Однако отрасль производства машин и оборудования имеет огромный потенциал. Необходимо кардинально модернизировать всю экономику, используя передовые производственные технологии и компетенции работников. Для это нужно увеличить инвестиции в основной капитал, стимулировать внедрение инноваций - технологических, организационных, институциональных и провести структурную реорганизацию, которая обеспечит условия для применения высокопроизводительных технологий. Важным вопросом является подготовка инженерных и технических кадров.
Крайне важно сохранять и развивать потенциал конкурентоспособных производств там, где он имеется - в судостроении, производстве железнодорожного оборудования, приборостроении. Важнейшую роль может сыграть накопленный потенциал в российской космической отрасли[2].
Основой для разработки стратегических инвестиционных проектов должен стать мониторинг глобального технологического развития, который позволил бы выявить наиболее перспективные рыночные ниши. Огромные технологические задачи сегодня связаны с модернизацией систем жизнеобеспечения.
Библиографический список
1. Басалаев Д.Э., Инновационная деятельность предприятий машиностроительного комплекса России в современных экономических условиях [Электронный ресурс] / Д. Э. Басалаев // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки - 2017. - С. 133-136. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/innovatsionnaya-deyatelnost-predpriyatiy-mashinostroitelnogo-kompleksa-rossii-v-sovremennyh-ekonomicheskih-usloviyah.
2. Елецкий, А. Н. Повышение экспортного потенциала и геоэкономических позиций Ростовской области посредством кластеризации машиностроения [Электронный ресурс] / А. Н. Елецкий, К. Н. Мищенко // Российский внешнеэкономический вестник. - 2016. - N 5. - С. 57-70. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-eksportnogo-potentsiala-i-geoeko-nomicheskih-pozitsiy-rostovskoy-oblasti-posredstvom-klasterizatsii-mashinostroeniya.
3. Зарайский А.А., Формирование Инновационной Экономики Будущего: материалы международной научно-практической конференции / А. А. Зарайский; - Самара: ЦПМ Академия Бизнеса, 2018. - 116с.
4. Николаев, С. Об экономической стратегии развития российской обрабатывающей промышленности [Электронный ресурс] / С. Николаев // Проблемы теории и практики управления. - 2015. - N 11. - С. 30-38. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-razvitiya-obrabatyvayuschih-proizvodstv-pskovskoy-oblasti.
5. Таможенная статистика внешней торговли [Электронный ресурс] / Федеральная таможенная служба - 2017. - Режим доступа: http://customs.ru/index.php?option=com_newsfts&vi.
6. Третьякова, М.П. Анализ результативности внешней торговли машинами и оборудованием России [Электронный ресурс] / М.П. Третьякова, Л.Д. Керимова // Международный научный журнал «СИМВОЛ НАУКИ». - 2016. - №12. - С. 247-250. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/analiz-rezultativno.