Направления минимизации налоговых рисков российских компаний в современных условиях

М.В. Шамсиева
Вестник Поволжского института управления
№5 (44) 2014

Дается характеристика общих тенденций в развитии современной налоговой системы России. Рассматриваются ключевые изменения в налоговой политике государства и связанные с ними риски для отечественных компаний. Определяются задачи налоговой политики фирм на основе реализации системного подхода к налоговому планированию.

Основной задачей хозяйствующего субъекта в условиях рыночной экономики является максимизация прибыли. Достижение этой цели предполагает использование различных средств, в том числе современных методов налогового планирования и оптимизации, позволяющих предприятию на законных основаниях снизить уровень его налоговой нагрузки и повысить показатель рентабельности.

Фактор высокой налоговой нагрузки является определяющим при осуществлении мер налогового планирования предприятия. В свою очередь, уровень налоговой нагрузки может значительно варьироваться для участников хозяйственной деятельности в зависимости от:

  1. сферы деятельности предприятия (определяет структуру и удельный вес различных налогов);
  2. масштаба производственной деятельности предприятия (в отношении крупного малого и среднего бизнеса применяются различные налоговые режимы);
  3. мер налоговой политики государства (государством предусматривается широкий набор льгот, применяемых исходя из целей экономической политики по стимулированию инвестиционной активности предприятий, отдельных видов производственной деятельности (высокотехнологичное производство) и др.).

В настоящее время существуют различные подходы к оценке уровня налоговой нагрузки бизнеса. В исследовании Высшей школы экономики расчет налоговой нагрузки осуществлялся на основе сопоставления налоговых и неналоговых доходов в бюджетной системе Российской Федерации (табл. 1).

Таблица 1. Соотношение налоговых, неналоговых поступлений и ВВП, % [1, с. 19]

Показатель 2011 2012 2013
Доходы бюджетной системы, всего 36,6 36,7 35,8
Налог на прибыль организаций 4,1 3,6 3,1
Налог на доходы физических лиц 3,6 3,6 3,7
НДС 5,8 5,7 5,3
Акцизы 1,2 1,3 1,5
Налоги на совокупный доход 0,4 0,4 0,4
Налоги на имущество 1,2 1,3 1,3
НДПИ 3,7 4,0 3,9
Госпошлины 0,2 0,2 0,2
Доходы от ВЭД 8,3 0,8 7,5
Доходы от использования имущества 1,2 1,3 1,0
Платежи при пользовании ПР 0,2 0,2 0,4
Доходы от оказания платных услуг 0,4 0,3 0,3
Страховые взносы 6,3 6,6 7,0

В соответствии с данной методологией налоговая нагрузка в России в настоящее время превышает средний показатель ОЭСР и сравнима с налоговой нагрузкой ряда стран Западной и Центральной Европы (Чехия, Германия, Исландия, Словения, Великобритания).

Приведенные в табл. 1 данные позволяют проследить структурные изменения в налоговой системе Российской Федерации. Так, за рассматриваемый период (с 2011 по 2013 г.) произошло снижение доли налога на прибыль в ВВП страны (снижение на 1 п.п.), что обусловлено высокой чувствительностью данного налога к экономической конъюнктуре (в условиях замедления темпов роста экономики ухудшаются основные показатели хозяйственной деятельности предприятий, сокращается величина их налогооблагаемой базы). Следует отметить и увеличение (на 0,7 п.п.) доли страховых взносов, что стало закономерным итогом их значительного повышения в 2012-2013 гг.

В ежегодном исследовании ведущей аудиторской компании PricewaterhouseCoopers (PwC) представлены данные об уровне налоговой нагрузки корпораций в различных странах мира. Согласно итогам исследования 2013 г. Россия занимает 56-ю позицию в рейтинге стран по уровню налоговой нагрузки. Данные отчета показывают, что сопоставимый с российским уровень налоговой нагрузки на бизнес наблюдается в таких странах, как США, Швеция, Германия, Мексика, Австралия. У торгового партнера Российской

Федерации по Таможенному союзу - Белоруссии уровень налоговой нагрузки составляет 54% (133-я позиция в рейтинге), в Казахстане данный показатель существенно ниже - 28,6% (18-я позиция в рейтинге) [2]. На основе данных, представленных в отчете, можно провести следующее сопоставление (табл. 2).

Таблица 2. Характеристика налоговой нагрузки корпоративного сектора российской федерации (в сравнении со странами ОЭСР)

Страны Общий уровень налоговой нагрузки, (% от прибыли) Время, затрачиваемое на прохождение административных процедур (часы) Общее количество платежей
Российская Федерация 50,7 177 7
Государства ОЭСР (среднее значение) 46,43 263,03 10,79

Уровень налоговой нагрузки корпоративного сектора в Российской Федерации превышает средний показатель по странам ОЭСР. Вместе с тем Россия имеет лучшие позиции по показателям «временные затраты» и «количество различных видов налоговых платежей, уплачиваемых в государственный бюджет».

В целом, анализируя результаты исследования PwC, следует отметить, что уровень налоговой нагрузки Российской Федерации является умеренно высоким. Иными словами, существующий уровень налогообложения отечественных компаний является приемлемым, обеспечивающим баланс интересов государства и бизнеса. Вместе с тем текущая социально-экономическая ситуация в стране способна ощутимо повлиять на параметры налоговой политики государства, что может привести к повышению налоговой нагрузки на бизнес.

Ключевые параметры налоговой политики государства изложены в документе «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». Исходя из его содержания, можно сделать вывод, что основным приоритетом правительства в налоговой сфере является стимулирование инвестиционной активности российских компаний. С этой целью с 1 января 2014 г. введены налоговые льготы для компаний - участников региональных инвестиционных проектов по развитию территорий Дальнего Востока и Забайкалья. По налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается ставка 0% в течение десяти лет; по налогу, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов РФ, льгота составляет не более 10% в течение пяти лет и не менее 10% в течение следующих пяти лет [3].

Снижению налоговой нагрузки также будут способствовать меры в рамках плана мероприятий («дорожной карты») «Создание международного финансового центра и улучшение инвестиционного климата в Российской Федерации». В соответствии с этим документом дополнительные преимущества получат компании, осуществляющие операции на рынке ценных бумаг, в том числе по привлечению заемных средств, путем размещения облигаций среди зарубежных инвесторов.

Возможность применения льгот в целях стимулирования инвестиционного процесса также предусматривается законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах. В настоящее время резиденты особых экономических зон могут рассчитывать на получение льгот по уплате: налога на прибыль (0% в части, зачисляемой в федеральный бюджет; 13,5% в части, зачисляемой в региональный бюджет); страховых взносов (14%); транспортного налога (0%); налога на имущество организаций (0%); земельного налога (0%) [4].

Несмотря на то что налоговое законодательство страны предлагает достаточно широкий набор стимулирующих мер для российских компаний, их воздействие может быть в значительной мере минимизировано в случае реализации инициатив по повышению ставок ключевых налогов. Так, в настоящее время Минфин России планирует с 2015 г. ввести региональный налог с продаж, с 2016 г. повысить ставку обязательных страховых взносов на высокие зарплаты для покрытия дефицита ФОМС, а с 2019 г. повысить ставки НДС и НДФЛ. По оценкам экспертов Высшей школы экономики, реализация данных мер в том или ином виде может привести к увеличению налоговой нагрузки на 1,7% к ВВП. В результате это отрицательно скажется на конкурентоспособности российских предприятий, их финансовом положении.

Среди мер государственной налоговой политики, создающих дополнительные риски для отечественных компаний, следует отметить недавние инициативы правительства, направленные на ограничение деятельности оффшоров. Вопросы о недопустимой налоговой оптимизации неоднократно поднимались в последние годы в различной форме в официальных посланиях Президента РФ, других официальных лиц, включая представителей Министерства финансов и иных российских государственных органов. Среди инициатив Министерства финансов РФ в данной сфере следует отметить введение в отечественное налоговое законодательство термина «контролируемые иностранные компании» [5, с. 4]. В результате налоговая база российских лиц будет определяться исходя из общих финансовых результатов деятельности российского лица и контролируемых им иностранных компаний.

Фактически это означает, что налогом будут облагаться доходы иностранных компаний, которые прямо или косвенно контролируются российскими лицами (как физическими, так и юридическими), в случае, если данные иностранные компании не распределяют прибыль российскому акционеру, ведут пассивные операции и не облагаются налогами. Кроме того, Минфином предложено введение института резидентства в отношении компаний, работающих в России, но зарегистрированных за границей. Это позволит взимать с таких компаний российские налоги. В настоящее время юридические лица подлежат налогообложению в России фактически по месту своей регистрации, а институт налогового резидентства на практике применяется исключительно к физическим лицам. Введение принципа налогового резидентства компаний по месту их эффективного управления позволит признавать иностранные компании, место управления которых расположено в России, российскими налогоплательщиками налога на прибыль.

Характеризуя названные инициативы Министерства финансов РФ, следует отметить, что они согласуются с общемировой тенденцией по усилению мер регуляторов, направленных на ограничение возможностей для вывода средств компаний из-под налогообложения с использованием оффшорных схем. Так, весомые заявления о необходимости борьбы с размыванием налоговой базы и переводом прибыли были сделаны на Форуме «Двадцатки» в Санкт-Петербурге в сентябре 2013 г. [5, с. 5]. Безусловно, борьба с незаконным выводом капитала из страны и повышение прозрачности деятельности российских компаний отвечают интересам обеспечения национальной экономической безопасности. Вместе с тем появление в российском законодательстве дополнительного мощного инструмента давления на бизнес со стороны налоговых органов может привести к ряду негативных последствий. Избирательный подход в применении «антиоффшорного» законодательства может поставить под удар добросовестных участников хозяйственной деятельности и только усилит негативные тенденции, связанные с оттоком капитала и ухудшением инвестиционного климата в стране. Так или иначе, российский бизнес сталкивается с необходимостью внесения существенных корректировок в налоговое планирование. От менеджмента российских компаний потребуется более внимательный подход к структурированию трансграничных сделок и бизнеса как такового.

Вместе с тем, как показывают результаты исследования аудиторской компании «Эрнст энд Янг», качество налогового планирования в российских компаниях существенно отстает от международных стандартов. Результаты проведенного опроса показали, что российские компании уделяют значительно меньше времени налоговому планированию в своей повседневной деятельности (в среднем 10%) по сравнению с компаниями в мире (например, 20% для респондентов из стран БРИК). Другой проблемой для российских компаний является внутрикорпоративная коммуникация по налоговым вопросам. Лишь 24% российских респондентов отметили, что регулярно отчитываются перед советом директоров или комитетом по аудиту по налоговым вопросам (45% в странах БРИК) [6].

Различия в понимании налогового риска и его факторов российскими и международными компаниями объясняются разными стадиями развития налогового законодательства и практики налогового администрирования в Российской Федерации и странах, в которых налоговое законодательство и принципы налогового администрирования эволюционировали на протяжении длительного периода. В ряде стран на законодательном уровне установлены обязательства компаний о наличии эффективной формализованной системы внутреннего контроля. Например, в соответствии с законом Сарбейнса-Оксли наличие такой системы обязательно для компаний, акции которых торгуются на фондовых биржах США. В Голландии наличие формализованной системы внутреннего контроля, подтвержденной независимым аудитором, является основанием для освобождения компании от налоговой проверки [7, с. 12]. Наблюдаемые же тенденции в российской экономике: перспективы возрастания налоговой нагрузки на бизнес, усиление налоговых рисков, связанных с применением «антиоффшорного» законодательства, ухудшение экономической конъюнктуры -требуют вывода функции налогового планирования в российских компаниях на качественно новый уровень.

В целях минимизации налоговых рисков российских компаний необходимы следующие меры: мероприятия по повышению квалификации работников (проведение внутренних и внешних обучающих программ, приобретение специализированной литературы и др.); мониторинг всех контрольных процедур на уровне структурных подразделений предприятия и разработка внутренних нормативных документов, регламентирующих порядок исчисления и уплаты налогов всеми структурными подразделениями. Кроме этого, требуется применение либо обновление программного обеспечения, реализация мероприятий по повышению эффективности информационной системы; проведение контрольных процедур (внутренний аудит, ревизия и др.); мониторинг налогового законодательства, анализ нововведений с точки зрения их влияния на деятельность предприятия.

Системная реализация обозначенных мер предполагает наличие в компании специализированного структурного подразделения, в сферу ответственности которого входят: оптимизация налоговой нагрузки компании (на основе законных методов отраженных в официальных документах компании); снижение налоговых и репутационных рисков; повышение эффективности взаимодействия с внешними регуляторами (налоговые инспекции), инвесторами компании и др. Системный подход к налоговому планированию позволяет совместить интересы хозяйствующего субъекта, государства и общества в целом (рисунок).

Таким образом, в современных условиях российский корпоративный сектор сталкивается с ростом налоговых рисков, что обусловливает объективную необходимость для российских компаний в повышении качества налогового планирования на основе реализации системного подхода (создание специализированной налоговой службы в структуре компании, разработка налоговой стратегии компании). Реализация данного подхода позволит не только минимизировать налоговые и репутационные риски компаний, но и обеспечить баланс интересов государства (формирование стабильной налоговой базы), бизнеса и общества (создание условий для роста деловой активности, повышения уровня благосостояния).

Библиографический список

1. Комментарии о государстве и бизнесе. Перспективы увеличения налоговой нагрузки в России / под ред. С.В. Алексашенко. 12-25 июля 2014 г. URL: http://www.hse.ru/data/2014/07/29/1311382173/KGB_74f.pdf

2. Corporate income tax - a global analysisT // PricewaterhouseCoopers (PwC) analytical report. URL: http://www.pwc.com/en_GX/gx/paying-taxes/pdf/pwc-corporate-income-tax-report.pdf

3. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов: [офиц. сайт Министерства финансов РФ]. URL: http://www.minfin.ru/common/upload/library/2014/07/main/ONBP_2015-2017.pdf

4. Налоговые льготы для резидентов особых экономических зон: [офиц. сайт Министерства экономического развития РФ]. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/sez/preferences/taxconcession

5. Антиоффшорная налоговая политика государства набирает обороты // Эрнст энд Янг: информ. бюл. 2013. 23 дек. URL: http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/EY-Tax-Alert-23-December-2013-Rus/$FILE/EY-Tax-Alert-23-December-2013-Rus.pdf

6. Исследование вопросов налогообложения в России за 2008 год: аналит. отчет компании «Эрнст энд Янг». URL: http://www.okhta.com/content/data/store/images/f_31_18_1.pdf

7. Горохова Н.А. Методы управления налоговыми рисками хозяйствующих субъектов // Аудит и финансы. 2009. № 6. С. 10-15.

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ