Проблемы венчурного финансирования в Российской Федерации

А.А. Дубченко, студент
Воронежский государственный технический университет
ЭКОНОМИНФО
№26 2016

Статья посвящена исследованию вопросов венчурного финансирования в Российской Федерации. Особое внимание уделено венчурным фондам как субъекту финансовых отношений. Приведен анализ деятельности венчурных фондов в России за 2015 год. Раскрыты основные проблемы венчурного финансирования в Российской Федерации, а также даны рекомендации по их преодолению

Развитие современной экономики во многом определяется эффективностью и активностью инновационного процесса. От того, насколько эффективно будет развиваться инновационная деятельность, зависит конкурентоспособность экономики страны [1]. Создание устойчивой экономической системы невозможно без действенного инновационного механизма, способствующего повышению эффективности фундаментальных и прикладных исследований, так как уровень развития науки, техники и технологии является фактором, определяющим положение страны в системе мирового хозяйства.

Одним из целевых ориентиров, определённых Стратегией социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, является переход России к экономике лидерства и инноваций, то есть, создание конкурентоспособной экономики знаний и высоких технологий, а также формирование условий для появления инновационных компаний во всех секторах экономики [2]. Согласно Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, для перевода экономики России на инновационный путь развития необходимо наращивание человеческого потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций, повышение инновационной активности бизнеса, рост «инновационности» государства, формирование устойчивого сектора исследований и разработок, повышение степени интеграции России в мировые процессы создания и использования нововведений, а также формирование территорий инновационного развития. Для достижения задач, содержащихся в Стратегии инновационного развития Российской Федерации важна не только генерация новаций, первостепенное значение приобретают вопросы по формированию системы финансирования инновационной деятельности организаций.[3].

Российская система финансирования инновационной деятельности включает два основных вида источника инвестиций: государственные инвестиционные ресурсы и частные инвестиционные ресурсы. Государственные инвестиционные ресурсы представляют собой бюджетные средства, средства внебюджетных фондов, государственные заимствования, пакеты акций и имущество государственной собственности. Частные инвестиционные ресурсы - это финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов, общественных организаций, физических, коллективных инвесторов, в том числе страховых компаний, инвестиционных фондов и компаний, а также негосударственных пенсионных фондов.

Одним из ведущих инструментов финансирования инновационной деятельности является венчурное финансирование. Венчурные инвестиции или рисковыми - это связано, в первую очередь, с тем, что вложения осуществляются в капитал компании, занимающейся инновационной деятельностью, необязательно технологической, но всегда бизнес-деятельностью, характерной особенностью которой является повышенный профиль риска, в силу того, что существует неопределенность перспектив рынка, продукта, технологии, производства [4].

Индустрия венчурного капитала зародилась еще в 1946 год, но в Российской Федерации развитие венчурных инвестиций началось лишь в 1993 году с приходом на рынок крупных инвестиционных фондов, управляемых Европейским банком реконструкции и развития. Это объясняет существующее на данном этапе развития экономики отставание российского рынка венчурного капитала от зарубежных конкурентов [5].

Существует несколько типов венчурных инвесторов: бизнес-ангелы, инкубаторы, акселераторы, государственные институты, государственные инвестиционные фонды и венчурные фонды. В настоящем исследовании остановимся на изучении деятельности венчурных фондов.

Венчурные фонды - это профессиональные инвестиционные организации, как правило, с четкой специализацией, финансирующие наиболее перспективные инновационные и технологические компании, обычно уже достигшие первых или промежуточных результатов. По данным Обзора рынка прямых и венчурных инвестиций Российской Ассоциации Венчурного Инвестирования, по итогам 2015 года наблюдается уменьшение среднего размера инвестиций до 5,3 млн. долл. Также нельзя не отметить сохранение отраслевых и региональных диспропорций в сегменте венчурных инвестиций. Так, на протяжении пяти последних лет наблюдается безусловное лидерство сектора информационно - коммуникационных технологий, как по числу, так и по объему инвестиций (рис. 1).

Инвестиции венчурных фондов по отраслям 2015 году

Доминирование данной отрасли обусловлено относительно небольшим первоначальным объемом инвестиций в сочетании с потенциально высокой и быстрой доходностью инвестиций.

При этом на протяжении последних лет отмечается появление венчурных инвестиционных фондов, имеющих отчетливо выраженный отраслевой фокус, связанный с разработкой технологий в реальном секторе (биотехнологий, медицины и здравоохранения, химических материалов, электроники). В основной своей массе такие фонды являются венчурными фондами с участием государственного капитала. Это обусловлено, в том числе, тем, что перед Россией в сложившихся экономических и политических условиях стоит задача преодоления критической зависимости от зарубежных технологий и промышленной продукции.

Что же касается региональных диспропорций, то здесь является очевидным уже традиционное по совокупному числу и объему осуществленных венчурных инвестиций лидерство Центрального ФО (рис. 2).

Число венчурных инвестиций в Российской Федерации по Федеральным округам

Это объясняется тем, что макрорегион обладает мощным производственным, научно-исследовательским, научно-техническим потенциалом, развитой системой подготовки кадров всех уровней, а также развитой социальной и производственной инфраструктурой.

Одним из лидеров Центрального федерального округа по развитию инновационной деятельности является Воронежская область. Область имеет высокий научный потенциал и благоприятный инвестиционный климат, способствующий развитию бизнеса в регионе и сохранению социально-экономической стабильности. Венчурное финансирование в Воронежской области осуществляет Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере. Это некоммерческая организация, созданная Правительством Воронежской Области при участии Министерства Экономического Развития Российской Федерации. Целью Фонда является активная деятельность в сфере развития инфраструктуры рискового инвестирования в капитал создаваемых малых научно-технологичных компаний в Воронежской области. Финансирование Фонда содействия осуществляется и федерального и областного бюджетов, и на сегодняшний день сумма общего фонда составляет 280 млн. рублей.

В настоящее время Региональный фонд инвестирует в основном в крупные инновационные проекты, требующие большого объёма инвестиций. Одной из причин этого явления можно считать довольно высокую стоимость менеджерских издержек затрачиваемых на управление инновационными проектами, требующими сравнительно небольших средств для дальнейшего развития [7].

Ключевые проблемы развития венчурного финансирования инновационной деятельности можно разделить на четыре группы. Проблемы первой группы такие, как концентрация венчурного капитала в потребительском секторе и неравномерное распределение венчурного капитала в пользу поздних стадий инновационного процесса, то есть, проблемы, связанные с асимметричностью рынка венчурного капитала.

Их последствием является сильная зависимость показателей экономического роста государства от отдельного вида деятельности.

Вторая группа проблем базируется на вопросах, связанных с организационно-правовым статусом венчурных фондов. К этой группе относится преобладание иностранного капитала в венчурных фондах, их регистрация в других странах, а также запрет предоставления страховыми и пенсионными фондами средств фондам, финансирующим высокорисковые проекты. Одним из наиболее распространенных в Российской Федерации видов форм является закрытый паевой инвестиционный фонд. Главными недостатками такой организационно-правовой формы является рост финансовых и временных издержек, а также возникновение риска двойного налогообложения для участников венчурного фонда.

Следующая группа проблем венчурного финансирования в Российской Федерации, связана с несовершенством законодательной базы и включает такие проблемы, как отсутствие специального законодательства, регулирующего деятельность венчурных фондов и угроза двойного налогообложения. Существующие в Российском законодательстве нормативно-правовые акты, касающиеся вопросов инвестиций, не учитывают особенностей венчурного капиталовложения, что делает сферу инновационной деятельности не привлекательной для венчурных капиталистов.

Последняя группа проблем, связана с неразвитостью инфраструктуры финансового рынка. К проблемам данной категории относится «непрозрачность» первичного и вторичного фондовых рынков и слабая информационная поддержка венчурных фондов [8].

Таким образом, на данный момент в Российской Федерации не сформировались предпосылки для прямого венчурного инвестирования. Основными проблемами, препятствующими развитию рынка венчурного капитала, являются:

  • несовершенство законодательной базы,
  • недостаточная степень развитости фондового рынка,
  • отсутствие долгосрочных кредитных ресурсов, в том числе со стороны пенсионных фондов и страховых компаний,
  • а также низкий уровень привлекательности российских проектов для иностранных партнеров.

При этом созданные в России венчурные фонды могут осуществлять подготовку условий для активизации венчурного инвестирования внутри страны. Есть все основания говорить о том, что перспективы развития венчурного инвестирования в России как источника финансирования прикладных научных исследований и малых инновационных предприятий, их внедряющих, достаточно обнадеживающие при условии изменения государственной инновационной политики.

Сегодня для повышения инвестиционной активности венчурных инвесторов необходимо решение таких задач, как снятие избыточных барьеров для предпринимательской деятельности, создание финансовой инфраструктуры для трансформации сбережений в инвестиции, в том числе сберегаемых ресурсов в секторе домашних хозяйств, правовая защита отечественных и иностранных инвесторов, эффективная внешнеэкономическая политика, обеспечивающая дополнительные рынки сбыта продукции.

Литература

1. Волкова, С.А. Инновационная деятельность в современной России [Текст] / С.А. Волкова, Т.А. Вол-коова //Экономика. Инновации. Управление качеством. - 2015. - №4. - С. 49-51.

2. Концепция долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/194365/#block_1000.

3. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_123444/.

4. Ключ к венчурному финансированию. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rusangels.ru/netcat_files/File/pwc_key_venture.pdf.

5. Уракчиев, А. Российский венчурный рынок: история развития, современные тенденции [Текст] / А. Уркчиев //Стратегии бизнеса. - 2014. - №2(4). - С. 41-43.

6. Обзор рынка: прямые и венчурные инвестиции в России 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rvca.ru/rus/resource/library/rvca-yearbook/.

7. Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Воронежской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.innoros.ru/partners/fond-sodeistviya-razvitiyu-venchurnykh-investitsii-v-malye-predpriyatiya-v-nauchno-tekhnich.

8. Трегубова, Д.Д. Венчурное финансирование инновационного развития Российской Федерации: проблемы и перспективы [Текст] / Д.Д. Трегубова // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2013. - №9 (24).

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ