Кужугет Т.К.,
кандидат юридических наук,
доцент кафедры уголовного права и процесса
Тувинского государственного университета, г. Кызыл,
Ооржак А.О.,
преподаватель кафедры уголовного права и процесса
Тувинского государственного университета, г. Кызыл,
Сарыглар Ш.В.
студент 5 курс 113 группы ЮФ
Тувинского государственного университета, г. Кызыл,
Тувинский государственный университет, г. Кызыл
Вестник Тувинского государственного университета. Социальные и гуманитарные науки
№1 2018
В статье систематизируются способы уклонения от уплаты акцизов по элементам: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговые льготы; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.
Экономическая политика любого государства направлена на обеспечение материальными ресурсами, в частности финансовыми ресурсами, для стабильного функционирования системы всего государства. Большая доля доходной части бюджета обеспечивается за счет поступления налогов.
В этой связи в ежегодном послании президента В.В. Путина Федеральному собранию рассматриваются вопросы усовершенствования налоговой системы страны. Президент очень часто предопределяет российскую налоговую политику будущего, в частности, уточняет свое видение на 2017-2018 годы и вносит конкретные предложения Правительству Российской Федерации.
Из множества предложений и идей, которые указаны в посланиях, представителей правоохранительных органов больше всего, конечно же, интересуют положения, связанные с неуплаченными налогами. В послании Президента Федеральному собранию на 2016 год отмечено, что только «из-за «серых» схем при уплате таможенных сборов, акцизов на алкоголь, табак и горюче-смазочные материалы бюджет ежегодно теряет сотни миллиардов рублей. Это прямое воровство» [1].
В этой связи, кратко раскрывая исторические аспекты акцизов, попытаемся систематизировать способы уклонения от уплаты акциза с учетом его формирования юридического состава [2].
Из числа перечисленных видов платежей таможенные сборы (за хранение, сопровождение, оформление товаров) большого вреда не составляют, а наиболее криминальным является налог, так называемый «акциз».
Подакцизными товарами в соответствии со статьей 181 НК РФ признаются:
Акциз, как один из наиболее эффективных, доказавших в историческом плане, свою полезность и целесообразность видом налога, является удачным инструментом пополнения бюджетов различного уровня.
В историческом плане, акцизы существовали еще в Древней Руси. Летописи свидетельствуют, что именно с корчемного дела в России началась история акцизных сборов: владельцы заведений уплачивали князьям так называемую «бражную пошлину» или «медовую дань» [3].
Первое упоминание о наименовании «акцизы» прослеживается в Откупной системе (XV-XVI вв.) князя Ивана III, который ввел систему косвенных налогов, взимавшийся через механизм откупов и пошлин, важнейшими из которых были винные и таможенные.
Наибольшее значение в России винные откупа приобрели в XVIII веке- XIX веке. Доходы казны от питейного налога составляли свыше 40% объема всех налогов бюджета страны. Винные откупа - это система взимания косвенных налогов, при которой право торговли вином отдаётся на откуп частным предпринимателям [4].
Советская власть, национализировавшая крупное производство, в ноябре 1918 г. заменила акцизы начислениями к цене соответствующих товаров (и пополнила их перечень, в частности, нитками и тканями) [5].
Крах советской системы означал необходимость воссоздать систему косвенных налогов заново. В начале 1992 г. появился закон «Об акцизах». Список акцизов включал, наряду с алкогольной продукцией, табачными изделиями и легковыми автомобилями, также шоколад, меховые изделия и одежду из натуральной кожи, автомобильные шины, изделия из хрусталя и фарфора, ковры, икру и рыбные деликатесы, ювелирные изделия. Вскоре появились акцизы на нефть и природный газ, просуществовавшие соответственно до 2002 г. и 2004 г. По состоянию на 2005 г. список подакцизных товаров включал: спирт и алкогольную продукцию, табачные изделия, легковые автомобили и мощные мотоциклы, бензин, дизельное топливо и моторные масла. В первые годы XXI века взимание акцизов обеспечивало 10-ю часть налоговых доходов [6].
Как мы видим, в историческом аспекте акцизы были и являются одним из основных источников дохода государства.
Размер и характер вреда от неуплаты акцизов составляют огромные цифры. Об этом свидетельствует следующий пример. Производство незаконной контрафактной алкогольной продукции в Подмосковье, где сотрудники ГУ МВД России по Московской области при проведении оперативно-розыскных мероприятий выявили цех по незаконному изготовлению алкогольной продукции. По результатам мероприятия полицейскими изъято более 120 тысяч бутылок немаркированной алкогольной продукции - водки и коньяка под логотипами известных марок, около 640 тысяч бутылок пустой стеклянной тары, около 400 тысяч единиц специальных федеральных марок с признаками подделки. Следственным управлением МУ МВД России «Ногинское» возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 171.3 Уголовного кодекса Российской Федерации [7].
Современное состояние борьбы с преступлениями показывает, что способы уклонения от уплаты акцизов становятся более труднораскрываемыми и поэтому они нуждаются в научном исследовании, прежде всего с позиции криминалистики [8].
Одной из форм исследования является криминалистика, где деятельность субъектов уголовного преследования, в частности, связана с изучением криминалистический характеристики преступлений, то есть систематизацией криминалистически значимой информации о преступлении. В нашем случае речь идет о систематизации криминалистически значимой информации о налоговом преступлении.
Идею системности относят к базовым для криминалистической методики расследования преступлений ввиду сложности объекта ее исследования, поскольку применение системного подхода наиболее целесообразно для анализа сложноорганизованных объектов [9], в частности, организационные и правовые проблемы налогового преступления. Следует отметить, что каждый налог имеет сложную структуру налогообложения. Поэтому структура процесса налогообложения нуждается в исследовании, прежде всего, с позиции криминалистической науки.
В рамках данной статьи попытаемся сложную структуру носителей криминалистически значимых сведений систематизировать по юридическим составам налога.
В этой связи в данной статье предлагаем расследование преступлений, связанных с неуплатами платежей провести с учетом систематизации юридического состава акциза. Нами выделены возможные носители криминалистически значимых сведений и систематизированы в следующей последовательности:
Ниже ознакомимся с кратким содержанием каждого их них [5;10;11;12]. В скобке указаны часто встречаемые способы уклонения от уплаты акцизов.
Налогоплательщик - юридическое или физическое лицо, на которое возложена юридическая обязанность по уплате акциза из собственных средств или средств налогоплательщика (подставные лица, представители «однодневки» и др.).
Элементы юридического состава акцизов:
Для решения криминалистических задач необходимо исследовать структуру налогообложения, то есть объектов налоговых искажений. Содержание их заключается в широком смысле в фальсификации юридических и экономических принципов налогообложения, в узком - несоблюдении нормы структурных элементов налогообложения, установленного налоговым законом.
Основной задачей изучения налогообложения является установление заведомо ложных сведений в структуре процесса налогообложения расследуемого налогового преступления. Это является поводом к началу дискуссии. При этом использование криминалистического знания о налоге должно занимать исключительно важное место в расследовании налоговых преступлений. По утверждению Н.Т. Ведерникова, криминалистическое знание должно стать разновидностью специального познания - «адаптированной криминалистикой»[14].
Без криминалистического знания о структуре процесса налогообложения, затруднительно: а) разработка научно-обоснованной методики расследования данной категории уголовных дел; б) принятие окончательного варианта законодательной конструкции налоговых статей; в) понимание содержания обстоятельств доказывания по налоговым преступлениям; г) достижение конечной цели уголовного преследования. Термин «криминалистическое знание о структуре процесса налогообложения» можно заменить словами «криминалистическое налоговедение»[15], так как они имеют одинаковое смысловое значение.
Налоговая реформа в России продолжается. Продолжает совершенствоваться работа органов, в задачу которых входит выявление и расследование налоговых преступлений. Эффективная борьба с налоговой преступностью возможна лишь на основе единой комплексной и четкой Федеральной программы борьбы с налоговой преступностью. Ее можно разработать в дополнение одобренных Правительством РФ Основных направлений налоговой политики на 2017-2018 годы. Такая Программа должна содержать решение всех основных вопросов, касающихся уголовно-правовых, административных и финансовых санкций за совершение налоговых правонарушений. Эти положения должны согласовываться с соответствующими нормами уголовно-процессуального, гражданско-процессуального, гражданско-правового и оперативно-разыскного характера, нормами налогового законодательства. Неотъемлемыми в данной Программе должны быть криминалистические исследования и рекомендации, направленные на эффективное выявление и расследование налоговых преступлений.
Библиографический список
1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.12.2016 «Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию» // «Парламентская газета», N 45, 0208.12.2016.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации 31 июля 1998 года N 146-ФЗ редакция 2017 года
3. Борцова Т. Веселие на Руси // Гарант. - Режим доступа: http://www.garant.ru/article/591542/.
4. Миллер Н.В. История налогообложения в России // Вестник Омского университета. 2013. №1. с. 21 http://dipmall.ru/stati/istoriya-aktsizov.
5. Челышева О.В., Феськов М.В. Расследование налоговых преступлений. СПб., 2001. С.11-27.
6. Карпович В.Е. Акцизы: за и против // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 25. с. 102.
7. https://ru.wikipedia.org/wiki/Соляной_бунт.
8. Приказ Генпрокуратуры России, ФНС России, СК России № 286 ММВ -7/2 232@ /675//50 от 08.06.2015г.; сайт МВД России: mvd/ru
9. Лекторский В.А., Швырев В.С. Актуальные философско-методические проблемы системного подхода // Вопросы философии. 1971. № 1.С. 152.
10. Содержание структурных элементов налога рассмотрено с позиции налогового законодательства.
11. Белых В.С., Винницкий Д.В. Налоговое право России. М., 2004. С. 232-247.
12. Минаев А.В. История становления и развития уголовно-исполнительной системы на территории современной Республики Тыва (1921-2017 гг.): монография / А.В. Минаев, К.К. Серен-Чимит, Д.И. Кечил. Кызыл: Изд-во ТувГУ, 2017. 119 с.
13. Согласно НК РФ и мнению Г.С. Пепеляева вспомогательным элементом налогообложения является налоговая льгота. В данной диссертации налоговая льгота включена в число носителей криминалистически значимых сведений.
14. Ведерников Н.Т. Формы использования специальных познаний в уголовном судопроизводстве и пути их развития. Сб. статей. Томск, 1988. С.188.
15. Кужугет Т.К. Криминалистическое налоговедение - как отрасль криминалистики. Научные труды Тывинского государственного университета Кызыл. Выпуск 5, Т.2. 2008. С.222-225.