Долгих Юлия Александровна
ст. преподаватель кафедры
государственных и муниципальных финансов
Степанова Наталья Романовна
канд. тех. наук, доцент
кафедры государственных и муниципальных финансов
Уральский федеральный университет имени первого
Президента России Б.Н. Ельцина
Симонян Артур Хачикович
ООО «Газпром Трансгаз г. Екатеринбург»
Российское предпринимательство
№5 2012
Аннотация. В статье показано, как путем оценки реальной стоимости своей компании и стоимости компании конкурента можно сравнивать эффективность управленческих решений, направленных на стратегическое развитие бизнеса - своего и конкурентов.
Мировой финансовый кризис, начавшийся в 2008 году, выявил несовершенство систем управления, основанных исключительно на финансовых показателях. Многие современные российские компании, топ-менеджмент которых осуществлял принятие управленческих решений только на основе финансовых показателей, не смогли вовремя идентифицировать проявляющиеся симптомы кризиса, спрогнозировать возможные последствия и обозначить наилучшие пути выхода из сложившейся ситуации.
Происходящие в современной отечественной экономике посткризисные изменения требуют усиления менеджмента и системы управления финансами, производством, реализацией, и, в конечном итоге - стоимостью компании. Концепция управления компанией, основанная на максимизации ее стоимости, является одной из самых эффективных. В свою очередь, изменение стоимости компании за период как критерий эффективности управления хозяйственной деятельностью учитывает практически всю информацию, связанную со спецификой и условиями функционирования конкретной компании.
Оценка стоимости бизнеса представляет собой задачу определения результативности и эффективности деятельности компании не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периоде [1, 2]. Высокая практическая значимость и востребованность стоимостного подхода обусловили широкое распространение различных моделей оценки стоимости компании. На сегодня в мировой практике можно выделить следующие модели оценки стоимости бизнеса: SVA (Shareholders Value Added - добавленная акционерная стоимость), MVA (Market Value Added - добавленная рыночная стоимость), EVA (Economic Value Added - добавленная экономическая стоимость), CFROI (Cash Flow Return on Investments - возврат денежного потока на инвестиции) и др. [3, 4, 5]. Вышеперечисленные традиционные подходы оценки бизнеса зачастую дополняются методами, разрабатываемыми руководством крупных компаний и адаптированными под специфику отрасли и рынка.
Авторами предлагается подход к формированию нового механизма оценки эффективности управления на основе реальной стоимости бизнеса для разработки стратегии развития предприятия. Под реальной стоимостью бизнеса понимается стоимость бизнеса на основе объективной информации и многокритериальной оценки с учетом:
Реальная стоимость компании (бизнеса) рассчитывается как стоимость чистых активов за определенный период плюс дисконтированная EVA (добавленная экономическая стоимость), то есть формула расчета реальной стоимости компании выглядит следующим образом:
где ЧAi - стоимость чистых активов предприятия за i-й год;
Т - рассматриваемый период времени;
- дисконтированная стоимость компании, рассчитанная доходным подходом, здесь αi - коэффициент дисконтирования [6].
Показатель EVA может быть рассчитан не только для предприятий, акции которых котируются на рынке, но и для непубличных (закрытых) компаний. В российских условиях это достаточно актуально. EVA определяется как разница между скорректированной величиной чистой прибыли и стоимостью использованного для ее получения инвестированного капитала компании (собственных и заемных средств):
EVA = NOPAT(adj) - WACC*CE(adj), (2)
где NOPAT (Net Operating Profit After Taxes) - чистая прибыль после уплаты налогов, скорректированная на величину изменений эквивалентов собственного капитала;
WACC (Weighted Average Cost of Capital) - средневзвешенная стоимость капитала;
CE (Capital Employed) - сумма инвестированного капитала с учетом эквивалентов собственного капитала.
Этот показатель представляет собой сумму всех активов, относящихся к оперативному управлению объектом оценки за вычетом краткосрочных обязательств (коммерческих кредитов, задолженностей перед бюджетом и т.п.). Объектом оценки может быть как вся компания, так и отдельные ее подразделения. При расчете показателя СЕ важно учесть активы, которые совместно используются несколькими бизнес-подразделениями (неделимые активы). Их нужно учесть в объеме, пропорциональном степени использования объектом оценки; (adj) - Adjustments (Equity Equivalents) - поправка, учитывающая изменение эквивалентов собственного капитала.
Если показатель EVA рассчитывается для отдельного структурного подразделения компании или для конкретного бизнес-проекта, то важным условием является правильное определение величины активов подразделения (проекта) и расчет себестоимости соответствующей продукции. Состав себестоимости формируют не только прямые затраты (Operating Direct Cost), учесть которые достаточно просто, но и косвенные затраты (Overheads), которые несут в себе проблемы корректного распределения по центрам ответственности. Чтобы разрешить эти проблемы, можно использовать существующие в компании модели бюджетирования, в принципе работы которых заложена подобная логика. Если это невозможно, то потребуется создать новые расчетные модели. Одной из них является пооперационный метод калькуляции себестоимости - ABC (Activity Based Costing) .
При расчетах EVA используется показатель EBIT (Earnings Before Interest & Tax) - это показатель прибыльности компании, рассчитанный как доход за вычетом расходов, без учета налогов и процентов. EBIT также называют «операционная прибыль» или «операционные доходы». EBIT рассчитывается следующим образом:
EBIT = Доход - Операционные расходы (3)
Иными словами, EBIT - это объем прибыли до вычета процентных платежей по заемным средствам и уплаты налога на прибыль. Рассмотрим расчет показателя EVA и его динамику во временном периоде с 2006 по 2010 гг. (фактические значения) и с 2011 по 2012 гг. (проектные значения) на примере предприятия ОАО «Ураласбест» (см. табл).
Расчет показателя EVA, тыс. руб.
Показатель | Годы | ||||||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 (проект) | 2012 (проект) | |
Проценты за кредит, % | 10,50 | 10,50 | 18,50 | 18,50 | 18,00 | 18,00 | 18,00 |
Стоимость обслуживания собственного капитала, % | 10,00 | 10,00 | 10,00 | 10,00 | 10,00 | 10,00 | 10,00 |
WACC, % | 10,06 | 10,07 | 11,73 | 11,98 | 12,39 | 12,91 | 13,48 |
EBIT | 614539,00 | 381674,00 | 431530,00 | 363332,00 | 448878,00 | 442725,43 | 436657,18 |
Собственный капитал | 3215643 | 3402635 | 3692353 | 3836 403 | 4112211 | 4362109 | 4627193 |
Займы и кредиты | 423030 | 514434 | 940750 | 1165063 | 1748331 | 2496162 | 3563869 |
EVA | 101067,19 | -104206,83 | -215311,25 | -323044,64 | -384773,40 | -549048,64 | -772356,25 |
Оценка стоимости бизнеса представляет собой задачу определения результативности и эффективности деятельности компании не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периоде
Анализ приведенных данных позволяет сделать следующие выводы.
Далее сравним стоимость компании (с учетом чистых активов) ОАО «Ураласбест» и компании конкурента в отрасли ОАО «Оренбургские минералы» (см. рис. ниже).
Исходя из данных рис, можно сделать вывод, что стоимость компании ОАО «Ураласбест» с течением времени уменьшается, так как показатель EVA снижается более высокими темпами, по сравнению с увеличением чистых активов предприятия, у которых менее низкие темпы роста, что приводит к общему сокращению стоимости бизнеса. Стоимость компании конкурента, наоборот, растет ввиду увеличения чистой прибыли предприятия.
Основными мероприятиями, направленными на повышение эффективности деятельности предприятия (то есть в рассматриваемом случае, на повышение показателя EVA), могут быть:
В заключении необходимо отметить, что предлагаемый авторами подход к формированию нового механизма оценки эффективности управления на основе реальной стоимости бизнеса целесообразно использовать при разработке стратегии развития предприятия. Кроме того данный подход позволяет объективно оценивать деятельность предприятия в отдельно взятом году на любом временном промежутке времени и является наглядным инструментом управления стоимостью компании.
Литература
1. Рош Дж. Стоимость компании: от желаемого к действительному / пер. с англ. Е.И. Недбальской: науч. ред. П.В. Лебедев. - Минск: Гревцев Паблишер, 2008. - 352 с.
2. Макарова С.В. Управление корпоративной собственностью предприятия инвестиционно-строительного комплекса / С.В. Макарова, Н.Р. Степанова.
3. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2009. - 189 с.
4. Ван Хорн Джеймс К. Основы финансового менеджмента: пер. с англ. / Джеймс К. Ван Хорн, Джон М. Вахович. - 12-е изд. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2008. - 1232 с.
5. Степанова Н.Р. Распределение прибыли предприятия при сохранении его финансовой устойчивости и эффективности / Н.Р. Степанова, И.В. Хайнус // Вестник УрФУ. Серия экономика и управление. - 2011. - № 3. - С. 148-152.Макарова С.В. Эффективное управление структурой собственности предприятия / С.В. Макарова, Н.Р. Степанова, И.В. Хайнус // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. - 2010. - № 5 (107). - С. 82-87.
6. Ларионова Е. Экономическая добавленная стоимость [Электронный ресурс] / Е. Ларионова. - Консультационная группа «Воронов и Максимов» // Газета «Деловой Петербург», Приложение «Бухгалтерские вести» (серия «Бизнес без проблем»). - Режим доступа: http://www.vmgroup.ru/publications/public11.htm.