В последние годы в России понадобились цивилизованные инструменты рынка. Более эффективной и перспективной формой обслуживания бизнеса зарекомендовал себя факторинг. За последнее десятилетие именно факторинг получил в нашем отечестве определенное развитие. В силу проблем экономического характера основным проводником факторинга в российскую реальность стали не специализированные в этой области организации, а коммерческие банки. Специальные компании-факторы, ориентирующиеся на использование потенциала этого важного инструмента бизнеса, пока у нас отсутствуют по объективным причинам, для этого еще не имеется достаточно солидных основ.
Однако дело в российской экономике улучшается. Производство, торговля расширяются. Необходимость их совершенствования и развития во многом обуславливает и потребность коренного улучшения обстановки с денежными расчетами, остающимися «ахиллесовой пятой» российских экономических реалий. Отсюда острая потребность во введении в действие таких экономических инструментов, которые способствовали бы скорейшему хозяйственному подъему, успешному разрешению имеющихся трудностей. Среди таких инструментов особое место по праву занимает именно факторинг.
Здесь важно отметить, что в России уже накоплен известный опыт применения факторинга. Но он относится, прежде всего, к сфере кредитных институтов. Среди банков, которые активно его использовали, имеются и такие, которые после августа 1998 года прекратили свое существование например, Тверьуниверсалбанк. Однако не все в его опыте плохо и не из-за практики применения факторинга у него возникли трудности. Учесть же опыт, который уже имеется в России, дело необходимое.
В России, а также в других странах СНГ развитие факторинговых хозяйственных операций происходило не столь быстрыми темпами, которые в основном предопределялись темпами либерализации экономики. Аналитики Мирового Банка исследовали зависимость между степенью либерализации экономики, внешнеторговой политикой, увеличением экспорта и его вкладом в экономический рост. Была предпринята попытка количественно оценить прогресс стран с переходной экономикой на пути реформ путем сравнения степени либерализации экономики. Был рассчитан индекс либерализации внутренних рынков, внешнеэкономической деятельности и возникновения новых компаний.
Факторинговое обслуживание в России широко использовалось на практике с конца 1988 г. Примером в этой области выступил Промстройбанк. С 1989 г. факторинг стал использоваться и другими банковскими учреждениями страны. Однако лишь ограниченное число банков имело в данной сфере реальные достижения. Это обусловлено многими причинами, среди которых первостепенное значение имеет состояние отечественной экономики, находящейся в орбите перманентного кризиса, потрясения, которые она испытывает из-за внешних и внутренних причин (особенно дефолта августа 1998 года, когда многие банки, ранее не без успеха использовавшие факторинг, оказались вычеркнутыми из числа реальных агентов рынка). После этого, на первых этапах произошло смешение понятий — факторинг заменили постепенно банковской гарантией, что исказило саму его сущность. Еще недавно под факторингом у нас понимали соглашение с поставщиком о переуступке факторинговому подразделению банка права требования к плательщикам по платежным требованиям, не оплаченным в срок (переуступка просроченной дебиторской задолженности); соглашение и с поставщиком, и с плательщиком о переуступке неоплаченных в срок платежных требований факторинговому отделу банка (переуступка просроченной дебиторской задолженности, гарантирование фактором платежей поставщику и кредитование плательщика) и соглашение с плательщиком о гарантировании фактором его платежей при появлении временных финансовых затруднений (кредитование плательщика).
Как видно, все сводилось к переуступке просроченной задолженности, а не платежных требований при их возникновении, т.е. нормальной задолженности. Это вытекало из инструкции Госбанка СССР № 252 от 12 декабря 1989 г. «0 порядке осуществления операций по уступке поставщиками банку права получения платежа по платежным требованиям за поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги», в которой предусматривалось, что переуступка требования производится лишь после получения поставщиком от банка плательщика извещения об отсутствии у плательщика средств и перемещения требования в картотеку 2, где сосредотачивались расчетные документы, не оплаченные в срок.
И в России стала очевидной необходимость создания серьезной правовой базы, обеспечивающей все необходимые предпосылки для развития факторинга. Ситуация резко изменилась, когда отношения, возникающие по договору финансирования под уступку денежного требования, т.е. по договору факторинга, были четко законодательно зафиксированы как важный вид гражданско-правовых договоров в части второй Гражданского кодекса РФ. Поскольку в мировой практике договор факторинга применяется давно и довольно активно, передовой опыт зарубежных стран был использован при составлении нового российского Гражданского кодекса. Охарактеризуем основные положения.