Горохов А.А.,
кандидат экономических наук
Уральский государственный
экономический университет
Финансы и кредит
43(619)-2014
В статье отмечается, что специфика аграрной сферы обусловливает необходимость государственного участия в финансировании процессов расширенного воспроизводства, поэтому заметная часть капитальных вложений в сельское хозяйство прямо или косвенно финансируется за счет средств бюджета. Однако негосударственные источники финансирования также играют весьма существенную роль, поскольку снижают нагрузку на государственный бюджет, оптимизируют структуру инвестиций и увеличивают общий объем капиталовложений в отрасль. Негосударственные источники выполняют информационную функцию, так как по структуре их использования можно судить о наиболее перспективных (с коммерческой точки зрения) отраслях АПК, что учитывается при разработке государственной аграрной политики. Таким образом, государственные и частные инвестиции в АПК должны дополнять друг друга, способствуя повышению общей эффективности финансово-экономического механизма расширенного воспроизводства в отрасли.
Подчеркивается, что отечественные экономисты уделяют основное внимание кредитам коммерческих банков как главному негосударственному источнику финансирования воспроизводственных процессов в АПК. Между тем банковские кредиты в качестве источника финансирования расширенного воспроизводства в сельском хозяйстве России имеют ряд принципиальных ограничений. Финансово-экономический механизм расширенного воспроизводства АПК должен использовать все возможные негосударственные источники финансовых ресурсов. Только так можно добиться максимальной мобилизации средств и обеспечить эффективное функционирование механизма расширенного воспроизводства.
Рассмотрены основные источники финансирования национального агропромышленного комплекса и АПК на уровне отдельного региона - Тюменской области. Проанализированы динамика и структура используемых средств. Названы проблемы, препятствующие эффективному развитию негосударственных источников финансирования в сельском хозяйстве, и предложен ряд мероприятий по их решению.
Специфика аграрной сферы обусловливает необходимость государственного участия в финансировании процессов расширенного воспроизводства. Поэтому заметная часть капитальных вложений в сельское хозяйство прямо или косвенно финансируется за счет средств бюджета. Однако негосударственные источники финансирования также играют весьма существенную роль, поскольку они:
Негосударственные источники выполняют также информационную функцию, так как по структуре их использования можно судить о наиболее перспективных с коммерческой точки зрения отраслях АПК, что учитывается при разработке государственной аграрной политики.
Таким образом, государственные и частные инвестиции в АПК должны дополнять друг друга, способствуя повышению эффективности финансово-экономического механизма расширенного воспроизводства в аграрной сфере.
Все это актуализирует исследования, касающиеся специфических особенностей формирования негосударственных источников финансирования расширенного воспроизводства в региональном АПК, его финансово-экономического механизма.
Данной теме посвящены исследования многих авторов. Например, в статье О.В. Барсуковой анализируются проблемы кредитования предприятий сферы АПК и предлагается ряд мероприятий по их решению [6]. И.В. Волков и Н.М. Шарова рассматривают организационные барьеры, препятствующие развитию кредита в сельском хозяйстве, а также особенности участия государства в решении данных проблем [7]. В обобщающей работе Ю.В. Трушина детально анализируются текущее положение и основные проблемы системы кредитования АПК России (впрочем, большая часть фактических данных, приводимых этим автором, относится к деятельности ОАО «Россельхозбанк») [10].
Следует подчеркнуть, что многие ученые уделяют основное внимание в своих исследованиях кредитам коммерческих банков как главному негосударственному источнику финансирования воспроизводственных процессов в АПК. Между тем такие кредиты имеют ряд принципиальных ограничений. Поэтому финансово-экономический механизм расширенного воспроизводства в сельскохозяйственном секторе должен использовать все возможные негосударственные источники финансовых ресурсов. Только так можно добиться максимальной мобилизации средств и обеспечить эффективное функционирование данного механизма.
Наиболее значимыми негосударственными источниками финансирования в аграрной сфере являются:
Кредит считается одним из основных инструментов финансирования процесса расширенного воспроизводства. Однако аграрная отрасль не слишком привлекательна для коммерческого кредитования из-за низкой рентабельности. Поэтому сельскохозяйственные организации привлекают в основном краткосрочные кредиты на пополнение оборотных средств, срок которых увязан с технологическим циклом предприятия и не превышает одного года. Очевидно, что данные кредиты не могут быть использованы в инвестиционных целях. Решение данной проблемы возможно при участии государства. Так, Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы (далее - Госпрограмма) предусматривалась частичная компенсация процентной ставки по инвестиционным и краткосрочным кредитам и займам, предоставленным предприятиям АПК.
Структура кредитов, выданных на условиях возмещения процентной ставки в рамках Госпрограммы, представлена в табл. 1.
Таблица 1. Кредиты, привлеченные сельскохозяйственными товаропроизводителями в рамках Госпрограммы, в 2008-2012 гг.*
Показатель | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | |||||
План | Факт | План | Факт | План | Факт | План | Факт | План | Факт | |
Объем привлеченных кредитов и займов, млрд руб. | 249,0 | 372,7 | 287,0 | 411,9 | 350,0 | 480,0 | 358,0 | 483,3 | 366,4 | 366,2 |
Краткосрочные кредиты (займы), млрд руб. | 120,0 | 224,2 | 149,0 | 299,2 | 150,0 | 334,5 | 168,0 | 328,8 | 176,4 | 252,2 |
Удельная доля краткосрочных кредитов (займов), % | 48,2 | 60,2 | 51,9 | 72,6 | 42,9 | 69,7 | 46,9 | 68,0 | 48,2 | 68,9 |
Инвестиционные кредиты (займы), млрд руб. | 129,0 | 148,5 | 138,0 | 112,7 | 200,0 | 145,5 | 190,0 | 154,5 | 190,0 | 114,0 |
Удельная доля инвестиционных кредитов (займов), % | 51,8 | 39,8 | 48,1 | 27,4 | 57,1 | 30,3 | 53,1 | 32,0 | 51,8 | 31,1 |
* Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2012 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы».
Анализ данных, представленных в табл. 1, позволяет сделать вывод, что доля краткосрочных кредитов за весь период действия Госпрограммы (2008-2012 гг.) превышала долю инвестиционных кредитов. Если план по предоставлению краткосрочных кредитов постоянно перевыполняется (в 2010 г. - 223%), то план по инвестиционным кредитам был выполнен только в 2008 г. (115%). В 2009-2011 гг. выполнение составляло не более 83%, а в 2012 г. - 60%.
В настоящее время утверждена новая государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг., в которой предусмотрена дальнейшая поддержка кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей. Например, в 2013 г. на возмещение части процентной ставки по кредитам и займам было выделено 71 480,7 млн руб., в том числе:
Таким образом, можно отметить серьезное изменение тенденции в сторону поддержки инвестиционного кредитования.
Большая часть кредитов (78,2%), выданных предприятиям АПК в 2012 г., пришлась на Сбербанк России и Россельхозбанк. Данные показатели несколько лучше, чем в 2009 г., когда на долю этих банков пришелся 91% всех выданных кредитов [10]. Однако следует отметить, что практика кредитования предприятий АПК несколькими крупными банками не характерна для развитых стран. Так, в США из 14 000 коммерческих банков 11 250 (80,4%) в той или иной степени обслуживают аграрный сектор. Число банков, в активах которых доля кредитов, выданных сельскому хозяйству, превышает 25%, составляет 1 150 (8,2%). Они имеют статус сельскохозяйственных банков (в основном это небольшие организации, размещающиеся в штатах с традиционно развитым аграрным сектором) [1].
Аналогичное положение наблюдается в европейских странах, где наибольший удельный вес на рынке аграрного кредитования занимают небольшие специализированные банки и небанковские кредитные организации [12].
Из небанковских кредитных институтов в АПК РФ наибольшее значение имеет сельскохозяйственная кредитная кооперация. В рамках национального проекта «Развитие АПК» дополнительно предусматривалось создание 1 000 кредитных кооперативов, но фактически за 2006-2007 гг. было создано 1150 [8, 9] сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов. К 2013 г. в стране осуществляли деятельность уже 1 866 кредитных кооперативов в 78 субъекта Российской Федерации. Членская база сельской кредитной кооперации составляет 200 тыс. пайщиков, а суммарные активы превышают 10 млрд руб.
Первоначально активное участие в развитии кредитной кооперации на селе принимал Россельхозбанк. Он оказывал учебно-методическую и консультационную поддержку, предоставлял льготные кредиты. Однако в 2010 г. Россельхозбанк вышел из числа ассоциированных членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов. В результате доля кредитных кооперативов в общем объеме выданных кредитов и займов предприятиям АПК в 2012 г. составила всего лишь 0,5%. Для сравнения в США через систему фермерского кредитования, близкую по форме к кредитной кооперации, выдается 33% всех инвестиционных кредитов [1].
Лизинг основных средств имеет большое значение в финансировании расширенного вос-производства в АПК. Здесь также заметно влияние государства, которое проявляется прежде всего в деятельности государственной компании ОАО «Росагролизинг». Компания была создана в феврале 2001 г., а в настоящее время ее уставный капитал составляет 81 млрд руб. Уставный капитал компании формировался в основном за счет государственных инвестиций; так, в 2013 г. данные вложения составили 2 242,4 млн руб.
Участие государства здесь необходимо, так как сельскохозяйственная техника представляет собой узкоспециализированный и низколиквидный актив, не пользующийся большим спросом на вторичном рынке. В результате коммерческий лизинг данной техники сталкивается с серьезными трудностями. Кроме того, при наличии игроков, пользующихся государственной поддержкой, независимые лизинговые фирмы оказываются, неконкурентоспособными.
Тем не менее независимый коммерческий лизинг, не использующий государственную поддержку, в аграрной сфере существует. В частности, подобным образом может приобретаться автотранспорт и иные активы универсального назначения. По сравнению с классическим банковским кредитом лизинг обладает рядом преимуществ:
Недостатком лизинга является более высокая стоимость по сравнению с классическим кредитом (в среднем на 4-8 п.п.).
По состоянию на 01.01.2013 ОАО «Росагролизинг» поставило на условиях лизинга 9 859 ед. сельскохозяйственной техники и автомобилей на общую сумму 18 820 млн руб., в том числе 3 580 тракторов (17,9% от общего количества тракторов, приобретенных сельскохозяйственными товаропроизводителями) и 1 403 комбайна (18,3%).
Источники и направления долгосрочных инвестиций на предприятиях АПК Тюменской области за 2007-2013 гг. представлены в табл. 2.
Таблица 2. Источники и направления долгосрочных инвестиций на предприятиях АПК Тюменской области в 2007-2013 гг., тыс. руб.
Показатель | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 |
Источники инвестиций | |||||||
Собственные средства | |||||||
В том числе: | 1 465 232 | 1 583 736 | 1 732 933 | 2 551 077 | 2 533 425 | 2 964 605 | 3 147 896 |
- прибыль | 1 046 359 | 1 104 435 | 832 009 | 977 360 | 1 428 105 | 1 363 707 | 1 151 109 |
- амортизация | - | - | 602 083 | 947 465 | 747 055 | 1 117 145 | 879 146 |
Привлеченные средства | |||||||
В том числе: | 3 498 065 | 5 468 179 | 3 972 769 | 3 293 615 | 4 170 044 | 4 441 747 | 4 654 613 |
Всего инвестиций | 4 963 297 | 7 051 915 | 5 705 702 | 5 844 692 | 6 703 469 | 7 406 352 | 7 802 509 |
- кредиты банков | 1 423 430 | 1 916 873 | 1 138 776 | 941 539 | 670 672 | 1 502 391 | 1 658 145 |
- бюджет | 1 530 878 | 2 328 053 | 1 529 063 | 1 189 908 | 978 515 | 1 257 655 | 1 148 877 |
Направления использования инвестиций | |||||||
Приобретение основных средств | 2 197 644 | 3 527 665 | 2 084 130 | 2 789 348 | 3 741 412 | 4 580 796 | 4 320 114 |
Строительство и реконструкция | 2 588 202 | 3 281 826 | 2 537 282 | 2 256 989 | 2 131 867 | 2 624 794 | 3 122 007 |
Доходные вложения в материальные ценности | 92 125 | 94 637 | 156 785 | 4 020 | 56 181 | 200 762 | 87 024 |
Приобретение нематериальных активов | 232 | 130 | 275 | 1432 | 99 | 0 | 145 |
Объемы долгосрочных инвестиций в АПК меняются в соответствии с колебаниями макроэкономической конъюнктуры и приоритетами бюджетной политики. Максимального уровня инвестиции достигли в 2008 г., затем последовал спад, вполне объяснимый в условиях финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. Однако уже к 2011 г. вновь обозначился рост, и в 2013 г. общий объем инвестиций превысил докризисный уровень на 750 594 тыс. руб. (10,6%).
Структура источников инвестиций в АПК региона (Тюменской области) представлена в табл. 3.
Таблица 3. Удельная доля различных источников инвестиций в АПК Тюменской области в 2007-2013 гг., %
Показатель | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 |
Собственные средства | 29,5 | 22,5 | 30,4 | 43,6 | 37,8 | 40,0 | 40,3 |
В том числе: | |||||||
- прибыль | 21,1 | 15,7 ] | 14,6 | 16,7 | 21,3 | 18,4 | 14,8 |
- амортизация | ... | ... | 10,6 | 16,2 | 11,1 | 15,1 | п,з |
Привлеченные средства | 70,5 | 77,5 | 69,6 | 56,4 | 62,2 | 60,0 | 59,7 |
В том числе: | |||||||
- кредиты банков | 28,7 | 27,2 | 20,0 | 16,1 | 10,0 | 20,3 | 21,3 |
- бюджет | 30,8 | 33,0 | 26,8 | 20,4 | 14,6 | 17,0 | 14,7 |
С одной стороны, финансово-кредитные институты нередко выступают в качестве операторов по распределению и размещению средств, выделяемых из бюджета для под держки сельскохозяйственных товаропроизводителей. Коммерческие банки являются конечными получателями субсидий, предназначенных для компенсации процентных ставок. Лизинговые компании и кредитные кооперативы также получают средства из бюджета для дальнейшего предоставления на льготных условиях сельскохозяйственным товаропроизводителям. Региональные органы власти при этом непосредственно взаимодействуют с данными организациями.
С другой стороны, указанные институты осуществляют самостоятельную деятельность по инвестированию средств в АПК в целях извлечения прибыли. В данном случае они руководствуются общими правилами, однако при этом невозможно не учитывать специфику аграрной сферы деятельности. Здесь региональная власть оказывает косвенное, опосредованное воздействие на финансовые организации, инвестирующие в АПК.
Очевидно, что эффективное функционирование процессов расширенного воспроизводства возможно только в случае финансово-кредитной политики, предполагающей взаимодействие государственных и негосударственных источников финансирования комплекса.
Например, банковская система Тюменской области по состоянию на 2013 г. насчитывала 15 региональных кредитных организаций и 45 филиалов кредитных организаций, головные офисы которых расположены на территориях других субъектов Федерации (главным образом - в Москве). На территории региона действует 13 филиалов Западно-Сибирского банка ОАО «Сбербанк Россия». Кроме того, здесь работают 737 дополнительных банковских офисов, 113 операционных касс вне кассового узла, 95 кредитно-кассовых офисов, 301 операционный офис и 10 представительств кредитных организаций из других регионов.
Развитие банковского сектора Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов можно охарактеризовать как стабильное и достаточно динамичное. На протяжении ряда лет сохраняется позитивная динамика основных показателей деятельности кредитных организаций.
Средства физических и юридических лиц, привлеченные банковскими структурами на территории Тюменского региона, на 01.12.2013 составили 770,1 млрд руб.
Вклады населения достигли 458,2 млрд руб., в том числе на счетах банков других регионов сосредоточено 331,8 млрд руб. (72,4%), региональных банков - 126,4 млрд руб. (27,6%). Граждане держат на счетах в Западно-Сибирском банке ОАО «Сбербанк России» 214,6 млрд руб. (46,8%).
Общий объем кредитов, предоставленных заемщикам области, составил 1 063,0 млрд руб., в том числе:
Ликвидность банковской системы Тюменской области остается высокой, случаев несвоевременного исполнения банками своих обязательств перед кредиторами и вкладчиками не отмечено. Данный факт во многом обусловлен деятельностью Банка России, который ведет активную работу по рефинансированию кредитных организаций, в том числе предоставляет внутридневные кредиты.
Структура кредитов, выданных на территории Тюменской области и автономных округов, представлена в табл. 4.
Таблица 4. Структура кредитов, выданных банками на территории Тюменской области, Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) и Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО) в 2010-2013 гг., %
Регион | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | ||||
Региональные банки | Филиалы | Региональные банки | Филиалы | Региональные банки | Филиалы | Региональные банки | Филиалы | |
Тюменская область, всего | 43,9 | 56,1 | 42,2 | 57,8 | 43,3 | 56,7 | 38,4 | 61,6 |
ХМАО | 61 | 39 | 55,8 | 44,2 | 60,8 | 39,2 | 58,0 | 42,0 |
ЯНАО | 30,3 | 69,7 | 29,9 | 70,1 | 24,7 | 75,3 | 24,0 | 76,0 |
Юг Тюменской области | 30,1 | 69,9 | 30,0 | 70,0 | 28,1 | 71,9 | 29,2 | 70,8 |
Можно сделать вывод, что на кредитном рынке Тюменской области преобладают банки из других регионов, их удельная доля за анализируемый период несколько выросла.
Сельское хозяйство не относится к видам деятельности, привлекательным для кредитования, о чем говорит тот факт, что в общем объеме кредитов, выданных региональными банками в 2013 г., доля сельскохозяйственных организаций составила 1,1% (на 0,2% ниже аналогичного показателя в 2012 г.). х
Наиболее весомые позиции на рынке банковского кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей Тюменской области занимают ОАО «Запсибкомбанк», ЗАО «Тюменьагропромбанк», а также Западно-Сибирский банк ОАО «Сбербанк России» и филиалы ОАО «Россельхозбанк». Это связано со следующими обстоятельствами:
Анализ степени охвата сельских районов Тюменской области данными коммерческими банками представлен в табл. 5.
Таблица 5. Наличие филиалов (дополнительных офисов) коммерческих банков в муниципальных районах Тюменской области
Банк | Число муниципальных районов, в которых действуют филиалы или дополнительные офисы банка, ед. | Процент охвата муниципальных районов области банком |
ОАО «Запсибкомбанк» | 7 | 31,8 |
ЗАО «Тюменьагропромбанк» | 11 | 50,0 |
Тюменский филиал ОАО «Россельхозбанк» | 14 | 63,6 |
Западно-Сибирский банк ОАО «Сбербанк России» | 22 | 100,0 |
Таким образом, только у одного банка имеются филиалы или дополнительные офисы в каждом муниципальном районе области. Особо следует отметить, что специализированные отраслевые банки открыли свои подразделения только в половине районов области.
Филиалы и дополнительные офисы, как правило, расположены в административных центрах сельских муниципальных районов. Такое размещение достаточно удобно для сельскохозяйственных товаропроизводителей, поскольку размеры районов относительно невелики и, следовательно, практически из любой точки можно в течение нескольких часов добраться до офиса банка.
Рассмотрим деятельность ЗАО «Тюменьагро-промбанк» и ОАО «Запсибкомбанк» - региональных банков, которые наиболее активно кредитуют сельскохозяйственных товаропроизводителей Тюменской области. Очевидно, что они играют существенную роль в региональной финансово-кредитной политике, поскольку имеют более тесные связи с властями региона.
Тюменьагропромбанк занимается кредитованием малого и среднего бизнеса, предлагая своим заемщикам различные кредитные продукты. В рамках кредитования физических лиц банк разработал порядок кредитования сельских жителей, занимающихся производством, переработкой и реализацией сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах. Воспользоваться данным кредитным продуктом могут проживающие в сельской местности граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, а также граждане, занятые в агропромышленном комплексе, состоящие на государственной или муниципальной службе, проживающие в сельской местности. Кредиты предоставляются в сумме от 30 до 300 тыс. руб. сроком до 1 года по ставке 14% годовых на следующие цели:
Такой кредит может быть полезен как сельским жителям, имеющим личное подсобное хозяйство, так и начинающим фермерам.
Тюменьагропромбанк принимает участие в реализации программ кредитования предприятий агропромышленного комплекса в рамках отдельных постановлений Правительства РФ и региональных программ поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей. В целях своевременного выполнения мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы и эффективного использования средств федерального бюджета, предусмотренных на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, Тюменьагропромбанк ежемесячно предоставляет в департамент агропромышленного комплекса Тюменской области информацию об объемах кредитных средств, выданных сельхозтоваропроизводителям области.
В 2009-2012 гг. ЗАО «Тюменьагропромбанк» было выдано кредитов сельскохозяйственным предприятиям на общую сумму 2 092,7 млн руб. По состоянию на 01.07.2012 задолженность по кредитам, предоставленным предприятиям АПК, достигла 603,2 млн руб. Доля кредитов, предоставляемых сельскохозяйственным производителям, в кредитном портфеле банка составляет 25,2%. Ставка по кредитам предприятиям АПК в 2011-2012 гг. сохранялась на уровне 10-13% годовых.
В качестве обеспечения по кредитам, предоставленным предприятиям АПК, банк принимает в залог основные средства - здания и сооружения, транспортные средства, сельскохозяйственную технику, оборудование.
Если Тюменьагропромбанк изначально позиционировался на банковском рынке Тюменской области как банк агропромышленного комплекса, то Запсибкомбанк - универсальный банк, который не выделяет те или иные отрасли в качестве приоритетных для кредитования. Тем не менее, учитывая длительный опыт работы на рынке региона (с 1992 г.), наличие филиальной сети в сельских районах, а также опыт сотрудничества с администрацией области в финансировании различных проектов, можно утверждать, что Запсибкомбанк также активно участвует в кредитовании сельскохозяйственных товаропроизводителей. В банке действует множество кредитных программ для юридических лиц, которыми могут воспользоваться сельскохозяйственные предприятия.
Несмотря на количественный и качественный рост объемов кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей, остается нерешенным ряд серьезных проблем, препятствующих развитию банковского кредита как элемента финансово-экономического механизма расширенного воспроизводства АПК. Проблемы, на которые указывают региональные участники рынка кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей, в большинстве случаев аналогичны проблемам, отмечаемым на общенациональном уровне [10].
Наиболее серьезными препятствиями для развития сельскохозяйственного инвестиционного кредитования являются следующие.
1. Длительные сроки окупаемости проектов в сельском хозяйстве, обусловленные низкой рентабельностью отрасли. В среднем сроки окупаемости проектов по модернизации имеющихся или приобретению новых основных производственных фондов составляют 10-15 лет, а нередко - свыше 20 лет. При этом российские коммерческие банки не располагают привлеченными ресурсами такой срочности, поскольку основной источник средств - вклады населения и организаций, имеют много меньшие сроки размещения (в основном 1-3 года).
2. Высокая степень рисков, обусловленных природными факторами, которые невозможно предвидеть с требуемой точностью. Данный недостаток в большей степени выражен в растениеводстве, где невозможно предсказать изменения климата в долгосрочной перспективе, негативные погод-ные явления (засуха, заморозки или град). Однако в животноводстве также присутствует данный фактор, выражающийся, например, в эпизоотиях и колебаниях цен на корма. Для коммерческого банка кредитование заемщика, риски которого не поддаются объективной оценке, затруднительно, поскольку он вынужден создавать по таким кредитам максимальные резервы.
3. Отсутствие ликвидного залога. Основные средства сельскохозяйственных товаропроизводителей, предлагаемые в качестве залога при кредитовании в коммерческих банках, отличаются весьма низкой ликвидностью. Здания и сооружения сельскохозяйственного назначения, как правило, расположены далеко от крупных населенных пунктов, имеют узкоспециализированное назначение. Фактически, их невозможно использовать другим образом, кроме как для занятия сельским хозяйством. Подобная ситуация справедлива и для машин, оборудования, которые, за исключением автотранспорта, также узкоспециализированы. Кроме того, тяжелые условия эксплуатации ведут к быстрому износу и падению залоговой стоимости сельскохозяйственной техники.
Нередко встречается также проблема отсутствия оформленных прав на основные средства. Особенно актуальна данная проблема для земельных участков сельскохозяйственного назначения, что делает невозможным их использование в качестве предмета залога.
4. Длительный производственный цикл, характерный для сельскохозяйственного производства, снижает оборачиваемость денежных средств и вызывает дополнительные трудности как с обслуживанием полученных кредитов, так и с их погашением. Производственные затраты и реализация готовой продукции в сельском хозяйстве разнесены во времени, что снижает показатели эффективности предприятий.
5. Несовершенство отчетности сельскохозяйственных товаропроизводителей, вследствие чего затруднительно объективно оценить их финансовохозяйственную деятельность и платежеспособность. Данная проблема характерна преимущественно для малых и средних предприятий, так как они не могут позволить себе содержать в штате высококвалифицированных экономистов и специалистов по взаимодействию с коммерческими банками. Многие предприятия ведут только упрощенную бухгалтерскую отчетность, по которой специалистам банка сложно оценить платежеспособность потенциального заемщика. Только крупные сельскохозяйственные товаропроизводители имеют аудиторские заключения.
6. Отсутствие развитой системы сельскохозяйственного страхования, которая позволила бы снизить риски как заемщиков, так и коммерческих банков, кредитующих аграрную сферу. Предлагаемые в настоящее время отдельными страховыми компаниями условия по страхованию посевов, как правило, неприемлемы для сельскохозяйственных предприятий из-за слишком высоких тарифов. Кроме того, страхование посевов необходимо производить весной или осенью (для озимых), когда предприятия остро нуждаются в денежных средствах для проведения посевной или уборочной и не могут позволить себе дополнительных затрат.
Перечисленные проблемы актуальны не только для Тюменской области и отмечаются исследователями как характерные и для других регионов России [2-7,11]. Единого подхода к решению данных проблем не существует. Например, О.В. Барсукова предлагает использовать в качестве залога при кредитовании сельскохозяйственных товаропроизводителей складские свидетельства, являющиеся подтвержцением факта принятия складом товара на хранение [6]. Такая схема действительно имеет ряд преимуществ перед традиционным залогом готовой продукции (в частности, упрощение и ускорение процедуры оформления кредита). Однако она может быть использована только для некоторых видов продукции сельского хозяйства, пригодных для длительного хранения (например, зерно). Ее невозможно использовать для продукции животноводства (мясо, молоко), поскольку она не предназначена для длительного хранения. Кроме того, использование данной схемы порождает дополнительные затраты сельскохозяйственных товаропроизводителей на оплату складских услуг.
Исследователи И.В. Волков и Н.М. Шарова уверены, что банки занижают стоимость имеющихся у заемщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей основных средств, в частности недвижимости [7]. Однако с таким утверждением трудно согласиться, поскольку производственные здания сельскохозяйственного назначения имеют крайне низкую ликвидность и невысокую рыночную стоимость в силу удаленного местоположения и специфического назначения. Вполне вероятно, что их оценка при принятии в залог отражает реальную рыночную стоимость и ликвидность.
В работе И.В. Волкова и Н.М. Шаровой предлагается создание государственного гарантийного фонда, который обеспечит возвратность долгосрочных инвестиционных кредитов в аграрной сфере. Финансирование данного фонда планируется осуществлять за счет средств регионального бюджета, а также за счет платы сельскохозяйственных товаропроизводителей в размере 1% от суммы предоставляемой гарантии. Безусловно, такой механизм способен облегчить получение кредита предприятиями АПК, однако его создание и функционирование связаны с серьезными организационными трудностями. В частности, предоставляемые государственные гарантии по кредитам должны быть предусмотрены в расходной части бюджета на соответствующий год. Кроме того, наличие государственной гарантии может снизить мотивацию руководства предприятия- заемщика к эффективной деятельности, повышению прибыльности, поиску самостоятельных решений собственных проблем, так как вся ответственность фактически «перекладывается» на государство. Известно, что в первой половине 1990-х гг. значительные бюджетные средства выделялись предприятиям АПК и крестьянским фермерским хозяйствам на безвозвратной основе. Во многих случаях получатели средств не смогли эффективно ими распорядиться. Безвозмездное и безвозвратное финансирование в известном смысле «развращает» получателя и сводит к минимуму совокупный полезный эффект от потраченных средств.
На взгляд автора, большую эффективность показали такие механизмы государственной поддержки, как частичная компенсация за счет средств бюджета процентной ставки по кредитам коммерческих банков, а также компенсация части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники и строительно-монтажные работы. В результате не снимается ответственность сельскохозяйственного производителя перед банком, выдавшим кредит, но существенно облегчается финансовая нагрузка на заемщика. Данные меры реализуются как в рамках Госпрограммы в масштабе всей страны, так и в ряде регионов, за счет средств бюджетов субъектов Федерации (в том числе - в Тюменской области).
Однако условия вступления России в ВТО серьезно ограничивают возможность использования данных механизмов. Необходимо срочно сократить прямое софинансирование государством кредитов сельскохозяйственных товаропроизводителей и сосредоточить усилия на косвенных мерах (информационно-консультационная поддержка), развитии альтернативных форм кредитования (таких, как сельская кредитная кооперация, микрофинансовые организации), продвижении банковского бизнеса на селе.
Финансовое положение большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей можно оценить не лучше, чем «среднее». Об этом говорит, в частности, то, что средний уровень рентабельности в отрасли с учетом субсидий в 2008-2012 гг. колебался от 8,3 до 14,8%, демонстрируя разнонаправленную динамику. Рентабельность (без учета субсидий) в 2012 г. составила всего 4,8%. Доля убыточных хозяйств за этот же период не опускалась ниже 20%. В 2013 г. уровень рентабельности с учетом субсидий составил 9,3%, что на 5,3 п.п. ниже показателей 2012 г. Общий размер просроченной кредиторской задолженности на 01.01.2013 составил 125,1 млрд руб. (по сравнению с 17,1 млрд руб. в 2011 г.). Доля просроченной задолженности в общем объеме задолженности сельскохозяйственных пред-приятий в 2012 г. достигла 7,1%, что существенно выше показателей прошлых лет.
В результате, в соответствии с требованиями Банка России коммерческий банк должен создать значительные резервы при предоставлении кредита такому заемщику. Создание резервов требует отвлечения средств из активов, что увеличивает расходы и снижает доходность банка.
Незаинтересованность коммерческих банков в кредитовании сельскохозяйственных товаропроизводителей является комплексной проблемой, обусловленной, с одной стороны, сложностями самих банков - недостаток долгосрочных ресурсов, а с другой - низкой кредитоспособностью потенциальных заемщиков.
Особое место в системе финансирования сельскохозяйственных товаропроизводителей занимают сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы. Система сельскохозяйственной кредитной кооперации Тюменской области включает два уровня.
Кооперативы первого уровня созданы во всех 22 муниципальных районах области и занимаются непосредственной работой с заемщиками.
Кооператив второго уровня - областной сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив «Тюмень». Его главные задачи - координация и методическое обеспечение деятельности кооперативов первого уровня, а также предоставление им займов.
Основной контингент заемщиков кредитных кооперативов - личные подсобные хозяйства (ЛПХ) граждан (98% в 2012 г.) и мелкие фермеры. Поскольку большинство личных подсобных хозяйств, прибегающих к займам, ориентированы на товарное производство, их можно рассматривать как фермерские хозяйства без образования юридического лица и формального правового статуса предпринимателя.
Сельскохозяйственные кооперативы области в 2012 г. выдали 3 899 займов на сумму 453,1 млн руб. Средний размер одного займа составил 116 тыс. руб. В членах - пайщиках кредитных кооперативов состояло 17 603 граждан. Большая часть средств кредитных кооперативов - субсидии и субвенции областного и местных бюджетов. В 2012 г. в обороте кооперативов использовалось 637,8 млн руб., из них средства бюджета - 550,4 млн руб. (86,3%). Все займы, выдаваемые кредитными кооперативами, имеют целевое назначение: они могут быть использованы только на развитие сельскохозяйственного производства. В основном средства выдаются на срок от 1 года до 2-х лет - 37,8%, но значительная доля займов выдана на срок свыше 5 лет - 32,8%.
Можно сделать вывод, что сельскохозяйственная кредитная кооперация в Тюменской области ориентирована почти исключительно на личные подсобные хозяйства сельского населения. Предоставляемые в рамках системы кооперации займы играют не столько экономическую, сколько социальную роль, являясь средством поддержки сельского населения, обеспечения его самозанятости. Данный факт объясняет то, что основная часть ресурсов кредитной кооперации формируется за счет средств бюджета.
Вместе с тем представители негосударственных финансовых организаций, кредитующих сельскохозяйственных производителей, отмечают наличие ряда проблем, препятствующих расширению до-ступа сельхозпредприятий к кредитным ресурсам. На взгляд автора, наиболее существенными из них являются следующие.
Данные проблемы снижают эффективность сельской кредитной кооперации как элемента финансово-экономического механизма расширенного воспроизводства. Фактически, роль кредитных кооперативов сведена до функции кассы взаимопомощи сельских жителей. Между тем, как отмечалось, за рубежом кредитная кооперация обеспечивает до 30% средств, инвестируемых в развитие АПК [1]. Следовательно, необходимо развитие сельско хозяйственной кредитной кооперации и прежде всего - кооперативов второго уровня, на которые следует возложить функции кооперативного банка, предоставляющего займы кредитным кооперативам первого уровня. Частично данная задача уже решается в Тюменской области. Необходимо расширить сферу деятельности кредитной кооперации, включив в нее, помимо J11IX граждан, сельскохозяйственные предприятия и крестьянские фермерские хозяйства. Таким образом, кредитные кооперативы призваны закрыть своеобразный «провал», который образуется в системе кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей по причине того, что коммерческие банки охотно предоставляют кредиты крупным сельскохозяйственным предприятиям, но не хотят работать со средними и мелкими хозяйствами.
В системе финансово-экономического механизма расширенного воспроизводства АПК Тюменской области важное место занимает лизинг. Зачастую он является единственной возможностью приобрести новую сельскохозяйственную технику и оборудование.
Уполномоченной компанией правительства Тюменской области по лизингу для сельскохо-зяйственных товаропроизводителей считается ОАО «Тюменская агропромышленная лизинговая компания». Она была создана в 1996 г. по инициативе областной власти. В настоящее время области принадлежит 86% акций этой компании.
Первоначально Тюменская агропромышленная лизинговая компания финансировалась исключительно за счет средств бюджета, но с 2003 г. стали активно привлекаться иные источники (прежде всего - кредиты коммерческих банков). Кроме сельскохозяйственных товаропроизводителей Тюменской области компания сотрудничает с предприятиями Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, Свердловской и Курганской областей, причем не только в сфере АПК, но и в других видах деятельности.
Благодаря лизингу, сельскохозяйственные предприятия Тюменской области получили и получают тракторы с навесным оборудованием, посевные комплексы, почвообрабатывающую технику, зерноуборочные и кормоуборочные комбайны отечественного и импортного производства, доильное и холодильное оборудование.
Изменение стоимости имущества, переданного в лизинг, в отраслевом разрезе за 2006-2012 тт. представлено в табл. 6.
Таблица 6. Имущество, переданное в лизинг ОАО «Тюменская агропромышленная лизинговая компания» в 2006-2012 гг., тыс. руб.
Сфера экономики | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 |
Сельское хозяйство | 368 967,4 | 839 710,0 | 1 396 573,8 | 631 807,8 | 598 820,4 | 1 182 002,8 | 2 464 329,2 |
Промышленность | 77 149,9 | 16 476,9 | 106 099,7 | - | 37 780,0 | 104 608,2 | 224 321,3 |
Строительство | 101 193,7 | 172 071,5 | 221 668,5 | 61 385,0 | 161 363,0 | 272 483,4 | 325 732,7 |
Пищевая и перерабатывающая промышленность | 76 615,9 | 15 363,1 | - | - | 286,705,4 | 183 183,1 | 262 063,5 |
Услуги и торговля | 129 393,9 | 83 012,6 | 286 222,8 | 390 518,7 | 149 794,6 | 271 212,4 | 311 237,2 |
Прочие | 3 717,8 | 4 274,5 | 32 914,1 | 5 210,0 | 155 430,2 | 83 674,6 | 44 528,3 |
Всего... | 757 038,6 | 1 130 908,5 | 2 043 478,8 | 1 088 921,5 | 1 383 893,5 | 2 098 164,5 | 3 633 212,2 |
Если сравнивать удельные доли различных сфер экономики в общей сумме имущества, переданного в лизинг, то, как следует из имеющихся данных, доля сельского хозяйства за весь анализируемый период составляла 40-70%, что свидетельствует о том, что ОАО «Тюменская агропромышленная лизинговая компания» в основном занимается профильным видом деятельности. Надо учитывать, что часть лизингополучателей, формально относящаяся к другим видам деятельности, также тесно связана с сельским хозяйством (пищевая и перерабатывающая промышленность, строительство объектов и сооружений для предприятий АПК, реализация продукции сельского хозяйства).
Компания в 2011 г. получила из областного бюджета 525,3 млн руб., в том числе 201,9 млн руб. по возмещению части затрат по уплате процентов. Было заключено 343 договоров лизинга. Стоимость имущества, переданного в лизинг, составила 2 098,2 млн руб., что на 51,6% выше аналогичного показателя в 2010 г.. В 2012 г. в лизинг было передано имущества на общую сумму 3 632,2 млн руб. (рост по сравнению с 2011 г. составил 73,1%). Столь высокие темпы свидетельствуют о востребованности лизинговых услуг у предприятий области. Правительством Тюменской области пре-дусмотрены субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение стоимости предметов лизинга, причем их размер составляет до 80% стоимости предметов лизинга. Поэтому лизинг становится выгодным способом финансирования и эффективным направлением расширенного воспроизводства основных производственных фондов.
Лизинговая компания участвует также в программе компенсации процентных ставок по кредитам коммерческих банков за счет средств областного бюджета, что существенно снижает стоимость заемных средств (компенсация предоставляется из расчета 2/3 ставки рефинансирования Банка России).
Тюменская агропромышленная лизинговая компания является учредителем ООО «ТехноЦентр» - сервисной компании, обслуживающей сельскохозяйственную технику, переданную лизингополучателям, а также ООО «TAЛK-Сервис», занятого организаций различных выставочных мероприятий, маркетингом и рекламой лизинговых услуг.
Партнерами компании стали расположенные в Тюменской области дилеры крупнейших отечественных и зарубежных производителей сельскохозяйственной техники и автотранспорта - ОАО «Ростсельмаш», ОАО «КамАЗ», РУП «Минский тракторный завод», ОАО «Харьковский тракторный завод», John Deere, New Holland, Claas и др.
На взгляд автора, наиболее значимым недостатком лизинга в системе финансирования сельскохозяйственных товаропроизводителей Тюменской области выступает фактическая монополизация данного сегмента единственной организацией - ОАО «Тюменская агропромышленная лизинговая компания». Поскольку главным акционером данной компании является правительство Тюменской области, все управление сельскохозяйственным лизингом сосредоточено на уровне региональных органов власти. В результате в процессе принятия решений политические аргументы зачастую перевешивают экономические, что ведет к снижению эффективности использования инвестируемых средств. Нередко предпочтение отдается предприятиям, находящимся в заведомо неблагоприятных для занятий сельским хозяйством районах. Это приводит к тому, что затраты бюджетных средств приносят существенно меньший результат, чем в случае инвестирования в перспективные территории. Существующая на региональном уровне модель лизинга в АПК по сути копирует федеральный уровень, на котором также действует государственный монополист - ОАО «Росагролизинг». Понятно стремление государства обеспечить контроль за каждым этапом распределения средств. Однако, как показывает практика, подобная система не только не ведет к росту эффективности инвестиций, а напротив - тормозит данный процесс, создает благоприятную почву для коррупции и нецелевого использования бюджетных средств.
Представляется целесообразным полностью устранить посредников между государством и сельскохозяйственным товаропроизводителем. Субсидии должны выделяться лизингополучателям напрямую, независимо от того, услугами какой лизинговой компании они пользуются. Возможна также поддержка всех лизинговых компаний, работающих в АПК. Данный шаг:
В результате существенно повысится эффективность лизинга как элемента финансово-экономического механизма расширенного воспроизводства в АПК.
Проведенный анализ негосударственных источников финансирования расширенного воспроизводства в АПК на материалах Тюменской области позволяет сделать следующие выводы.
1. Несмотря на то, что рассмотренные источники представлены независимыми коммерческими предприятиями и организациями (банки, лизинговые компании, кредитные кооперативы), слишком велика их зависимость от государства. Кредиты коммерческих банков поддерживаются с помощью компенсации процентных ставок, компенсации затрат и государственных гарантий. Сельскохозяйственная кредитная кооперация в Тюменской области на 90% обеспечивается финансовыми ресурсами за счет средств бюджета. Серьезную финансовую поддержку получают как лизинговые компании, работающие с предприятиями АПК, так и сами лизингополучатели - сельскохозяйственные товаропроизводители. Таким образом, государственная поддержка усиливает действенность негосударственных источников финансирования развития АПК, что является положительным фактом. Вместе с тем, требования ВТО по ограничению прямой государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые в полном объеме начнут действовать с 2019 г., существенно ограничивают практикуемые в настоящее время формы государственного софинансирования частных инвестиций. Необходима разработка механизмов, которые позволили бы поддержать объем инвестиций, требуемых для технической модернизации отрасли.
2. Наиболее серьезной проблемой, препятствующей распространению кредита в агропромышленном комплексе, является непривлекательность сельскохозяйственных товаропроизводителей в качестве заемщиков в силу их невысокой рентабельности, высоких рисков аграрной деятельности, отсутствия ликвидного обеспечения. Частично данная проблема решается за счет мер государственной поддержки коммерческих кредитов, а также деятельности ОАО «Россельхозбанк» и иных банков с государственным участием. Однако принимаемые меры не могут полностью переломить ситуацию с недоступностью кредитных ресурсов для предприятий АПК. Доля банковских кредитов в общем объеме долгосрочных инвестиций в АПК Тюменской области за 2007-2013 гг. составила 20,5%. Максимального значения данная величина достигала в 2007 г. - 28,7%, затем последовал спад (минимальное значение в 2011 г. - 10,0%). Однако затем доля кредитов вновь выросла и составила в 2013 г. 21,3%. В ближайшем будущем наибольшие трудности будут связаны с последствиями вступления России в ВТО, что осложнит возможность прямого государственного софинансирования в виде компенсации процентных ставок. Существенной проблемой остается монополизация рынка - основная доля кредитов приходится на ОАО «Россельхозбанк». Поэтому следует развивать рынок банковских услуг на селе, а также прорабатывать альтернативные варианты финансирования.
Необходимо также проводить активную информационно-консультационную работу среди руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций, с тем чтобы облегчить им работу с коммерческими банками.
3. Сельская кредитная кооперация кредитной кооперации ориентирована прежде всего на личные подсобные хозяйства - как товарные, так и нетоварные. Существенная часть Займов, выдаваемых кредитными кооперативами, предназначается для расширенного воспроизводства. Однако относительная неразвитость сельской кредитной кооперации снижает доступность заемных средств для малых сельскохозяйственных товаропроизводителей и фермерских хозяйств. В системе кредитной кооперации отсутствуют механизмы привлечения средств из негосударственных источников, а также механизмы перекредитования между кооперативами. Ориентация на личные подсобные хозяйства уменьшает койечную эффективность займов для сельского хозяйства в целом, поскольку товарность таких хозяйств невысока. Поэтому система сельскохозяйственной кредитной кооперации выполняет скорее социальные, чем экономические функции. Не отказываясь от данного направления деятельности, следует основное внимание обратить на развитие кредитной кооперации на селе, ориентированной на небольшие крестьянские фермерские хозяйства и малые сельскохозяйственные организации. Пока доля кредитной кооперации в общем объеме финансирования сельскохозяйственных товаропроизводителей невелика: в 2012 г. по России - 0,5% всех выданных сельскому хозяйству кредитов и займов. В Тюменской области этот показатель составил 7,1% от средств, полученных из бюджета сельскохозяйственными товаропроизводителями. Опыт данного региона по созданию действенной двухуровневой системы может быть использован другими регионами РФ.
4. Лизинг является распространенным инструментом финансирования расширенного воспроизводства в АПК. Его привлекательность обусловлена более мягкими условиями предоставления по сравнению с банковским кредитом (отсутствие обязательного залога, сниженные требования к финансовым показателям, гибкий график платежей). В результате в 2012 г. общая стоимость имущества, переданного в лизинг сельскому хозяйству Тюменской области, достигла 2 464,3 млн руб., что является максимальной величиной за период с 2006 г. Однако доля сельскохозяйственных организаций среди лизингополучателей постоянно изменяется. Первоначально она выросла с 48,7% в 2006 г. до 74,3% в 2007 г. Потом произошло снижение - до 43,1% в 2010 г. Затем вновь наметилась тенденция к росту: в 2012 г. доля сельскохозяйственных организаций составила 67,9%.
Снижение доли сельскохозяйственных товаропроизводителей среди лизингополучателей совпадает с финансово-экономическим кризисом 2008-2009 гг., что свидетельствует о высокой чувствительности кредитоспособности аграрного сектора к колебаниям конъюнктуры финансового рынка. Кроме того, серьезной проблемой для отрасли является повышенная стоимость ресурсов, привлекаемых с помощью лизинга. Данная ситуация усугубляется фактической монополией, сложившейся на региональном рынке сельскохозяйственного лизинга. Представляется целесообразным изменить систему государственной поддержки лизинга в аграрной сфере, с тем чтобы выделять субсидии напрямую лизингополучателям (вне зависимости от того, услугами какой лизинговой компании они пользуются). В результате в сельскохозяйственном лизинге появится реальная конкуренция, которая приведет к снижению цен и повышению качества услуг, что в конечном итоге будет способствовать повышению эффективности использования средств государственной поддержки. Такая мера жизненно необходима на переходный период, пока не начали в полную силу действовать ограничения прямой поддержки, предусмотренные соглашением с ВТО. Необходимо также развивать лизинг техники и оборудования (поддержка которого не попадает под данные ограничения), предназначенных для предприятий инженерной, энергетической и дорожной инфраструктуры сельской местности, а также для строительства и эксплуатации ирригационных и мелиоративных систем. Развитие данных сфер также положительно скажется на АПК, позволит оказывать поддержку лизинговым компаниям, которые продолжат сотрудничать с сельскохозяйственными товаропроизводителями.
Таким образом, в настоящее время востребован системный подход к развитию финансового обеспечения АПК, который опирается на сочетание государственного и негосударственного финансирования. Успех в этом направлении будет способствовать повышению результативности инвестиций в сельское хозяйство, интенсификации процессов расширенного воспроизводства в отрасли и обеспечению продовольственной безопасности региона.
Литература
1. Аграрный сектор экономики США: монография / под ред. Чернякова Б.А. М.: Институт США и Канады РАН. 1997. 392 с.
2. Аграрная политика / под общ. ред. А.П. Зинченко. М.: КолосС. 2004. 304 с.
3. Беспахотный Г.В. Направления перестройки системы субсидирования сельского хозяйства // Экономика сельскохозяйственных перерабатывающих предприятий. 2006. № 12. С. 1-4.
4. Беспахотный Г.В. Возможности финансирования сельского хозяйства // Экономист. 2006. № 10. С. 88-96.
5. Бурлакова С. Особенности финансирования аграрного сектора стран ЕС // АПК: экономика, управление. 2008. № 10. С. 61-63.
6. Барсукова О.В. Развитие системы кредитования предприятий сферы агропромышленного комплекса // Финансы и кредит. № 41. 2011. С. 59-64.
7. Волков И.В., Шарова Н.М. Создание благоприятных условий для использования заемных средств в воспроизводстве сельскохозяйственной деятельности // Финансы и кредит. 2013. № 36. С. 41-46.
8. Маслова В., Кузнецова Н. Особенности инвестиционного развития сельского хозяйства // АПК: экономика, управление. 2011. № 11. С. 41.
9. Маслова В.В. Воспроизводство и финансовые отношения в аграрном секторе экономики. М.: Восход-А. 2009. 364 с.
10. Трушин Ю.В. О роли системы кредитования в экономическом регулировании сельского хозяйства. М.: Восход-А. 2010.49 с.
11 Янбых Р.Г. Особенности аграрной кредитно- финансовой политики в странах с переходной экономикой // Деньги и кредит. 1998. № 9. С. 37-42.
12. Benjamin С., PhimisterE. Does Capital Market Structure Affect Farm Investment? A Comparison using French and British Farm-Level Panel Data //American Journal of Agricultural Economics. 2002. № 4.