Солодовникова У.Н.,
доцент, кафедра экономики;
Худина А.А.
студент, кафедра финансов и банковского дела,
Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск
Вопросы науки и образования
№7 (19) 2018
Аннотация: в настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанным с изучением акцизной деятельности. Именно поэтому в представленной статье проведен анализ основных проблем акцизного налогообложения и направления совершенствования акциза.
В рамках реализации Концепции по противодействию потребления табака в России ведется особая налоговая политика, которая подразумевает взимание налоговых акцизов в доходную часть бюджета. Концепция была утверждена в 2010 году, в настоящее время документ пересмотрен, а срок его действия продлен.
Используется принцип поэтапного повышения ставки акциза на табачную продукцию, цель данных мероприятий - привести цены на табачную продукцию к таким, какие действуют в Европе. Если ставка акциза за табачную продукцию взимается с каждой 1 тыс. сигарет, то ставка акциза на алкоголь зависит от его крепости и вида.
В 2016 году текущие ставки акцизов на алкогольную продукцию были проиндексированы на 10%. Акцизы были подняты в отношении слабоалкогольной продукции и крепкого алкоголя. Что касается пивных напитков, то в 2016 году ставки акцизов на него были проиндексированы в соответствии с достигнутым уровнем инфляции[1].
Главная проблема для такой налоговой политики - резкое повышение ставок акцизов с учетом присутствия на рынке высокой доли контрафакта. Борясь с алкоголем и табакокурением, правительство скорее заинтересовано в повышении доходной части бюджета за счет повышения акцизов, нежели в эффективной борьбе с фальсификатом на рынке алкогольной и табачной продукции.
В 2014 в сфере налоговой акцизной политики было введено взимание авансового акцизного платежа при ввозе спирта-сырца из-за границы (в том числе и с территории стран Таможенного союза). В рамках этой реформы были внесены поправки в НК. Ранее такая норма тоже действовала, но только в отношении того спирта-сырца, который производился на территории РФ. Все эти поправки в акцизную политику государства ориентированы на достижение главной цели - обеспечение дополнительных поступлений в бюджет. По подсчетам экспертов, только в 2014 году бюджет получил на 17 млрд. руб. прибыли больше, чем годом ранее. В 2015 году бюджет получил дополнительно больше 23 млрд. руб. за счет очередного повышения ставок акцизов. По итогам 2016 года бюджет России получил больше 311 млрд. руб. только за счет увеличившейся ставки акцизов. Многие ученые сходятся во мнении о том, что законодатели сами до конца не осознают специфику данного налога и его роль для бюджета. Критике подвергается главный принцип акцизной политики - взимание консолидированного налога с тех товаров, которые сами по себе не обладают свойствами полезности[3].
Вместе с поднятием ставок акцизов не решается главная проблема - очищение рынка от низкокачественной и контрафактной продукции. Неофициальная статистика указывает на то, что до 20% всего производимого алкоголя в России - это контрафакт. Такая продукция не облагается акцизами, так как ее производство ведется подпольным методом. Тем не менее, она широко распространена во всех регионах России. Что касается табака, то здесь многие предприятия нашли обходные пути - на российский рынок стала заходить низкокачественная табачная продукция. По цене она может успешно конкурировать с продукцией отечественного производства. Получается, что государство не обеспечивает защиту своих производителей[4].
Государство рассматривает их только с точки зрения их полезности как налогоплательщиков. Впрочем, и ограничительные меры по потреблению табака и алкоголя демонстрируют свою слабую эффективность. К настоящему времени назрела необходимость расширения перечня товаров, которые должны облагаться акцизом. Это будет более действенным как с точки зрения наполнения бюджета, так и с точки зрения социальной справедливости. Товары нефункционального спроса, разумеется, должны облагаться высокими налогами. Однако государство не должно возлагать надежды на то, что методами борьбы с табакокурением и алкоголем ему удастся решить все проблемы в экономике[2].
В то же время акцизы в отношении определенных товаров необходимо отменить. Взять тот же бензин, цены на который вызывают постоянную критику в обществе. Да, Россия обладает большими запасами нефти, ее площадь большая, но представить жизнь современного человека без автомобиля невозможно. Транспорт используется для пассажирских перевозок, доставки грузов, поддержания работы всей городской инфраструктуры.
Поэтому можно ввести акцизы в отношении тех товаров, которые не имеют практической пользы. За счет этого можно повысить эффективность налоговой политики. К тому же остается неясным влияние повышенных акцизов на подакцизные товары на конечных потребителей и производителей. Поэтому целесообразно обосновать научным методом эффективность существующей модели политики государства в отношении акцизного налогообложения.
Таблица 1. Объем поступлений за счет системы акцизного налогообложения
Период/подакцизные товары | 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год |
Совокупный объем поступлений в бюджет за счет взимания акцизного налога | 66344,7 млн. руб. | 70988,8 млн. руб. | 75248,1 млн. руб. | 78258,06 млн. руб. | 80605,8 млн. руб. |
Объем задолженности по акцизным налогам, подлежащим уплате | 3023,3 млн. руб. | 3279,1 млн. руб. | 3908,9 млн. руб. | 4495,2 млн.руб. | 5259,4 млн. руб. |
Таблица 2. Структура подакцизных товаров и поступления по ним
Вид подакцизного товара/период | 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год |
Спирт этиловый из всех видов сырья | 9951,7 млн. руб. | 12068,09 млн. руб. | 13544,6 млн. руб. | 12521,2 млн. руб. | 11284,8 млн. руб. |
Табачная продукция | 5307,5 млн. руб. | 6388,9 млн. руб. | 8277,2 млн. руб. | 7825,8 млн. | 9672,6 млн. руб. |
Автомобили легковые и мотоциклы | 12605,4 млн. руб. | 13487,8 млн. руб. | 12039,6 млн. руб. | 10956,1 млн. руб. | 9672,6 млн. руб. |
Автомобильный бензин | 13932,3 млн. руб. | 16327,4 млн. руб. | 18059,5 млн. руб. | 17216,7 млн. руб. | 15315,1 млн. руб. |
Прямогонный бензин | 3317,2 млн. руб. | 4259,32 млн. руб. | 5267,3 млн. руб. | 4695,4 млн. | 6448,4 млн. руб. |
Дизельное топливо | 18576,5 млн. руб. | 15617,5 млн. руб. | 15802,1 млн. руб. | 19564,5 млн. руб. | 18539,3 млн. руб. |
Моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей | 3317,3 млн. руб. | 2839,5 млн. руб. | 2257,4 млн. руб. | 5478,06 млн. руб. | 96726 млн. руб. |
Данные в таблицах выше позволяют судить о наличии негативной тенденции в сфере акцизного налогообложения - несмотря на индексацию акцизов, наблюдается рост задолженности по уплате платежей перед бюджетами всех уровней. Можно выдвинуть предположение о том, что ставка акциза оказывается неподъемной для предприятий, поскольку растущая конкуренция и ограничения на внешнем рынке торговли приводят к снижению прибыли.
К настоящему времени имеется острая проблема, связанная с задолженностью по оплате акцизного налога. По сравнению с 2013 годом в 2017 году задолженность выросла почти в 1,8 раза, что говорит о достаточно низкой собираемости акцизного налога и неэффективности налоговой политики государства.
Таблица 3. Объем выпуска подакцизных товаров и задолженность по ним перед всеми уровнями бюджета
Вид выпускаемого подакцизного товара/период | Объем задолженности в 2013 году | Объем задолженности в 2014 году | Объем задолженности в 2015 году | Объем задолженности в 2016 году | Объем задолженности в 2017 году |
Спирт этиловый из всех видов сырья | 453,4 млн. руб. | 557,44 млн. руб. | 781,7 млн. руб. | 943,9 млн. руб. | 1262,25 млн. руб. |
Табачная продукция | 60,4 млн. руб. | 131,16 млн. руб. | 195,4 млн. руб. | 269,7 млн. руб. | 420,75 млн. руб. |
Автомобили легковые и мотоциклы | 544,1 млн. руб. | 688,61 млн. руб. | 938,1 млн. руб. | 980 млн. руб | 1314,8 млн. руб. |
Автомобильный бензин | 362,7 млн. руб. | 459,07 млн. руб. | 703,6 млн. руб. | 1168,7 млн. руб. | 683,7 млн. руб. |
Прямогонный бензин | 272,09 млн. руб. | 327,9 млн. руб. | 351,8 млн. руб. | 674,2 млн. руб. | 315,5 млн. руб. |
Дизельное топливо | 846,52 млн. руб. | 852,5 млн. руб. | 899,04 млн. руб. | 314,6 млн. руб. | 1051,8 млн. руб. |
Моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей | 483,72 млн. руб. | 262,3 млн. руб. | 390 млн. руб. | 450 млн. руб. | 210,3 млн. руб. |
Основную проблему представляет низкая собираемость акцизного налога, злостное уклонение предприятий от исполнения обязанностей перед бюджетом. К тому же в качестве причины роста задолженности перед бюджетом является внедрение принципа уплаты суммы акциза авансом, что ведет к нарушению сроков и дефициту в бюджетах всех уровней.
Между тем, на 2018-2020 гг. запланировано поэтапное повышение акцизов по целой группе товаров. В 2020 году будет введен увеличен акцизный налог на спирт, который реализуется организациями, не уплачивающими авансовый акциз. Запланировано повышение со 104 до 107 рублей за 1 литр безводного спирта.
Ставка акциза на спиртосодержащие жидкости вырастет с 418 до 435 рублей за 1 литр чистого спирта. В отношении алкогольной продукции с крепостью больше 9% будет установлен акциз 544 рубля за 1 литр чистого спирта. На 2020 год запланирована очередная индексация акцизов на спиртные напитки с крепостью меньше 9%, увеличение акцизов на вина, автомобильный бензин и табак. За счет этих мер бюджет планирует дополнительно получить больше 5205 млн. руб.
Список литературы
1. Клюкович З.А. Налоги и налогообложение / З.А. Клюкович. Ростов н/Д: Феникс, 2015. 316 с.
2. Ермакова Е.А. Налоговое регулирование в системе государственного налогового менеджмента // Финансы и кредит. 2014. № 8.С. 28-32.
3. Троянская М.А. Налоговое регулирование в налоговой политике: сущность, содержание, виды // Актуальные проблемы теории и практики налогообложения: материалы I Междунар. науч.-практ. конф., г. Волгоград, 28-29 нояб. 2015 г. / редкол.: Е.Б. Дьякова, Л.В. Перекрестова. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 25 с.
4. Бушмин Е.В. Очередные меры по регулированию алкогольного рынка, или о вине, пиве и акцизах // Налоговая политика и практика. 2014. № 9.С. 21 -23.