Харитоненко Лидия Богдановна,
студентка
Научный руководитель - Багратуни Каринэ Юрьевна,
доцент, к.э.н. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,
Москва, Россия
Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования
№3 (29) 2018
Одним из основных источников налоговых доходов государства является налог на прибыль организаций (НПО). В статье проведен анализ доходов федерального бюджета, выявлена доля НПО в его структуре. Отмечена роль поступлений по данному налогу в бюджеты субъектов Российской Федерации. Также выявлены основные факторы роста отчислений по налогу на прибыль организаций в 2015-2018 гг.
Ведущая роль в финансовом обеспечении государственных функций принадлежит налогам. Налоговые доходы являются основным источником средств бюджетов всех уровней бюджетной системы. Но помимо фискальной функции, налоги реализуют стимулирующую, регулирующую функции. Особый интерес представляет в связи со спецификой функционального назначения - налог на прибыль, призванный содействовать законному наращиванию капитала и стимулированию инвестиционных процессов в экономике. Налог на прибыль организаций (НПО) - федеральный налог, поступления от которого зачисляются в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации.
Налоговые доходы являются основным источником доходов бюджетов бюджетной системы. В течение последних пяти лет они составляли более 60% структуры доходов федерального бюджета, с устойчивой тенденцией роста (рис. 1).
Анализ динамики структуры налоговых доходов федерального бюджета выявил ее существенные изменения, произошедшие за период 2015-2018 гг. (рис. 2).
Примечание: 2015 г. - уровень базисного периода, равен 100%
Так, за исследуемый период на 46,86% возросла доля поступлений по подгруппе доходов «Налоги на прибыль, доходы», а по подгруппе «Задолженность и перерасчеты по отменённым налогам, сборам и иным обязательным платежам» произошло сокращение на 75,43%.
В структуре поступлений по подгруппе «Налог на прибыль, доходы» в федеральном бюджете 100% приходится на налог на прибыль.
Динамика НПО зависит от ряда факторов. При исследовании поступлений по данному налогу следует учитывать, что на его величину влияет инфляция, динамика промышленного производства и внешней торговли, изменение курса рубля относительно доллара.
Повышение курса доллара ведет к росту затрат организаций на импортные товары и услуги, а следовательно происходит удорожание реализуемой предприятиями продукции. Это в свою очередь способствует росту инфляции в стране, которая снижает покупательную способность населения. То есть происходит снижение внутреннего спроса, а значит, снижается индекс производства.
Так, можно отметить, что повышение цен, вызванное инфляционными процессами, ведет к росту налоговой базы за счет повышения стоимости реализованной продукции. Но в то же время инфляция влияет и на затраты необходимые для производства и продажи созданного товара, то есть становится причиной сокращения налоговой базы.
В 2016 г. инфляция понизилась с 12,91% до 5,38%, незначительно вырос индекс производства. По данным Росстата он составил 101,1% к предыдущему году. Уровень инфляции в 2017 г. был рекордно низким, а поступления по НПО в федеральный бюджет возросли (рис. 3).
Такой рост объясняется в первую очередь увеличением налоговой ставки на 1% с 1 января 2017 г. Разделение 20% ставки по налогу на прибыль на 3% и 17% соответственно между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов установлено до 2020 г.
При этом важно учесть, что преимущественно за счет поступлений по НПО формируются доходы бюджетов субъектов Российской Федерации. В структуре доходов консолидированных бюджетов субъектов на их долю приходилось около 23% в 2015-2016 гг. (рис. 4).
Произошедшее изменение распределения ставки НПО между уровнями бюджетов имеет ряд последствий. К отрицательным явлениям данной меры следует отнести снижение налоговых поступлений региональных бюджетов, в результате чего снижаются расходы на финансирование региональных программ. Однако уже по прогнозным данным на 2017-2018 гг. можно говорить о росте доходов федерального бюджета за счет отчислений по НПО. Следовательно, появится возможность ускорить развитие федеральных программ государства.
По данным Федеральной налоговой службы с 2015 г. увеличилось число налогоплательщиков НПО (рис. 5). Причем в их составе отмечен рост прибыльных организаций. Налоговая база в 2015 г. составила 12 277, 91 млрд руб., а в 2016 г. - 17 427, 32 млрд руб.
Источник: составлено на основе данных Федеральной налоговой службы [8].
Введение санкций со стороны США в 2014 г. стало импульсом для развития промышленности. Их последствия проявились в ограничении импорта, поэтому государству понадобилось реализовать меры по поддержке отечественного производителя для замещения импортных товаров.
Прогнозируемый прирост поступлений по НПО также объясняется и улучшением администрирования налога, а именно повышением уровня собираемости данного налога и осуществлении налогового контроля по исчислению и уплате данного налога. Добиться этого удается с помощью электронных систем, позволяющих вести учет всех налогоплательщиков, своевременности уплаты налогов.
Таким образом, в настоящее время налог на прибыль организаций стал вторым по значимости (после налога на добычу полезных ископаемых) в структуре доходов федерального бюджета. В тоже время он является основным источником доходов бюджетов субъектов Российской Федерации. Изменения разделения ставки по данному налогу между уровнями бюджета привели к росту доходов федерального бюджета. Также рост отчислений по данному налогу в федеральный бюджет и бюджеты субъектов связан с началом роста промышленного производства с 2016 г., увеличением числа прибыльных организаций в стране. Необходимым условием для дальнейшего развития государства является улучшение налогового администрирования, проявляющееся в совершенствовании системы налогообложения прибыли.
Список литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: текст на 2018 год с изменениями от 1 октября. - Москва: Эксмо, 2017. - 448 с.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая и вторая. - Москва: Проспект, 2017. - 1040 с.
3. Колчугин С.В. Экономическая сущность налога на прибыль // Все для бухгалтера. 2017. №1 (289). С. 7 -16.
4. Севостьянов И.А. Роль и значение налога на прибыль организаций в доходах бюджетов различных уровней // Финансовая система России: проблемы и перспективы развития. 2016. С. 181-185.
5. Тюпакова Н.Н., Литовкина А.В. Роль налога на прибыль организации в формировании доходной части бюджета // Экономические исследования и разработки. 2017. № 11. С. 150-161.
6. Фатуллаева А.Г. Проблемы взимания налога на прибыль организаций и его место в бюджетной системе Российской Федерации // Современное общество и власть. 2016. № 4 (10). С. 288-292.
7. Официальный сайт Казначейства России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.roskazna.ru/ (Дата обращения: 19.03.2018)
8. Официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nalog.ru/ (Дата обращения: 19.03.2018)
9. Приложение № 3 к пояснительной записке к проекту федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sozd.parlament.gov.ru/download/8B0F0AA5-AEF1-4F33-965D-2102FF2C63B6 (Дата обращения: 19.03.2018)
10. Уровень инфляции в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://xn----ctbjnaatncev9av3a8f8b.xn--p1ai/ (Дата обращения: 19.03.2018)