А.С. Бутузова, магистрант
Научный руководитель: Ю.Г. Березина,
канд. юр. наук, старший преподаватель
Самарский национальный исследовательский университет
имени академика С.П. Королёва (Россия, г. Самара)
Международный журнал гуманитарных и естественных наук
№4 2018
Аннотация. В статье рассматривается динамика доходов от внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, поступление таможенных пошлин в федеральный бюджет Российской Федерации, структура таможенных пошлин, динамика поступления в федеральный бюджет Российской Федерации ввозных и вывозных таможенных пошлин, проблемы правового регулирования таможенных пошлин в Российской Федерации, связанные с возникновением ошибок при определении таможенной стоимости товара таможенными органами.
Таможенно - тарифное регулирование представляет собой метод государственного регулирования внешнеторговой деятельности страны, осуществляемый при помощи применения ввозных и вывозных таможенных пошлин [ 1].
В целях рассмотрения исторической роли таможенной пошлины в процессе формирования бюджета Российской Федерации, необходимо изучение ранних источников. Впервые о взимании пошлин с продаваемых или обмениваемых товаров указывается в Русской Правде. Согласно мнению К.Н. Лодыженского, являющегося автором знаменитой работы «История русского таможенного тарифа», применение таможенных пошлин может быть связано с греческими священниками, которые были призваны князем Владимиром в целях распространения христианства.
Согласно другой точке зрения взимание таможенных пошлин могло осуществляться еще до принятия христианства. Так в некоторых источниках указывается о торговых переговорах князя Олега с Византийской империей.
В соответствии с третьим подходом применение таможенных пошлин является естественным явлением, которое сопровождается осуществлением логичных действий в целях материальной поддержки государства.
Согласно бюджетной классификации Российской Федерации таможенная пошлина является неналоговым доходом, входящим в состав доходов, получаемых от осуществления внешнеэкономической деятельности, и в структуру доходной части федерального бюджета России. На основе данных, предоставляемых на Федеральном сайте государственной статистики, была рассчитана процентная доля доходов, получаемых от осуществления внешнеэкономической деятельности, в доходной части федерального бюджета Российской Федерации, и представлена на рисунке 1.
Согласно рисунку 1, доходы, получаемые в результате осуществления внешнеэкономической деятельности, в 2011 году составляют практически половину всех доходов федерального бюджета России. С 2014 по 2016 годы прослеживается тенденции значительного снижения суммы доходов от внешнеэкономической деятельности из-за внедрения санкций по отношению к России.
В соответствии с данными, содержащимися на сайте Федерального казначейства о доходах федерального бюджета, были рассчитаны доли поступления ввозных и вывозных таможенных пошлин в доходной части бюджета Российской Федерации. Результаты данных расчетов были представлены на рисунке 2.
Из рисунка 2 следует, что таможенные пошлины в период с 2011 по 2014 годы составляли больше 35 % доходов федерального бюджета России. Однако с 2015 года по 2016 год процентная доля поступлений таможенных пошлин в федеральный бюджет Российской Федерации составляет меньше 35% от доходной части бюджета. Следовательно, снижение величины поступления доходов от внешнеэкономической деятельности в федеральный бюджет России в 2015-2016 годах, отраженное на рисунке 1, может быть связано со снижением доли поступлений в федеральный бюджет таможенных пошлин. Большая часть таможенных пошлин, которые направляются в федеральный бюджет России, представлена вывозными таможенными пошлинами.
В целях проведения анализа структуры таможенных пошлин, поступающих в федеральный бюджет России, была составлена таблица 1, отражающая доли и величину поступающих вывозных и ввозных таможенных пошлин.
Таблица 1. Структура таможенных пошлин, применяемых в Российской Федерации, млрд. руб., процентов
Виды доходов | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 |
Таможенные пошлины |
4402,21 (100,00) |
4832,5 (100,00) |
4741,84 (100,00) |
5289,65 (100,00) |
3339,24 (100,00) |
2618,02 (100,00) |
Ввозные таможенные пошлины |
691,91 (15,72) |
732,76 (15,16) |
683,83 (14,42) |
652,52 (12,34) |
558,87 (16,74) |
563,95 (21,54) |
Вывозные таможенные пошлины |
3710,3 (84,28) |
4099,74 (84,84) |
4058,01 (85,58) |
4637,13 (87,66) |
2780,37 (83,26) |
2054,07 (78,46) |
Из рисунка 2 и таблицы 1 следует, что процентная доля вывозных таможенных пошлин в общей сумме таможенных пошлин, поступающих в федеральный бюджет Российской Федерации, повышалась в периоде с 2011 года по 2014 год, достигнув, максимальное значение, равное 87,66 %, в 2014 году. Однако в 2015 и 2016 годах доля вывозных таможенных пошлин уменьшается.
При рассмотрении динамики вывозных таможенных пошлин необходимо помнить об:
Снижение суммы поступления доходов от внешнеэкономической деятельности в федеральный бюджет Российской Федерации, представленное на рисунке 1, может быть связано не только с введением экономических санкций в отношении России, но и со снижением поступления сумм таможенных пошлин в 2015-2016 годах в федеральный бюджет страны, представленным на рисунке 2, вызванным наличием проблем в области осуществлении правового регулирования взимания таможенных пошлин в Российской Федерации. Данные проблемы связаны с возникновением ошибок при определении таможенной стоимости товара таможенными органами из-за того, что в таможенном законодательстве России не учитывается возможность уменьшения такого показателя, как себестоимость, которая входит в структуру цены товаров.
Данное понижение, с точки зрения таможенных органов России, является необоснованным из-за использования «профилей риска» - разработанных списков товаров федеральной таможенной службой Российской Федерации с рекомендованными ценами на данные товары, являющимися ориентиром при декларировании товаров. Поэтому таможенная стоимость товаров может быть завышенной и может вызвать уменьшение величины экспорта товаров из России из-за несогласия компаний уплачивать высокие таможенные пошлины. Даже в новом Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 2017 года не учитывается возможность уменьшения себестоимости товаров при определении таможенной стоимости ввозимых товаров при применении метода сложения, основные положения которого представлены в статье 44 данного кодекса [3]. Так в статье 44 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза говорится о том, что при определении таможенной стоимости ввозимых товаров в качестве данных о сумме прибыли и коммерческих, управленческих расходах используются величина, получаемая при продаже товаров того же класса или вида, что и ввозимые товары. Поэтому ввозная таможенная пошлина может быть завышенной и может вызвать уменьшение величины импорта товаров предприятиями. В данном случае необходимо внесение положений об учете возможности уменьшения себестоимости товаров при определении таможенной стоимости, разделении вопросов выпуска продукции и уплаты таможенных пошлин, об адекватных сроках вынесения решений таможенным органом в отношении изменений в таможенной декларации в главу 11 «Таможенная стоимость товаров» Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 311 - ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
Также к проблемам правового регулирования взимания таможенных пошлин относятся:
Таким образом, доходы, получаемые от осуществления внешнеэкономической деятельности, представляют собой важный элемент в формировании доходной части федерального бюджета Российской Федерации. Снижение величины поступления доходов от внешнеэкономической деятельности в федеральный бюджет России вызвано введением экономических санкций в отношении Российской Федерации или снижением величины поступления таможенных пошлин, вызванных наличием проблем правового регулирования взимания таможенных пошлин в России, требующих совершенствования положений таможенного законодательства Российской Федерации.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311 - ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [Принят Гос. Думой 19 ноября 2010 года, последняя редакция 29 декабря 2017 года] // Собрание законодательства РФ. 2010. № 48. Ст. 6252
2. Алексеева Т.О. Анализ влияния вывозных таможенных пошлин на развитие экспорта и доходов федерального бюджета Российской Федерации // Финансы и кредит. 2016. № 28 (700). С. 28-36.
3. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017) // Российская газета. 2017. № 261.