А.С. Борзова
Статья представлена доктором экономических наук
Афанасьевым В.Г.
Научный вестник Московского государственного
технического университета гражданской авиации
№196 2013
В публикации определены критерии для отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок. Всего таких критериев двенадцать. Все они подробно рассмотрены в данной статье.
Отбор налогоплательщиков для проведения выездных проверок, налоговым законодательством не установлен.
Однако в соответствии с приказом ФНС от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/333@ «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок» утверждены Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.
Эти Критерии представляют собой показатели деятельности, по которым на взгляд налоговых органов, налогоплательщик попадает в зону риска совершения налогового правонарушения.
Существует 12 таких Критериев. Рассмотрим их более детально.
1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности)
Налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата). Здесь необходимо учесть, что выручку нужно брать по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за минусом НДС и акцизов. Это связано с тем, что органы статистики определяют выручку организаций на основе данных подаваемой ими бухгалтерской (финансовой) отчетности. А в отчете о прибылях и убытках выручка отражается за вычетом НДС и акцизов.
2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов
Осуществление организацией финансово-хозяйственной деятельности с убытком в течение двух и более календарных лет.
Убыток выявляется на основании соответствующих налоговых деклараций и отчетов о прибылях и убытках за последние два календарных года. Наибольший интерес для налоговых органов представляют убытки в налоговой отчетности.
3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период
Доля вычетов по налогу на добавленную стоимость от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за период 12 месяцев. По этому критерию проверяются только плательщики НДС.
4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг)
Критерий опережающего темпа роста расходов относится только к организациям, которые применяют общий режим налогообложения и уплачивают налог на прибыль организаций.
Чтобы сравнить темпы роста доходов и расходов, нужно для начала рассчитать сами темпы.
Для этого необходимо определить четыре показателя, рассчитанные на основе данных бухгалтерской и налоговой отчетности:
5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации
Информацию о статистических показателях среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в городе, районе или в целом по субъекту Российской Федерации можно получить из следующих источников:
1) официальные Интернет-сайты территориальных органов Федеральной службы государственной статистики (Росстат).
Информация об адресах Интернет-сайтов территориальных органов Росстата находится на официальном Интернет-сайте Росстата www.gks.ru;
2) сборники экономико-статистических материалов, публикуемые территориальными органами Росстата (статистический сборник, бюллетень и др.);
3) по запросу в территориальный орган Росстат или налоговый орган в соответствующем субъекте Российской Федерации (инспекция, управление ФНС России по субъекту Российской Федерации);
4) официальные Интернет-сайты управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации после размещения на них соответствующих статистических показателей.
При выборе объектов для проведения выездных налоговых проверок налоговый орган учитывает также информацию, поступающую в ходе рассмотрения жалоб и заявлений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, правоохранительных и иных контролирующих органов, о выплате налогоплательщиком неучтенной заработной платы ("в конвертах"), неоформлении или оформлении с нарушением установленного порядка трудовых отношений и иную аналогичную информацию.
6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы НК РФ предусмотрено 5 специальных налоговых режимов:
В Общедоступных критериях оценки рисков последние два специальных налоговых режима не упоминаются.
В части специальных налоговых режимов принимается во внимание приближение (менее 5%) к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, влияющих на исчисление налога для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы налогообложения (2 и более раза в течение календарного года).
В части единого сельскохозяйственного налога это: доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг), определяемая по итогам налогового периода, составляет не менее 70%.
В части упрощенной системы налогообложения это:
В части единого налога на вмененный доход это:
7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год
Индивидуальные предприниматели, применяющие общую систему налогообложения, при расчете НДФЛ по итогам года могут уменьшить сумму полученного ими дохода на профессиональный налоговый вычет. Периодом, за который определяется приближение расходов предпринимателя к его доходам, является календарный год. Источником информации о расходах и доходах налогоплательщика служит поданная им в налоговую инспекцию декларация по НДФЛ.
В случае, когда доля профессиональных налоговых вычетов, заявленных в налоговых декларациях физических лиц, зарегистрированных в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в общей сумме их доходов превышает 83%, то налоговые органы такого налогоплательщика могут взять на заметку.
8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели)
Регулярное использование посредников в бизнесе вызывает подозрение, что деятельность направлена на получение необоснованной налоговой выгоды без видимой деловой цели, т.е. разумных экономических или иных причин.
9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п.
При проведении камеральной проверки представленной декларации налоговые органы могут попросить налогоплательщика дать пояснения. Если налогоплательщик пояснения не дал налоговые органы могут включить его в план выездных проверок.
Приказом ФНС России от 10.05.2012 N ММВ-7-2/297@ данный критерий отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок расширен. Попасть под проверку могут также те налогоплательщики, которые:
10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми органами)
Два и более случая с момента государственной регистрации юридического лица, представления при проведении выездной налоговой проверки в регистрирующий орган Заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица в части внесения изменений в сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица, если указанные изменения влекут необходимость изменения места постановки на учет по месту нахождения данного налогоплательщика-организации.
Таким образом, в план выездных проверок рискует попасть только налогоплательщик, который с момента своего создания два раза и более менял официальный адрес. При этом смена адреса происходила в процессе выездной проверки и влекла за собой переход в другую налоговую инспекцию.
11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики
Отклонение (в сторону уменьшения) рентабельности по данным бухгалтерского учета налогоплательщика от среднеотраслевого показателя рентабельности по аналогичному виду деятельности по данным статистики на 10% и более.
12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском
ФНС России по результатам контрольной работы, с учетом досудебного урегулирования споров с налогоплательщиками и сложившейся арбитражной практики, определяет наиболее распространенные способы ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды.
Под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговых обязательств за счет уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.
Необоснованной такая налоговая выгода признается, если для ее получения организация:
Литература
1. Налоговый Кодекс Российской Федерации.
2. Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок: Приказ ФНС от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/333@.
3. Консультант Плюс.