Ефремова Анжелика Александровна
канд. экон. наук, доцент
Бошкова Валерия Дмитриевна
магистр 2-го курса обучения
«КФУ им. В.И. Вернадского»,
г. Симферополь, РФ
CETERIS PARIBUS
№10 2016
Аннотация. В статье рассмотрены подходы к формированию потребности предприятия в оборотном капитале на примере конкретного производства.
Предприятие не может работать, без определения перспектив своего развития. Предприятию ООО «Крым-фармация» необходимо наращивать объемы продаж и, таким образом, обеспечивать финансовую устойчивость и самофинансирование. Финансовые ресурсы один из факторов производства, которые используются для достижения поставленных целей. Намеченные на перспективу объемы деятельности должны быть обеспечены этими ресурсами. Предприятие ООО «Крым-фармация» занимается торговлей медицинских товаров различного направления и его первоочередная задача формирования торгового ассортимента.
Необходимость постоянно иметь достаточный по величине и разнообразный по ассортименту товарный запас очевидна. Товарный запас - это предложение товаров, должны соответствовать спросу потребителей. Недостаточное по объему предложение и узкий ассортимент не принесут необходимого дохода [1].
Реализация оптом с последующей оплатой и другие особенности расчетов приводят к возникновению дебиторской задолженности, погашение которой требуется время [2].
С финансовых ресурсов, вложенных в запасы товаров и иммобилизованные в дебиторскую задолженность, а также денежных средств на счетах и находятся в основном оборотные активы торгового предприятия. Сколько оборотных активов необходимо предприятию ООО «Крым-фармация» в 2017 году?
Операционный цикл, то есть период от начала операционной деятельности (приобретение запасов) до поступления денег за реализованную продукцию на счета предприятия - это период, за который деньги приобретают материальную, а затем расчетную форму. К моменту их возвращения необходимы другие денежные средства, так как запас товаров необходимо пополнять, а расчеты продолжаются.
Таким образом, предприятию ООО «Крым-фармация» необходим капитал, который будет авансированный в запасы товаров, а затем в дебиторскую задолженность.
Практика определения потребности ситуации, в капитале на формирование оборотных средств - это, прежде всего, установление норматива товарных запасов в днях до планируемого объема продаж [3].
Норматив определяется на основе методов: технико-экономического расчета, нормативов, рекомендованных и экстраполяции оборачиваемости, сложившейся на предприятии, с соответствующей корректировкой. Такие расчеты можно делать в разрезе товарных групп и запасов товаров в целом.
Методика, используемая западными специалистами при разработке потребности в оборотном капитале предполагает, кроме капитала для формирования запасов, учет потребности в средствах для обеспечения дебиторской задолженности и других элементов затрат.
На рисунке 1 приведена последовательность и этапы расчета потребности в оборотном капитале.
Приведем условный пример расчета потребности в капитале для финансирования оборотных активов промышленного предприятия.
На первом этапе расчета определяется количество дней, на который денежные средства вкладываются в оборот:
На втором этапе проводятся прогнозные расчеты среднедневных расходов в денежном выражении на сырье, материалы, полуфабрикаты, заработную плату и другие расходы.
Этим расчетам предшествуют расчеты себестоимости реализованной продукции и величины административных и сбытовых расходов в будущем периоде:
Третий этап заключается в том, что определяется общая потребность в капитале.
Для этого может использоваться кумулятивный метод, расчет кумулятивным методом общей потребности в оборотных средствах: (17,2 + 7,7) тыс. руб. * 39 дней = 971,1 тыс. руб. в частности:
Таким образом, потребность условного производственного предприятия в оборотном капитале на планируемый год составит 971 тыс. руб.
Список использованной литературы:
1. Ефремова А.А. Голуб О. Теоретические аспекты анализа прибыли предприятия / А.А. Ефремова // I студенческая научно-практическая конференция «Актуальные проблемы экономики предприятия» / Сборник тезисов участников. - Симферополь. - 11 апреля, 2016. - 163 с. С. 34-37. Электронный режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=26691852.
2. Ефремова А.А. Оценка элементов потенциала винодельного предприятия / А.А. Ефремова. - Общество: политика, экономика, право. Научный журнал. - Краснодар, 2015. - №1, стр. 45-48. - Режим доступа: http://econpapers.repec.org/article/scn001457/15734066.htm
3. Ефремова А.А. Потенциал предприятия как объект управления. Материалы научно-практической конференции «Наука и бизнес. Проблемы развития малого инновационного предпринимательства» / А.А. Ефремова. - Симферополь: Минэконом АРК, 2007. - 139 с. - С. 87-90. Режим доступа: http://www.innovations-crimea.gov.ua/content.php?cid=n_b_1