Тенгиз Шаликоевич Тиникашвили,
профессор кафедры финансов и кредита, доктор экономических наук
Северо-Осетинский государственный университет
имени К.Л. Хетагурова
Aлина Феликсовна Тигиева,
магистрант 2 курса «Финансовой экономики»
Северо-Осетинский государственный университет
имени К.Л. Хетагурова
Вестник Московского университета МВД России
№5, 2018
Аннотация. Статья посвящена определению роли акцизов в формировании доходов субъектов Российской Федерации. Значительные изменения в налогообложении акцизов на федеральном уровне привели к уменьшению доходов бюджета РСО-Алания. Перенос налоговой нагрузки с производителей спирта, предусматривающего введения нулевой ставки для них и отгружающих продукцию производителям алкогольной продукции, приводит к пополнению бюджетов других регионов.
Акцизы выполняют важную роль в формировании доходов региональных бюджетов, способствуя более полному финансированию и эффективной реализации социально-экономических функций государства.
Данная одна из наиболее ранних форм косвенного обложения, уплачиваемая в бюджет производителями подакцизных товаров (продукции) при их реализации, является предметом исследования таких авторов, как В.А. Бабанина, В.В. Блохина, Е.В. Бушмина, И.А. Давыдова, П.А. Ефимова, Т.А. Левиной, И.Ю. Юртаева и др.
Вместе с тем, проблема справедливого распределения налоговой нагрузки между производителями спирта и производителями алкогольной продукции остается довольно актуальной.
Целью данной статьи является разработка предложений по решению проблемы оптимального распределения налоговой нагрузки между производителями спирта и алкогольной продукции в целях стабилизации алкогольпроизводящей отрасли в регионе.
В современной России акцизы был введены Законом РСФСР от 6 декабря 1991 г. № 1993-1 «Об акцизах», в который впоследствии неоднократно вносились изменения и дополнения. В настоящее время акцизное налогообложение регламентировано гл. 22 Налогового кодекса РФ.
Акцизы являются источником формирования доходов федерального бюджета, бюджетов субъектов и местных бюджетов. Особо значима роль акцизов в доходах бюджетов субъектов Российской Федерации.
Так, на их долю в налоговых доходах республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания (далее — РСО-Алания) в 2007 г. приходилось 28,6%, в 2010 г. — 31,3%, в 2013 г. — 27,0%, в 2016 г. — 37,2% (рис. 1).
Часть акцизов в республиканский бюджет поступает от производителей подакцизной продукции, производимой на территории республики, другая — в результате распределения между субъектами Российской Федерации.
От производителей алкогольной продукции республики поступают акцизы на спирт, спиртосодержащую продукцию, вино, пиво, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% (водка, коньяк), на сидр, пуаре, медовуху.
Распределение акцизов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации регулируется нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации. Согласно ст. 56 Кодекса в 2017 г. в бюджеты субъектов Российской Федерации зачисляются1:
1 Статья 56 Бюджетного кодекса РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 28 марта 2017 г.).
Основной объем акцизов от республиканских производителей поступает по акцизам на алкогольную продукцию (водка, коньяк), далее акцизы на вино и пиво. В 2016 г. в республиканский бюджет поступило по акцизам крепкую алкогольную продукцию 1 442,1 млн руб., по акцизам на вино — 389,5 млн руб., акцизам на пиво — 219,9 млн руб. Поступления по акцизам на спиртосодержащую продукцию и акцизам на сидр, пуаре, медовуху незначительные (2 тыс. и 126 тыс. руб. соответственно) (рис. 2).
Доходы бюджета республики по акцизам, уплачиваемым производителями республики, могли быть значительно выше, если бы в налогообложение акцизов на федеральном уровне не вносились изменения.
На протяжении многих лет в целях легализации производства алкогольной продукции, выведения ее из «тени», увеличения поступлений в бюджетную систему Российской Федерации по акцизам, в законодательство по налогообложению алкогольной продукции вносились существенные изменения. Нередко нововведения оказывались не в пользу регионов, где зарегистрированы производители спирта. В частности, перенос налоговой нагрузки с производителей спирта на производителей водки, а также вступление в силу Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 306-ФЗ, предусматривающего введения нулевой ставки для производителей спирта, отгружающих продукцию производителям алкогольной продукции, уплачивающих авансовый платеж2.
2 Статья 193 Налогового кодекса РФ (ч. 1) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 28 декабря 2016 г.).
В результате этого акцизы на водку из произведенного на территории РСО-Алания спирта в виде авансового платежа стали пополнять бюджеты других регионов.
Производство спирта в 2016 г. осуществляли семь предприятий республики, которыми фактически отгружено 5 906,09 тыс. декалитров спирта3.
3 Экспресс-информация о производстве алкогольной продукции в РСО-Алания за 2016 г.
Не трудно посчитать, сколько можно было бы получить акцизов на спирт при действующей в прошлом году ставке акциза (102 руб. за 1 литр)4 и нормативе зачисления в республиканский бюджет (50%)5. При условии подпадания под налогообложение даже половины отгруженной продукции (спирт пищевой), республиканский бюджет за год мог пополниться акцизами более чем на 1,5 млрд руб.
4 Налоговый кодекс Российской Федерации (ч. 2) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 3 апреля 2017 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 4 мая 2017 г.).
5 Статья 56 Бюджетного кодекса РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 28 марта 2017 г.).
В целях восстановления справедливого распределения налоговой нагрузки между производителями спирта и производителями алкогольной продукции (водки), на наш взгляд, было бы целесообразно на федеральном уровне принять решение о возврате к ранее действующему порядку налогообложения спирта и отмене возможности применения нулевой ставки, либо сохранении нулевой ставки по акцизам на спирт только в случае отгрузки спирта производителям алкогольной продукции, уплачивающим авансовый платеж в бюджет на территории своего региона.
Еще одно нововведение федеральных законодателей также привело к уменьшению поступлений акцизов, теперь акцизам на алкогольную продукцию.
Как уже отмечалось, акцизы на подакцизную продукцию, производимую на территории республики, являются одним из основных бюджетообразующих источников доходов республиканского бюджета РСО-Алания. В 2016 г. в результате проводимой органами государственной власти республики доходы республиканского бюджета значительно выросли. Темпы роста относительно 2015 г. составили: по акцизам на вино — 1,3 раза; по акцизам на пиво — 1,5 раза; по акцизам на водку — 6 раз6.
6 Отчеты об исполнении республиканского бюджета РСО-Алания за 2015— 2016 гг. // URL: http://old.roskazna.ru/
Для осуществления работы по стабилизации деятельности производителей алкогольной продукции республики, изысканию дополнительных рынков сбыта продукции, получению акцизных марок Указом Главы РСО-Алания от 26 января 2016 г. № 11 была создана рабочая группа.
Наращивание объемов производства планировалось осуществить и в 2017 г. Для этого в республике есть качественное сырье, необходимые производственные мощности, лицензии на право производства продукции.
Однако, предусмотренные с 1 января 2017 г. изменения в бюджетное законодательство в части пересмотра механизма распределения акцизов на крепкую алкогольную продукцию, как и ранее, привели к значительным потерям бюджета РСО-Алания.
От собственных производителей в ближайшие три года бюджет республики сможет получить ежегодно не более установленной фиксированной Федеральным законом от 19 декабря 2016 г. № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 г. и на плановый период 2018 и 2019 гг.» суммы в размере 1 036,3 млн руб.7. Притом, за 2016 г. фактически поступило 1 442,1 млн руб., что на 405,8 млн руб. больше планируемой на 2017 г. фиксированной суммы.
7 Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 г. и на плановый период 2018 и 2019 гг.».
Остальная часть акцизов, направляемая в республику в результате распределения между субъектами федерации пропорционально удельному весу розничной продажи алкогольной продукции, для РСО-Алания не существенна. В выигрыше остаются регионы с высоким уровнем потребления алкогольной продукции, что, на наш взгляд, является не совсем справедливым.
В целях справедливого распределения между субъектами Российской Федерации акцизов на алкогольную продукцию (водку, коньяк), на наш взгляд, было бы целесообразно исходить не из количества реализованной алкогольной продукции, а из численности населения регионов.
Таким образом, акцизы являются одним из основных источников доходов бюджетов субъектов Российской Федерации. В отдельных субъектах на их долю приходится более трети всех налоговых доходов. Однако, вносимые в налогообложение подакцизной продукции изменения, а также изменения в бюджетное законодательство в части их распределения выгодны регионам не производящим, а потребляющим эту продукцию. Нет уверенности в том, что следующим шагом не станет перераспределение между субъектами Российской Федерации акцизов на вино и пиво.