Е.А. Майорова
ст. преподаватель, кафедра торговой политики,
ФГБОУВПО «Российский экономический
университет имени Г.В. Плеханова»,
г. Москва
Проблемы экономики и менеджмента
№7 (47) 2015
Аннотация. В статье охарактеризованы основные группы показателей, применяемых при анализе и оценке эффективности использования нематериальных активов организациями торговли. Рассмотрены достоинства и недостатки указанных показателей.
В современных экономических условиях результативность коммерческой деятельности во многом определяется нематериальными активами (НМА). В этой связи возникает потребность в инструментарии анализа и оценки эффективности их применения.
Показатели, характеризующие эффективность использования НМА торговыми организациями, предлагается классифицировать на следующие группы.
Первая группа включает показатели стоимости НМА и владеющей ими торговой организации. В оценочной деятельности выделяют множество видов стоимости (рыночную, балансовую, инвестиционную и др.), которые могут быть использованы в качестве характеристики НМА. Показатели эффективности НМА, рассчитанные на основе рыночной стоимости, соответствуют широко распространенным в настоящее время ценностно-ориентированным концепциям менеджмента и включают в первую очередь стоимость нематериальной составляющей компании, не подлежащей отражению в учете, то есть бренд и неучтенную деловую репутацию, а также формируемую за счет них рыночную стоимость всего бизнеса. С другой стороны, стоимость НМА как критерий эффективности их использования имеет следующие недостатки: сложность достоверной оценки стоимости НМА (в сравнении с материальными активами), обусловленная такими факторами как многообразие методик оценки, уникальность каждого отдельного НМА, отсутствие полноценного рынка НМА, высокие риски, возможность одновременного применения НМА для получения разных доходов и др. [1]; стоимость НМА не характеризует направленные на их развитие вложения, величина которых в сравнении с изменением стоимости НМА может свидетельствовать об их нецелесообразности; повышение стоимости НМА (или превышение их рыночной стоимости над балансовой) может быть вызвано любыми внешними факторами и не зависеть от методики управления и, следовательно, не будет отражать эффективность использования НМА.
Вторая группа содержит традиционные показатели эффективности, представляющие собой соизмерение эффекта (результата) работы организации с затраченными на его достижение ресурсами. К основным показателям, характеризующим экономический эффект финансово-хозяйственной деятельности торговой организации, относят объем и динамику товарооборота, расходов, доходов или прибыли. Поскольку основной целью торговых организаций при вложении средств в НМА является получение дополнительной выручки и, соответственно, прибыли, показателями эффективности НМА будут рентабельность и отдача от НМА. Главным достоинством указанных показателей является то, что они соответствуют классическому определению эффективности как максимизации экономического результата при оптимизации необходимых для достижения этого результата ресурсов. С другой стороны, применение традиционных показателей эффективности в отношении НМА осложнено ввиду следующих причин: трудно определить связь НМА с конкретными финансовыми результатами; в официальных бухгалтерских документах учитываются не все НМА; балансовая стоимость НМА часто сильно занижена, поскольку рассчитывается исходя из затрат на актив (а не его возможности приносить доход); балансовая стоимость НМА может быть искажена в результате переоценки и начисления амортизации.
Третья группа показателей характеризует НМА как часть активов торговых организаций и включает:
В целом анализ НМА как части активов торговых организаций посредством исследования их объема, доли в составе внеоборотных активов и всех активов компании, структуры, различных коэффициентов и их динамики позволяет выявить общие тенденции развития НМА, составить развернутое представление об их функционировании, сделать некоторые выводы об эффективности их использования. В то же время анализ НМА как части активов организации лишь косвенно характеризует эффективность их применения, так как не учитывает влияние НМА на полученные экономические результаты.
Представленные выше показатели, классифицированные на три группы, с некоторыми уточнениями применимы для организаций различных отраслей экономики. Уникальными и наиболее перспективными направлениями использования НМА в торговле, по мнению ряда ученых [2-7], выступают франчайзинг и реализация товаров под собственными торговыми марками (private label). Основными показателями, характеризующими эффективность собственных торговых марок, являются: количество наименований товаров под собственными торговыми марками, доля собственных торговых марок в общем количестве наименований реализуемых товаров, выручка от продажи товаров под собственными торговыми марками, ее доля в общей выручке компании, показатели оборачиваемости товаров под собственными торговыми марками и др. При изучении франчайзинга следует учитывать такие показатели, как выручка от услуг франшизы, доля выручки от услуг франшизы в общей выручке организации, общее количество франшиз и др.
Таким образом, анализ эффективности применения НМА организациями торговли проводится на основе показателей, подразделяемых на следующие группы: показатели рыночной стоимости НМА и бизнеса; традиционные показатели эффективности, рассчитываемые как соотношение результата и необходимых для его достижения затрат (ресурсов); показатели, характеризующие НМА как часть активов организации; показатели эффективности использования собственных торговых марок и франчайзинга. Представляется, что комплексное применение представленных показателей позволит всесторонне и достоверно оценить эффективность использования НМА конкретным хозяйствующим в торговле субъектом, а также выявить резервы повышения его общей результативности на основе эффективного управления НМА.
Список литературы:
1. Майорова А.Н. Особенности оценки нематериальных активов // Научные труды SWorld. 2014. Т. 26, № 3. С. 35-37.
2. Сумина Е.С., Каращук О.С., Никишин А.Ф. Франчайзинг и его роль в повышении эффективности использования нематериальных активов торговой организации // Прорывные экономические реформы в условиях риска и неопределенности: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред.: Сукиасян Асатур Альбертович. Уфа, 2015. С. 281-283.
3. Калашникова И.В., Майорова А.Н. Влияние Private Label на прибыль торговых сетей // Научные труды SWorld. 2014. Т. 25, № 3. С. 14-16.
4. Ivanov G., Mayorova E. Intangible assets and competitive advantage in retail: a case study from Russia // Asian Social Science. 2015. Vol. 11, № 12. P. 38-45.
5. Каращук О.С. Совершенствование государственного регулирования инвестиционной деятельности в торговле с использованием налоговых методов // Российское предпринимательство. 2015. Т. 16, № 11. С. 1567-1578.
6. Кузнецова А.А., Никишин А.Ф. Объединение торговых организаций как потенциал увеличения продаж // Инновационная наука. 2015. Т. 1, № 5 (5). С. 164-166.
7. Иванов Г.Г. Объединения как фактор развития торговли // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 3. С. 123-129.