Лакомова Анастасия Николаевна,
магистрант 1 курса ФЭиМ, КГУ
Политика, экономика и инновации
№3(5) 2016
Аннотация: в статье затрагиваются актуальные вопросы совершенствования единого набора показателей для мониторинга, анализа и управления предприятием. Автором выдвигается предложение разработки единого комплексного обобщенного параметра, отражающего основные сферы деятельности предприятия с учетом его специфики. Рассмотренная в статье методика анализа хозяйственной деятельности предприятия основывается на отраслевых особенностях деятельности и включает комплекс из 9 аналитических показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия и сводный (интегральный) трендовый индекс, отражающих основные сферы деятельности предприятия с учетом его специфики. Данная методика не только упрощает ежегодные сопоставления, но и позволяет проводить многолетний мониторинг экономического состояния предприятия.
Результаты опроса топ-менеджеров предприятий свидетельствуют, что 60% руководителей недовольны существующими системами оценки [3]. Перспективы развития анализа хозяйственной деятельности в практическом направлении тесно связаны с развитием смежных наук, запросов практики; комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности занимает ведущее место в системе управления. В то же время, одна из проблем анализа показателей в рамках конкретного предприятия с учетом его отраслевой специфики заключается в разрозненности данных и отсутствии разграничения существующих нормативных значений в зависимости от отраслевой направленности. Безрукова Т.Л., Борисов А.Н., Шанин И.И. говорят о «необходимости совершенствования отраслевой методики проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности, в рамках которой формируется структурно-информационная база анализа финансово-хозяйственной деятельности во взаимодействии с основными этапами производственного процесса» [1].
В целях проведения адекватного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия представляется целесообразным разработать специализированную методику отраслевого экономического анализа, учитывающую особенности функционирования компании. Такая методика должна не только носить усовершенствованный характер, но и учитывать принадлежность организации к той или иной отрасли. Наиболее интересен в данном случае метод трендового анализа. Роль трендов в отраслевых моделях анализа заключается в возможности изучения относительных изменений фактического показателя по отношению к базовому (нормативному, среднему, плановому, фактическому прошлогоднему и т.д.) значению основного показателя отдельной отрасли производства.
Вклад автора в методику отраслевой оценки финансово-хозяйственной деятельности на основе анализа трендовых показателей заключается в разработке единого комплексного обобщенного параметра путем объединения всех данных по основным показателям. Галченков Ю.С. и Черников А.А. считают, что такой параметр должен «характеризовать состояние предприятия за определенный период времени» [2, c. 57].
Автором предлагается в качестве единого комплексного обобщенного параметра интегральный трендовый индекс, отражающий основные сферы деятельности предприятия с учетом его специфики. В более широком смысле такая методика может быть использована для оценки предприятия любой отрасли. Поэтому предпочтение при отборе показателей необходимо отдать относительным параметрам, чтобы можно было сравнивать разные предприятия одной отрасли, а также проводить межотраслевое сопоставление.
Считаем, что в систему обобщающего интегрального индекса должны быть включены финансово-экономические, производственные и кадровые показатели. Предлагаем за фактические данные принять показатели отчетного периода, за плановые - показатели, средние по отрасли или фактические в предшествующем году). В качестве исходных данных предлагаем использовать сведения объема производства, себестоимости выпускаемой продукции, среднегодовой стоимости основных фондов, численности промышленно-производственного персонала.
В качестве показателей, входящих в интегральный индекс, выделяем следующие составляющие:
Определим формулы расчета по каждому из вышеперечисленных показателей.
1. Индекс прироста объема производства валовой продукции
2. Индекс себестоимости продукции
3. Индекс материалоемкости продукции
где материалоемкость (МЕ) - отношение суммы материальных затрат (С) к стоимости произведенной (валовой) продукции (ВП).
4. Индекс фондовооруженности труда
где ФТ - фондовооруженность труда, определяется как отношение среднегодовой стоимости основных фондов (ОФ) к численности промышленно-производственного персонала (Чп).
5. Индекс производительности труда
где ПТ - производительность труда, как один из основных качественных обобщающих показателей работы предприятия, определяется как отношение произведенной (валовой) продукции (ВП) к численности промышленно-производственного персонала (Чп).
6. Индекс рентабельности персонала
7. Индекс фондорентабельности
где РФ - фондорентабельность, определяется как отношение прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов.
8. Индекс рентабельности затрат на производство продукции
где Рз - рентабельность производственной деятельности, определяемая как отношение прибыли к сумме общих затрат.
9. Индекс рентабельности продаж (оборота)
где Рп - рентабельность продаж (оборота), определяемое как отношение прибыли к сумме выручки
Т.к. индекс прироста объема производства валовой продукции и модифицированный индекс выполнения плана затрат на производство имеют большую значимость по отношению к остальным и, напротив, небольшое значение, предлагается использовать повышающий коэффициент соответственно 15 и 10.
Показатели рентабельности предлагается рассчитывать с учетом понижающего коэффициента 0,25, т.к. они отражают общие тенденции хозяйственной деятельности.
Итак, общую формулу расчета интегрального трендового коэффициента представим в следующем виде
ИтИ = 15ИтВП + 10ИтС + ИтМЕ + ИтФТ + ИтПТ + 0,25ИтРп + 0,25ИтРФ + 0,25ИтРз + 0,25ИтРо = 15ИтВП + 10ИтС + ИтМЕ + ИтФТ + ИтПТ + 0,25(ИтРп + ИтРФ + ИтРз + ИтРо) (17)
Таким образом, представленная нами методика анализа хозяйственной деятельности предприятия основывается на отраслевых особенностях деятельности и включает комплекс из 9 аналитических показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия и сводный (интегральный) трендовый индекс, отражающих основные сферы деятельности предприятия с учетом его специфики.
Определим преимущества предлагаемой методики для введения в практику работы современного предприятия. Во-первых, это присутствие базовых показателей, характеризующих эффективность деятельности предприятия. Во-вторых, модель строится на основе ограниченного набора показателей, которые в то же время являются достаточными для проведения полной оценки. В-третьих, модель предлагает возможность количественной оценки анализируемых показателей. В-четвертых, представленная модель имеет многоцелевое предназначение (планирование, организация, анализ, контроль, мотивация, разработка и реализация решений на различных уровнях управления). В-пятых, модель основывается на применении доступной информации в системе учета, а также несложной системы сбора, обработки, систематизации показателей.
Внедрение предлагаемой методики в практику работы промышленного предприятия позволит оперативно всесторонне оценивать его деятельность, выявлять причины отклонений, принимать обоснованные стратегические и оперативные решения.
Список используемых источников
1. Безрукова Т.Л., Борисов А.Н., Шанин И.И. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций [Электронный ресурс] // Т.Л. Безрукова, А.Н. Борисов, И.И. Шанин. - Общество: политика, экономика, право. - 2013. - №1. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/analiz-finansovo-hozyaystvennoy-deyatelnosti-organizatsiy (дата обращения: 03.02.2016).
2. Галченков Ю.С., Черников А.А. Обобщенный комплексный показатель деятельности предприятия. Оценка эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия с помощью обобщенного комплексного параметра [Текст] // Ю.С. Галченков, А.А. Черников. - Российское предпринимательство. - 2011. - № 2-1. - С. 56-58.
3. Шестакова Е.В. Формирование модели оценки развития промышленного предприятия [Электронный ресурс] // Е.В. Шестакова. -Российское предпринимательство. - 2015. - Том 16. - № 14. - С. 2205-2218. -Режим доступа: https://bgscience.ru/lib/9276/(дата обращения 10.04.2016).