Тимофеева А. М.
магистрант, программа: правовое обеспечение финансового контроля и надзора,
кафедра финансового и налогового права, Финансовый университет
при Правительстве Российской Федерации, г. Москва
International scientific review
№6 (16) 2016
Аннотация: в статье рассматриваются понятия и основные направления деофшоризации российской экономики, призванные обеспечить противодействие использованию низконалоговых юрисдикций для получения необоснованных преференций и необоснованной налоговой выгоды.
Обсуждение необходимости борьбы с утечкой национального капитала и противодействия использованию схем международного налогового планирования с использованием офшорных юрисдикций активизировалось в России в середине 2011 года, когда на фоне второй волны мирового финансового кризиса в национальной экономике наиболее остро стал ощущаться недостаток денежных средств.
Тогда же, согласно отчету, опубликованному международным исследовательским институтом Global Financial Integrity, Россия была признана мировым лидером по объемам оттока «грязных денег», а также по удельному весу финансовых потерь по отношению к ВВП [1].
Активное реформирование национального законодательства в данной сфере началось с оглашения Указа Президента Российской Федерации № 596 от 7 мая 2012 года «О долгосрочной государственной экономической политике» [2], где была намечена цель по обеспечению прозрачности финансово-хозяйственной деятельности в стране.
Спустя полгода в ежегодном Послании Президента Российской Федерации к Федеральному собранию была поставлена задача по разработке «целой системы мер по деофшоризации нашей экономики», а Правительству Российской Федерации дано поручение представить соответствующие комплексные предложения по данному вопросу [3].
В подготовке соответствующих поправок в национальное законодательство было задействовано не только Министерство Финансов Российской Федерации, но и Федеральная служба по финансовому мониторингу, Центральный Банк Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, а также ряд общественных организаций.
В результате был предложен комплекс правовых мер, призванных сократить использование низконалоговых юрисдикций в целях получения необоснованных преференций и необоснованной налоговой выгоды как напрямую, так и посредством использования «спарринг-офшорных» [4] или «транзитных» компаний в юрисдикциях, с которыми у России имеются договоры об избежании двойного налогообложения. Среди таких мер выделяются:
Вместе с тем, следует отметить, что в России уже давно введены и успешно применяются антиофшорные механизмы, соответствующие рекомендациям ОЭСР глобального характера, такие как: регулирование трансфертного ценообразования, правило контролируемой задолженности («тонкой капитализации»), введение так называемого национального «черного списка» офшоров, осуществление финансового мониторинга и валютного контроля международных сделок. Кроме того, продолжается переговорный процесс с офшорными юрисдикциями для уточнения и приведения в соответствие с актуальной позицией ОЭСР положений об обмене информацией в международных налоговых соглашениях [5].
Говоря о самом понятии «деофшоризация», следует отметить, что оно, безусловно, отсутствует в нормативных источниках. Данная категория была введена в оборот искусственно с целью обобщить в едином термине набор правовых инструментов, направленных на возвращение российского капитала в национальную экономику.
Указанный термин впервые был предложен специалистом в области международного налогового права А. С. Захаровым в мае 2013 года: «Деофшоризация, - пишет он в своей работе, - представляет собой проведение государством комплекса мероприятий в законодательной, правоприменительной и информационной областях для снижения или исключения впоследствии вовлеченности в национальный хозяйственный оборот резидентов под видом иностранных лиц или с использованием иностранных правовых конструкций, преследующих преимущественно незаконные или недобросовестные цели» [6].
В качестве примеров недобросовестных или незаконных целей использования офшоров или иностранных компаний и правовых конструкций А.С. Захаров приводит:
Адвокат А. С. Комиссаров предлагает схожее определение, в соответствии с которым деофшоризация - это комплекс мероприятий в информационной, законодательной, правоприменительной областях, который проводится для уменьшения или исключения вовлеченности в отечественный хозяйственный оборот резидентов - иностранных лиц либо использования с этой целью иностранных правовых систем [7].
Согласно исследованию общественной организации «Изборский клуб экспертов», объединяющей политиков и общественных деятелей государственно-патриотической направленности, деофшоризация представляет собой снижение роли офшорного фактора в российском бизнесе, а именно:
Таким образом, деофшоризация - это комплекс государственных мероприятий, направленных на повышение прозрачности финансовой деятельности хозяйственных обществ, перемещение под юрисдикцию российского государства экономических операций и процессов управления активами и российскими предприятиями, осуществляемых преимущественно в интересах российских бизнесменов и (или) под их контролем, обеспечение выполнения законодательно установленных ограничений на деятельность нерезидентов в стратегически важных отраслях экономики, противодействие уклонению от налогообложения в Российской Федерации с помощью офшорных компаний и повышение привлекательности российской экономики [9].
В рамках реализации мер по деофшоризации российской экономики, в период с 2012 по 2016 год были внесены существенные изменения в национальное законодательство, позволившие усовершенствовать механизм контроля за проведением трансграничных операций:
Официальные данные, представленные Центральным Банком Российской Федерации по итогам 2015 года, позволяют сделать вывод о том, что предпринятые меры позволили сократить чистый отток национального капитала почти в 3 раза: в 2015 году Центральный Банк Российской Федерации зафиксировал отток в $ 58,1 млрд., тогда как в 2014 году -$ 152,9 млрд. [10].
Вместе с тем, в конце 2015 года из книги французского экономиста Габриэля Зукмана [11] мы узнали и о неофициальной статистике. Согласно исследованию Зукмана, 52 % всех российских финансовых активов находится в офшорах, а это доходы, составляющие порядка $ 200 млрд. В одной из своих статей журналист «Новой газеты» Дмитрий Шестаков сравнил эти цифры с бюджетными расходами нашей страны и пришел к выводу, что указанная сумма составляет четверть бюджетных расходов на образование или более половины расходов, направленных на исследование космоса в 2015 году [12].
Учитывая приведенную статистику, можно с уверенностью сказать, что меры по деофшоризации российской экономики не случайны, и главнейшей задачей антикризисной политики нашей страны является перемещение экономических операций и процессов управления активами российских предприятий под юрисдикцию российского государства.
Важно подчеркнуть, что деофшоризация российской экономики не должна останавливаться на достигнутом результате, она должна проводиться системно, планомерно и иметь стратегическую направленность. Нашей стране остро необходимо совершенствование национального законодательства в части повышения привлекательности российской юрисдикции для бизнеса, акцент на укреплении и защите института собственности, системной модернизации налоговой политики для последующей гармонизации российского законодательства с налоговыми системами зарубежных стран - основных экономических партнеров России, наряду с созданием устойчивого механизма финансовой безопасности государства.
Литература
1. Study Finds Crime, Corruption, Tax Evasion Drained $946.7bn from Developing Countries in 2011. [Электронный ресурс]: URL: http://gfintegrity.org/wpcontent/uploads/2014/05/Illicit_Financial_Flows_from_Developing_Countries_2002-2011-ffighRes.pdf. (дата обращения: 18.04.2016).
2. О долгосрочной государственной экономической политике. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 596. Российская газета. № 102. 09.05.2012.
3. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2012. Российская газета. № 287. 13.12.2012.
4. Хейфец Б.А. Неспешная деофшоризация. Прямые инвестиции. 2014. № 4 (144).
5. Полежарова Л.В. Деофшоризация российской экономики. Экономика. Налоги. Право. 2014. № 2.С. 102-103.
6. Захаров А.С. Деофшоризация: российский контекст. Legal Insight. 2013. N 5 (21).
7. Комиссаров А.Ф. Деофшоризация как способ уменьшения количества оффшоров российских компаний. [Электронный ресурс]: URL: http://akomissa rov.ru/pressa/deofshorizacziya-kak-sposob-umensheniya-kolichestva-offshorov-rossijskix-kompanij.html (дата обращения: 21.04.2016).
8. Деофшоризация российской экономики. Доклад НКО «Изборский клуб экспертов». [Электронный ресурс]: URL: http:// http://www.dynacon.ru/content/articles/2700/#1 (дата обращения: 21.04.2016).
9. 101 термин налогового права: крат. законодат. и доктринальное толкование / Н.Н. Балюк, В.В. Замулко, А.В. Красюков и др.; рук. авт. кол. Н.А. Соловьева. М.: Инфотропик Медиа. 2015.
10. Статистика Центрального банка РФ. Чистый ввоз/вывоз капитала частным сектором. [Электронный ресурс]: URL: http://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/bop/outflow.xlsx (дата обращения: 25.04.2016).
11. The hidden wealth of nations: the scourge of tax havens / Gabriel Zucman; translated by Teresa Lavender Fagan; with a foreword by Thomas Piketty. The University of Chicago Press. 2015.
12. Шестаков Д. Плюс деофшоризация всего мира. Новая газета. № 4. 18.01.2016.