Формирование учетной политики в целях МСФО

В.В. Ситкарёва,
магистрант
Петербургский государственный университет
путей сообщения императора Александра I
Россия, г. Санкт-Петербург
Journal of Economy and Business
№10-2 2018

Аннотация. В статье рассматривается необходимость формирования учетной политики в целях МСФО. Учетная политика по МСФО и ее формирование основываются на принципах, предусмотренных международными стандартами. Поскольку часть положений РСБУ имеют неустранимые различия с МСФО, то компаниям, которые приняли решение о переходе на международные стандарты финансовой отчетности, прежде всего следует максимально сблизить методы учета по МСФО и РСБУ.

Возможность включиться в процесс интеграции в международную систему экономики становится важнейшим фактором повышения эффективности производства, поэтому Россия уделяет огромное внимание развитию внешнеэкономических связей.

Выход фирмы за пределы российского рынка, установление деловых отношений с иностранными компаниями, а также организация совместных предприятий влекут за собой необходимость составления финансовой отчетности не только по российским, но и по международным стандартам бухгалтерского учета, понятным представителям Запада [10].

Вопрос оптимизации ведения нескольких видов учета - по российским стандартам, по МСФО и налогового учета - остро стоит перед многими компаниями.

Статья ставит своей целью исследовать международные требования к учетной политике организаций.

Учетная политика по МСФО и ее формирование основываются на принципах, предусмотренных международными стандартами. Но они же диктуют необходимость подбора предприятием своих способов ведения бухучета применительно к специфики своей деятельности и тому или иному хозяйственному статусу. Выбирая способы ведения учета, компания определяет и порядок их применения.

Разработка и внедрение учетной политики по международным стандартам, основываясь на них, подразумевает, тем не менее, свободу выбора и подготовки предприятием своих правил учетной политики [6]. При этом обязательно должны быть учтены не только текущие потребности компании в создании и реализации эффективной учетной политики, но и возможные в будущем последствия использования ее составляющих.

Учетная политика - это конкретные принципы, основы, общепринятые условия, правила и практические подходы, применяемые организацией при подготовке и представлении финансовой отчетности [8].

Учетная политика согласно требованиям МСФО - это одна из наиболее актуальных тем, для компаний, которые начинают применять международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) [7]. Для того, чтобы помочь компаниям выбрать и изменять учетную политику Совет по МСФО разработал стандарт МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки» [4].

К основным преимуществам перехода на МСФО можно отнести следующие [5, с. 90]:

  • увеличение числа потенциальных иностранных инвесторов, что в свою очередь приведет к улучшению состояния экономики страны в целом;
  • повышение конкурентоспособности компании ввиду предоставления внешним пользователям достоверной информации;
  • уменьшение процентной ставки во время привлечения дополнительного финансирования;
  • улучшение качества ведения управленческого учета владельцами компании, более точная оценка финансового состояния дел.

Главный принцип при выборе учетной политики в соответствии с МСФО заключается в том, учетная политика должна выбираться и применяться таким образом, чтобы соответствовать каждому применяемому Стандарту или Разъяснению.

Необходимо отметить, что МСФО (IAS) 8 акцентирует внимание, что учетная политика определяет глобальный подход к оценке, выбор из возможных методов учета, например, выбор модели учета основных средств по первоначальной стоимости или по переоцененной стоимости или выбор метода учета запасов по ФИФО или средневзвешенной стоимости [4].

На практике, для того, чтобы выбрать учетную политику для компании с учетом специфики отрасли и особенностей проводимых операций, нужно в первую очередь определить имеется для конкретной операции или объекта подходящий международный стандарт (IAS, IFRS) или соответствующее разъяснение (SIC, IFRIC) [5, с. 91].

Если такие документы уже выпущены Советом по МСФО, то компании обязаны применить положения данных документов. Например, при отражении в отчетности основных средств необходимо применять положения МСФО (IAS) 16 «Основные средства».

В ситуации, если не имеется специального Разъяснения или Стандарта, описывающего учет определенной специфичной операции или нестандартного объекта учета (например, учет предметов искусства), то руководство компании должно применить свое профессиональное суждение и разработать свою учетную политику. Однако при этом надо помнить, что учетная политика должна помочь подготавливать для пользователей отчетности надежную и уместную информацию.

Таким образом, если компании требуется разработать собственную учетную политику, то в первую очередь надо обратить внимание на МСФО, регулирующие учет аналогичных или связанных операций.

Во вторую очередь можно применять положения из «Концептуальных основ финансовой отчетности», документа, который сам по себе не является международным стандартом, а является основой при создании и пересмотре стандартов.

Также при вынесении профессионального суждения для составления собственной учетной политики руководство компании может также рассматривать материалы других устанавливающих стандарты органов и принятую отраслевую практику. Например, многие телекоммуникационные компании, составляющие финансовую отчетность согласно МСФО, в некоторых вопросах обращались к более детальным и подробным стандартам ОПБУ США.

Для того, чтобы информация, представленная в финансовой отчетности компании, была полезной для пользователей этой отчетности, очевидно, что отчеты должны быть сравнимы между собой. Практически весь финансовый анализ основывается на сравнимости и соответствии отчетности различных периодов. Фактически, учетная политика является механизмом достижения сопоставимости отчетности из периода в период, поэтому к аналогичным сделкам необходимо применять учетную политику последовательно.

Рассмотрим вопрос о том, каким образом можно изменять учетную политику.

Изменение учетной политики - это переход от одного допустимого принципа учета к другому допустимому принципу учета, включая методы применения этих принципов (например, изменение метода учета запасов со средневзвешенного на ФИФО).

Согласно МСФО, компании могут изменить свою учетную политику в двух случаях [5, с. 93]:

  1. Если был принят новый стандарт, или внесены изменения в существующий. Пересмотр учетной политики в этом случае обязателен. Как правило, при этом в новом стандарте прописываются специальные правила переходного этапа. Они представляют собой подробное руководство о том, как следует учитывать изменения, которые были внесены в стандарт. Если в новом стандарте не прописаны правила переходного этапа, то применятся ретроспективный пересчет, то есть новый стандарт должен применяться в отчетности таким образом, как будто он действовал всегда.
  2. Добровольное изменение учетной политики, но при определенной и обоснованной необходимости. Самостоятельно менять учетную политику можно только для того, чтобы повысить уместность и надежность отчетности для пользователей. Если компания решает добровольно изменить учетную политику, то необходимо сделать это ретроспективно. При таком ретроспективном переходе также корректируется начальное сальдо нераспределенной прибыли на начало самого раннего из представленных в отчетности периодов. Сумма этой корректировки представляет собой разницу между сальдо нераспределенной прибыли на начало периода и суммой нераспределенной прибыли на ту же дату, получаемой при применении новой учетной политики ко всем предшествующим периодам.

Если компания не в состоянии определить эффект от применения новой учетной политики как в периоде изменения, так и общий суммарный эффект, приняв в этих целях разумные и достаточные усилия, МСФО (IAS) 8 позволяет отображать изменения с наиболее раннего периода, для которого это практически целесообразно.

Однако международные стандарты упоминают про исключение из ретроспективного изменения учетной политики, касающееся ситуации, когда руководство компании решило в дальнейшем учитывать основные средства или нематериальные активы по модели учета по переоцененной стоимости вместо модели учета по первоначальной стоимости. Данный переход не отражается ретроспективно, а отражается перспективно как переоценка.

Также необходимо отметить, что в соответствии с МСФО (IAS) 8 следующие действия не являются изменениями в учетной политике [4]:

  • принятие новой учетной политики для событий или сделок, которые не происходили ранее или не были существенными;
  • принятие учетной политики для событий или сделок, отличающихся по существу от ранее происходивших событий и сделок.

Разработка и внедрение учетной политики - поэтапный процесс, который включает:

Изучение деятельности компании, в ходе чего определяются объекты учета, для которых формируется политика, а также факторы, оказывающие влияние на выбор способов ведения бухучета.

На основе анализа и оценки полученной информации подбираются и обосновываются первоначальные принципы (правила) создания учетной политики.

Определяются потенциально применимые в заданных условиях способы ведения учета и на их основе отбираются те, которые наиболее подходят для применения в конкретной компании, с обоснованием сделанного выбора.

Документальное, в том числе нормативное оформление учетной политики на уровне компании.

Российские стандарты за последние годы существенно продвинулись в части гармонизации с международными принципами учета. Однако по-прежнему часть положений РСБУ имеют неустранимые различия с МСФО, что требует от компании дополнительных трудозатрат по параллельному ведению ряда участков учета. Поэтому компаниям, которые приняли решение о переходе на международные стандарты финансовой отчетности, прежде всего, следует максимально сблизить методы учета по МСФО и РСБУ.

Подготовка и внедрение изменений обеспечиваются таким образом, чтобы новая политика применялась к статьям учета единообразно независимо от периода возникновения подлежащих отражению операций и событий - до или после изменений, за исключением случаев невозможности применения ретроспективного подхода для целей корректировки учетных данных за прошлые периоды.

При серьезных изменениях применяется тот же поэтапный порядок разработки политики, что и при первичном внедрении МСФО. Но в любом случае все изменения должны быть формализованы и представлены для целей организации и внедрения в виде принятых на уровне компании нормативных актов (приказов, положений и т.д.). Независимо от характера внесенных изменений они заново утверждаются в компании в виде новой (обновленной) учетной политики согласно принятому внутрикорпоративному порядку.

В заключение статьи, хотелось бы отметить, что МСФО (IAS) 8 также требует сделать подробные и детальные раскрытия в финансовой отчетности информации об изменениях в учетной политике, которые произошли в компании за текущий период. А также в ситуациях, если какой-то новый Стандарт или Разъяснение уже выпущены Советом по МСФО, но еще не вступили в силу, то необходимо раскрыть в примечаниях к отчетности возможное влияние данных изменений на финансовую отчетность компании.

Библиографический список

1. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 29.07.2018) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/

2. Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 106н (ред. от 28.04.2017) "Об утверждении положений по бухгалтерскому учету" (вместе с "Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008)", "Положением по бухгалтерскому учету "Изменения оценочных значений" (ПБУ 21/2008)") (Зарегистрировано в Минюсте России 27.10.2008 N 12522). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://base.garant.ru/12163097/

3. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 9 (ред. от 08.11.2010) "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению" [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://base.garant.ru/12121087/

4. МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских расчетных оценках и ошибки» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://msfofm.ru/ifrs

5. Завьялова Т.В., Булычева Т.В. Формирование учетной политики в отечественной и международной практике на 2018 год // Фундаментальные исследования. - 2018. - № 2. -С. 90-94

6. Ефременко Д. Актуальная бухгалтерия. - М.: Гарант-Пресс, 2016. - № 12. - С. 13

7. Федорова О.С., Харалгина О.Л., Тинигина Т.В., Короткова Д.В., Гринемаер Е.А., Катанаева Т.В., Брызгалин А.В., Мустаева И.А., Пономарева А.Д. Учетная политика предприятия для целей налогообложения на 2016 год // Налоги и финансовое право. 2016. №2. С. 8

8. Петрова Н.А. Учетная политика по новым правилам // Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение. 2017. №9. С. 52

9. Филобокова Л.Ю. Налоговая политика малого предприятия: оценка эффективности - М.: Аудиторские ведомости, 2008. - C. 9

10. Карзаева Н.Н. Оценка и её роль в учётной и финансовой политики организации. - М.: Финансы и статистика, 2008. - C. 54

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ