О влиянии учетной политики на налоговую нагрузку организации

Е.Л. Атабиева,
доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита
Института экономики и менеджмента
Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова,
кандидат экономических наук
Т.Н. Ковалева,
доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита
Института экономики и менеджмента
Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова,
кандидат экономических наук
Проблемы современной экономики
№1 (65) 2018

В статье дается определение понятия «учетная политика», рассматриваются методологические и организационные аспекты учетной политики организации для целей бухгалтерского и налогового учета, способы отражения в учете изменений учетной политики. В работе затрагиваются проблемы формирования федеральных учетных стандартов и их соответствия международным стандартам финансовой отчетности.

Как известно, бухгалтерский учет — это способ отражения деятельности организации в стоимостном выражении на счетах бухгалтерского учета, в учетных регистрах и формах отчетности. При этом необходимо соблюдать установленные законодательством правила. Законодательные документы чаще всего содержат возможную вариативность такого отражения и в оценке, и в бухгалтерских записях, и в количественном выражении хозяйственного действия. Выбор определенного способа отражения хозяйственного действия в учете и есть прерогатива учетной политики. Учетная политика коммерческой организации — это внутренний документ организации, устанавливающий применяемые этой организацией приемы и способы ведения бухгалтерского учета. Документ разрабатывается бухгалтерской службой и может называться «Положением по учетной политике», издается как приказ руководителя организации. При выборе способов учета различных объектов и процессов чаще всего не производится никаких расчетов их влияния. Между тем, такое влияние есть, и на общий финансовый результат, и на налоговую нагрузку [5]. Таким образом, результат влияния выбранного способа заранее не известен и может принести финансовые потери. В свете этого, целесообразно было бы для предприятий просчитывать возможные варианты до принятия определенного способа учета. Учетная политика тесно взаимосвязана с финансовыми показателями деятельности организации, напрямую влияет на возможное получение максимальной прибыли.

Нормативное регулирование учетной политики организаций обеспечивается федеральным законом «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации и другими нормативными документами.

В Законе № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлено, что коммерческая организация самостоятельно формирует свою учетную политику, но она должна соответствовать требованиям законодательства России [1]. Этот Закон содержит следующие положения, касающиеся учетной политики [1]:

  1. Совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета составляет его учетную политику.
  2. Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.
  3. При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами.
  4. В случае, если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета федеральными стандартами не установлен способ ведения бухгалтерского учета, такой способ самостоятельно разрабатывается исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами.
  5. Учетная политика должна применяться последовательно из года в год.
  6. Изменение учетной политики может производиться при следующих условиях:
    1. при изменении требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;
    2. при разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;
    3. при существенном изменении условий деятельности экономического субъекта.
  7. В целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности за ряд лет изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения [1].

За период времени, прошедший с момента выхода закона, стало понятно, что разработка новых федеральных и отраслевых стандартов, регулирующих бухгалтерский учет активов и обязательств, других объектов бухгалтерского учета займет какое-то время, возможно длительное. Чем же следует руководствоваться до появления стандартов? В законе имеется следующее указание:

«До утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. До утверждения федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных Федеральным законом, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти и Центральный банк Российской Федерации вправе вносить изменения, обусловленные изменением законодательства Российской Федерации, в правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности. Положения по бухгалтерскому учету, утвержденные Министерством финансов Российской Федерации в период с 1 октября 1998 года до настоящего времени, признаются федеральными стандартами». [1].

Другим важным документом, регулирующем порядок формирования учетной политики коммерческими организациями является Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации от 29.07.1998 г. № 3.

В этом документе содержится следующее:

Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или иным письменным распоряжением руководителя организации. При этом утверждаются:

  1. рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые в организации счета, необходимые для ведения синтетического и аналитического учета;
  2. формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  3. методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
  4. порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
  5. правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  6. порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета [3].

Для ведения бухгалтерского учета в организации формируется учетная политика, предполагающая имущественную обособленность и непрерывность деятельности организации, последовательность применения учетной политики, а также временную определенность фактов хозяйственной деятельности.

Учетная политика организации должна отвечать требованиям полноты, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.

Основным нормативным документом по разработке учетной политики коммерческими организациями является ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». В отличие от предыдущих документов положение содержит информацию об изменении учетной политики, которое возможно при изменении законодательства РФ, при существенных изменениях условий хозяйствования и при изменении организации ведения бухгалтерского учета.

Законодательство России устанавливает, что способы ведения учета, установленные учетной политикой организации, и существенно повлиявшие на показатели бухгалтерской отчетности должны быть описаны в Пояснительной записке к годовому отчету. При этом существенной считается такая информация, без знания которой невозможно получить объективную информацию о деятельности организации.

Учетная политика содержит два аспекта: методический и организационный. Методический аспект — это, прежде всего, принятый способ оценки объектов учета, а также используемые учетные методики. Методический аспект включает следующие вопросы:

  • разграничение основных и оборотных средств;
  • способы учета материально-производственных запасов;
  • порядок выдачи и списания спецодежды, других средств индивидуальной защиты;
  • способ начисления амортизации основных средств и нематериальных активов;
  • способ учета товаров торговыми организациями;
  • способ учета и распределения доходов и расходов;
  • способ определения выручки от выполнения работ, оказания услуг;
  • перечень и способы образования резервов;
  • способ учета выпуска готовой продукции;
  • способ учета незавершенного производства;
  • способ учета финансовых вложений и т.д.

Организационный аспект включает множество вопросов, среди которых:

  • рабочий план счетов;
  • формы первичных документов организации, которая она сама разработала и использует в своей работе. Согласно ФЗ 402 «О Бухгалтерском учете», унифицированные формы первичных документов перестают быть обязательными. То есть, организация, как и прежде, может их использовать в своей деятельности, но для этого она должна их утвердить в учётной политике;
  • график документооборота;
  • форма бухгалтерского учета;
  • технология обработки учетной документации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями;
  • инвентаризация активов и обязательств и другие.

Согласно ФЗ 402 «О Бухгалтерском учете» программа разработки федеральных стандартов должна ежегодно уточняться в целях обеспечения соответствия федеральных стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности международным стандартам, уровню развития науки и практики бухгалтерского учета. Рассмотрим, как определяют учетную политику МСФО.

В соответствие с МСФО 1 «Представление финансовой отчетности» учетная политика — это конкретные принципы, методы, процедуры, правила и практика, принятые компанией для подготовки и представления финансовой отчетности».

МСФО 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибках» также содержит некоторые трактовки учетной политики. Так, в этом стандарте содержатся рекомендации о перспективном и ретроспективном подходе к информации. Эта рекомендация нашла отражение в ПБУ 1/08 «Учетная политика организации». В этом документе, в частности, сказано:

«Последствия изменения учетной политики, вызванного причинами, оказавшими или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и движение денежных средств, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно, за исключением случаев, когда оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью».

При ретроспективном отражении последствий изменения учетной политики исходят из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. Ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и (или) других статей бухгалтерского баланса на самую раннюю представленную в бухгалтерской (финансовой) отчетности дату, а также значений связанных статей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период, как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.

В случаях, когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после введения измененного способа (перспективно).» [4].

Т.е. перспективный метод следует применять в том случае, если изменения не могут быть достоверно определены, в противном случае можно применять ретроспективный вариант. Представляется необходимым составление соответствующей бухгалтерской справки, содержащей пояснение к изменению балансовых статей и обязательные бухгалтерские записи. Если ретроспективные изменения производятся за несколько лет, то записи на операционных счетах придется опустить, произвести корректировки только на балансовых счетах. В качестве примера можно рассмотреть изменение способа начисления амортизации по какому-то объекту производственных основных средств, который вызвал увеличение суммы начисленной амортизации на 20000 рублей. Рассмотрим какие же бухгалтерские записи должны быть внесены в бухгалтерскую справку.

  • Дебет счета 20 «Основное производство» Кредит счета 02 «Амортизация основных средств» 20000 рублей;
  • Дебет счета 43 «Готовая продукция» Кредит счета 20 «Основное производство» 20000 рублей;
  • Дебет счета 90 «Продажи» Кредит счета 43 «Готовая продукция» 20000 рублей;
  • Дебет счета 99 «Прибыли и убытки» Кредит счета 90 «Продажи» 20000 рублей;
  • Дебет счета 84 «Нераспределенная прибыль» Кредит счета 99 «Прибыли и убытки» 20000 рублей.

В конечном итоге в приведенном примере изменится значение по кредиту счета 02 «Амортизация основных средств» (увеличится на 20000 рублей) и по дебету счета 84 «Нераспределенная прибыль» (уменьшится на 20000 рублей). В бухгалтерском балансе следует изменить вступительное сальдо на начало последнего отчетного периода на 20000 рублей по статье «Основные средства» (уменьшить) и по статье «Нераспределенная прибыль» (уменьшить).

Проведенное исследование понятия «учетная политика» позволяет сделать следующее заключение, что под учетной политикой понимается набор методик учета, применяемых с целью воздействия на финансовый результат деятельности коммерческой организации, а также снижения налоговой нагрузки. Необходимо отметить, что никаких надежных критериев, позволяющих оценить воздействие разных способов ведения учета на финансовый результат и налоговую нагрузку в настоящее время нет.

Нужно сказать, что на налоговую нагрузку оказывают влияние методы, предусмотренные учетной политикой для целей налогообложения.

В Приказе об учетной политике для целей налогообложения должны быть установлены следующие основные положения [6]:

  • метод признания доходов и расходов;
    1. Общепринятым считается метод начисления — доходы и расходы признаются в учёте в том отчётном периоде, к которому они имеют отношение, независимо от факта их оплаты.
    2. Кассовый метод — доходы и расходы признаются в учёте в день фактического получения денег или их выплаты. Т.е. признание доходов должно быть обусловлено поступлением выручки, затем налоговые расходы должны быть сформированы по факту их оплаты.
  • метод начисления амортизации основных средств и нематериальных активов;
    1. Линейный метод предусматривает начисление амортизации на амортизируемое имущество равными долями в течение всего срока его полезного использования.
    2. Нелинейный метод предусматривает начисление большей части амортизации в первый год эксплуатации объекта и уменьшения ее с каждым годом.
  • перечень и способы формирования резервов:
    1. резерв по сомнительным долгам. Резерв по сомнительным долгам создается для повышения достоверности данных бухгалтерской отчетности организации о ее дебиторской задолженности.
    2. Резерв на оплату отпусков и вознаграждений. Правила создания данного резерва регламентируются статьей 324.1 НК РФ. Согласно НК в учетной политике предусматривается принятый способ резервирования, предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в указанный резерв.
    3. Резерв на ремонт основных средств. В статье 260 п.3 НК РФ установлено, что для равномерного списания расходов налогоплательщик вправе создать резерв под предстоящие ремонты основных средств. Правила его создания определены в статье 324 Налогового кодекса РФ [2].

Применение в учете установленного способа отражения объекта бухгалтерского учета, оказывает влияние в целом на налоговую нагрузку организации. Из методов учетной политики можно выделить те, которые изменяют налоговую нагрузку[11,12]:

  • оценка основных средств и нематериальных активов;
  • метод начисления амортизации основных средств и нематериальных активов;
  • применение амортизационной премии;
  • оценка производственных запасов;
  • способ включения материальных затрат в себестоимость продукции и оценки затрат в незавершенном производстве;
  • порядок погашения стоимости средств специальной оснастки, спецодежды, спецпредметов;
  • образование резервов предстоящих расходов и платежей;
  • метод учета выручки от продажи продукции (работ, услуг);
  • метод учета стоимости товарных запасов в торговле;
  • поступление имущества по договору дарения.

В таблице 1 представлено влияние каждого из перечисленных факторов на формирование налоговой базы по налогам и сборам коммерческой организации.

Таблица 1. Влияние методов учетной политики на размер налогов и сборов

Элемент, регулируемый учетной политикой Налоги, начисляемые от реализации Налоги, включаемые в себестоимость (расходы) Налоги, уплачиваемые из прибыли
НДС акциз транспортный налог земельный налог страховые взносы налог на имущество налог на прибыль
переоценка амортизируемого имущества - - - - - + +
порядок начисления амортизации - - - - - + +
применение амортизационной премии - - - - - + +
оценка материалов при формировании себестоимости - - - - - - +
порядок оценки затрат в незавершенном производстве - - - - - - +
порядок погашения стоимости средств специальной оснастки, спецодежды, спецпредметов - - - - - - +
образование резервов предстоящих расходов и платежей - - - - - - +
метод учета выручки от продажи продукции (работ, услуг) + + - - - - +
метод учета стоимости товарных запасов в торговле - - - - - - +
поступление имущества по договору дарения - - - - - - +

Приведенный в таблице перечень аспектов учетной политики для целей налогообложения не окончательный, в него включена та часть методик, которая используется достаточно часто. Но даже этот небольшой пример позволяет сделать определенные выводы. Практически все методики налогового учета, отличные от способов бухгалтерского учета, влияют на налоговую базу по исчислению налога на прибыль. Безусловно, для предприятий, являющихся плательщиками этого налога, важно произвести определенные расчеты при принятии методик учета для целей налогообложения. Это позволит коммерческой организации регулировать изменение финансового состояния и оптимизировать налоговую нагрузку.

Литература

1. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О бухгалтерском учете» // СПС Консультант Плюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855 (дата обращения 22.01.2018).

2. Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2 (НК РФ ч.2) от 5.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // СПС Консультант Плюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165 (дата обращения 23.01.2018).

3. Приказ Минфина России от 29.07.1998 № 3 (ред. от 29.03.2017) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_20081 (дата обращения 23.01.2018).

4. Приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н (ред. от 28.04.2017) «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету» «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)» // СПС Консультант Плюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_81164 (дата обращения 23.01.2018).

5. Активизация налогового стимулирования реальных инвестиций в промышленность: монография / Е.Л. Атабиева, ТА Тумина, А.А. Рудычев, С.М. Бухонова. Ю.А. Дорошенко. — СПб.: Химиздат, 2008. — 160 с.

6. Атабиева Е.Л. К вопросу о сближении бухгалтерского и налогового учета // Белгородский экономический вестник. — 2014. — № 2 (74). — С. 136-143.

7. Божков Ю.Н., Кондрашова Е.А. Некоторые аспекты инновационного развития предприятия // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. — 2012. — №2. — С. 92-94.

8. Ковалева Т.Н., Атабиева Е.Л. Проблемы учета результатов переоценки основных средств и предложения по его совершенствованию // Азимут научных исследований: экономика и управление. — 2017. — № 1. — С. 73-75.

9. Ковалева Т.Н. Механизм влияния амортизационной политики на результат финансово-хозяйственной деятельности предприятия // Application of New Technologies in Management and Economy (ANTiM 2014): сб. м-лов IV Междунар. конф. / University Union-Nicola Tesla (Belgrad, Serbia, 24-26 апр. 2014 г.). Beograd: Beopres, 2014. Vol. 2. — С. 543-551.

10. Слабинская И.А., Атабиева Е.Л., Слабинский Д.В., Ковалева Т.Н. Добавочный капитал: особенности формирования и учета // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. — 2016. — №5. — С. 190-195.

11. Слабинская И.А., Атабиева Е.Л., Слабинский Д.В., Ковалева Т.Н. Незавершенное производство: сущность понятия, методы оценки и расчета остатков // Белгородский экономический вестник. — 2016. — № 1(18). — С. 102-114.

12. Слабинская И.А. Атабиева Е.Л., Ковалева Т.Н. Учет и контроль материальных затрат // Белгородский экономический вестник. — 2017. — № 1 (85). — С. 158-166.

13. Усатова Л.В., Арская Е.В. Аспекты формирования учетной политики организации // Белгородский экономический вестник. — 2013. — № 3 (71). — С. 71-79. — С. 71-79.

14. Усатова Л.В., Арская Е.В. Проблемы формирования качественной управленческой учетно-аналитической информации // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. — 2012. — № 20. — С. 43-51.

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ